Документирование деятельности Тюменского областного совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов в 1958–2000 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №13 (303) март 2020 г.

Дата публикации: 27.03.2020

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Гришина, О. О. Документирование деятельности Тюменского областного совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов в 1958–2000 гг. / О. О. Гришина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 180-187. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68375/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье на основе имеющихся в Государственном архиве социально-политической истории Тюменской области (Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГБУ ТО ГАСПИТО)) документов рассмотрены отдельные аспекты документирования деятельности Тюменского областного совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР).

Ключевые слова: областной совет, общественная организация, документ, Всероссийское общество изобретателей, документ Фонда, Тюмень.

ВОИР является общественной организацией, которая изначально была создана как Всесоюзное общество изобретателей — ВОИЗ, первый съезд которого прошел в Москве в период с 15 по 20 января 1932г. В 1938 году ВОИЗ прекратило свое существование по причине сталинских репрессий, разгар которых пришёлся на 1937–1938 гг. С 1938 г. на долгих два десятилетия ВОИЗ прекратил свою деятельность. После победы в Великой Отечественной войне требовались громадные усилия по восстановлению народного хозяйства, по этой причине новое руководство страны стремилось поддержать отечественных изобретателей, без которых невозможен технический прогресс.

В декабре 1957 г. в Свердловске состоялась областная конференция изобретателей, рационализаторов и новаторов производства. Ее участники составили обращение ко всем изобретателям и рационализаторам СССР с призывом развернуть на каждом производстве массовое движение изобретателей и рационализаторов. Так называемая, «общественная инициатива» была поддержана руководством Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС), принявшим в январе 1958 г. Постановление Президиума ВЦСПС «О работе профсоюзных организаций по распространению патриотического начинания рационализаторов, изобретателей и новаторов производства промышленности, транспорта и строительства Свердловской области за ускорение темпов технического прогресса и увеличение производительности труда» [13].

Теперь изобретатели и рационализаторы стали работать под руководством профсоюзов. Решением Президиума Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) от 17 января 1958 г. было создано Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), которое стало преемником ВОИЗа [11]. Было установлено, что ВОИР строится по территориально-производственному принципу. Основой ВОИР являются первичные организации на предприятиях, в научно-исследовательских и проектных институтах, в учреждениях, технических учебных заведениях и других организациях. ВОИР имеет единые руководящие органы в областях, краях, республиках и Центральный совет. Выборные органы ВОИР проводили свою работу под руководством соответственно фабрично-заводских и местных комитетов, областных, краевых и республиканских советов профсоюзов, а Центральный совет — под руководством ВЦСПС. Средства ВОИР состояли из вступительных и членских взносов его членов, а также из отчислений государственных предприятий и учреждений, общественных и других организаций [12].

После распада СССР в 1991 г. ВОИР возродилось как Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР) и действует по настоящее время. Так, 25 октября 2016 г. состоялся внеочередной съезд ВОИР, на котором были переизбраны руководящие органы Общества, а также обновлен кадровый состав Центрального совета; 1 июля 2017 г. прошёл VI съезд Общества, посвящённый 85-летию ВОИР. Приветственную телеграмму его участникам прислал Президент РФ В. В. Путин, который высоко оценил вклад отечественных новаторов в инновационное развитие экономики страны, пожелал дальнейших успехов. На съезде была утверждена новая редакция Устава Общества, принята Программа развития ВОИР на период 2017– 2022 гг., переизбраны руководящие органы [11].

Первоначальный Устав ВОИР утвержден II съездом ВОИР 29 ноября 1963 г., частичные изменения и дополнения внесены III съездом ВОИР 23 мая 1968 г., IV съездом ВОИР 2 марта 1973 г. и V съездом ВОИР 6 апреля 1978 г., VI съездом ВОИР 27 мая 1983 г.). Согласно Уставу, ВОИР является добровольной массовой организацией, объединяющей рабочих, колхозников, инженерно-технических и научных работников, специалистов сельского хозяйства, служащих, учащихся, принимающих участие в изобретательстве и рационализации, а также содействующих их развитию; ВОИР проводит свою работу под руководством Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов, в тесном контакте с Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, министерствами, государственными комитетами, ведомствами, Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодежи, научно-техническими обществами, организациями общества «Знание», другими государственными и общественными организациями [12].

