Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 11.03.2020

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Лаврентьева, О. И. Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне / О. И. Лаврентьева, Л. О. Сафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68019/ (дата обращения: 29.03.2024).



Во время беседы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей можно предположить один вопрос, должны ли мы рассказывать нашим детям о блокаде Ленинграда. Есть ли смысл передавать ужас времён молодому поколению, в котором свидетели этих ужасных долгих 900 дней не хотят вспоминать себя и пытаются забыть, через что им пришлось пройти? Отвечая на данный вопрос, следует отметить, что без памяти о прошлом нет будущего. Люди, которые не знают своей истории, не помнят и не уважают, рискуют оказаться в изоляции. Если мы перестанем рассказывать нашим детям о том, что пережили наши люди, нить, соединяющая поколения, оборвётся. В связи с этим, не только возможно воспитывать и передавать патриотические и другие достойные личные качества, чтобы выработать правильные установки и ценностные ориентиры для детей на ранней стадии, но и просто необходимо. Дети с раннего возраста должны знать о страшной блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Данная статья посвящена вопросам патриотического воспитания дошкольников, затрагивающих тему блокады Ленинграда.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриоты, детям о войне, сотрудники дошкольного образования, социальная активность, блокада Ленинграда.

Проблема гражданско-патриотического воспитания дошкольников чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества, так как в последние годы традиционное патриотическое сознание России постепенно теряется.

Вовлечение детей в патриотизм и гражданство целесообразно даже в дошкольном возрасте — это самое плодотворное время для передачи священного чувства любви к Родине. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитывать гражданина и патриота, формировать самооценку ребёнка и прививать ему положительные качества как ответственного, смелого и духовно развитого человека, сознание которого основано на патриотическом духе [2, 63].

Одной из основных задач дошкольного образования является формирование патриотизма, что имеет большое значение для социально-гражданского и духовного развития личности ребёнка. Патриотизм предполагает формирование и долгосрочное развитие целого комплекса позитивных качеств. Это развитие основано на интеллектуальной, моральной и социокультурной составляющих. Патриотизм проявляется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности человека, который осознает свою неотделимость и неотделимость от Отечества. Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к родному городу, к дому и к родителям. Изучая историю своей родины, своего города, дети не только приобретают знания, но и узнают о событиях, которые сформировались на протяжении многих веков и непосредственно повлияли на ход современной жизни [4, 157].

Современные дошкольные образовательные учреждения активно занимаются нравственно-патриотическим воспитанием, созданием детских представлений о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. А поскольку мы являемся жителями города Санкт-Петербурга, жителями, чьи родные пережили блокаду Ленинграда в годы войны, то, безусловно, много работы с воспитанниками старших групп ведётся по данному направлению. Логопед, воспитатели, методист, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре активно участвуют в организации работы в этой области.

Чтобы познакомить детей с незабываемым подвигом жителей осажденного Ленинграда, мы, воспитателя, и все работники дошкольного учреждения построили свою деятельность по следующим направлениям:

  1. Провели серию тематических занятий на тему «Блокада Ленинграда»;
  2. Использовали сохранившиеся фотографии, иллюстративный материал для ознакомления старших дошкольников с жизнью людей, которые были в осаждённом Ленинграде;
  3. Во время патриотических мероприятий использовали музыкальные произведения военных лет (фрагменты из Симфонии № 7 «Ленинградской», Д. Шостаковича; «У памятника детям блокадного Ленинграда» Е. Никитин; «Снова Осень пришла в Ленинград» (Блокадный вальс);
  4. Совместно с другими сотрудниками дошкольного учреждения (логопед, музыкальный руководитель и др.) рассматривали и обсуждали фотографии, на которых изображён осаждённый Ленинград;
  5. Знакомили воспитанников с военным временем, с жизнью взрослых и детей в тяжелейшие годы, посредствам совместного чтения книг Д. Колпаковой и В. Суслова;
  6. Привлекали родителей в патриотическое воспитание их детей.
  7. Заучивали стихотворения о войне, победе, героической обороне города, о прорыве блокады;
  8. Организовывали выставки рисунков и поделок, посвящённых Дню снятия блокады Ленинграда;
  9. Проводили совместную подборку художественных работ для детей и родителей для использования в патриотически — воспитательных беседах;
  10. Привлекали детей к созданию сувениров и открыток для ветеранов войны;
  11. Организовывали торжественные мероприятия к Дню снятия блокады Ленинграда.

