Тенденции и развитие фармацевтического рынка России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 14.02.2020

Статья просмотрена: 1137 раз

Библиографическое описание:

Лесных, А. В. Тенденции и развитие фармацевтического рынка России / А. В. Лесных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67370/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье автор пытается определить тенденции развития фармацевтического рынка.

Ключевые слова: тенденции фармацевтического рынка, коммерческий сегмент, охват врачей, доля компаний, государственный сегмент, покупательская способность.

Для фармацевтического рынка и всех его участников 2018 год был довольно сложным. Как с экономической стороны, так и в вопросах государственного регулирования. Снижение покупательской способности населения, уменьшение реальных денежных доходов — все это явилось одним

из факторов низких темпов роста потребления лекарственных препаратов. Такая динамика привела к тому, что все участники товаропроводящей цепочки — производители, дистрибьюторы, аптечные сети — стали пересматривать свои взаимоотношения, чтобы сохранить прибыль хотя бы на уровне прошлых лет. Крупнейшие дистрибьюторы страны объявили о переходе на обеспечение товарного кредита. Производители также пытаются изменить взаимодействие с аптеками: они предлагают преференции для своего товара в рознице. [1]

Российский фармацевтический рынок имеет две составные части: государственный и коммерческий сегменты.

Государственная часть рынка фармацевтики занимается аптечными продажами лекарственных препаратов по программе дополнительного лекарственного обеспечения, которая заключается в снабжении необходимыми лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде совокупности социальных услуг на основании выписанного врачом или другим уполномоченным лицом рецепта. Государственный сектор — объём рынка, обеспеченный государственными деньгами: госпитальные закупки, льготное лекарственное обеспечение (включая программы ВЗН, ОНЛС) и региональная льгота — занимает около 31 % объёма рынка лекарств.

Политика правительства в сфере государственного обеспечения лекарствами населения остаётся стабильной, и статьи, носящие социальный характер, не сокращаются. [2]

Коммерческий занимает наибольшую долю в структуре объемов продаж в стоимостном и натуральном выражении, а также представляет собой наибольшее число предпринимателей, входящих в данный сектор. Аптечный сегмент лекарственных препаратов всегда был и остается по сей день драйвером развития фармацевтического рынка. Поэтому любые инновации и возможные изменения оцениваются участниками рынка в первую очередь по влиянию именно на этот сегмент.

Так как рост российского фармацевтического рынка практически остановился, рассмотрим динамику с 2011 по 2018 год.

Динамика фармацевтического рынка России представлен на рис.3.

Рис. 1. Динамика рынка фармацевтики за 2011–2018 гг.

За последние пять лет рост фармацевтического рынка замедлился в шесть раз. В 2018 году его объем достиг 1,7 трлн руб., рост к прошлому году составил всего 1,8 %, согласно расчетам аналитической компании DSM Group (есть в распоряжении РБК). За год до этого рынок вырос на 8,2 %, а за пять лет — он рос примерно на 16 % ежегодно.

Все эти годы он рос в основном за счет коммерческого сегмента — продаж лекарств обычным потребителям, поясняет генеральный директор DSM Group.

Обзор популярности препаратов в Московской области представлен на рис.2.

Рис. 2. Обзор популярности препаратов в Московской области

Анализируя график видим, что основная доля препаратов приходится на лекарства, которые реализуются без рецепта (в 2016 г. их доля составляла — 38,6 %, в 2017 г. — 40,5 %, в 2018 г. — 49,2 %). Их рост за три года составил 10,6 %. Наименьшая доля реализации фармацевтических препаратов приходится на препараты, реализуемые с рецептом по указанию МНН. В 2016 г. их доля составляла — 22,9 %, в 2017 г. — 22,6 %, в 2018 г. — 18,3 %). Их снижение за три года составило 4,6 %.

Ценовосприятие — немаловажный фактор. К примеру, медикаменты, стоимость которых не превышает 100 руб. воспринимаются россиянами, как легкодоступные. Ассортимент товаров ценой 100–300 руб. в аптеке также удовлетворяет потребителя.

Не последним фактором в реализации препаратов в Московской области приходится на лояльность врачей к фармацевтическому предприятию и их желание сотрудничать с ними.

На рисунке 3 представлены назначения врачей от фармацевтических предприятий за 2012–2017 гг.

Рис. 4. Назначения врачей ТОР 20 компаний

Согласно рисунку 4, наибольшая доля препаратов приходится на компании Такеда и Тева, а наименьшее на Материа Медика и Инфрамед.

Акрихин также находится в последних рядах, что говорит о неудовлетворенности в сотрудничестве врачей с компанией.

Далее на рисунке 5 рассмотрим охват врачей визитами медицинских компаний различных компаний.

Рис. 5. Охват врачей визитами МП. ТОР-20

Анализируя охват врачей видим, что Сервье занимает 90,5 %, второе место занимает KPKA — 89,6 %, а третье место занимает Берлин-Хеми — 86,3 %, акрихин занимает всего лишь 16е место и его доля 50,3 %.

