Представления о жизненном успехе у москвичей разных возрастных групп | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Антомони, М. М. Представления о жизненном успехе у москвичей разных возрастных групп / М. М. Антомони, В. И. Антошкина, И. И. Арзуманян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 139-147. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68005/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ориентации на достижение жизненного успеха транслируются повсеместно во всем мире. Однако, большинство исследовательских работ, предпринимающих попытку концептуализировать и описать критерии жизненного успеха, акцентирует внимание на изучении молодежи. Небезосновательное предположение о том, что межпоколенческие различия во взглядах на устройство мира актуальны и для представлений о жизненном успехе, послужило мотивацией для поиска различий и сравнения в представлениях об успехе среди людей разных возрастов. Данный пробел в научном знании имеет ряд прикладных обоснований для необходимости его заполнения, как, например, разработка государственных программ, ориентированных на интересы и потребности граждан разных возрастов, а также создание социальной и коммерческой рекламы, привлекательной для целевой возрастной группы. В работе приведены результаты расчетов удовлетворенности жизнью и оценки собственной успешности для москвичей разных возрастов, выявлены типичные представления об успехе и портрете успешного человека, разделяемые в той или иной возрастной группе, а также выделены социально-демографические характеристики, связанные с этими представлениями.

Ключевые слова: успех, представления об успехе, отношение к успеху, факторы успеха, успешность, возрастные группы, успешный человек, представления об успешном человеке, социальные представления, жизненный успех.

Введение

Жизненный успех — во многом личное и субъективированное понятие, которое на протяжении долгих десятилетий волновало не только обычных людей, но и исследователей, предпринимавших попытки концептуализировать его. Постоянно изменяющаяся история, модификации жизненного стиля между культурами, все это ведет к изменениям в представлениях людей о жизненном успехе. В пределах данного исследования имеется намерение показать, что представления людей, живущих в одной культуре, стране и даже городе могут значительно различаться в зависимости от возрастной детерминанты. В рамках работы стоит исследовательский вопрос: одинаковы ли представления о жизненном успехе среди москвичей, принадлежащих к разным возрастным группам.

Проблема «отцов и детей», не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества, послужила предпосылкой к предположению о том, что люди разных поколений расходятся в мнениях [в том числе] относительно жизненного успеха. Существующие исследования жизненного успеха акцентируют внимание на изучении молодежи, в то время как люди средних лет и старше остаются в тени. В связи с тем, что потеря такого существенного пласта информации приводит к проблемам как социального характера (отрыв общественных представлений о том, чего хотят пожилые и какие государственные программы могли бы помочь улучшить ощущение собственной успешности среди данной когорты), так и маркетингового (создание рекламы, таргетированной на целевую по возрасту группу, должно учитывать предпочтения этого пласта людей и иметь ввиду те образы, которые для первых являются успешными и привлекательными), существует актуальный запрос на изучение различий в представлениях о жизненном успехе (если таковые имеются) среди представителей разных поколений.

Цель работы: проанализировать сходства и различия в представлениях о жизненном успехе москвичей разных возрастных групп и, более того, сопоставлении основных факторов, оказывающих влияние на представления о жизненном успехе москвичей внутри каждой из трех возрастных групп, а также между ними.

Методологический блок

Вопрос представлений о жизненном успехе поднимается не впервой, существует обширный перечень разнообразных исследований, тем или иным образом затрагивающих данную тему. Тем не менее, несмотря на богатый список работ, не нашлось ни одной, в которой проводился бы сравнительный анализ представлений о жизненном успехе среди возрастных групп населения, так как приоритетно изучению подвергается молодежь, в то время как представители остальных возрастов не рассматриваются. Стоит отметить, что подобное исследование нуждается в своём проведении и постольку, поскольку достоверно не известно, значимо ли меняются с возрастом представления о жизненном успехе и если меняются, то каким образом. Сравнительный анализ представлений об успехе среди разных возрастных групп способен продемонстрировать наличие и характер взаимосвязи между представлениями об успехе и возрастом, а также выявить факторы, детерминирующие представления о жизненном успехе внутри каждой из возрастных групп. Таким образом, проблемой исследования является недостаточная изученность соотношения представлений о жизненном успехе среди москвичей разных возрастных групп.

В качестве теоретического объекта исследования выступают представления о жизненном успехе, а предмета — сходства и различия в представлениях о жизненном успехе, а также характеристиках, связанных с различиями в представлениях о жизненном успехе среди москвичей разных возрастных групп.

