К вопросу об улучшении физических и психологических показателей сноубордистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 25.01.2020

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Храмова, А. В. К вопросу об улучшении физических и психологических показателей сноубордистов / А. В. Храмова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66800/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье рассматриваются вопросы физического и психологического состояния спортсменов. Исследования проводились у сноубордистов в возрасте от 9 до 15 лет в количестве 34 человек.

Ключевые слова: сноуборд, физические качества, психологические качества, частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания, тревожность, стрессоустойчивость.

Анализ выступлений российских сноубордистов на мировых и европейских соревнованиях показал, что уровень мастерства, качество и результативность выступления очень разного уровня. Можно наблюдать как блестящие выступления, так и крайне неудачные. В подготовке сноубордистов существует проблема опыта совершенствования физической и психологической формы спортсменов. Существует потребность в разработке научно-обоснованной подготовки спортсменов, проведения исследований, направленных на физическое и психологическое состояние и их грамотное совершенствование.

Целью нашего исследования было проанализировать особенности физического и психического состояния сноубордистов в тренировочном процессе.

Для измерения физических параметров были использованы такие показатели, как частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление, частота дыхания. Для измерения психологического состояния спортсменов использовались исследования тревожности: тест Ханина-Спилбергена, тест самооценки тревожности Цунга, перцептивная оценка типа стрессоустойчивости (Фетискин, Козлов, Мануйлов).

В исследовании участвовало 34 человека в возрасте от 9 до 15 лет. В ходе проведения эксперимента спортсмены были условно разделены на группы — по половому признаку, по возрасту, по тренировочному стажу.

Таким образом, тестировалось 20 мальчиков (5 в возрасте до 11 лет и 15 старше 11 лет) и 14 девочек (6 в возрасте до 11 лет и 8 старше 11 лет). В поле тестирования оказалось 5 сноубордистов на первом году обучения (3 мальчика и 2 девочки), 7 человек на втором году обучения (3 мальчика и 4 девочки), 22 человека на третьем году обучения (14 мальчиков и 8 девочек).

Отклонения от нормы [2] по показателю ЧСС были выявлены у 67,65 % спортсменов, из них 4 спортсмена первого года обучения, 5 спортсменов второго года обучения и 14 сноубордистов третьего года обучения. Повышенная частота сердцебиения наблюдалась у 41,18 % спортсменов, пониженная — у 26,47 %. Однако только у двух спортсменов были выявлены показатели, превышающие критические нормы — оба мальчика третьего года обучения, у спортсмена из группы до 11 лет значение ЧСС было ниже критической отметки, у спортсмена из группы старше 11 лет значение было выше максимального значения.

По показателю артериального давления были так же выявлены отклонения от нормы [2].

У мальчиков в возрастной группе старше 11 лет было зафиксировано повышенное диастолическое давление (1 человек со стажем тренировок 1 год, 7 человек со стажем тренировок 3 года), в то время как систолическое давление повышено только у одного спортсмена третьего года обучения. Однако так же были выявлены два спортсмена этой же возрастной группы с пониженным систолическим давлением (тренировочный стаж 1 и 2 года). В возрастной группе спортсменов до 11 лет было зафиксировано пониженное систолическое давление у одного спортсмена третьего года обучения, а так же повышенное диастолическое давление у одного спортсмена второго года обучения.

У сноубордисток младшей возрастной группы (до 11 лет) был выявлен случай повышенного систолического давления (первый год обучения), повышенного диастолического давления (второй год обучения) и пониженного систолического давления (второй год обучения) по одной спортсменке, соответственно. В старшей возрастной группе (старше 11 лет) были зафиксированы случаи повышенного диастолического давления (третий год обучения), пониженного систолического давления (третий год обучения и второй год обучения) по одной спортсменке соответственно.

