Организационные основы службы неотложной помощи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Холикова, А. А. Организационные основы службы неотложной помощи / А. А. Холикова, Р. В. Бобокалонов, Ш. Ф. Джураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67438/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье авторы изучают этапы развития скорой медицинской помощи в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: станция скорой медицинской помощи (ССМП), гужевой транспорт, санитарный автомобиль, выездная бригада, вызовы.

Актуальность. От чего как не от скорой медицинской помощи зависит подчас, человеческая жизнь и здоровье. История организаций, деятельностью которых в той или иной мере является оказание этой помощи, насчитывает уже несколько веков. Этот опыт не только интересен с исторической точки зрения, но и очень важен для будущего развития медицины в России и в мире [1].

Цель исследования: изучить становление и развитие скорой медицинской помощи в довоенный период (1924–1941 годы) и ее роль в оказании медицинской помощи в период Великой Отечественной войны в городе Иваново.

Материал иметоды. Изучались исторические документы в хронологической последовательности с использованием фондов областной научной библиотеки города Иванова, а также архивов Ивановской станции скорой медицинской помощи.

Городской пункт скорой медицинской помощи в Иваново-Вознесенске организован 13 января 1924г., о чем сообщалась в областной газете «Рабочий край» от 18 января [2]: «При городской амбулатории по Покровской улице открыт пункт скорой помощи. Подача скорой помощи при кровотечениях, ранениях, отравлениях и прочих видах внезапных заболеваний, производится круглые сутки дежурными врачами и фельдшерами, как на самом пункте, так и на дому. Вызов врача по телефону номер 31». Найти врача для работы на «скорой» было трудно, во всем городе было менее 100 врачей. Одна конная упряжка, единственная латаная-перелатанная карета, с Московского ипподрома были подобраны четыре лошади вполне пригодные к службе на скорой помощи. Гужевой транспорт был медлителен, а радиус города от 3 до 6 км. В 1925г. пункт скорой помощи перевели на Советскую улицу, где находилась центральная амбулатория. В небольшой комнате — стол, стулья. За столом дежурная медсестра-телефонистка, здесь же выездные фельдшеры, кучеры, санитарки. Для выездов использовались деревянные ящики с медикаментами и перевязочным материалом. Редкостью были лекарства для инъекций, шприцы обрабатывались в стерилизаторе тут же. В 1926г. главным врачом амбулатории назначается Л. М. Кибардин. Был приобретен первый санитарный автомобиль с надписью: «скорая медицинская помощь», это была одна из первых ласточек автомобилизации города. За сутки выполнялось 7–10 выездов к больным. Приказом Наркомздрава РСФСР от 1927г. станции скорой помощи выделялись в самостоятельные учреждения. К этому времени станция имела в составе диспетчерскую, около 10-ти выездных бригад, гараж, конюшни, эвакопункт, перевязочную. В 1928г. был приобретен автомобиль АМО-Ф-13 с санитарным кузовом. Плохие дорожные условия и отсутствие запасных частей приводили автомобили к неисправному состоянию, в этих случаях опять выручали лошади. Увеличилось количество вызовов «скорой» в связи с бурным ростом промышленности и населения города. В газете «Рабочий край» от 9 июня 1932г. сообщалось о состоянии станции [3]: «Работу скорой помощи срывает транспорт. В своем распоряжении пункт имеет 3 автомашины и 4 лошади, из них 2 машины и 1 лошадь должны дежурить постоянно. Дело в том, что автомашины не выходят из ремонта, несмотря на то, что все 9 шоферов — вполне квалифицированные работники». С 1933г. на должность руководителя станции скорой помощи назначен Л. С. Хавкин, который взялся за реорганизацию службы: ремонт, обеспечение работников формой, медикаментами, разработкой документации по ведению больных, обучение правилам оказания неотложной помощи. С 1936г. станция перестала пользоваться гужевым транспортом, так как окраины города удалились от станции до десяти километров. Был увеличен парк автомобилей, станция имела 10 машин, штат сотрудников — около 100. Скорость выезда по вызову была доведена до одной минуты. С 1937 по 1941 годы станцию возглавил Л. И. Сафаров — врач с большим стажем лечебной и административной работы. При нем «скорая» вновь становится образцовым медицинским учреждением города. О работе скорой помощи писали в «Рабочем крае» от 10 января 1941г. [4]: «За 11 месяцев прошлого года Ивановская станция скорой помощи получила 15400 вызовов. Сейчас ежедневно на линии дежурят 4 машины, тогда как в прошлом их было 5–6. Станция скорой помощи большое и нужное дело». Намечалось расширение станции, увеличение штатов, но помешала война. Началась Великая Отечественная война. Четвертая часть личного состава, в том числе главный врач, во второй день войны ушли на фронт. Работа перестраивалась в соответствии с военным временем. За время войны в армию было призвано более половины всех работников. Остались работать в основном женщины, в том числе шоферами. В самые тяжелые военные годы станцию возглавила фельдшер А. В. Шлыкова. Количество выездов на вызовы уменьшилось в несколько раз, выезжали только к тяжелобольным или пострадавшим с угрозой жизни. Но станция работала напряженно. Основной работой стала перевозка раненых из железнодорожных эшелонов в госпитали. При железнодорожном вокзале силами «скорой» был развернут эвакуационный санитарно-сортировочный пункт. Часто в эшелонах находились тяжелые инфекционные больные. Работали в противочумных костюмах. Встречались случаи заражения и смерти от сыпного тифа. Для всех работников был установлен 11-часовой рабочий день, но работа затягивалась на сутки и более. Автомобили были сданы в армию, выручали снова лошади или шли пешком на вызовы. Работники «скорой» вместе со всеми жителями города участвовали в заготовке торфа, трудились на лесоразработках и сельскохозяйственных работах, обеспечивали топливом больницы и госпитали, расчищали от снега аэродромы. В «Рабочем крае» от 19 января 1943г. появилась заметка «Скорой помощи нужна тоже помощь» А. В. Шлыковой [5]: «Во втором полугодии 1942г. число выездов сократилось с 13711 до 2817, а пробег автотранспорта — в 6 раз. Оказываемая помощь населению сократилась почти в 2 раза, а число отказов вдвое возросло. Вместо 6 автомашин, ранее работавших на бензине, мы имеем только одну газогенераторную. В декабре не дали ни одного литра бензина. Кадры на станции достаточно квалифицированные. Нам нужна только помощь горсовета в ремонте машин и получении четырех работоспособных лошадей». С 1944 года поток раненых в город уменьшился [6], и станция расширила работу по вызовам. Эвакопункт на железнодорожном вокзале был закрыт. В 1945 году стали возвращаться работники «скорой», демобилизованные из армии.