Эмпирический объект исследования включает в себя представителей трех возрастных групп (молодежь: 20–35 лет, зрелость: 36–60 лет и пожилой возраст: старше 60 лет), проживающих на территории Москвы не менее года, что обусловлено длительностью периода становления жизненных ориентаций, имеющих корреляцию с местом проживания. В основу выделения возрастных групп легла типология, представленная в медицинском справочнике [10, с. 96] и доработанная в соответствии с целью исследования посредством укрупнения группы пожилого возраста за счет включения в нее людей пожилого и старческого возрастов, а также долгожителей на основе предпосылки о незначимости различий в их социальном поведении [3, с. 400].

Уточнение основных понятий исследования

Степень удовлетворённости жизнью — показатель, состоящий из оценок качества различных сфер жизни респондента, оказывающих внешнее влияние на его физическое и психологическое состояние, а именно безопасность проживания, комфортабельность среды обитания, материальное благополучие, социальный статус, состояние здоровья, возможность самореализации и семейное благополучие.

Оценка собственной успешности — показатель, направленный на выявление личностного восприятия соотношения притязаний респондента и имеющихся у него достижений, то есть субъективная оценка его успешности в профессиональной, семейной сферах, оценка социального статуса, неформальных связей, материальной успешности и уровня самореализации.

Представления опортрете успешного человека — показатель, направленный на выявление конструирования респондентом портрета успешного человека как результата его (успешного человека) целенаправленной деятельности по достижению некой цели, значимой для него и являющейся частью осуществления жизненного проекта в соответствии с позитивными ожиданиями [12, с. 53], транслирующейся через достижения в материальной и семейной сферах, его социальный статус и уровень самореализации.

Характеристики москвичей — совокупность социальных и социально-демографических свойств жителей Москвы, проживающих на территории города не менее года.

Представления ожизненном успехе — показатель, направленный на выявление личностного понимания содержания слова «успех» посредством указания основных характеристик, а также синонимических и антонимических конструкций, относящихся к данному слову.

Описание выборки

Теоретическая генеральная совокупность представляет из себя всех москвичей старше 20 лет, проживающих на территории Москвы более 1 года. Реальная генеральная совокупность ограничивается пользователями социальной сети ВКонтакте, являющимися подписчиками сообществ о Москве, для групп молодёжь и зрелый возраст. Для группы пожилого возраста реальная генеральная совокупность совпадает с теоретической.

С перспективы метода сбора данных выборочная совокупность подразделяется на две категории: жители, опрашиваемые online с использованием сервиса Survey Monkey, и жители, опрашиваемые очно. Дифференциация методов основана на минимизации опасности смещения выборки при онлайн-анкетировании в возрастной группе пожилых москвичей по уровню дохода, образования и объему семьи.

В соответствии с формулой Рукавишникова объём репрезентативной выборки по критериям пол и принадлежность конкретной возрастной группе составляет [180–300] человек, где выделяются следующие страты: мужчины и женщины в возрасте 20–35 лет, мужчины и женщины 36–60 лет и мужчины и женщины старше 60 лет.

Отбор респондентов представляет из себя стихийный опрос одноступенчатой квотной выборки online для представителей молодежи и зрелого возраста и поиск подходящих по двум критериям (возрасту и полу) лиц стихийным образом для пожилых москвичей. Поиск респондентов молодежной и зрелой возрастных групп будет осуществлен в социальной сети ВКонтакте, партикулярно в тематических сообществах, посвященных городу Москва и предполагаемо имеющих неспецифический набор подписчиков, который обусловлен нейтральностью контента.

Литературный обзор

В рамках литературного обзора была поставлена цель концептуализировать понятие успеха и обозначить предметные рамки, в которых будет происходить исследование, где стоит начать с определения «жизненного успеха», которому свойственна полисемия.

Разные философы рассматривают успех через активность человека, результат его усилий, совпадение цели и результата, единство материи и духа с извлечением пользы для человека. [7, с. 9]; психологи часто делают акцент на успехе как форме самореализации, несущей развитие [5, с. 38; 9, с. 29], на удовлетворении инстинктивных потребностей, успех рассматривается и с точки зрения мотивации достижения, с перспективы эффективности личности и трудности задач. В то же время экономисты представляют успех как самоактуализацию и реализацию потенциала или как жизненную стратегию человека по достижению цели и получению «благостности». [8, с. 216]

Понятие успеха как «результата целенаправленной деятельности человека по достижению некой цели, значимой для него и являющейся частью осуществления жизненного проекта в соответствии с позитивными ожиданиями» в таком неспецифическом и нейтральном по смысловой окраске значении представлен социологами, оно и будет выбрано в качестве основного в представленном исследовании [12, с. 52]. Важным концептом в данной работе являются и социальные представления С. Московичи как комплекс социально-психологических взглядов, теоретических позиций и эмпирических разработок о закономерностях функционирования структур обыденного сознания. Говоря о подходах в психологии, стоит отметить теории поляризации сторон жизненного успеха: интернальный и экстернальный полюса [6, с. 216; 8, с. 217], а также дихотомия: успех-результат и успех-процесс. [20, с. 26]

