Методические приемы по развитию зрительного восприятия у детей с речевыми нарушениями в период овладения навыками чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 12.03.2020

Статья просмотрена: 359 раз

Библиографическое описание:

Романенко, Н. В. Методические приемы по развитию зрительного восприятия у детей с речевыми нарушениями в период овладения навыками чтения / Н. В. Романенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68039/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье автор описывает приемы и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, что важно для формирования навыка беглого и правильного чтения.

Ключевые слова: зрительное восприятие, дети с нарушениями речи, чтение, приемы.

Акт чтения — сложный психофизический процесс, который обеспечивается координацией мыслительной деятельности и особым образом организованной функции зрительного анализатора. «Одной из причин трудностей формирования правильного чтения у детей с нарушениями речи являются нарушения зрительного восприятия, скорости переработки зрительной информация. Для развития зрительного опознавания единиц чтения, что способствует как развитию беглости, так и правильности чтения, используются такие приёмы и упражнения:

  1. На уровне буквы:

– прописывание буквы рукой в воздухе;

– поиск буквы среди других букв (подчеркивание или обводка ее в тексте);

– распознавание наложенных, перевернутых, перечеркнутых букв;

– поиск и подчеркивание слов, которые начинаются с заданной буквы;

– ощупывание буквы и сравнение ее с другими (зрительно и кинестетически);

– тактильное опознание букв, изготовленных из наждачной бумаги;

– обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв и распознавание с закрытыми глазами;

– дермолексия (логопед «рисует» на ладони ребенка букву, а тот ее опознает с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария);

– обводка буквы с использованием трафаретов, шаблонов, а также раскрашивание, штриховка, вырезание по контурным линиям;

– конструирование буквы из палочек, полосок, конструктора, ленты, лепка из пластилина, печатать по точкам на бумаге в клетку и т. п.

– проговаривание описания изображения буквы, например, буква Г — палочка сверху вниз, козырек вправо, Р — палочка сверху вниз, полукруг сверху, Б — палочка сверху вниз, полукруг внизу, козырек вверху;

– использование стихотворений об образах букв различных авторов», сопровождающихся иллюстрацией. Например,

«Е» похожа на расчёску,

Сделать может всем причёску.

Учим, учим букву «Е» —

Вот и выучили все.

(В. Аношина)

Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

– метод конструкции и реконструкции буквы. Учащиеся действуют по инструкции: «Перед вами лежит буква (например, В) и несколько палочек, кружочков и других элементов. Ваша задача — сделать из нее буквы Р, Б, Ь. Для этого вы должны изменить данную букву: прибавить или убрать какую-либо деталь» [1];

– группировка стилизованных букв. Детям необходимо сгруппировать написанные одинаковым шрифтом буквы (печатные и письменные);

– использование таблиц букв. Логопед показывает по таблице буквы в определенном порядке и дает задание составить слог;

– игра «Потерянная буква». На доске записаны слова из текста с пропущенной буквой. «Учащиеся должны догадаться, какая буква потеряна. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слово, способствует профилактике дисграфии.

  1. На уровне слога:

После изучения первой согласной буквы начинается обучение слогослиянию. Учащиеся повторяют слоги по следам звукового анализа, пропевают их, протягивая звуки». Первые согласные буквы, с которыми знакомятся дети, обозначают сонорные и фрикативные звуки. Обучение послоговому чтению происходит с постепенным наращением слоговой структуры, которую разработал Корнев А. Н.:

Этапы автоматизации навыка чтения:

этап

материал для чтения

1

буквы (гласные Г, затем согласные С)

2

слоги (слова) типа СГС

3

слоги (слова) типа ССГ и ГСС

двусложные слова типа СГСГ и ГССГ

4

слоги (слова) типа ССГС

двусложные слова типа СГСГС и СГССГ

5

слоги (слова) типа ГССС

трехсложные слова типа

СГСГСГ и СГСГСГС

6

трехсложные слова СГССГССГ и ССГССГСГ

На всех этапах важно осуществлять контроль за чёткостью звукопроизношения.

