Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 августа, печатный экземпляр отправим 20 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Эволюция теории восклицания

Филология, лингвистика
590
Поделиться
Библиографическое описание
Порожняк, Н. Ф. Эволюция теории восклицания / Н. Ф. Порожняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 1. — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/30/3416/.

Несмотря на то, что изучению различных типов восклицательных предложений было посвящено значительное количество работ (Валимова, 1967; Послушаева, 1971; Антипова, Абулкасимова и др.), они до сих пор не в полной мере систематизированы, остаются неясными особенности их функционирования в коммуникации, не выявлены виды речевых актов, которые осуществляются посредством предложений этого типа.

Грамматика конца XIX - начала XX века определяла восклицательные предложения как самостоятельный тип.

В.А. Богородицкий определял три типа предложений: 1) повествовательный, 2) восклицательный, 3) желательный и повелительный и дал им характеристику с учетом субъективного момента в зависимости от того, представляет ли высказываемое чистую или усложненную чувствами и желаниями мысль. [1,с.213]. Таким образом, автор вывел параметры, необходимые для учета выделения типов предложения: 1) в действительности действия совершаются в вопросительных и повествовательных предложениях; 2) наличие эмоционального фона в восклицательных предложениях; 3) выражение воли и желания в повелительных предложениях действиями, не имеющими места в действительности.

Л.А. Булаховский разделил несоотносительные виды предложений: «Одинаково и простое, и сложное предложение по выражаемому ими смыслу и соответствующей этому смыслу интонации могут выступать в трех видах: предложения повествовательного, вопросительного и восклицательного» [2,с.241]. Автор объединил разные признаки в одном основании для классификации и пришел к выводу, что рассматриваемые типы предложений характерны для простых и сложных конструкций. Предложения с повелительными формами были отнесены к группе восклицательных.

Это мнение поддержала Е.М. Галкина-Федорук в своих исследованиях: «В процессе речевого общения говорящий может ставить перед собой разные цели: он или сообщает о чем-либо, или хочет послушать ответ на вопрос, или высказать свою волю. В зависимости от цели высказывания все предложения делятся на три большие группы: предложения повествовательные, вопросительные, побудительные» [3, с.355]. Bпоследствии на основании значения предложения она вывела классификацию восклицательных предложений из трех групп. К первой группе относятся восклицательно-интеллектуальные предложения, в которых интеллектуальная оценка соединяется с эмоциональной окраской иронии, презрения, пренебрежения, сомнения, неуверенности в истине представлений и понятий о чем-либо. Во второй группе восклицательно-побудительные предложения, выражающие приказ, призыв, просьбу, мольбу, т.е. эмоционально-окрашенное выражение воли. В третьей группе восклицательно-эмоциональные предложения, выражающие переживаемые говорящим чувства.

На основе взаимодействия интеллектуального и эмоционального в смысловой структуре предложения Т.А. Кильдибекова предложила свою классификацию:

1) группа повествовательно-восклицательных, побудительно-восклицательных и вопросительно-восклицательных предложений, в которых эмоциональное содержание накладывается на интеллектуальное, параллельно сосуществуя с ним в семантике предложения;

2) группа собственно-восклицательных предложений с оттенком эмоциональной оценки. В данных конструкциях эмоциональное содержание обосабливается от интеллектуального и служит основой формирования отдельного предложения;

3) группа собственно-восклицательных предложений «неполного состава» с эмоционально-оценочным значением, где частично или целиком разрушается логически обоснованный состав предложения, что приводит к логической незавершенности и компенсируется большей степенью эмоциональности;

4) группа собственно-восклицательных предложений отрицательного типа, где эмоциональное противоречит интеллектуальному, в которых эмоциональное меняет логическое содержание повествовательного предложения, что приводит к выражению экспрессивного отрицания (или утверждения), т.е. положительная форма передает отрицательное содержание благодаря интонации [4, с.10-80].

Наиболее точное определение собственно восклицательным предложениям дала П.Н. Паничева: «это специализированное средство выражения эмоциональной реакции и связанного с ней эмоционально-оценочного отношения говорящего как к отдельным фактам, событиям окружающей действительности и ситуации в целом, так и к коммуникативному поведению собеседника и самого говорящего. Эти предложения обладают эмотивно-оценочным значением, характеризуются закрепленной за ними моделью, своеобразием лексических эмотивов, взаимодействующих с восклицательной интонацией, без которой эти предложения не реализуются [5,с.7].

Восклицательные предложения не имеют собственной специфической структуры по мнению Г.В. Валимовой. Эмоциональное отношение к высказываемому может накладываться на предложения любой структуры, т.к. является всегда в конкретной ситуации общения. «Определенная интонация, эмоциональная лексика, междометия, восклицательные частицы – все это языковые средства, служащие для выражения эмоций, но отсутствует особая структура, которая закреплена в языке и воспроизводится при передаче чувств», – заключает Г.В. Валимова, отрицая интонацию в качестве основания для классификации предложений [6,с.48].