Далее были рассмотрены социально-статусные портреты индивидов как факторы диверсификации представлений о жизненном успехе. Так, на формирование успешности у мужчин и женщин влияют социальные стереотипы феминности и маскулинности [19, с. 79], важным отмечается и материальное положение индивида. К факторам осознания успеха относятся: характерные лингвистические черты, дифференцирующие разные культуры и страны [4, с. 50]; территориальная детерминанта с позиций «селян» и «жителей городов и мегаполисов». [18, с. 42]

Стоит отметить, что среди изученных статей, книг и исследований подавляющее большинство определяло эмпирическим объектом молодежь [1, с. 566; 2 с. 11; 15 с. 44; 16 с. 57; 17 с. 70; 18 с. 42; 20 с. 24]; всего одна статья содержали в себе возрастное деление и их сравнение, однако, имели узкопрофессиональную направленность. [20, с. 24] Из этого вытекает необходимость изучения представлений об успехе на основе возрастного деления, поскольку исследований, посвященных сопоставлению образов успеха молодежи и старших возрастных групп, которые бы подтверждали или отвергали идею различения взглядов на жизненный успех, практически нет.

Говоря о возрастных группах, необходимо рассмотреть рамки и критерии их выделения. Так, было рассмотрено несколько медицинских классификаций [11, с. 7]; иные подходы к выделению возрастных групп, продиктованные различными основаниями: участие человека в общественно-полезном труде; юридическое закрепление трудоспособного возраста. Так, для разграничения возрастных групп в исследовании была выбрана типология, представленная в медицинских справочниках, разграничивающая: молодость: 21–35 лет у мужчин, 20–35 у женщин; зрелость: 35–60 лет для обоих полов; пожилой возраст: 60–75 лет и для мужчин, и для женщин; старческий возраст: 75–89 лет безотносительно к полу; долгожители: 89 лет и старше, будет основополагающей, поскольку учитывает как биологические, так и психосоциальные особенности жизненного развития.

Далее были рассмотрены эмпирические исследования «успеха», где все статьи выделяют среди наиболее значимых черт успеха счастливую семью, высокий социальный статус, карьеру и талант. Успех рассматривается как досягаемая категория [17, с. 75], к числу способствующих ему факторов относятся «личная активность», «целеустремленность». [16, с. 58] В некоторых работах упоминаются и такие факторы успеха как «достижение целей», «счастливая семья», «хорошая работа», «талант» [14, с. 157; 20, с. 31], «упорство», «уверенность в себе» и «трудолюбие» [9, с. 29], а также «личная активность, целеустремленность», «наличие и поддержка друзей», «интеллектуальные способности» и «образование, компетентность и профессионализм», а также «деньги». [2, с. 16]

Изученные статьи позволили описать основные категории успеха, представления об успешном человеке, детерминирующие факторы, более того, некоторые статьи были полезны в составлении блока вопросов, посвящённых выявлению того, что люди понимают под концептом успеха, какие составляющие видятся респондентам обязательными для его достижения, а что, наоборот, противоречит этим представлениям.

Портрет респондента

Перед представлением анализа полученных данных необходимо ознакомиться с их структурой, отраженной в составленных портретах респондента.

По квотируемым группам — пол и возраст — выборка существенно разнородна, что и требовалось получить.

Рис. 1. Половозрастное распределение респондентов. Диаграмма демонстрирует небольшое смещение в сторону женщин в группах опрошенных зрелого и пожилого возраста

Абсолютное соотношение возрастных групп: молодежь — 65 респондентов, зрелость — 63, пожилые — 59.

Рис. 2. Средний возраст респондентов внутри возрастных когорт

Рис. 3. Распределение респондентов по семейному положению

Внебрачный тренд превалирует в когорте зрелых респондентов, в то время как среди молодежи доля состоящих в браке выше среднего.

Рис. 4. Распределение респондентов по основной занятости

Также для всех трех когорт свойственно преимущественно высшее профессиональное образование (в случае молодежи добавляется категория неоконченное высшее образование

ПАРАГРАФ 1

Первой задаче, состоящей в оценке степени собственной успешности и удовлетворенности жизнью среди москвичей разных возрастных групп, соответствует содержательная гипотеза о том, что москвичи, принадлежащие к зрелой группе, более удовлетворены жизнью в целом и считают себя более успешными, нежели представители других возрастных групп (то есть зрелые москвичи набирают более высокие показатели по индексу «Удовлетворенность жизнью», и, очевидно, более высокие показатели по индексу «Собственная успешность»).

