Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шевцова, Д. В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности / Д. В. Шевцова, В. Ф. Шубная, С. А. Немна. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 265-266. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67422/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье авторы пишут о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, театрализованная деятельность, театрализованная игра, дошкольники.

На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна. Дошкольный возраст является сенситивным для развития эмоций, чувств, ценностей, духовно-нравственных норм и требований у дошкольников. В результате воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение со стороны взрослого, а потому, что считает важным соблюдение нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Перед нами возник вопрос: «Как привить современным дошкольникам духовно-нравственные ценности?». В ходе ежедневных наблюдений за детьми, мы обратили внимание на то, что у дошкольников особую радость вызывают театрализованные представления, после просмотра которых, дети активно обсуждают увиденное, имитируя голоса и повадки героев, которые понравились. Желание самим участвовать, играть со своими сверстниками, натолкнуло нас на мысль — увлечь детей театрализованной деятельностью, которая развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность имеет социальную направленность, что позволяет сформировать у детей опыт социальных навыков поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои являются образцами для подражания.

Театрализованная деятельность не только знакомит детей с миром прекрасного, но и пробуждает в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное — помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания ребёнка является театрализованная игра, которая представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Театрализованные игры пользуются у детей особой любовью. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечая на вопросы кукол, выполняя их просьбы, давая советы перевоплощаться в какой-либо образ.

Также большой интерес у детей вызывают игры-драматизации. При организации таких игр мы используем следующие приемы:

– приём «подражание голоса» (зайца, волка, медведя, лисы, колобка);

– приём ассоциации с цветом (сказка «Колобок»). На кого похож этот кружок? Кто мог спрятаться за этим кружком? С помощью этих кружков дети вспоминают всю последовательность происходящих событий в сказке, которую мы изменили.

– приём соотнесения (детям предлагаются разные изображения колобков, после рассматривания которых, задается вопрос: «Какой Колобок живет в сказке и почему?» Дети выбирают веселого, мотивируя тем, что грустный Колобок не мог бы спеть веселую песенку. Далее детям предлагаются три разных изображения Лисы, после рассматривания которых, задаются вопросы: «Какая Лиса съела Колобка? Почему? Какая Лиса подружилась бы с Колобком?»).

Во время подготовки и разыгрывания спектакля очень важно разговаривать с детьми вежливо и ласково. Интонация голоса воспитателя — образец для детей. Также необходимо следить за тем, чтобы и дети также обращались друг к другу, помогали, проявляли настойчивость, терпение.

В работе с детьми используем дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие мимики, жестов и движений (в процессе любой детской деятельности) театрализованные игры (с участием взрослых) разыгрывание сценок. Эти разнообразные виды гимнастик позволяют детям улучшить произносительные навыки речи, правильно эмоционально передавать настроение героев, в том числе и улучшить понимание литературного замысла другими детьми. Дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика нами подобрана таким образом, чтобы для детей они были разнообразными, не утомительными и эмоционально окрашенными. Артикуляционную гимнастику мы проводим в виде театрализованной игры с персонажами: это может быть «Сказка о Весёлом Язычке» или различные сказочные истории. С помощью таких сказочных историй артикуляционная гимнастика из рутинной работы превращается в увлекательное занятие, где ребёнка ждут встречи с различными героями и персонажами. И так, незаметно для себя, дети усваивают правильные речевые уклады, необходимые для формирования правильного звукопроизношения.

А вот о взаимосвязи речи и мелкой моторики пальцев рук доказано давно. Ведь в коре головного мозга те зоны, которые отвечают за речь находятся рядом с зонами мозга, отвечающими за движения пальцев рук. Тем самым, работая над двигательными навыками пальцев рук мы совершенствуем и саму речь ребенка. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т. п.

Проводим беседы с детьми по темам: «Здравствуйте! До свидания!», «С добрым утром!», «Волшебные слова», «Знакомство», «Грубость и драка». Используем все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «Здравствуйте!» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «До свидания!» (с сожалением, огорчением, надеждой на скорую встречу); «Дай» (уверенно, вежливо, терпеливо, с желанием порадовать) и т. д. Подобные упражнения развивают и пантомимические средства выразительности.

Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей. Родители оказывают помощь в приобретении детской художественной литературы, помогают в изготовлении различных игр по театрализованной деятельности. Привлекаем их к процессу подготовки и проведения игр-драматизаций, шитью перчаточных кукол и изготовлению костюмов и декораций, изготовлению настольной ширмы, а также в исполнении ролей на праздниках, досугах и развлечениях.

В результате работы мы наблюдаем, как дети изменились. Они стали взрослее, и не только физически, они заметно выросли в духовном и нравственном плане. Дети стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других людей.

Благодаря театрализованной деятельности происходит формирование духовно- нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Таким образом, в соприкосновении с театром вырастают духовно-нравственные личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

Литература:

  1. Куцакова Л. В. Воспитание ребенка-дошкольника / Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова Владос. — 2004.
  2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — Сфера. — 2004.
  3. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду / Т. И. Петрова, Т. Л. Сергеева. — Школьная Пресса. — 2004.
  4. Сорокина Н. Д. Играем в кукольный театр. — Аркти. — 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театрализованная деятельность, дошкольный возраст, театрализованная игра, артикуляционная гимнастика, духовно-нравственное воспитание детей, игра, какая Лиса, пальчиковая гимнастика, Сказка.


Похожие статьи

Формирование у старших дошкольников эстетических чувств...

Театрализованная деятельность предполагает участие детей в кукольных представлениях.

Театрализованные игры помогают формировать у детей опыт социальных навыков поведения.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр...

Для развития речи детей старшего дошкольного возраста использовались простые сказки, не

Театрализованная кукольная игра стимулирует активную речь за счёт расширения

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

Логачева Т. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, сказка, театрализованное представление, сценическое искусство, спектакль...

Организация театрализованной деятельности в детском саду...

Артикуляционная гимнастика.

театрализованная деятельность, ребенок, сказка, теремок, дошкольный возраст, какая сказка, театрально-игровая

ребенок, театральный кружок, театрализованная деятельность, творческая инициатива, сторона взрослых, воспитание...

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством

Театрализованная деятельность и ребенок младшего дошкольного возраста.

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного...

Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, и недостатки развития и

Важной задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста является

Театрализованная деятельность и ребенок младшего дошкольного возраста.

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания...

Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность...

Театрализованная деятельность как метод коррекции...

Игра является ведущим видом деятельности ребенка. В ней формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы: – игры в кукольный театр

Театрализованная деятельность как средство развития...

Ключевые слова: коммуникация, общение, дети дошкольного возраста, театр, театрализованная деятельность

В следствие того, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а содержание театрализованной деятельности...

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое...

Проблема речевого развития актуальна в настоящее время. Это связано с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужение объема общения родителей и детей; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи...

Похожие статьи

Формирование у старших дошкольников эстетических чувств...

Театрализованная деятельность предполагает участие детей в кукольных представлениях.

Театрализованные игры помогают формировать у детей опыт социальных навыков поведения.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр...

Для развития речи детей старшего дошкольного возраста использовались простые сказки, не

Театрализованная кукольная игра стимулирует активную речь за счёт расширения

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

Логачева Т. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, сказка, театрализованное представление, сценическое искусство, спектакль...

Организация театрализованной деятельности в детском саду...

Артикуляционная гимнастика.

театрализованная деятельность, ребенок, сказка, теремок, дошкольный возраст, какая сказка, театрально-игровая

ребенок, театральный кружок, театрализованная деятельность, творческая инициатива, сторона взрослых, воспитание...

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством

Театрализованная деятельность и ребенок младшего дошкольного возраста.

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного...

Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, и недостатки развития и

Важной задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста является

Театрализованная деятельность и ребенок младшего дошкольного возраста.

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания...

Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность...

Театрализованная деятельность как метод коррекции...

Игра является ведущим видом деятельности ребенка. В ней формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы: – игры в кукольный театр

Театрализованная деятельность как средство развития...

Ключевые слова: коммуникация, общение, дети дошкольного возраста, театр, театрализованная деятельность

В следствие того, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а содержание театрализованной деятельности...

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое...

Проблема речевого развития актуальна в настоящее время. Это связано с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужение объема общения родителей и детей; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи...

Задать вопрос