Михаил Лермонтов: общее и универсальное | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 621 раз

Библиографическое описание:

Марзаганова, Л. М. Михаил Лермонтов: общее и универсальное / Л. М. Марзаганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66329/ (дата обращения: 05.12.2024).



В русской литературе советского периода Лермонтов занимает почётное второе место после Пушкина. Это становится вполне понятно по причине значимости художественных исканий М. Ю. Лермонтова для русской классической традиции, в какой-то — из-за биографии поэта, ставшего широко известным благодаря стихотворению «На смерть поэта», а в чём-то — результатом стечения обстоятельств в сложной социокультурной ситуации 20–30-х годов. В статье будет рассматриваться универсальное в творчестве Михаила Лермонтова.

Ключевые слова: творчество, Лермонтов, романтизм, культура, поэт, честь, современность.

In Russian literature of the Soviet period, Lermontov takes the second place after Pushkin. It becomes quite clear because of the importance of artistic pursuit Lermontov to Russian classical tradition, at some — because of the biography of the poet, became widely known through the poem «On the death of the poet», and in some ways the result of circumstances in a complex socio-cultural situation of the 20–30-ies. The article will consider the universal in the work of Mikhail Lermontov.

Keywords: creativity, Lermontov, romanticism, culture, poet, honor, modernity.

Творчество М. Ю. Лермонтова подвергалось критике в работах ученых дореволюционного времени и рассматривались в историко-культурном контексте. Исследования советского времени вообще не включали произведения поэта в мировую литературу. На творчество М. Ю. Лермонтова большое влияние оказывал Ш. де Бернар и писатели «бальзаковской школы». Однако это обстоятельство советскими исследователями не бралось во внимание. Детство и юность поэта во многом схожи с биографией А. С. Пушкина, имели такое же печальное развитие.

В литературоведении школьной и вузовской программы закрепилось мнение, что у поэта имеется некое своеобразие. Хоть и очевидно было, что в произведениях поэта присутствуют ноты европейского творчества, это все равно опускалось при описании работ поэта. Поэт дружил со многими известными писателями своего времени, и был знаком с их творчеством. Самостоятельность поэта отмечается критиками в первую очередь [1, с. 119]. Даже в гибели поэта критики отказывались замечать внутренние причины, ссылаясь на царские режимы и прочие причины.

Романтический контекст в произведениях поэта никем не замечался. Даже попытки раскрыть индивидуальность и гениальность поэта не увенчались успехом в данном вопросе.

Подобное отношение к произведениям М. Ю. Лермонтова отмечается и в настоящее время. Пытаясь показать индивидуальность и уникальность поэта, современные критики упускают ноты романтизма в его произведениях. Романтизм как литературное течение зародился на стыке столетий. Для романтичных людей история всегда полна событий и мистики. Писатели и поэты XIX века были весьма грамотными, начитанными, просвещенными людьми. Их интересовало общество и его развитие, активно участвовали в культурной жизни народа. Конечно, М. Ю. Лермонтов не был исключением из правил, и он тоже был «русским» человеком. Перед читателями, критиками встает вопрос, народен ли «полковник-хват» Лермонтова, если сам поэт становился под непосредственным влиянием Веллингтона из поэмы В. Скотта [5, с. 82]? Ответ на этот вопрос вне всякого сомнения положителен. Поэт народен. Доказательством этому является то, что Л. Н. Толстой «выводил» свою «Войну и мир» из «Бородина» М. Ю. Лермонтова (в 1909 году в беседе с С. Н. Дурылиным [цит. по: 2, с. 97–98]). Опубликованное в том же 1837 году сочинение Николая Любенкова «Рассказ артиллериста о деле Бородинском» тому свидетельство.

Одним из первых в истории мировой литературы поэт пишет эпос о Неизвестном солдате, который являлся героем отечественной войны 1812 года. Героизм неизвестного солдата и значимость его подвига меньше не становятся от того, что подвиг солдата рассматривался на уровне мировой литературы.

В стихотворении «Предсказание», которое было написано автором в 1830 году, подросток описывает падение царской империи в России. Стих написан в духе романтизма того времени. Но о нем заговорили только в ХХ веке. Поэт будто предсказывает будущее в своем произведении. Исследователи этого стихотворения вплоть до наших дней не замечают в данном стихотворении эсхатологический взгляд на мир шестнадцатилетнего подростка. Поэт в то время ощущает одиночество, у него отсутствует общение с отцом, которое ему так необходимо, плюс ко всему этому на поэта сильное влияние оказывает Д. Байрон [4].