Поскольку «степень удовлетворенности жизнью» и «степень собственной успешности» — сложные концепты, которые складываются из целого ряда вопросов, то для каждого из них был создан и рассчитан отдельный индекс, принимающий значения в диапазоне от 0 до 1: сумма всех переменных, измеряющих концепт и предварительно переведенных в дихотомии, поделена на количество вопросов-критериев в анкете, по которым респондента просили оценить степень согласия с суждением или удовлетворенности неким критерием места жительства, работы, семейной жизни и положением дел в стране. Индексы рассчитывались отдельно для работающих и неработающих москвичей, так как для работающих респондентов предусмотрен отдельный блок вопросов об удовлетворенности работой, который важно включить в индекс «удовлетворенность жизнью». Эти индексы рассчитывались следующим образом: сумма всех переменных, измеряющих данный концепт, будет поделена на количество вопросов в анкете, по которым респондента просили оценить его степень согласия с тем или иным суждением. Чем выше значения данных индексов, тем выше субъективные оценки респондентов, то есть позитивнее, положительнее.

В силу небольшого размера выборки (почти 200 наблюдений) проверка всех статистических гипотез проводилась на уровне доверительной вероятности 95 %.

Предварительно проведенная описательная статистика по работающим и неработающим москвичам выявила, что «удовлетворенность жизнью» среди работающих находится на уровне 0,721, а для неработающих — 0,685. Для обеих групп значения показателя неоднородны, стандартные отклонения соответственно 0,196 и 0,207. Показатель «собственной успешности» для работающих москвичей составил 0,263, а для неработающих всего 0,073. Значения индекса гомогенны по обеим группам: стандартные отклонения соответственно 0,132 и 0,053. Полученные результаты по обоим индексам для неработающих москвичей показывают значения ниже, чем для работающих. Также намечена общая тенденция: при сравнительно высокой удовлетворенности жизнью собственная успешность москвичей довольно низкая (особенно это заметно для неработающих москвичей).

Ниже в Таблице 1 приведены расчеты устойчивых медианных значений индексов среди разных возрастных групп.

Таблица 1

Медианы индексов удовлетворённости жизнью исобственной успешности москвичей всех возрастных групп

Возрастная группа

Молодежь

Зрелость

Пожилые

Индекс «Удовлетворенность жизнью» для работающих

0,750

0,792

0,667

Индекс «Собственная успешность» для работающих

0,250

0,300

0,167

Индекс «Удовлетворенность жизнью» для не работающих

0,625

0,750

0,781

Индекс «Собственная успешность» для не работающих

0,111

0,056

0,111

В силу малой наполненности 6 групп по возрасту и наличию работы (менее 30 наблюдений) проведение классического дисперсионного анализа невозможно. Выбор в пользу непараметрического анализа Краскла-Уоллиса также обусловлен ненормальностью распределения по тесту Колмогорова-Смирнова.

Для работающих москвичей на уровне значимости 0,05 средние ранги индекса «собственная успешность» не равны. Тест Манна-Уитни показал значимые различия между группами зрелого возраста и пожилого: наиболее высокие оценки собственной успешности присущи лицам среднего возраста, а для молодежи и пожилых значения статистически равны и невелики. Средние ранги индекса «удовлетворенность жизнью» среди работающих москвичей статистически равны.

Для неработающих москвичей средние ранги индекса «собственная успешность» не равны: различия наблюдаются между группами «молодежь»-«пожилой возраст» и «зрелый возраст»-«пожилой возраст». Наиболее высокие показатели собственной успешности среди неработающих москвичей свойственны пожилым лицам, а для молодежи и зрелого возраста статистически равны. Средние ранги индекса «удовлетворенность жизнью» для неработающих москвичей также не равны при уровне доверительной вероятности 95 %. Тест Манна-Уитни демонстрирует значимые различия в сочетании «молодежь»-«пожилой возраст». Пожилые неработающие москвичи имеют более высокие показатели удовлетворенности жизнью, нежели неработающая молодежь.

Содержательная гипотеза частично принимается для индекса «удовлетворенность жизнью» внутри группы работающих москвичей зрелого возраста (по индексу «собственная успешность» все возрастные группы работающих демонстрируют одинаково невысокие показатели», однако для не работающих москвичей лидирующей группой по оценкам обоих показателей стали представители пожилого возраста.

ПАРАГРАФ 2

В рамках второй исследовательской задачи предстояло выявить основные представления москвичей разных возрастных групп о жизненном успехе, где гипотезой выступала пресуппозиция о том, что среди москвичей разных возрастных групп существуют три основных представления о жизненном успехе: материальный успех, семейный успех, а также успех в самореализации. Для решения использовался кластерный анализ, поскольку представления о жизненном успехе представляют собой латентную переменную, которая, более того, представляет собой совокупность характеристик, составляющих жизненный успех.