За время проведения, как нам кажется, большой работы с воспитанниками, они много узнали о людях, которые героически сражались, чтобы отстоять наш город от захвата фашистами, о том, как они жили, трудились, насколько бережно относились к хлебу.

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решена без знаний исторического прошлого своего родного города, знаний о подвиге народа, пережившего тяжёлые годы блокады.

Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство — благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребёнок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, лёгкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему [1, 157].

Во время такой серьёзной деятельности со стороны дошкольных образовательных учреждений, как нам кажется, у дошкольников формируются представления о людях, которые героически сражались, чтобы защитить наш город от захвата нацистами, как они жили, как тяжело они работали и с какой важностью относились к хлебу.

Воспитание гражданина и патриота, который знает и любит свою Родину, свой город, не может быть успешно достигнуто без знания исторического прошлого его родного города и осознания подвига ленинградцев в трудные годы блокады. Патриотизм, как нравственная черта, является результатом целенаправленного воспитания, а дошкольное время — подходящее время для ознакомления ребёнка с национальной культурой. Поэтому очень важно воспитывать истинного патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребёнок начинает социально развиваться [3, 27]. Это время наиболее выгодно для формирования патриотизма благодаря его психологическим характеристикам, так как дошкольники характеризуются высокой чувствительностью, лёгкостью обучения, полным доверием к взрослым, стремлением подражать им, эмоциональной отзывчивостью и интересом ко всему в окружающей среде.

Литература:

  1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т. М. Акинина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. — М.: Перспектива, 2012. — 248 c.
  2. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет / М. Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 112 c.
  3. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л. Н. Волошина и др. — М.: Учитель, 2013. — 144 c.
  4. Савченко, В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» / В. И. Савченко. — М.: Детство-Пресс, 2013. — 320 c.
  5. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. — М.: Центр педагогического образования, 2007. — 112 c.
Основные термины (генерируются автоматически): блокада Ленинграда, ребенок, осажденный Ленинград, родной город, формирование патриотизма, Великая Отечественная война, дошкольное образование, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, музыкальный руководитель.


Ключевые слова

социальная активность, патриотическое воспитание, патриоты, детям о войне, сотрудники дошкольного образования, блокада Ленинграда

Похожие статьи

Формирование у дошкольников патриотических чувств...

Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с

Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Приобщение детей к патриотизму и гражданственности целесообразно уже в дошкольном возрасте — это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к родине [2, стр. 19].Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать...

Формирование патриотических чувств у детей старшего...

Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей...

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21)

К осени фашистские захватчики дошли до Ленинграда и взяли город в кольцо.

«Величайшая любовь к Родине жителей блокадного Ленинграда и высочайшее чувство патриотизма».

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возрастаформирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Педагогический проект «День Победы» по...

Дошкольный возраст — важный этап становления и развития личности ребенка, время, когда формируются

Цель проекта: Привитие патриотизма у детей дошкольного возраста, чувства уважения и

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, Великая...

Патриотическое воспитание в современном дошкольном...

Необходимость применения патриотического воспитания в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях, способствует более эффективной работе по патриотическому воспитанию и развитию таких сторон духовного мира ребенка, как воля...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Для формирования у детей интереса к отечественной истории, знаний о культуре и историческом наследии можно использовать различную

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего...

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными...

Похожие статьи

Формирование у дошкольников патриотических чувств...

Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с

Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Приобщение детей к патриотизму и гражданственности целесообразно уже в дошкольном возрасте — это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к родине [2, стр. 19].Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать...

Формирование патриотических чувств у детей старшего...

Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л. Е. Никонова.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей...

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21)

К осени фашистские захватчики дошли до Ленинграда и взяли город в кольцо.

«Величайшая любовь к Родине жителей блокадного Ленинграда и высочайшее чувство патриотизма».

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возрастаформирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Педагогический проект «День Победы» по...

Дошкольный возраст — важный этап становления и развития личности ребенка, время, когда формируются

Цель проекта: Привитие патриотизма у детей дошкольного возраста, чувства уважения и

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, Великая...

Патриотическое воспитание в современном дошкольном...

Необходимость применения патриотического воспитания в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях, способствует более эффективной работе по патриотическому воспитанию и развитию таких сторон духовного мира ребенка, как воля...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Для формирования у детей интереса к отечественной истории, знаний о культуре и историческом наследии можно использовать различную

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего...

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными...

Задать вопрос