За норму количества дыхательных движений приняты данные, представленные в работе Айзмана [1]. По данному показателю было выявлено отклонение от нормы у 79,4 % испытуемых. Значение показателя частоты дыхания было ниже нормы только у одной спортсменки из группы детей до 11 лет (2 год обучения). У остальных спортсменов с отклонениями от номы показатель оказался выше — в группе до 11 лет у 3 спортсменок (в каждом году обучения по одной) и 5 спортсменов (2 второго года обучения и 3 третьего года обучения); в группе старше 11 лет у 6 спортсменок (1 второго года обучения и 5 третьего года обучения) и 12 спортсменов (3 первого года обучения, 1 второго года обучения и 7 третьего года обучения).

Исследование спортсменов по показателю тревожности с помощью теста Ханина-Спилбергена показало, что ситуативная тревожность у мальчиков 9–11 лет и девочек 12–15 лет не достигает высокого уровня. Высокой ситуативной тревожностью из всех групп испытуемых обладают лишь 1 девочка в возрасте 9–11 лет и 1 мальчик в возрасте 12–15 лет. Умеренная тревожность выявлена у 23,52 % спортсменов (в группе 9–11 лет) и 29,41 % спортсменов (в группе старше 11 лет) — поровну у мальчиков и девочек. Низкий уровень ситаутивной тревожности был отмечен у 5,88 % спортсменов из младшей возрастной группы (1 девочка и 1 мальчик) и 35,29 % спортсменов из старшей возрастной группы (3 девочки и 9 мальчиков). Таким образом, можно сделать вывод, что ситуативная тревожность в младшей группе преобладает на умеренном уровне, в то время как в старшей группе этот показатель на низком уровне. У спортсменов первого года обучения преобладает умеренный уровень ситуативной тревожности, так же, как и у спортсменов второго года обучения. 50 % исследуемых на третьем году обучения показали низкий уровень ситуативной тревожности, а 45,45 % показали умеренный уровень.

Однако показатель личностной тревожности распределился иначе. В группе 9–11 лет не оказалось спортсменов с низким уровнем данного показателя, так же, как и девочек в группе старше 11 лет (в данной группе с низким показателем выявлен всего 1 юноша). На умеренном уровне личностная тревожность выявлена у 72,73 % детей младшей группы (поровну у мальчиков и девочек) а также у 73,91 % детей старшей группы. Высокий уровень тревожности был выявлен у 10 % мальчиков и 43,86 % девочек. Данный показатель распределился у спортсменов по сроку обучения таким образом: низкий уровень личностной тревожности выявлен у 20 % спортсменов на первом году обучения и ни одного на остальных, умеренный уровень выявлен у 80 % спортсменов первого года обучения, 57,14 % спортсменов второго года обучения и у 77,27 % спортсменов третьего года обучения. Высокий уровень личностной тревожности у спортсменов на первом году обучения выявлен не был, на втором и третьем годах обучения выявлено 42,86 % и 22,73 % спортсменов соответственно.

Согласно перцептивной оценке типов стрессоустойчивости, полностью стрессоустойчивых спортсменов, относящихся к типу Б, среди испытуемых спортсменов не оказалось. Спортсменов, склонных к типу Б (склонных к стрессоустойчивости) было выявлено 47,06 %, из них 11,76 % спортсменов в группе 9–11 лет и 35,29 % человек в группе старше 11 лет. Не склонных к стрессоустойчивости спортсменов (склонность к типу А) было выявлено 50 % испытуемых — 20,59 % человек в младшей возрастной группе и 29,41 % человек в старшей возрастной группе. Лишь одна спортсменка (старшая возрастная группа) — 2,94 % от общего пула исследования — оказалась относящейся к типу А — не стрессоустойчивой.

По шкале самооценки тревожности Цунга результаты исследования распределились следующим образом: высокий уровень тревожности не был выявлен ни у одного спортсмена; средний уровень тревожности показали 9,09 % и 8,70 % спортсменов из младшей и старшей группы соответственно; низкий уровень тревожности показали 85,71 % девочек и 95 % мальчиков.