В поисках идеальной модели были перепробованы: 3-факторные модели без применения вращений, с методами ортогонального вращения; 4-факторные модели без вращений, с методами ортогонального и косоугольного вращения, однако качество моделей не повышалось, а интерпретация представлялась алогичной. Были проанализированы также 5-факторные модели без вращений, с ортогональными и косоугольными методами вращения, однако они не продемонстрировали высокого качества.

Было принято решение выделить не признаки жизненного успеха в представлениях москвичей разных возрастных групп, а отдельные совокупности людей, придерживающихся определенных представлений о жизненном успехе. Был проведен кластерный анализ методом k-means 3-кластерной модели, которая оказалась нестабильной, 4-кластерной модели, продемонстрировавшей отсутствие различий по переменной «общественное признание», однако показавшей себя как стабильную; 5-кластерной модели с непропорциональными кластерами и алогичной интерпретацией, в связи с чем было принято решение остановиться на 4-кластерной модели, построенной методом k-means, поскольку она продемонстрировала себя как наиболее качественную.

Итак, в результате сегрегации респондентов образовалось 4 кластера. Кластер № 1 — «идеализированные» представления о жизненном успехе как успехе вкарьере исаморазвитии, где важны: достижение поставленных целей, становление в профессиональной сфере, обеспеченность в материальном плане, успешная личная жизнь, постоянное развитие, необходимость быть личностью. Кластер № 2 — жизненный успех как успех вличной жизни исаморазвитии, где важны успешная личная жизнь, постоянное развитие, крепкое здоровье. Кластер № 3 образовали люди без четких представлений ожизненном успехе. Кластер № 4– жизненный успех как успех вличной жизни ифинансовом благополучии, где важны успешная личная жизнь, обеспеченность в материальном плане, крепкое здоровье, необходимость быть личностью.

Говоря о возрастных группах, у молодежи, как правило, отсутствуют чёткие представления о жизненном успехе, а у москвичей зрелого возраста наиболее важными являются успешная личная жизнь и финансовое благополучие. Для пожилых москвичей важны успех в карьере, саморазвитии и личной жизни.

Таким образом, представления о жизненном успехе не различаются у москвичей разных возрастов. Москвичи были разделены на четыре категории в соответствии с их представлениями о жизненном успехе, при этом среди москвичей бытуют о нем комбинированные представления, где самым распространенным является представление о жизненном успехе как об успехе в карьере и саморазвитии. Неожиданностью исследования стало выделение кластера, сформированного людьми без четких представлений о жизненном успехе.

ПАРАГРАФ 3

В рамках третьей задачи, суть которой состоит в выявлении и сравнении «портретов» успешного человека, сложившихся у москвичей разных возрастных групп, были выдвинуты гипотезы, отражающие прессуппозиции о том, что в группе москвичей зрелого и пожилого возрастов чаще встречается портрет успешного человека как человека со счастливой и благополучной семьей, а в когорте молодежи ориентация на материальный успех встречается чаще, чем в других возрастных группах. Для решения был использован кластерный анализ в силу необходимости выявления сочетаний определённых признаков и последующей классификации респондентов по группам в соответствии с полученными сочетаниями, с последующим пересечением полученных «портретов успешного человека» с выделенными в работе возрастными группами с помощью критерия хи-квадрат.

В поисках идеальной кластерной модели были применены: метод k-means (число кластеров в результате проверок увеличивалось от 2 до 10) и метод иерархического кластерного анализа (число кластеров варьировалось от 2 до 11) с изменением метода для последнего. Проверки на качество модели указали на наибольшую приемлемость 2-ух кластерной модели, построенной с помощью иерархического кластерного анализа методом Size difference (метод, применяемый для дихотомических переменных, представляет из себя индекс ассиметрии, измеряемый в пределах от 0 до 1), однако, и в ней был серьезный недостаток в виде отсутствия различий по переменным между выделенными кластерами для 23 переменных из 64, что привело к необходимости улучшения модели посредством исключения из анализа переменных, демонстрировавших отсутствие вариативности вследствие сдвига подавляющего большинства ответов к одному варианту.

Таким образом, было выявлено 2 кластера. В первый кластер попали москвичи, ставящие на первое место для успешного человека наличие хорошей семьи, личностный рост и становление в обществе. Данную группу можно обозначить как «москвичи, для которых успешный человек— достигший социального исемейного успеха целеустремлённый человек». Второй кластер представляет из себя москвичей, которые ставят на первое место для успешного человека профессиональное становление с последующим высоким материальным обеспечением, наличие хорошей семьи и личностный рост. Следовательно, данную группу можно обозначить как «москвичи, для которых успешный человек— достигший материального исемейного успеха человек».