Важно отметить тот факт, что создание массовых организаций по мобилизации населения на выполнение масштабных планов социалистического строительства (научно-технические общества (НТО), Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (с 1963 г. общество «Знание), ВОИР и пр.) только выглядело как инициатива «снизу», как создание самодеятельных общественных объединений. На деле все эти объединения были четко вписаны в систему управления и всецело контролировались партийно-государственными структурами. Указанные организации имели схожую организационную структуру и централизованную систему управления. Таким образом, реализация очередного «общественного почина» воплотилась в создание в начале 1958 г. Общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) [13].

Руководство этой структурой было поручено ВЦСПС. Ранее, в 1954 году на ВЦСПС была возложена ответственность за деятельность научно-технических организаций (НТО) в стране. Таким образом, в стране выстраивалась централизованная система управления новаторским движением, включавшая государственные структуры и массовые объединения граждан. Профсоюзные и хозяйственные организации должны были в короткие сроки наметить конкретные мероприятия по изысканию дополнительных ресурсов производства по внедрению в народное хозяйство ценных научных открытий и технических достижений.

В Постановлении Президиума ВЦСПС от 17 января 1958 г. «О создании Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов» указывалось, что ВОИР создается «в целях более широкого привлечения рабочих, ИТР и служащих к активному участию в дальнейшем развитии изобретательства и рационализаторства, усиления общественного контроля за внедрением изобретений и рационализаторских предложений и оказания действенной помощи изобретателям, рационализаторам, новаторам в их творческой работе». Перед Оргкомитетом была поставлена задача организовать Общество таким образом, чтобы вовлечь как можно больше трудящихся в техническое творчество. Важной функцией Общества провозглашалось осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства в области изобретательства и рационализаторства. Таким образом, идеи мобилизации научно-технической интеллигенции к решению проблемы ускорения научно-технического прогресса и реализации его достижений, а также сближения инженерно-технических работников и рабочих-новаторов путем создания массовых организаций подконтрольных Правительству, в очередной раз оказались востребованными. Разница с предыдущим периодом (до 1954 г.) состояла в том, что теперь вся система была жестко централизованной [13].

Создание ВОИР и общего координирующего центра было насущной необходимостью, поскольку одной из серьезных проблем децентрализованного управления изобретательской и рационализаторской деятельностью был крайне слабый обмен опытом между предприятиями, в результате чего имелись случаи, когда на предприятии рационализаторы работали над той темой, которая уже была решена на другом, подчас даже соседнем предприятии.

Кроме того, отсутствие реального контроля над проведением экспертизы и внедрением рационализаторских предложений, отсутствие общественного контроля приводило к частым нарушениям прав изобретателей и рационализаторов. Основой Общества являлись первичные организации на предприятиях, стройках, научно-исследовательских институтах и т. д. Оргкомитеты по созданию региональных структур Общества были образованы в республиках, областях и краях в первые же месяцы его существования.

Порядок финансирования ВОИР был определен в совместной инструкции Министерства финансов СССР, ВЦСПС и Государственного банка СССР от 11 июня 1958 г.. Финансирование должно было производиться за счет предприятий путем отчисления ими в пользу Общества средств в размере 0,5 % от суммы годовой экономии, с которой определялась общая сумма причитающегося к выдаче авторского вознаграждения за принятые и внедренные изобретения, технические усовершенствования и рационализаторские предложения. Члены Общества платили вступительный взнос в размере 1 руб. и членские взносы в размере 2 руб. в квартал. Данные средства должны были оставаться полностью в распоряжении первичных организаций.

Оргбюро Тюменского Областного Совета ВОИР при Областном Совете профсоюзов (Облсовпрофе) было создано постановлением Президиума Тюменского Облсовпрофа 05 марта 1958 г. на основании постановления Президиума ВЦСПС от 17 января 1958 г. [10]. Постановлением Президиума Тюменского областного совета профсоюзов от 06 мая 1958 г. тов. Перевозчиков Николай Ильич с 10мая 1958 г. был назначен председателем Тюменского оргбюро ВОИР. Штатное расписание Тюменского областного оргбюро совета ВОИР утверждено в количестве 4 единиц (в том числе, председатель с окладом 1500 рублей в месяц, старший инженер с окладом 900 рублей в месяц, инженер с окладом 800 рублей в месяц, старший бухгалтер с окладом 850 рублей в месяц (оклады до деноминации).

Первая конференция членов Общества на территории Тюменской области состоялась 7 августа 1958 г. С 1963 по 1964 г. Общество существовало в виде двух областных организаций ВОИР: промышленной и сельской. В соответствии с постановлением V пленума ВЦСПС от 27 ноября 1964 г. и президиума Центрального Совета ВОИР от 1 декабря 1964 г. восстановлена единая областная организация ВОИР, объединяющая всех членов общества, работающих как в промышленности, так и в сельском хозяйстве [3].