Выводы: Станция прошла длительный путь развития от 2-х врачей и 2-х единиц гужевого транспорта и сыграла немалую роль в деле оказания скорой и неотложной помощи населению в военное время.

Литература:

  1. Медицина /Скорая помощь/ www.myunivercity.ru
  2. Из объявлений // Рабочий край. 1924, от 18 января.
  3. «Скорую помощь — скорой помощи» // Рабочий край.1932, от 9 июня.
  4. «Скорая помощь» // Рабочий край. 1941, от 10 января.
  5. «Скорой помощи нужна тоже помощь» // Рабочий край. 1943, от 19 января.
  6. Сивов В. П. О скорой медицинской помощи города Иванова. — Иваново, 1988.– С. 1–21.
Основные термины (генерируются автоматически): Скорая помощь, скорая медицинская помощь, гужевой транспорт, Станция, Великая Отечественная война, военное время, довоенный период, железнодорожный вокзал, Ивановская станция, неотложная помощь.


Ключевые слова

вызовы, станция скорой медицинской помощи (ССМП), гужевой транспорт, санитарный автомобиль, выездная бригада

Похожие статьи

Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады...

События начала Великой Отечественной войны как одной из величайших трагедий в отечественной истории всегда были в

Достаточно большое количество работ посвящены действиям соединений и частей железнодорожных войск в начальный период войны.

Транспортная система СССР — инфраструктура Победы...

Хотя прошло много времени с окончания Великой Отечественной войны, написано много книг

Длительный период транспорт в нашей стране считали сферой производства, точнее

В целом же за время Великой Отечественной войны роль каждого вида транспорта в...

История города Минеральные Воды в годы Великой...

История Ставрополья в годы Великой Отечественной войны является составной частью истории

После встречи с ним, возвращаясь домой полями на гужевой повозке, было видно, как

Крупный железнодорожный узел Минеральные Воды уже в первые месяцы войны...

Роль комитетов обороны в перестройке народного хозяйства...

Они на местах, опираясь на помощь республиканских органов власти, занимались

11. Куманев Г. А. Война и железнодорожный транспорт СССР.

Великая Отечественная война потребовала перестройки всего народного хозяйства страны на военный лад.

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной...

Ключевые слова: Великая Отечественная война, городское хозяйство, транспорт

Огромную роль в годы Великой Отечественной войны играло медицинское обслуживание воинов и

При всех этих переменах городское хозяйство военного периода продолжало справляться с...