Таким образом увеличение объема слоговых таблиц и усложнение слоговых структур происходит постепенно.

«Наибольшие затруднения у детей с нарушениями речи вызывает чтение слов со стечением согласных. На этом этапе характерными ошибками являются пропуски и перестановки букв. Для тренировки в чтении слов со стечением согласных можно использовать прием «чтение с подготовкой», например, то — сто — стол — столб — столбы; а — ан — бан — бант.

На начальном этапе каждое прочитанное слово — предмет дети соотносят с предметной картинкой, а слово, обозначающее действие — с сюжетной.

Возможно использование такого приема, как последовательный показ карточек со слогами, из которых ребенок мысленно составляет слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя» [4].

  1. «На уровне слова, помимо слоговых таблиц, используются:

– метод чтения цветных слов (буквы в слове написаны разным цветом);

– маркировка цветом слогов;

– игра «Потерялся слог». На доске записаны слова с пропущенным слогом. Учащиеся должны догадаться, какой слог потерян. Для подсказки можно использовать текст с данными словами. Игру можно использовать в работе с родственными словами. Например, снег, сне...вой, сне...кат, сне…вик.

– игра «Кто внимательный?» Учащимся предъявляют пары слов, различающиеся одной-двумя буквами, их количеством или расположением (муха — мука, потеплело — потемнело, так -как). На прочтение каждой пары дается определенное время. Школьники должны назвать слова, которые они прочитали;

– чтение родственных слов, отличающихся одной морфемой (Запел — пропел — спел — напел — допел);

– чтение форм одного и того же слова;

– чтение слов с наращиванием: по — вар, по — жар, по — пей, по — шел, по — вел.

– соединение слов из правого и левого столбика так, чтобы образовались новые слова:

– упражнение «Шепни на ушко». Логопед записывает слова на доске и закрывает полосками. Полоски снимает поочередно на короткий промежуток времени и возвращает на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо соседу, какое слово они прочитали». Сосед называет слово вслух. [2]

– упражнение «Пройди лабиринт». Школьники соединяют буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, при этом двигаясь по заданным линиям.

– упражнение «Бегущая лента». Логопед записывает слова на полоске бумаги, затем постепенно разворачивает ленту. Дети должны успеть прочитать и запомнить слова (но не более двух-трех);

Таким образом, перечисленные методические приемы для развития зрительного опознания позволяют использовать не только зрительный анализатор, но и другие анализаторные системы: тактильные, двигательные, проприоцептивные, слуховые ощущения, а также межанализаторные связи при переработке информации».

«Данные методические приемы способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию его темпа, развитию смысловой догадки, профилактике дисграфии.

Литература:

  1. Арсирий, А. Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / А. Т. Арсирий; М.: ВАКО, 2003. — 495 с.
  2. Абдульменова З. З. Игра — способ развития пытливости и любознательности [Статья] / З. З. Абдульменова // Нач. Школа, 2003. — № 11. — С.29–31.
  3. Иншакова, О. Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О. Б. Иншакова. — М.: Педагогика, 2000.-272с.
  4. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев — СПб.: Речь, 2003.- 330с.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, буква, нарушение речи, слог, зрительное восприятие, правильное чтение, ребенок, чтение слов, двусложное слово типа, зрительный анализатор.


Похожие статьи

Зрительное восприятие в логопедической практике...

Зрительно-моторная координация — это способность к синхронизации ЗВ и осмысления

Такие учащиеся не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, соскальзывают с одной

На становление и дифференциацию зрительных образов влияет и развитие речи, её...

Зрительное восприятие иностранного текста | Статья в журнале...

Зрительное восприятие слова завершается его узнаванием, т. е. соотнесением с определенным значением. Для этого, однако, необходимо воссоздать слухо-моторный образ графического слова, так как в долговременной памяти слова хранятся в первую очередь как...

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи.

По результатам исследования зрительных свойств восприятия дошкольников с нарушением речи и сравнительной группы, было выявлено, что у детей с нарушениями речи...

Способы обучения чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Сказать, что ребёнок читает целыми словами мы можем только тогда, когда он читает с ударением; иначе это послоговое чтение.

процесс чтения, слово, слог, чтение, ребенок, буква, темп чтения, зрительное восприятие, письменная речь, синтетическое чтение.

Теоретические основы формирования языкового анализа как...

процесс чтения, слово, слог, чтение, ребенок, буква, темп чтения, зрительное восприятие, письменная речь, синтетическое чтение. Общепризнанные положения отечественной психологии раскрывают процесс перцепции как целостное полимодальное поле (Б. Г. Ананьев...

слово, буква, ребенок, слог, автор, чтение, звуковой метод...

Зрительное восприятие чтеца берет начало с процесса опознания, т. е. правильного соотнесения

Ребенок читает слово по слогам, затем объединяет их в слово и лишь потом

устная речь, письменная речь, слово, ступень, слог, темп чтения, синтетическое чтение...

Формирование готовности старших дошкольников к овладению...

Зрительное восприятие в логопедической практике... Уровень развития зрительного восприятия (ЗВ) определяет успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе. Тем не менее, при оценке готовности к школе и исследовании возникающих...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного...

Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи...

Нейрофизиологические особенности процесса чтения младших...

Нарушение процесса анализа и синтеза читаемого слова (сенсорная алексия). Непосредственное зрительное узнавание слова остается сохранным, но ребенок не может узнать значение слова из-за нарушения звукового анализа, процесс чтения превращается в...

Похожие статьи

Зрительное восприятие в логопедической практике...

Зрительно-моторная координация — это способность к синхронизации ЗВ и осмысления

Такие учащиеся не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, соскальзывают с одной

На становление и дифференциацию зрительных образов влияет и развитие речи, её...

Зрительное восприятие иностранного текста | Статья в журнале...

Зрительное восприятие слова завершается его узнаванием, т. е. соотнесением с определенным значением. Для этого, однако, необходимо воссоздать слухо-моторный образ графического слова, так как в долговременной памяти слова хранятся в первую очередь как...

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи.

По результатам исследования зрительных свойств восприятия дошкольников с нарушением речи и сравнительной группы, было выявлено, что у детей с нарушениями речи...

Способы обучения чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Сказать, что ребёнок читает целыми словами мы можем только тогда, когда он читает с ударением; иначе это послоговое чтение.

процесс чтения, слово, слог, чтение, ребенок, буква, темп чтения, зрительное восприятие, письменная речь, синтетическое чтение.

Теоретические основы формирования языкового анализа как...

процесс чтения, слово, слог, чтение, ребенок, буква, темп чтения, зрительное восприятие, письменная речь, синтетическое чтение. Общепризнанные положения отечественной психологии раскрывают процесс перцепции как целостное полимодальное поле (Б. Г. Ананьев...

слово, буква, ребенок, слог, автор, чтение, звуковой метод...

Зрительное восприятие чтеца берет начало с процесса опознания, т. е. правильного соотнесения

Ребенок читает слово по слогам, затем объединяет их в слово и лишь потом

устная речь, письменная речь, слово, ступень, слог, темп чтения, синтетическое чтение...

Формирование готовности старших дошкольников к овладению...

Зрительное восприятие в логопедической практике... Уровень развития зрительного восприятия (ЗВ) определяет успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе. Тем не менее, при оценке готовности к школе и исследовании возникающих...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного...

Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны

наглядное моделирование, ребенок, слово, общее недоразвитие речи...

Нейрофизиологические особенности процесса чтения младших...

Нарушение процесса анализа и синтеза читаемого слова (сенсорная алексия). Непосредственное зрительное узнавание слова остается сохранным, но ребенок не может узнать значение слова из-за нарушения звукового анализа, процесс чтения превращается в...

Задать вопрос