С 21 марта 1991 г. Общество существует как Тюменская областная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. В соответствии с решением II съезда ВОИР, который прошел 11 декабря 1996 г., на основании постановления областного совета от 24 декабря 1996 г. организация переименована в Тюменскую областную организацию общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» [5].

Учредителем Тюменской областной организации является Общественная организация Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов.

Следует отметить, что в настоящее время деятельность Тюменской областной организации Общественной организации ВОИР продолжается, но уже не так активно и масштабно, как это происходило в исследуемый период.

Так, согласно информации, содержащейся в настоящее время в Едином государственном реестре юридических лиц, данная организация действует на основании Устава общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов», расположена по адресу: г.Тюмень, ул.Республики, д.55, офис 216. В качестве основного вида деятельности указана «Деятельность профессиональных членских организаций». В качестве дополнительного вида деятельности указана «Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки». Тюменская областная организация Общественной организации ВОИР не имеет своего официального сайта в сети интернет, но на официальном сайте Общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» Тюменская областная организация представлена в качестве одной из региональных организаций ВОИР [11]. В открытых источниках размещен отчет о деятельности Общества (https://www.list-org.com/company/269898) (https://sbis.ru/), согласно которому за 2018 год численность персонала Общества составила 4 чел., выручка от реализации составила 2041,0 тыс. рублей, при себестоимости продаж в сумме 2056,0 тыс. рублей, убыток составил 15,0 тыс. рублей. В качестве основного заказчика указано Государственное автономное учреждение Тюменской области «Западно-Сибирский инновационный центр».

Деятельность Тюменской областной организации ВОИР по выполнению его целей и задач документировалось на протяжении всего исследуемого периода.

Документы Фонда № 3990 «Тюменский областной совет общественной организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов» (далее — Фонд) содержат 453 единиц хранения. В Фонде имеется одна Опись № 1 дел постоянного хранения. Дела сформированы по номинальному признаку (то есть в дело включают документы, имеющие одно и то же название вида или разновидности) и хронологическому принципу, документы находятся в удовлетворительном состоянии.

В Фонде хранятся документы за период с 1 января 1958 по 31 декабря 2010 г. Анализ документов Фонда позволяет получить представление об особенностях ведения делопроизводства, о наличии унифицированных форм отдельных документов, особенностях оформления документов, о штатной численности, о функциях и направлениях деятельности Областного Совета ВОИР по развитию изобретательства и рационализации в Тюменской области, о соблюдении установленной Уставом ВОИР периодичности проведения заседаний органов управления Тюменского Областного Совета ВОИР.

Документы Фонда № 3990 представлены на традиционном (бумажном) носителе, в Фонде имеются рукописные документы, документы, изготовленные с помощью пишущей машинки, а также фотодокументы. Документы Фонда № 3990 являются документами постоянного срока хранения, являются несекретными, имеются подлинники документов и копии. Фонд включает в себя и внутренние (приказы, протоколы и пр.) и внешние (письма и пр.) документы.

В документах, которые отложились в Фонде, можно выделить следующие группы документов:

1) документы Тюменского областного совета ВОИР;

2) документы первичных организаций Тюменского областного совета ВОИР;

3) материалы совместных мероприятий Тюменской организации ВОИР с другими организациями.

Первая группа — это документы Тюменского областного совета ВОИР, которые составляют основной массив документов Фонда и представлены следующими документами:

Документы органов управления Тюменской областной организации ВОИР, из них:

– Протоколы конференций членов Общества;

– Материалы пленумов Тюменского областного совета ВОИР;

– Протоколы, постановления пленумов Тюменского областного совета ВОИР;

– Протоколы, постановления заседаний Президиума Тюменского областного совета ВОИР;

– Протоколы заседаний Бюро Тюменского областного совета ВОИР;

– Годовые планы работы и отчеты о работе Тюменского областного совета ВОИР;

– Бухгалтерская и статистическая отчетность, бухгалтерские документы;

– Финансовые документы, в том числе, сметы, бюджеты, отчеты об их исполнении;

– Информационно–справочная документация, в том числе различные справки, информации, акты проверок, различная отчетность и пр. (в частности, брошюры о лучших использованных технических решениях, представленных на областные конкурсы, отчеты о творческих командировках членов ВОИР по обмену опытом; справки, акты по проверке состояния изобретательской и рационализаторской работы в первичных организациях ВОИР, докладные записки о творческих командировках членов ВОИР по обмену опытом работы и пр.).

– Переписка по основной деятельности Тюменского областного совета ВОИР.