При пересечении полученных «портретов успешного человека» с возрастными группами было выявлено, что москвичи старше 60 лет ориентированы в большей степени на семейный успех, но в то же время не отвергают значимость материальной и социальной составляющей. Оценки же для молодежи и москвичей среднего возраста практически одинаковы по обоим видам представлений о «портрете успешного человека», из чего можно сделать вывод, что молодежь, проживающая в Москве, и москвичи среднего возраста более ориентированы на семейный и социальный успех.

Таблица 2

Распространённость полученных портретов успешного человека среди москвичей различных возрастных групп (в%)

Кластер

Возрастные группы

Всего респондентов

Молодёжь

Зрелость

Пожилой возраст

Москвичи, для которых успешный человек — достигший социального и семейного успеха целеустремлённый человек

37,647

34,118

28,235

85

Москвичи, для которых успешный человек — достигший материального и семейного успеха человек

26,829

19,512

53,659

41

Всего респондентов

43

37

46

126

Таким образом, представляется возможным говорить о том, что для москвичей в возрасте от 20 до 60 лет включительно наиболее важен семейный и социальный успех, в то время как для москвичей старше 60 лет на первое место выходит не только семейный успех, как в первых двух группах, но и материальный, что полностью опровергает вторую гипотезу, а первую подтверждает лишь в контексте наиболее выраженных представлений о жизненном успехе среди москвичей старшего возраста.

ПАРАГРАФ 4

В рамках четвертой задачи, которая состояла в сравнении характеристик москвичей, связанных с представлениями о потрете успешного человека в различных возрастных группах, была выдвинута гипотеза о том, что среди молодых москвичей такая характеристика, как пол, имеет связь с представлениями об успешном человеке, в то время как с представлениями об успешном человеке москвичей зрелого возраста связаны семейное положение и сфера деятельности. Для ее решения использовался анализ критерия хи-квадрат и таблиц сопряженности по каждой возрастной группе: от построения регрессии пришлось отказаться в силу малой наполненности исследуемых групп. Предварительно по переменным «семейное положение» и «занимаемая должность» произошло укрупнение категорий до дихотомии для достижения наполненности групп.

На уровне доверительной вероятности 95 % связи между попаданием в кластер и характеристиками молодых москвичей нет: ни пол, ни образование, ни семейное положение, ни количество детей, ни количество людей, с которыми проживает, ни разные аспекты работы статистически не связаны с представлениями о портрете успешного человека.

Для работающих москвичей зрелого возраста выявился один значимый показатель — занимаемая должность — который прямо и сильно связан с попаданием в группу, определяющую портрет успешного человека. Согласно анализу стандартизированных остатков, верифицированному расчетом критерия Крамера, опрошенные, занимающие руководящие должности, менее склонны соотносить успешного человека с тем, кто успешен в семье и материально, так как стандартизированный остаток отрицательный и велик по модулю (-1,9), в то время как те опрошенные, которые являются рядовыми сотрудниками, наоборот, более склонны ассоциировать успешного человека с тем, кто достиг материального и семейного успеха (стандартизированный остаток равен 3,3, что свидетельствует о значимом превышении наблюдаемых частот над ожидаемыми). Содержательная гипотеза о том, что с представлениями об успешном человеке среди зрелых москвичей связаны семейное положение и сфера деятельности, отвергается.

Для москвичей пожилого возраста с представлениями об успешном человеке связаны характеристики: образование и наличие сожителей. Для тех опрошенных пожилых людей, что имеет общее или среднее образование более свойственно соотносить успешного человека с тем, кто достиг материального и семейного успеха (стандартизированный остаток — 1,3 — достаточно велик для полученных в исследовании данных). Статистически значимой связи представлений об успешном человеке с более высокими ступенями образования среди пожилых москвичей не выявлено.

Что касается второй характеристики, то для тех опрошенных, кто живет один, более свойственно ассоциировать успешного человека с тем, кто достиг материального и семейного успеха (стандартизированный остаток — 1,5).

Заключение

В исследовании была предпринята попытка проанализировать сходства и различия в представлениях о жизненном успехе москвичей разных возрастных групп, представляющего собой исследовательский интерес в силу социологической неизученности представителей зрелого и пожилого возрастов, что имеет большое прикладное социальное и маркетинговое значение, особенно в сфере рекламы. Переходя к полученным результатам: при относительно высокой удовлетворенности жизнью наблюдается общая низкая собственная успешность. Наиболее высокая удовлетворенность жизнью среди работающих респондентов наблюдается у зрелых москвичей, при этом собственная успешность у всех возрастных групп остается на низком уровне. Среди неработающих респондентов наиболее высокая удовлетворенность жизнью и собственная успешность наблюдается у пожилых москвичей.

Было выявлено 4 распространенных комбинированных представления о жизненном успехе: успех в карьере и саморазвитии; успех в личной жизни и саморазвитии; успех в личной жизни и финансовом благополучии, на котором часто делают акцент зрелые москвичи; группа без особых четких представлений о жизненном успехе, по большей части состоящая из молодежи. Пожилые же москвичи делают акцент на карьере, саморазвитии и личной жизни.