Также проведем анализ по удаленности с контактами по различным категориям врачей.

Рис. 6. Доля удалённых контактов в структуре визитов

Анализируя рисунок 6, видим, что Эндокринологи наиболее отдалены — их коэффициент составляет 18,4, второе место составляют психиатры — 13,1, а наименьшая удаленность — педиатры — 3,7. [3]

В ноябре 2019 года на аптечном рынке России присутствовало 945 фирм- производителей лекарственных препаратов. ТОП-10 компаний по объёму продаж представлен в таблице 1.

Таблица 1

TOП-10 фирм-производителей ЛП по стоимостному объёму продаж вРоссии вноябре 2019 года

Рейтинг

Фирма-производитель

Стоимостной объём, млн руб.

Доля,%

Прирост,% Ноябрь 2019 /

Октябрь 2019

Октябрь 2019

Ноябрь 2019

1

1

Bayer

4 136,3

4,6 %

1,4 %

4

2

Sanofi

3 297,8

3,7 %

-3,0 %

3

3

Novartis

3 226,1

3,6 %

-7,5 %

2

4

Отисифарм

3 065,6

3,4 %

-15,0 %

5

5

Teva

2 945,6

3,3 %

-3,0 %

6

6

Servier

2 772,6

3,1 %

-6,1 %

7

7

KRKA

2 618,3

2,9 %

-3,1 %

8

8

GlaxoSmithKline

2 599,8

2,9 %

-2,6 %

10

9

Berlin-Chemie

2 346,2

2,6 %

0,2 %

9

10

Gedeon Richter

2 260,3

2,5 %

-4,6 %

Общая доля ТОП-10

29 268,6

32,6 %

Состав ТОП-10 компаний-производителей, лидирующих по объёмам продаж на коммерческом рынке ЛП, в ноябре 2019 года по сравнению с октябрём изменился в плане расстановки «игроков».

В тройку лидеров вошли компании Bayer, Sanofi и Novartis. В ноябре только производитель Bayer, возглавляющий рейтинг, продемонстрировал увеличение реализации на 1,4 %.

Рейтинг, как и месяцем раннее, возглавляет немецкий производитель Bayer с долей 4,6 %. Продажи корпорации выросли на 1,4 %. Положительную динамику компании обеспечили стимулятор репарации тканей «Терафлекс» (+10,3 %), широкая линейка средств для лечения геморроя «Релиф» (+7,2 %), представленная ректальными суппозиториями, кремами и мазями, антацидное средство «Ренни» (+6,1 %).

Французская фармацевтическая корпорация Sanofi отметилась снижением объёма реализации на 3,0 %. Несмотря на это производитель поднялся на второе место с 4-й строчки. Вес производителя на рынке ЛП вырос на 0,1 % — до 3,7 %. Отрицательная динамика фирмы обусловлена падением объёма реализации бренда «Лазолван» (-10,5 %), включающего назальные средства и препараты от кашля, гепатопротекторного средства

«Эссенциале» (-10,1 %), антикоагулянтного средства прямого действия «Клексан» (- 6,8 %).

Компания Novartis (доля 3,6 %) удерживает 3-ю позицию; снижение продаж на 7,5 % в большей мере произошло за счёт падения реализации противогрибкового средства

«Экзодерил» (-24,5 %), муколитика «АЦЦ» (-17,3 %), а также комбинированного антибиотика «Банеоцин» (-14,9 %).

Максимальный темп снижения показала отечественная корпорация «Отисифарм» (- 15,0 %) благодаря падению продаж средства от кашля «Коделак» (-35,3 %), препарата магния «Магнелис» (-30,8 %) и противовирусного препарата «Арбидол» (-30,4 %).

Таким образом можно сделать вывод, что несмотря на то, что за последние пять лет рост фармацевтического рынка замедлился в шесть раз, в рост к прошлому году составляет 1,8 %. Такая тенденция наблюдается за счет коммерческого сегмента. Наибольшая доля препаратов приходится на компании Такеда и Тева, а наименьшее на Материа Медика и Инфрамед. В тройку лидеров вошли компании Bayer, Sanofi и Novartis. В ноябре только производитель Bayer, возглавляющий рейтинг, продемонстрировал увеличение реализации на 1,4 %. [4]

Литература:

  1. Метка: фармацевтический рынок// gmpnews.ru. URL: https://gmpnews.ru/tag/farmacevticheskij-rynok/ (дата обращения: 11.02.2020).
  2. https://alpharm.ru // alpharm.ru. URL: ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК РФ, АПРЕЛЬ 2019 Г., ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2019 Г. (дата обращения: 11.02.2020).
  3. Фармацевтический рынок // kommersant.ru. URL: https://www.kommersant.ru/theme/1151 (дата обращения: 11.02.2020).
  4. Фармацевтический рынок. Результаты и итоги // dsm.ru. URL: https://www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/ (дата обращения: 11.02.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтический рынок, DSM, коммерческий сегмент, охват врачей, доля, компания, Московская область, KPKA, KRKA, российский фармацевтический рынок.