Во вторую группу документов входят документы первичных организаций Тюменского областного совета ВОИР, которые имеются в Фонде, и к которым можно отнести годовые статистические отчеты первичных организаций ВОИР об итогах выборов совета ВОИР (форма № 1); о состоянии и расходовании вступительных и членских взносов (форма № 3); о составе организаций и развитии технического творчества(форма № 8); а также справки, рапорты, информации по итогам социалистического соревнования первичных организаций ВОИР.

Третью группу документов Фонда составляют материалы совместных мероприятий Тюменской организации ВОИР с другими организациями, которые представлены, в частности, Протоколом совместного пленума правления областной организации общества «Знание», областных советов НТО, ВОИР и Тюменского ЦНТИ, а также материалами II объединенного пленума Тюменского областного совета научно — технических обществ (НТО) и ВОИР.

В ходе исследования были рассмотрены отдельные виды документов Фонда (организационно-правовые, распорядительные документы, финансовые и отчетные документы, информационно-справочные документы и пр.), проанализирована имеющаяся в них ретроспективная информация, а также рассмотрены особенности оформления отдельных реквизитов документов. Указанный видовой состав документов фонда определен в соответствии с современной классификацией документов по видам.

Рассмотренные документы содержат информацию о проблемах, которые приходилось решать данной общественной организации, эти документы отражают ежедневную деятельность, касающуюся взаимодействия Областного Совета ВОИР с первичными организациями, с органами власти, по вопросам расширения сферы деятельности данной общественной организации патентной, выставочной, консультационной деятельности.

Следует отметить, что особенности оформления отдельных документов обусловлены тем, что в исследуемом периоде имели место отдельные негласные правила оформления документов, их отдельных реквизитов, а также написания отдельных букв, цифр, символов. Наличие этих негласных правил — это способ использования ограниченных возможностей печатных машин, на которых изготавливались документы. Например, в документах встречаются отдельные нерасшифрованные аббревиатуры, отдельные символы, смысл которых можно понять только из контекста документов (вместо скобок используется знак «косая черта», символ «"» означает повторяющийся выше текст, вместо знака «ъ» стоят кавычки (об”единение) Написание в документах римских цифр производится путем их имитации при помощи прописных букв русского алфавита (например, месяц «июль» указан в виде имитации римских цифр «VII» прописными буквами «УП»), вместо реквизита «Дата» может быть указана последняя цифра г. и пр.

В качестве организационно-правового документа в составе Фонда имеются штатные расписания. Так, в делах Фонда имеется штатное расписание Тюменского областного совета ВОИР на 1959 год, которое содержит штатную численность в количестве 3 единиц, в том числе, председатель с окладом 1500 рублей в месяц, старший инженер с окладом 900 рублей в месяц, старший бухгалтер с окладом 850 рублей в месяц (оклады до деноминации). Также в делах Фонда имеются штатные расписания Тюменского областного совета ВОИР на 1960 год, на 1961 год, на 1962 год, которые содержат штатную численность в количестве 3 единиц, в том числе, председатель с окладом 150 рублей в месяц, старший инженер с окладом 90 рублей в месяц, старший бухгалтер с окладом 85 рублей в месяц (оклады после деноминации). Штатное расписание от 11 февраля 1964 г. уже не содержит должность старшего инженера, вместо нее имеется должность секретаря [2].

Деятельность руководящих органов Общества отражается в распорядительных документах, издаваемых ими. Распорядительные документы в делах Фонда представлены в основном постановлениями Президиума Тюменского областного совета профсоюзов, постановлениями оргбюро Тюменского областного общества ВОИР и Президиума Тюменского областного Совета общества ВОИР.

Исследованные распорядительные документы Общества дают подробную информацию о формировании первичных организаций Общества, о текущей повседневной деятельности Общества по решению стоящих перед ним задач по организации соревнования изобретателей и рационализаторов, по проведению проверок организации работы в первичных организациях ВОИР и пр.

Например, исследуя документы Фонда, можно сделать вывод о том, что создание первичных организаций Общества в нашей области происходило достаточно медленно и трудно. Так, в документах Фонда имеется проект постановления оргбюро Тюменского областного общества ВОИР «Информация о ходе создания первичных организаций общества рационализаторов и изобретателей на предприятиях лесной, пищевой, местной промышленности». Данный проект документа посвящен тому, что после анализа ситуации на предприятиях по созданию первичных организаций общества рационализаторов и изобретателей, был сделан вывод о том, что оргбюро считает неудовлетворительной работу обкомов профсоюзов рабочих лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности по выполнению решения президиума Облсовпрофа от 23 мая 1958 г. «О создании и проведении выборов руководящих органов ВОИР». В документе изложено указание руководителям указанных обкомов профсоюзов закончить работу по созданию первичных обществ на предприятиях до 15 июля 1958 г.

В постановлении объединенного пленума Тюменского областного совета ВОИР и областного межотраслевого совета научно-технических обществ (НТО) от 25 декабря 1961 г. «О задачах организаций ВОИР и НТО области по выполнению решений XXII съезда Коммунистической партии Советского Союза (КПСС)» указано, что на современном этапе возрастает роль научно — технических обществ и обществ рационализаторов и изобретателей в решении вопросов технического прогресса, отмечена хорошая работа таких предприятий Тюмени, как ТЭЦ, заводы судостроительный, аккумуляторный, «Механик», Строймаш, фанерокомбинат, отделение железной дороги, овчинно-меховая фабрика, фабрика модельной обуви и др. Вместе с тем, указано на недостатки в работе ряда советов ВОИР по организации социалистического соревнования, по скорейшему внедрению в производство изобретений, например, Заводоуковского, Тобольского, Ханты-Мансийского леспромхозов, Весового завода, завода Пластмасс, ДОК «Красный Октябрь, сетевязальной и сапоговаляльной фабрик и др. В постановлении указано на необходимость проанализировать причины невыполнения обязательств 1961 г. и развернуть соревнование за внесение в фонд имени Семилетки в 1962 году пяти миллионов рублей.

В делах Фонда имеются также постановления Президиума Тюменского областного Совета ВОИР, который руководил работой Тюменской организации ВОИР в период между заседаниями Областного Совета ВОИР. Например, в постановлении Президиума Тюменского Областного Совета ВОИР от 23 февраля 1961 г. «О ходе выполнения социалистических обязательств по созданию рационализаторского фонда имени Семилетки на лесобазе «Тура», указано, что коллектив данного предприятия добился определенных успехов в деле развития рационализации и изобретательства. При этом отмечено, что имеются факты волокиты с выплатой авторского вознаграждения, что тормозит развитие творческой мысли рационализаторов предприятия. В качестве рекомендации было предложено улучшить руководство рационализаторской деятельностью и сформировать рационализаторский фонд имени Семилетки.

В постановлении Тюменского Областного Совета ВОИР от 25апреля 1985 г. «О состоянии изобретательской и рационализаторской работы в Ноябрьской нефтегазоразведочной экспедиции объединения «Обънефтегазгеология» указанно на недостатки в организации изобретательской и рационализаторской работы на данном предприятии, работа признана неудовлетворительной и рекомендовано руководству предприятия разработать мероприятие по устранению всех недостатков.

Заседания руководящих органов Общества протоколировались. Все вопросы, которые решала данная общественная организация, обсуждались на конференциях и заседаниях президиума, пленумов. Поэтому наиболее информативным документом является протокол. В Фонде имеются также протоколы заседаний первичных организаций ВОИР, созданных на предприятиях и в учреждениях, а также протоколы различных совместных заседаний.

Исследование ретроспективной информации, содержащейся в архивных документах Фонда, позволяет увидеть, какие производственные, инженерные задачи были в тот период актуальны. Например, в делах Фонда имеется протокол заседания Совета ВОИР первичной организации НГДУ «Сургутнефть» имени 50-летия СССР, (место и дата составления: г. Сургут, 28 ноября 1977 г.), повестка которого посвящена вопросу направления в командировку творческой группы из 4 человек для разработки темы: «Закачка ингибитора коррозии в промысловые коммуникации». Совет ВОИР НГДУ провел совещание, на котором обсудил тему командирования и постановил: направить творческую группу из 4 человек, с 23 января 1978 г. сроком на 5 дней в г. Куйбышев [8].

Большую группу документов Фонда составляют финансовые и отчетные документы Общества (бухгалтерские, финансовые документы, бюджеты, сметы, отчеты об исполнении смет статистическая бухгалтерская, финансовая, ведомственная отчетность и пр.). Указанные документы дают представление о порядке осуществления финансовой деятельности Общества, а также составления бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности Общества.

В частности, данная группа документов представлена имеющимися в Фонде сметами расходов. Например, Смета административно-хозяйственных расходов Областного совета ВОИР на 1962 год утверждена в сумме 8950 рублей, из них, в частности предусмотрено на оплату труду работников списочного состава в сумме 3900 рублей, на оплату командировочных расходов в сумме 1500 рублей, на оплату труда нештатных работников (проведение лекций, семинаров, выставок, выплаты советам первичных организаций и пр.) в сумме 2010 рублей.