Переходя к портрету успешного человека, их было выявлено два: успешный человек — целеустремленный, достигший социального и семейного успеха; человек, достигший материального и семейного успеха. Сопоставляя возрастную группу с полученным портретом, для всех трех групп целеустремленный человек, добившийся социального и семейного успеха, наиболее предпочтим, однако пожилые москвичи чаще других групп говорят о материально и семейном успешном человеке.

Для молодежи ни одна социально-демографическая характеристика значимо не влияла на представления об успешном человеке. У зрелых москвичей с представлениями об успешном человеке была связана только занимаемая должность: чем она выше, тем меньше успешного человека соотносят с материальным благополучием. Пожилые москвичи, имеющие общее или среднее образование, чаще соотносят успешного человека с материальным богатством и семьей.

Таким образом, данное исследование внесло значительный вклад в изучение темы успеха. Отличительной его особенностью стало проведение компаративного анализа между возрастными группами, которого до сих пор не проводилось. Тем не менее, данное исследование может быть расширено путем увеличения выборки, а также, возможно, путем применения комбинированных методов сбора данных, то есть добавления качественных методов.

Литература:

  1. Асан Г. К., Жетписбаева Г. Д., Абишева З. С., Айхожаева М. Т., Раисов Т. К., Даутова М. Б., Искакова У. Б., Исмагулова Т. М., Журунова М. С. Типология представлений студенческой молодежи о жизненном успехе // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11–4. С.566–569.
  2. Валяева Е. В. Представления учащихся старших классов о факторах, обеспечивающих жизненный успех// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2011. № 4(18). С.11–18.
  3. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб: 2008. С.400.
  4. Гончарова Е. Н. Концепт успех/success в русской и американской лингво-культурах: историко-этимологический аспект // Вестник АГУ. 2016. № 2(177). С.49–53.
  5. Дементий Л. И., Нечепоренко О. П. Особенности социальных представлений об успехе и успешной личности у лиц с различным социальным статусом // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2007. № 2. С.37–45.
  6. Кирюшина М. В. Объективная и субъективная стороны идеи успеха // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2006. № 1. С.215–218.
  7. Ключников С. Ю. Философия успеха: гносеологический анализ. Автореферат на диссертацию. М.:2003.
  8. Конюхова Т. В., Конюхова Е. Т. Философско-психологический контекст понятий «успех» и «успешность личности» // Философия образования. 2011. № 1. С.214–220.
  9. Лейфрид Н. В. Социальные представления русских об успехе и удаче // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2008. № 1. С.27–32.
  10. Малая медицинская энциклопедия. М.: Медицинская энциклопедия -1991 — С. 96
  11. Милюков В. Е., Жарикова Т. С. Критерии формирования возрастных групп пациентов в медицинских исследованиях// Клиническая медицина. 2015. № 11. С. 5–11.
  12. Нестерова Н. В. Социокультурное подпространство успеха: возможности и перспективы социологического исследования // Вестник культуры и искусств. 2011. № 2. С.52–55.
  13. Нефедова Н. И. Социальные представления об успехе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Яролавль:2004.
  14. Полякова Е. А., Логунова Л. В. Сравнение представлений школьников и студентов о факторах жизненного успеха // Молодежь и наука XXI века. Красноярск: 2016. С.155–159.
  15. Рыжая Ю. Н. Факторы жизненного успеха в представлениях современного студенчества // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2008. № 2. С. 44–50.
  16. Стернина М. А. Успех в понимании современных студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2012. № 2. С.57–60.
  17. Сушко П. Е. Успех по-сельски или как брать «быка за рога»: модели жизненного успеха сельской молодежи // ИНТЕР. 2015. Том. 1. № 10. C. 70–78.
  18. Тугушева А. Р. Социальные представления и содержательные компоненты и установки на успешность у молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2008. № 3–4. С.42–44.
  19. Фельдман И. Л. Половозрастные особенности жизненного успеха у менеджеров // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 3. С.73–86.
  20. Шилова Л. С. Образ успеха и жизненные стратегии молодежи // Вестник Омского университета. Серия: Социология. 2008. № 1–2. С.24–36.
Основные термины (генерируются автоматически): жизненный успех, успешный человек, группа, москвич, представление, пожилой возраст, семейный успех, успех, собственная успешность, зрелый возраст.


Ключевые слова

успешность, успех, представления об успехе, отношение к успеху, факторы успеха, возрастные группы, успешный человек, представления об успешном человеке, социальные представления, жизненный успех

Похожие статьи

Образ персональной успешности: определение понятия

Говоря об успехе, стоит разделять личное восприятие собственной успешности и успешность объективную. Личная успешность индивидуальна и у каждого своя. Человек, заостренный на одних ценностях, может не считать успешным человека, достигающего целей, связанных с...