Трудовая повседневность якутян в годы Великой Отечественной...

Колхозный гужевой транспорт насчитывал 57 тыс. рабочих лошадей и свыше 30 тыс. ездовых оленей. Этот вид транспорта, в основном

Во время войны очень важное значение приобрела добыча и заготовка пушнины. Она шла на экспорт и тем самым служила важным источником...

Осуществление городских пассажирских перевозок в г. Куйбышеве...

Большая помощь в этом им была оказана горисполкомом и городским комитетом ВКП (б). За годы войны было капитально отремонтировано в

Весь период Великой Отечественной войны трамвай и троллейбус нёс на себе основную нагрузку в осуществлении пассажирских...

Строчки, пропахшие войной | Статья в журнале «Молодой ученый»

Великая Отечественная война ушла в прошлое. В наше время очень сложно понять весь ужас того времени. Сейчас мы воспринимаем мир и спокойствие как должное, как будто и не может быть по-другому.

Материальная помощь Русской православной церкви фронту...

В статье рассказывается о помощи фронту в годы Великой Отечественной войны со стороны Русской православной церкви.

Ключевые слова: Русская православная церковь, помощь фронту. Во все времена Русская православная церковь (РПЦ) помогала своей стране и народу.

Анализ удовлетворенности больных сердечно-сосудистыми...

Мы проводили исследования удовлетворенности населения работой скорой помощи путем анкетирования сердечно-сосудистых больных за период с 2000 по 2010гг.

Наиболее часто скорая помощь приезжала в течение 30 минут с момента получения вызова.

Похожие статьи

Действия частей 13-й отдельной железнодорожной бригады...

События начала Великой Отечественной войны как одной из величайших трагедий в отечественной истории всегда были в

Достаточно большое количество работ посвящены действиям соединений и частей железнодорожных войск в начальный период войны.

Транспортная система СССР — инфраструктура Победы...

Хотя прошло много времени с окончания Великой Отечественной войны, написано много книг

Длительный период транспорт в нашей стране считали сферой производства, точнее

В целом же за время Великой Отечественной войны роль каждого вида транспорта в...

История города Минеральные Воды в годы Великой...

История Ставрополья в годы Великой Отечественной войны является составной частью истории

После встречи с ним, возвращаясь домой полями на гужевой повозке, было видно, как

Крупный железнодорожный узел Минеральные Воды уже в первые месяцы войны...

Роль комитетов обороны в перестройке народного хозяйства...

Они на местах, опираясь на помощь республиканских органов власти, занимались

11. Куманев Г. А. Война и железнодорожный транспорт СССР.

Великая Отечественная война потребовала перестройки всего народного хозяйства страны на военный лад.

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной...

Ключевые слова: Великая Отечественная война, городское хозяйство, транспорт

Огромную роль в годы Великой Отечественной войны играло медицинское обслуживание воинов и

При всех этих переменах городское хозяйство военного периода продолжало справляться с...

Трудовая повседневность якутян в годы Великой Отечественной...

Колхозный гужевой транспорт насчитывал 57 тыс. рабочих лошадей и свыше 30 тыс. ездовых оленей. Этот вид транспорта, в основном

Во время войны очень важное значение приобрела добыча и заготовка пушнины. Она шла на экспорт и тем самым служила важным источником...

Осуществление городских пассажирских перевозок в г. Куйбышеве...

Большая помощь в этом им была оказана горисполкомом и городским комитетом ВКП (б). За годы войны было капитально отремонтировано в

Весь период Великой Отечественной войны трамвай и троллейбус нёс на себе основную нагрузку в осуществлении пассажирских...

Строчки, пропахшие войной | Статья в журнале «Молодой ученый»

Великая Отечественная война ушла в прошлое. В наше время очень сложно понять весь ужас того времени. Сейчас мы воспринимаем мир и спокойствие как должное, как будто и не может быть по-другому.

Материальная помощь Русской православной церкви фронту...

В статье рассказывается о помощи фронту в годы Великой Отечественной войны со стороны Русской православной церкви.

Ключевые слова: Русская православная церковь, помощь фронту. Во все времена Русская православная церковь (РПЦ) помогала своей стране и народу.

Анализ удовлетворенности больных сердечно-сосудистыми...

Мы проводили исследования удовлетворенности населения работой скорой помощи путем анкетирования сердечно-сосудистых больных за период с 2000 по 2010гг.

Наиболее часто скорая помощь приезжала в течение 30 минут с момента получения вызова.

Задать вопрос