Система отчетной документации включает документы, с помощью которых реализуется управленческая функция контроля за деятельностью организации. Контроль как функция управления заключается в количественной и качественной оценке результатов деятельности организации. Система отчетной документации включает статистическую, бухгалтерскую, а также ведомственную отчетность. Ведомственная отчетность Общества представлена большим количеством разновидностей документов, в частности, отчет о научно-исследовательской работе, отчет о командировке, отчет о работе структурного подразделения и др. В материалах Фонда имеется отчетная документация по конкурсам по изобретательству и рационализации. Например, имеется справка формы № 1 о результатах проведения Всесоюзного социалистического соревнования коллективов предприятий и организаций Министерства нефтяной промышленности за достижение лучших показателей по рационализаторской и изобретательской работе. Данная справка представлена в Областной Совет ВОИР трестом «Юганскнефтегеофизика». Согласно данной справке, вышестоящей организацией данного треста является управление «ЗСНГФ» (аббревиатура не расшифрована, но из текста документа можно предположить, что ЗСНГФ — это Запсибнефтегеофизика), общая численность работающих составляет 821 человек, из них, 150 человек- члены ВОИР. Приведены показатели за предыдущий год и за рассматриваемый, при этом не указано, за какой именно год предоставлена информация.

В делах Фонда имеется отчет о результатах конкурса на лучшее предприятие по изобретательству и рационализации за период с 1 февраля по 1 июля 1966 г. по Базе приемо–транспортного флота города Тобольска. Из текста документа можно узнать о количестве поступивших рационализаторских предложений, а также о количестве принятых и внедренных предложений [4].

К информационно-справочным документам организации относится большой массив документов, которые обслуживают процесс принятия управленческих решений. Указанные документы участвуют в сборе и обработке необходимой информации, и в частности включают: акты, выписки из протоколов, справки, заявления, объяснительные записки и др. Так, например, в Выписке по решению Совета ВОИР Завода «Тюменьсельмаш» от 18 августа 1978 г. содержится информация о рассмотренном вопросе товарища Рынденко В. Н., о просьбе члена совета ВОИР направить его в творческую командировку в г. Ташкент в НПО «Технолог». В тексте документа имеется постановление о том, чтобы ходатайствовать перед Областным Советом ВОИР о направлении старшего инженера отдела механизации и автоматизации тов. Рынденко В.Н в творческую командировку за счет средств Областного Совета, указаны сроки пребывания в количестве 7 дней, и цель командировки для выполнения задания руководства завода. Также имеется примечание о том, что задание на командировку прилагается. Документ подписан должностным лицом: Председателем Совета ВОИР завода «Тюменьсельмаш» В. Ивановым [7].

Имеющаяся в документах Фонда пояснительная записка о проделанной работе Тюменского областного Совета Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов за II полугодие 1959 г. оформлена для предоставления отчета, в качестве справочной информации, содержит информацию о том, что Областной совет ВОИР строил свою работу в свете решений XX1 съезда КПСС, июньского Пленума ПК КПСС, XII съезд профсоюзов, первого Всесоюзного съезда изобретателей и рационализаторов. Совместно с партией и профсоюзными организациями были проведены собрания рационализаторов по обсуждению задач, вытекающих из решений июньского Пленума ЦК КПСС. Совместно с обществом по распространению политической и научных знаний были разработаны циклы лекций по реализации решений июльского Пленума ЦК КПСС среди рационализаторов, изобретателей и новаторов производства. Отмечено, что после июньского Пленума ЦК КПСС значительно оживилась творческая активность рационализаторов, усилился приток рационализаторских предложений, увеличилось число внедренных предложений, возросла массовость рационализаторского движения по сравнению с первым полугодием 1959 г.. Документ подписан Председателем оргбюро общества ВОИР» Н.Перевозчиковым [1].

В документах Фонда имеется такая разновидность документа, как техническое задание на командировку. Например, утвержденное Главным инженером НУБР–I В.Токаревым техническое здание информирует о цели командировки, а именно, во время командировки необходимо было изучить и подобрать информацию и материалы по применению трубного пластоиспытателя КИИ 2–Гроз Уфнии–146, применяемых в Нефтеюганском УБР-I, а также изучить технику и технологию испытания скважин трубными пластоиспытателями. Техническое задание выдано старшему инженеру ПТО, Е.Васькову [6].