Таким образом, в результате научных споров о месте восклицательных предложений в классификациях определились две точки зрения – как самостоятельный тип в числе с побудительными, вопросительными и повествовательными, либо как их вариант.

Неоднозначность вопроса о восклицательных предложениях связана и со сложностью природы самих предложений и с разнонаправленностью изучения этих типов предложений, и как следствие, противоречивостью результатов изучения.

Т.В.Деньгина подразделяет восклицательные предложения на собственно-восклицательные и бифункциональные, первые выполняют эмотивную функцию, а вторые являются аналогами трех основных типов предложений [7,с.6].

Восклицательные предложения не выделяются в самостоятельный коммуникативный тип предложений и в трудах таких зарубежных лингвистов, как Г. Поутсма, Л. Блумфильд, Р. Зандворт и др. Эти лингвисты придерживаются одного взгляда с некоторыми незначительными различиями, выделяя как особые типы повествовательные, вопросительные и повелительные, и рассматривают восклицательные предложения как подтип каждого из трёх коммуникативных типов предложения.

По мнению Г. Поутсма, восклицательные предложения существуют как разновидность повествовательных предложений, выражающие какие-либо чувства [8,с.379]. Он отмечает также, что восклицательные предложения часто имеют такой же порядок слов, как и вопросительные предложения, и в таких случаях могут называться риторическими вопросами (там же).

У исследователей нет единого мнения и об интонации. Т.Г. Медведева считает, что источником эмоциональных интонаций являются различные факторы (биологически обусловленные), однако «каждый язык отдает предпочтение тем биологически обусловленным формам выражения эмоций, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям культуры, обычаям и традициям воспитания данного языкового коллектива» [9,с.2]. Таким образом, восклицательные предложения – это особая форма выражения восклицательности, способа выражения экспрессивно-эмотивного содержания речи, с экспрессивно-эмотивным воздействием на оппонента речи, либо, наоборот, с эмотивной реакцией на какое-либо воздействие.

Интонация предложения имеет замкнутую структуру: начало, развитие, завершение и связана с последовательным произнесением слов, составляющих высказывание. Структура интонации заключается в силе голоса, темпе речи, высоте тона, тембре голоса и длительности пауз. Важную роль в интонации играют просодические признаки, которые функционируют во фразе и передают различные интеллектуальные и модально-эмоциональные отношения [10,с.86-87].

Ширяев Е.Н считал, что восклицательные предложения отличаются особой силой и повышенным тоном, что всякое сообщаемое в предложении может отнестись к высказываемому или беспристойно, или эмоционально: с радостью или огорчением, с удивлением, иронией и т.п. Беспристрастное отношение к сообщаемому специально никак не выражается. Автор считает, что эмоциональное отношение имеет специальное чувство выражения – особую восклицательную интонацию и эмоциональную окрашенность могут получать любые по цели и установке предложения. Он считал что повествовательные предложения, приобретая отрицательную модальность, могут стать восклицательными. (11,с.183-184).

Проанализировав различные взгляды лингвистов на вопрос о восклицательности, можно сделать следующие выводы, что восклицательные предложения, характеризуемые эмотивной интенцией, являются основным средством выражения эмоциональности и служат для экспрессивно-эмотивного воздействия на слушающего, либо эмотивной реакции на некие события реальной действительности.


Литература:
  1. Богородицкий, В.А. Общий курс русской грамматики. 5-ое изд.перераб.-Л.-1935.-256с.
  2. Булаховский, Л.А. Курс русского литературного языка, изд.4.-Киев,-1949.-241.
  3. Галкина-Федорук, Е.М. Совр.рус.яз. Ч.2.-М.,1964.-с.413
  4. Кильдибекова, Т.А. Восклицательные предложения в современном русском языке. Дисс. …канд.филол.наук.-Уфа,1968.-214с.
  5. Паничева, П.Н. Структурно-семантические и прагматические характеристики восклицательных предложений в английской диалогической речи в свете антропоцентрической парадигмы): автореф. дис.... канд. филол. наук П.Н. Паничева. Ставрополь, 2004. 18с.
  6. Валимова, Г.В. Функциональные типы предложений в современном русском языке.- Ростов н/Д: Изд-во РГУ,1967.-331с.
  7. Деньгина, Т.В. Формально-синтаксические и функционально-семантические особенности восклицательных предложений в современном русском языке текст.:дис. …канд.филол.наук/Т.В.Деньгина.-Ставрополь,2000.-189с.
  8. Poutsma, H. A Grammar of Late Modern English / H. Poutsma. Gronningen: P. Nordhoff, 1928.-1057 p.
  9. Медведева, Т.Г. Просодические и спектральные характеристики эмоционально окрашенной речи (на материале английского языка в сопоставлении с русским) Текст.:автореф.дис. …канд.филол.наук/ Т.Г.Медведева.-М.,1977.-26с.
  10. Веренинова, Ж-Б. К проблеме компонентов интонации (Структурный и функциональный принципы в определении места просодических явлений в общей системе фонетических средств) Ж.Б. Веренинова филологические науки. 1997.№2.
  11. Ширяев, Е.Н. Русский язык.-М.-1989.-268с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный