Концепция любви в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 12.02.2020

Статья просмотрена: 6598 раз

Библиографическое описание:

Красикова, Е. В. Концепция любви в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» / Е. В. Красикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 279-280. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67333/ (дата обращения: 25.04.2024).



Произведения Ф. М. Достоевского с точки зрения отражения в них русской ментальности анализировали многие ученые, которые пришли к выводу, что «в языке его произведений присутствуют все характеристики русского языка, отражающие основные составляющие отечественного национального самосознания» [4, с. 48].

Концептами, наиболее полно отражающими указанную ментальность, являются «любовь», «судьба», «свобода», «воля», «совесть», «тоска» [2, с. 10]. Именно в них заключена значимая информация об основных особенностях характера, представлениях о жизни, о месте и роли человека, о человеческих взаимоотношениях. Анализ языка произведений Достоевского представляет особый интерес с точки зрения отражения в нем национальной ментальности.

Достоевский в своем творчестве, безусловно, опирался на русскую языковую картину мира. Даже можно говорить о том, что основными концептами его творчества являются ключевые концепты именно этой концептосферы.

Концепт «любовь» играет значимое место в художественном творчестве Достоевского. В его произведениях встречаются разные типы любви: любовь с положительным значением, со значением отрицательным и любовь, которая заключает в себе и положительное, и отрицательное значение. Среди эпитетов к слову «любовь», встречающихся у Достоевского, можно выделить следующие слова, которые характеризуют любовь с положительной стороны: благородная, великая, духовная, истинная, радостная, чистая. Но встречаются еще и слова, которые характеризуют любовь с отрицательной стороны: безнадежная, безнравственная, болезненная, дикая, насильственная.

Чаще всего любовь приводит героев Достоевского не к счастью, радости и свету, а к мукам, страданиям и тьме. Можно утверждать то, что такая любовь возникает только в нездоровом обществе, и ей может противостоять любовь христианская, всечеловеческая, достичь которой можно только постоянной работой над собой. Для некоторых героев Достоевского любовь оказывается не счастьем и высшим благом, а болезнью и мукой [2, с. 19]. Обратимся к роману «Идиот».

Свою любовь к Настасье Филипповне князь Мышкин определяет как «любовь-жалость». Он признается Рогожину: «Я ведь тебе уже и прежде растолковал, что я ее не любовью люблю, а жалостью. Я думаю, что я это точно определяю» [3, c. 173]. Любовь же Рогожина к Барашковой — это «любовь-злость». Эта «любовь-злость» приносит человеку много страдания и, по мнению главного героя, может привести к ненависти. Рогожин любит Настасью слепо и страстно, прощает ей всё, но ревность в итоге берет верх, и он все-таки убивает предмет своей любви. В этом чувстве жертвой являются оба героя. Барашковой в лице князя дается огромный шанс на «воскресение» её души и изменение положения «падшей женщины», но она из-за чрезмерной гордости и себялюбия обрекает себя на гибель от рук много выстрадавшего Рогожина. Можно говорить о том, что Настасья из-за роковой любви к самой себе совмещает роль, как охотника, так и жертвы, так как губит сразу двух мужчин: одного доводит до полного безумия (князь Мышкин), а другого до безумия и преступления (Рогожин).

Рогожин в романе отмечает, что любовь Мышкина к Настасье Филипповне сильнее его чувств. Герои будто предначертаны друг другу, они неоднократно испытывают явление «дежавю», о чем часто упоминает Барашкова: «А как вы узнали, что это я? Где вы меня видели прежде? Что это, в самом деле, я как будто его где-то видела?» [3, c. 89]. «Право, где-то я видела его лицо! ― проговорила она вдруг уже серьезно, внезапно вспомнив опять давешний свой вопрос» [3, c. 99]. Любви Мышкина к Настасье Филипповне абсолютно чужда страсть. Его любовь не страстная, а чистая и жертвенная, полная самоотвержения. Князь Мышкин не может не жалеть Настасью Филипповну, хотя знает, что это причиняет ей боль. Он чувствует себя виноватым в грехе жалости к окружающим. Такую любовь можно, безусловно, называть христианской. «Именно таким чувством обусловлено желание Мышкина умереть за предмет любви подобно тому, как Христос готов был отдать жизнь за людей» [5].

Любовь же Льва к Аглае пронизана теплотой. Девушка для него — луч солнца. Аглая была нужна ему для победы в его душе света и гармонии, которые он начал обретать в Швейцарии и которые около Настасьи Филипповны стали вытесняться тьмой и разладом. Они с Аглаей Епанчиной родственные души, детскость девушки и озорство роднит ее с юродивостью князя [1, с. 9]. Но следует отметить, что чувствам девушки присущ эгоизм и ревность. Князь Мышкин, обладая благородным и добрым сердцем, никак не может понять, почему люди так жестоки друг к другу. Он всегда старался всех понять, принять и простить.

Что же касается самой Барашковой, то любовь у нее особенная, она любит «по-своему». Эта любовь совмещает в себе много качеств: сладострастие, эгоизм, которого Настасья Филипповна стыдится. Именно поэтому она бежит из-под венца от князя Мышкина, чтобы не погубить его. Ее любовь не лишена и сострадания, ведь Барашкова понимает, что Лев беззащитен в этом жестоком обществе, полном корысти и фальши. Есть в ее любви и «материнские, платонические чувства» [5]. Для нее князь, прежде всего, человек, чистый чувствами и помыслами.

Таким образом, можно говорить о том, что в романе Достоевского «Идиот» любовь является роковым и болезненным чувством, которое приводит князя Мышкина к сумасшествию, а Настасью Филипповну к смерти. В художественной системе Достоевского любовь существует как динамический принцип, который одновременно враждует и смешивается у человека с себялюбием. Но, несмотря на это, любовь к другим — неотъемлемая часть человека, которая является первичной по отношению к разуму и, следовательно, бескорыстной. Любовь играет важную роль в романе «Идиот». Именно это чувство является завязкой романа, однако любовь в произведении Достоевского не может дать человеку счастья, а приносит лишь горе, страдание и муку. Можно заключить, что в романе Достоевского любовь равна страданию. Очевидно, что появление в обществе такой любви оценивается автором как негативное явление [1, с. 11], страдающие современники Достоевского, живущие в нездоровом обществе, неспособны получить от своих чувств умиротворение. В этом их несчастье.

Литература:

  1. Бокова О. А. Концепты «совесть» и «любовь» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // ФИЛОLOGOS. — 2013. -- № 16(1). — с.5–12..
  2. Бокова О. А. Отражение русской ментальности в идиостиле Ф. М. Достоевского (на материале языка романов «великого Пятикнижия»): Автореф… дис. канд. филолог. наук. — Орлов.гос.ун-т.: 2015. — 25 с.
  3. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 тт. Т. 8. — Л.: Наука, 1972–1990. — 422 с.; Т. 9. -Л.: Наука, 1972–1990. — 527 с.
  4. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. — СПб.: 2006. — 255с.
  5. Петрова А. А. Разноликая любовь в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(1). [URL: https://sibac.info/studconf/science/iv/59215] (дата обращения: 10.01.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): любовь, Мышкин, зрение отражения, князь, князь Мышкина, любовь Мышкина, нездоровое общество, рогожина, роман, чувство.


Похожие статьи

Сравнительная характеристика выражения негативных эмоций...

Князь Мышкин никаких теорий не выдумывает, для этого он слишком неприспособлен к

И здесь уже не она за спинами героев-мужчин, а Мышкин и Рогожин оттеняют две стороны ее

И для Рогожина, и для Свидригайлова любовь могла стать методом пресечения страдания, но...

Сюжет и композиция романа «Братья Карамазовы»: система...

По мнению автора, «князь Мышкин у Достоевского «идиот», Соня Мармеладова и Лизавета

«Идиотская» правда Мышкина представляется таковой лишь его прагматическому окружению.

Эта тема находит отражение уже в самой внешности Федора Павловича...

Коммуна как отражение образа жизни русской интеллигенции...

Любовь к народу и сочувствие к его страданиям в сознании русской интеллигенции не столько опирается на факты, сколько предваряет встречу с ними

Носителями нравственного долга, спасающими героев, становятся Катюша Маслова, Сонечка Мармеладова, князь Мышкин.

Личность Ф. М. Достоевского через призму индивидуальной...

У многих персонажей наблюдаются коренные противоречия в мировоззрении: князь Мышкин, называя себя идиотом

На черте смешения героизма и любви к ближнему, как ему казалось

Чувство границ превратилось у Достоевского уже в защитное чувство вины, как говорили его...

Раскольников-теоретик как эскапист | Статья в журнале...

В романе «Идиот» князь Лев Мышкин говорит: «Я сам знаю, что преступлений и прежде было очень много, и таких же ужасных; я еще недавно в острогах был, и с некоторыми преступниками и подсудимыми мне удалось познакомиться. Есть даже страшнее преступники, чем этот...

Речевые особенности «демонической женщины»...

Так, Анна Сергеевна из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» отличается независимостью во взглядах и манере поведения, для нее вовсе

Общеизвестно, что манера поведения и речевые особенности Настасьи Филипповны, поистине «демонической женщины» из романа Ф. М...

Образ женщины-кукловода в творчестве У.Теккерея...

Если ты не веришь в любовь, то обрати свои чувства на другой, более возвышенный предмет, обрати искренно, как дитя, со всею верою и святостью, — и

У многих персонажей наблюдаются коренные противоречия в мировоззрении: князь Мышкин, называя себя идиотом, умел.

Принципы структурного анализа художественного фрагмента...

Первая – глаза Рогожина, которые князь ловит на себе, невольно обернувшись. Не садясь и остановившись неподвижно, он некоторое время смотрел Рогожину прямо в глаза; они еще как бы сильнее блеснули в первое мгновение (везде курсив мой; авторский оговаривается.

Эмоции и чувства в романе В. Набокова «Лолита»

Также в романе чувство испытывают, угадывают, понимают, оскорбляют. Все связи данного существительного единичны.

Принято считать, что именно глагол как часть речи наиболее приспособлен для отражения эмоций. Это обусловливается тем, что эмоции нерасторжимо...

Похожие статьи

Сравнительная характеристика выражения негативных эмоций...

Князь Мышкин никаких теорий не выдумывает, для этого он слишком неприспособлен к

И здесь уже не она за спинами героев-мужчин, а Мышкин и Рогожин оттеняют две стороны ее

И для Рогожина, и для Свидригайлова любовь могла стать методом пресечения страдания, но...

Сюжет и композиция романа «Братья Карамазовы»: система...

По мнению автора, «князь Мышкин у Достоевского «идиот», Соня Мармеладова и Лизавета

«Идиотская» правда Мышкина представляется таковой лишь его прагматическому окружению.

Эта тема находит отражение уже в самой внешности Федора Павловича...

Коммуна как отражение образа жизни русской интеллигенции...

Любовь к народу и сочувствие к его страданиям в сознании русской интеллигенции не столько опирается на факты, сколько предваряет встречу с ними

Носителями нравственного долга, спасающими героев, становятся Катюша Маслова, Сонечка Мармеладова, князь Мышкин.

Личность Ф. М. Достоевского через призму индивидуальной...

У многих персонажей наблюдаются коренные противоречия в мировоззрении: князь Мышкин, называя себя идиотом

На черте смешения героизма и любви к ближнему, как ему казалось

Чувство границ превратилось у Достоевского уже в защитное чувство вины, как говорили его...

Раскольников-теоретик как эскапист | Статья в журнале...

В романе «Идиот» князь Лев Мышкин говорит: «Я сам знаю, что преступлений и прежде было очень много, и таких же ужасных; я еще недавно в острогах был, и с некоторыми преступниками и подсудимыми мне удалось познакомиться. Есть даже страшнее преступники, чем этот...

Речевые особенности «демонической женщины»...

Так, Анна Сергеевна из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» отличается независимостью во взглядах и манере поведения, для нее вовсе

Общеизвестно, что манера поведения и речевые особенности Настасьи Филипповны, поистине «демонической женщины» из романа Ф. М...

Образ женщины-кукловода в творчестве У.Теккерея...

Если ты не веришь в любовь, то обрати свои чувства на другой, более возвышенный предмет, обрати искренно, как дитя, со всею верою и святостью, — и

У многих персонажей наблюдаются коренные противоречия в мировоззрении: князь Мышкин, называя себя идиотом, умел.

Принципы структурного анализа художественного фрагмента...

Первая – глаза Рогожина, которые князь ловит на себе, невольно обернувшись. Не садясь и остановившись неподвижно, он некоторое время смотрел Рогожину прямо в глаза; они еще как бы сильнее блеснули в первое мгновение (везде курсив мой; авторский оговаривается.

Эмоции и чувства в романе В. Набокова «Лолита»

Также в романе чувство испытывают, угадывают, понимают, оскорбляют. Все связи данного существительного единичны.

Принято считать, что именно глагол как часть речи наиболее приспособлен для отражения эмоций. Это обусловливается тем, что эмоции нерасторжимо...

Задать вопрос