Психология успеха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Похожие статьи. Психологическая составляющая успеха человека. ‒ программу достижения цели : содержание изменений, этапы реализации

Успешность действительно универсальный показатель для всех времен и народов. Однако содержание, которое вкладывается в понятие...

Ценностные приоритеты и образ успешного человека в культуре...

Заметим, что успешность людей позднего возраста в данных публикациях представлена

Исторические предпосылки культа успеха в США обнаруживаются в идее американской

В американском понимании успех — абсолютная ценность, желанная для каждого человека.

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте...

В статье описана теоретическая модель личностной профессиональной успешности менеджеров по продажам.

Проблема успеха волновала людей еще в древности. Так, Гесиод, говоря о социальных причинах и личностной обусловленности богатства и бедности как успеха...

Твоя активность сегодня — успех завтра | Статья в журнале...

Модернизация образования, армии, экономики и др. ведет к изменению требований, предъявляемых лидеру, успешному человеку. Современному российскому обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем...

Теоретический анализ понятий «личностный успех» и «тип...

Психологические исследования успеха включают изучение представлений индивидов и разных групп об эффективности и успешности, выявление личностных качеств, способствующих достижению успеха, мотивационные факторы достижения успеха и т. д. [В. А. Штpoo 2011:34].

Ориентация на достижение жизненного успеха, как важный...

Стремление к успеху определяет всю жизнь человека, все виды его деятельности, все его

Исходя из этих позиций успех — мотив выступает как внутренний регулятор социальной

Успех — цель, детерминирующая его поведение в группе, в коллективе или более широком социуме.

История развития понятия «успешность» в контексте спортивной...

В статье проводится исторический анализ понятий «успешность» и «успешность спортивной деятельности». Ключевые слова: спорт, успешность, успех. На протяжении всей истории человечества людям было необходимо совершенствовать свои двигательные возможности...

Особенности успешности педагогической деятельности

Успех жизненный и профессиональный — это баланс между внешним и внутренним, между

Успешный человекчеловек, достигший поставленных целей в жизни, имеющих

Ключевую роль субъективной оценке собственных достижений в диапазоне от успешных к неуспешным...

Похожие статьи

Образ персональной успешности: определение понятия

Говоря об успехе, стоит разделять личное восприятие собственной успешности и успешность объективную. Личная успешность индивидуальна и у каждого своя. Человек, заостренный на одних ценностях, может не считать успешным человека, достигающего целей, связанных с...

Психология успеха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Похожие статьи. Психологическая составляющая успеха человека. ‒ программу достижения цели : содержание изменений, этапы реализации

Успешность действительно универсальный показатель для всех времен и народов. Однако содержание, которое вкладывается в понятие...

Ценностные приоритеты и образ успешного человека в культуре...

Заметим, что успешность людей позднего возраста в данных публикациях представлена

Исторические предпосылки культа успеха в США обнаруживаются в идее американской

В американском понимании успех — абсолютная ценность, желанная для каждого человека.

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте...

В статье описана теоретическая модель личностной профессиональной успешности менеджеров по продажам.

Проблема успеха волновала людей еще в древности. Так, Гесиод, говоря о социальных причинах и личностной обусловленности богатства и бедности как успеха...

Твоя активность сегодня — успех завтра | Статья в журнале...

Модернизация образования, армии, экономики и др. ведет к изменению требований, предъявляемых лидеру, успешному человеку. Современному российскому обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на решение насущных проблем...

Теоретический анализ понятий «личностный успех» и «тип...

Психологические исследования успеха включают изучение представлений индивидов и разных групп об эффективности и успешности, выявление личностных качеств, способствующих достижению успеха, мотивационные факторы достижения успеха и т. д. [В. А. Штpoo 2011:34].

Ориентация на достижение жизненного успеха, как важный...

Стремление к успеху определяет всю жизнь человека, все виды его деятельности, все его

Исходя из этих позиций успех — мотив выступает как внутренний регулятор социальной

Успех — цель, детерминирующая его поведение в группе, в коллективе или более широком социуме.

История развития понятия «успешность» в контексте спортивной...

В статье проводится исторический анализ понятий «успешность» и «успешность спортивной деятельности». Ключевые слова: спорт, успешность, успех. На протяжении всей истории человечества людям было необходимо совершенствовать свои двигательные возможности...

Особенности успешности педагогической деятельности

Успех жизненный и профессиональный — это баланс между внешним и внутренним, между

Успешный человекчеловек, достигший поставленных целей в жизни, имеющих

Ключевую роль субъективной оценке собственных достижений в диапазоне от успешных к неуспешным...

Задать вопрос