Таким образом, для улучшения физических и психологических показателей сноубордистов необходимо внедрять в тренировочный процесс методики преодоления страха спортсменов перед стартом, что в свою очередь положительно повлияет на качество и результативность выступлений сноубордистов.

Литература:

  1. Айзман Р. И. Возрастная физиология и психофизиология [Текст]: Учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова; Новосибирский Государственный Педагогический Университет. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 352 с.: 60x90 1/16. — (Высшее образование). (п) ISBN 978–5–16–006423–9 — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/376897
  2. Большев А. С. Частота сердечных сокращений. Физиолого-педагогические аспекты [Текст]: учеб. пособие / А. С. Большев, Д. Г. Сидоров, С. А. Овчинников. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т: — Н.Новгород: ННГАСУ, 2017. — 76 с. ISBN 978–5–528–00188–3
  3. Рубанович В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой [Текст]: Учебное пособие / В. Б. Рубанович; — 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирский Государственный Педагогический Университет. — Новосибирск.: Соцтехсервис, 2003. — 283 с. ISBN 5–87847–116–7
Основные термины (генерируются автоматически): обучение, спортсмен, умеренный уровень, девочка, личностная тревожность, повышенное диастолическое давление, пониженное систолическое давление, ситуативная тревожность, спортсмен второго, старшая возрастная группа.


Похожие статьи

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

тревожность , личностная тревожность , ситуативная...

Исследование уровня ситуативной тревожности в зависимости от возраста выявило, что от 8 к 10 классу процент школьников с высокой

Высокая личностная и ситуативная тревожность способствует появлению неблагоприятных адаптационных изменений в процессе обучения.

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

Методика определения уровня личностной и ситуативной тревожности Ч

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности.

Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная...

личностная тревожность, ситуативная тревожность, высокая приверженность, реактивная тревожность, группа больных, группа, больной, состояние тревожности, группа пациентов, высокий показатель.

Уровень тревожности и отношение к болезни... | Молодой ученый

Были выявлены уровни ситуационной и личностной тревожности, стрессоустойчивость студентов и то, как они относятся к своей болезни.

Встатье раскрывается уровень тревожности студентов-аллергиков, их стрессоустойчивость и тип отношения к своей болезни.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно...

Особенности формирования и коррекции тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

личностная тревожность , подросток , контрольная группа, ситуативная тревожность , тревожность , группа, уровень тревожности , высокий уровень

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения.

Исследование зависимости уровня тревожности от...

Тревожность — это психологическая индивидуальная характеристика человека, определяющая повышенную склонностью испытывать тревогу в различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, где тревога даже не уместна. Методика самооценки уровня тревожности относится к...

Похожие статьи

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

тревожность , личностная тревожность , ситуативная...

Исследование уровня ситуативной тревожности в зависимости от возраста выявило, что от 8 к 10 классу процент школьников с высокой

Высокая личностная и ситуативная тревожность способствует появлению неблагоприятных адаптационных изменений в процессе обучения.

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

Методика определения уровня личностной и ситуативной тревожности Ч

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности.

Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением...

тревожность, личностная тревожность, ситуативная...

личностная тревожность, ситуативная тревожность, высокая приверженность, реактивная тревожность, группа больных, группа, больной, состояние тревожности, группа пациентов, высокий показатель.

Уровень тревожности и отношение к болезни... | Молодой ученый

Были выявлены уровни ситуационной и личностной тревожности, стрессоустойчивость студентов и то, как они относятся к своей болезни.

Встатье раскрывается уровень тревожности студентов-аллергиков, их стрессоустойчивость и тип отношения к своей болезни.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно...

Особенности формирования и коррекции тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

личностная тревожность , подросток , контрольная группа, ситуативная тревожность , тревожность , группа, уровень тревожности , высокий уровень

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения.

Исследование зависимости уровня тревожности от...

Тревожность — это психологическая индивидуальная характеристика человека, определяющая повышенную склонностью испытывать тревогу в различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, где тревога даже не уместна. Методика самооценки уровня тревожности относится к...

Задать вопрос