Ключевые слова

коммерческий сегмент, тенденции фармацевтического рынка, охват врачей, доля компаний, государственный сегмент, покупательская способность

Похожие статьи

Формирование структуры фармацевтического рынка...

В статье рассмотрены основные тенденции формирования структуры фармацевтического рынка Российской Федерации, а также определены его основные сегменты, в качестве которых принято выделять коммерческий государственный сегмент.

Соотношение импортных и отечественных лекарственных средств...

В статье рассматривается соотношение импортных и отечественных лекарственных средств на фармацевтическом рынке Российской Федерации по итогам 20-летнего развития. Осуществлен ретроспективный анализ развития фармацевтического рынка Российской...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской...

В статье рассмотрен фармацевтический рынок Российской Федерации и проведен анализ его конъюнктуры. Конъюнктурный анализ рынка позволил определить текущее положение на фармацевтическом рынке, его перспективы, спрос и потребности потребителей...

Анализ структурных параметров развития фармацевтического...

В статье проведен анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации, и выявлены перспективы его развития с учетом существующих тенденций.

Тенденции развития фармацевтического рынка Российской...

Ключевые слова : фармацевтический рынок, лекарственные препараты, коммерческий сегмент, госпитальный сегмент, дистрибьютор

Это не могло не повлиять на российский фармацевтический рынок. В связи с этим актуальным является анализ состояния...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской...

Фармацевтический рынок Российской Федерации состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного. Коммерческий сегмент фармацевтического рынка включает в себя аптечные продажи лекарственных препаратов (ЛП) и парафармацевтики без...

Анализ конъюнктурных параметров развития фармацевтического...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской... Фармацевтический рынок Российской Федерации состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного. По данным DSM Group в январе 2015 года объем коммерческого рынка...

Основные структурные параметры развития фармацевтического...

В-третьих, российские фармацевтические компании не производят столь обширного

Фармацевтический рынок Российской Федерации нуждается в изменении соотношения

Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные...

Основные тенденции и перспективы развития...

В статье рассмотрены основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации. Уделено внимание проблемным аспектам развития компаний на фармацевтическом рынке.

Динамика развития российского рынка лекарственных средств за...

В статье рассматривается динамика российской фармацевтической отрасли за период с 2012 по 2015 годы. На основании статистических данных был осуществлён анализ структурных особенностей данной отрасли, особенностей ее функционирования и основных тенденций...

Похожие статьи

Формирование структуры фармацевтического рынка...

В статье рассмотрены основные тенденции формирования структуры фармацевтического рынка Российской Федерации, а также определены его основные сегменты, в качестве которых принято выделять коммерческий государственный сегмент.

Соотношение импортных и отечественных лекарственных средств...

В статье рассматривается соотношение импортных и отечественных лекарственных средств на фармацевтическом рынке Российской Федерации по итогам 20-летнего развития. Осуществлен ретроспективный анализ развития фармацевтического рынка Российской...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской...

В статье рассмотрен фармацевтический рынок Российской Федерации и проведен анализ его конъюнктуры. Конъюнктурный анализ рынка позволил определить текущее положение на фармацевтическом рынке, его перспективы, спрос и потребности потребителей...

Анализ структурных параметров развития фармацевтического...

В статье проведен анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации, и выявлены перспективы его развития с учетом существующих тенденций.

Тенденции развития фармацевтического рынка Российской...

Ключевые слова : фармацевтический рынок, лекарственные препараты, коммерческий сегмент, госпитальный сегмент, дистрибьютор

Это не могло не повлиять на российский фармацевтический рынок. В связи с этим актуальным является анализ состояния...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской...

Фармацевтический рынок Российской Федерации состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного. Коммерческий сегмент фармацевтического рынка включает в себя аптечные продажи лекарственных препаратов (ЛП) и парафармацевтики без...

Анализ конъюнктурных параметров развития фармацевтического...

Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской... Фармацевтический рынок Российской Федерации состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного. По данным DSM Group в январе 2015 года объем коммерческого рынка...

Основные структурные параметры развития фармацевтического...

В-третьих, российские фармацевтические компании не производят столь обширного

Фармацевтический рынок Российской Федерации нуждается в изменении соотношения

Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные...

Основные тенденции и перспективы развития...

В статье рассмотрены основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации. Уделено внимание проблемным аспектам развития компаний на фармацевтическом рынке.

Динамика развития российского рынка лекарственных средств за...

В статье рассматривается динамика российской фармацевтической отрасли за период с 2012 по 2015 годы. На основании статистических данных был осуществлён анализ структурных особенностей данной отрасли, особенностей ее функционирования и основных тенденций...

Задать вопрос