В документах Фонда имеется письмо, которое оформлено на бланке организации, в «шапке» которого указано: Всесоюзное промышленное меховое объединение при Минлегпроме СССР, Тюменская овчинно-меховая фабрика им. С. М. Кирова. Письмо направлено в адрес Областного Совета ВОИР и содержит просьбу со стороны Совета первичной организации ВОИР овчинно — меховой фабрики разрешить им оплатить за счет средств Областного Совета ВОИР три командировки в г. КИРОВ, на кожевенно –меховой комбинат им. Октябрьской революции по обмену опытом. В конце документа имеются данные о должностном лице, подпись, инициалы и фамилия: Председатель Совета ВОИР, рукописная подпись, Ю. Н. Балдин. Реквизит «Дата» в данном письме не заполнен, указанный документ помещен в дело, в котором размещены документы за период с 01.01.1978 по 31.12.1978 [9].

В переписке по основной деятельности Областного Совета ВОИР с предприятиями и организациями, например, имеется письмо от 25 апреля 1997 № 11 Областного Совета ВОИР в адрес администрации города Тюмени с просьбой отменить налог на уборку территории города для Тюменского Областного Совета ВОИР и его первичных организаций, данная просьба обусловлена тем, что Тюменский Областной Совет ВОИР из-за финансовых трудностей находится на грани закрытия. Из имеющихся документов можно сделать вывод, что к концу 90-х годов Областной совет ВОИР в силу сложившихся в этот период обстоятельств постепенно сворачивал свою деятельность.

Таким образом, исследование информационного потенциала документов Областного Совета ВОИР позволяет заглянуть в тот период истории страны, когда происходило зарождение и массовое общественное движение рационализаторов и изобретателей в нашей стране на примере Тюменской области: структура управления, вопросы, которые рассматривались на различных заседаниях органов управления Общества (организация соревнования изобретателей и рационализаторов, обмен опытом и пр.). Имеющийся опыт организации рационализаторской и изобретательской работы можно при необходимости применить и в настоящее время, но, конечно, сделать это можно только с учетом современных реалий.

Основная задача ВОИР — объединение и координация организаций и физических лиц, занимающихся изобретательской и рационализаторской деятельностью, в целях обеспечения инновационного и технологического прорыва в российской экономике, создания условий для её перехода к новому технологическому укладу, уже формирующемуся в мире.

Литература:

  1. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. 3990. Оп.1. Д. 1. Л. 94–102. Годовые бюджеты областного совета ВОИР, штатные расписания и сметы 1958–1963.
  2. ГБУТО ГАСПИТО.Ф.3911.Оп.1. Д.37 Л.1.1964. Штатное расписание, сметы, бюджеты Тюменского областного совета ВОИР.
  3. ГБУТО ГАСПИТО.Ф.3990.Оп 1. Д. 41. Л. 1–2. Протоколы пленумов Тюменского областного совета ВОИР 1965.
  4. ГБУТО ГАСПИТО.Ф.3990. Оп.1. Д.59.Л.195. Квартальные статистические отчеты предприятий по ф. 4НТ о поступлении и внедрении изобретений и рацпредложений 1966.
  5. ГБУТО ГАСПИТО.Ф.3990 Оп 1. Д. 106. Л. 10–11. Годовые статотчеты (ф. 8) о составе общества ВОИР 1971.
  6. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. 3990. Оп.1. Д. 186. Л. 1. Докладные записки о творческих командировках членов ВОИР по обмену опытом работы 1978.
  7. ГБУТО ГАСПИТО.Ф.3990. Оп.1. Д.186.Л.179. Докладные записки о творческих командировках членов ВОИР по обмену опытом работы 1978.
  8. ГБУТО ГАСПИТО.Ф.3990.Оп.1.Д.186.Л.192. Докладные записки о творческих командировках членов ВОИР по обмену опытом работы 1978.
  9. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. 3990. Оп. 1. Д. 189. Л. 57. Документы Тюменского областного совета ВОИР (справки, информации, постановления, итоговые показатели и др.) о ходе и итогах выполнения областного соцсоревнования (I–V группы) в 4 –х томах. Том 2. 1978.
  10. ГУБТО ГАСПИТО. Ф. 3991.Оп. 1. Д. 103. Л.330.
  11. Официальный портал (ВОИР) Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. О ВОИР. Региональные организации ВОИР. URL: http://www.ros– voir.ru/ru/structure– page (дата обращения 28.01.2020).
  12. Доценко А. К. В помощь активу ВОИР: Справочное пособие для профсоюзного актива / Сост. А. К. Доценко.– М.: Профиздат. 1987. С.43
  13. Пинаева Д. А. Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов в системе государственной политики, направленной на ускорение научно–технического прогресса в конце 1950–х –начале 1960–х годов (на примере деятельности Татарского областного совета ВОИР) / Д. А. Пинаева // Научный диалог. 2017. № 10. С. 283
Основные термины (генерируются автоматически): Тюменский Областной Совет, Областной Совет, документ, общественная организация, документ Фонда, Всероссийское общество изобретателей, Тюменская областная организация, постановление Президиума, рационализатор, Тюменская область.


Ключевые слова

общественная организация, документ, областной совет, Всероссийское общество изобретателей, документ Фонда, Тюмень

Похожие статьи

Правовое регулирование инновационной деятельности...

В регионе постановлением Правительства Тюменской области № 338-п от 3 сентября 2012 года

В Реестр включаются сведения об организациях и объектах, созданных для развития инновационной деятельности

5. Постановление Тюменской областной Думы от 20.12.2012...

Научный журнал «Молодой ученый» №13 (303) март 2020 г.

Документирование деятельности Тюменского областного совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов в 1958–2000 гг.

В роли председателя экспертного комитета по экономике Национального фонда подготовки кадров и члена экспертного совета...

Информационная поддержка субъектов малого бизнеса...

Сотрудники Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, Комитета по инновациям Тюменской области, ГБУ ТО «Областной бизнес-инкубатор», ГБУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр»...

История становления института административных комиссий

В дальнейшем административные комиссии при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся были предусмотрены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном...

Трудоустройство инвалидов по видам профессиональной...

3. Общественная организация «Тюменская областная организация Всероссийского общества инвалидов» — 2,5 млн рублей; 4. Белгородская региональная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» — 10,4...

Эстонская диаспора на челябинской земле | Статья в журнале...

Данная работа написана в том числе на основе архивных документов. К 1903–1904 годам в Челябинске и его предместьях жили 167 эстонцев. В 1903 году к ним приезжал лютеранский пастор, отметивший их некую «оторванность» от других эстонских общин в России.

Государственная поддержка АПК юга Тюменской области

Ключевые слова: АПК, Тюменская область, господдержка, отраслевая государственная программа.

При участии областного бюджета модернизируется сушильно-сортировальная база

Основные термины (генерируются автоматически): Тюменская область, сельское...

Борьба тюменских правоохранительных органов с нарушениями...

Стоит отметить, что тюменская советская милиция стала работоспособным органом лишь после освобождения

По постановлению Тюменского губернского исполкома № 64 от 18 июля 1923 г. все частные

Однако стоит отметить, что нередко и сами сотрудники органов тюменской...

Похожие статьи

Правовое регулирование инновационной деятельности...

В регионе постановлением Правительства Тюменской области № 338-п от 3 сентября 2012 года

В Реестр включаются сведения об организациях и объектах, созданных для развития инновационной деятельности

5. Постановление Тюменской областной Думы от 20.12.2012...

Научный журнал «Молодой ученый» №13 (303) март 2020 г.

Документирование деятельности Тюменского областного совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов в 1958–2000 гг.

В роли председателя экспертного комитета по экономике Национального фонда подготовки кадров и члена экспертного совета...

Информационная поддержка субъектов малого бизнеса...

Сотрудники Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, Комитета по инновациям Тюменской области, ГБУ ТО «Областной бизнес-инкубатор», ГБУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр»...

История становления института административных комиссий

В дальнейшем административные комиссии при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся были предусмотрены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном...

Трудоустройство инвалидов по видам профессиональной...

3. Общественная организация «Тюменская областная организация Всероссийского общества инвалидов» — 2,5 млн рублей; 4. Белгородская региональная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» — 10,4...

Эстонская диаспора на челябинской земле | Статья в журнале...

Данная работа написана в том числе на основе архивных документов. К 1903–1904 годам в Челябинске и его предместьях жили 167 эстонцев. В 1903 году к ним приезжал лютеранский пастор, отметивший их некую «оторванность» от других эстонских общин в России.

Государственная поддержка АПК юга Тюменской области

Ключевые слова: АПК, Тюменская область, господдержка, отраслевая государственная программа.

При участии областного бюджета модернизируется сушильно-сортировальная база

Основные термины (генерируются автоматически): Тюменская область, сельское...

Борьба тюменских правоохранительных органов с нарушениями...

Стоит отметить, что тюменская советская милиция стала работоспособным органом лишь после освобождения

По постановлению Тюменского губернского исполкома № 64 от 18 июля 1923 г. все частные

Однако стоит отметить, что нередко и сами сотрудники органов тюменской...

Задать вопрос