М. Ю. Лермонтов был очень рад победе над французами. Это находит отражение во многих произведениях того времени. Чаще всего русская интеллигенция вспоминала об императоре в мистическом свете. Долгое время после победы он не выходил из памяти людей. Осмысление этой победы и свои переживания и мысли автор изложил в своем стихотворении «Бородино», которое было написано в 1837 году. На простом языке со всей свойственной ему правдивостью и эмоциональностью автор описывает события того времени. «Скажи-ка, дядя», «могучее, лихое племя», «богатыри не вы» — в этих коротких строках находит отражение восхищение автора теми людьми, которые одержали победу на грозным императором Наполеоном.

Отечественная война стала причиной пробуждения интереса к народной истории. М. Ю. Лермонтов интересовался родом Арсеньевых и Столыпиных, а также он пытался раскрыть историю рода Лермонтовых.

Поэт обобщает широкие обстоятельства, рассматривает место своей страны среди остальных стран мирового сообщества. По автору Россия схожа с Севером и противоположна Западу. Автор пишет такие строки: «Русская культура — Север — противостоит и Западу, и Востоку, но одновременно с ними тесно связана» [3, с. 223].

Свобода и неволя человека, честь и бесчестье для М. Ю. Лермонтова всегда имеют весомое значение. В этом он был похож на А. С. Пушкина. Получив наследство, поэт в первую очередь даровал свободу крестьянам [3, с. 442]. Когда М. Ю. Лермонтов находился на Кавказе, он и там проявлял уважение к своим противникам, против которых они воевали. Проблемы чести и бесчестья находят отражение во многих произведениях поэта. Этим был обусловлен повышенный интерес поэта к роли личности в становлении истории народа. По этой причине поэт занимался изучением истории Руси.

События русской истории М. Ю. Лермонтов сравнивал со своей судьбой. Он будто смотрел на мир через очки своей родословной. Несмотря на богатое историческое прошлое нашей страны автора более всего интересовали две вещи — история Ивана Грозного и новгородская полулегендарная история, связанная с призванием варягов и восстанием Вадима.

В произведениях М. Ю. Лермонтова важное место занимает «Песня про царя Ивана Васильевича», где демонический герой-опричник Киребеевич терпит поражение от хранителя нравственных устоев Степана Парамоновича Калашникова. Советское «массовое» литературоведение видело в «Песне»... считает, что в данном стихотворении находит отражение терпение и сила простых людей, несправедливое и жестокое обращение к людям. Многие современные исследователи не видят в этом произведении романтического проявления, которое в нем прослеживается.

В роли судьи в традициях того времени находится царь, который допрашивает купца, почему тот совершил убийство, сознательно или нет: «Отвечай мне по правде, по совести, Вольной волею или нехотя Ты убил мово верного слугу, Мово лучшего бойца Киребеевича?» Степан Парамонович — романтический герой и поведение его в данной ситуации является тому доказательством. Он отказывается говорить о причине убийства и сознается, что сделано это было сознательно. Ради чести и во имя чести героем произведения было совершено преступление. Поплатившись за него смертью, герой таким образом восстанавливает свою честь. Такой поступок героя является романтическим, хоть он и имеет стилистику русской былины. В ряду ближайших предшественников С. П. Калашникова обнаруживается и Петя Гринёв из «Капитанской дочки», категорически отказавшийся упоминать на следствии имя Марии Мироновой.

Романтические и народные традиции объединены в одном ответе Степана Калашникова, который считает правду особым ценным элементом. Образ Киребеевича, оказывает большое влияние на князя Вяземского из «Князя Серебряного» А. К. Толстого. Будучи злодеем, он размышляет о Диком поле и героическом гибели. Но страсть не дает ему себя победить и он не в силах с ней справиться. Этот жест «благородства» нельзя опустить и не отметить, что в царском рабе поэт показал проявления романтизма [5, с. 109].

М. Ю. Лермонтов провел все свое детство в Пензенской губернии, студенческие его годы он жил в столице России. И благодаря такому прошлому поэт хорошо ориентирован в правилах кулачьих боев. Также хорошо разбирался М. Ю. Лермонтов и в рыцарском боевом искусстве. Похвальба и поведение Кирибеевича напоминают Бриана де Буагильбера из «Айвенго» В. Скотта во время турнира в «Ашби». Сходной будет и первоначальная реакция Б. де Буагильбера на вызов со стороны неизвестного, коим окажется Уилфред Айвенго: удивление смелостью того, кто рискнул вызвать его на поединок.

В. Скотт был для поэта и кумиром российского дворянства начала XIX века, и первооткрывателем жанра исторического романа, и шотландцем, а ко всему связанному с историей Шотландии русский поэт был особенно внимателен.

Совсем не странно, что в образе Кирибеевича поэт использует некоторые черты гордого храмовника из знаменитого романа великого шотландца. Оба героя с самого начала не похожи на остальных, их отличает отвага и доблесть. Они отличные поединщиками — за это пользуются любовью и уважением со стороны монархов, с пренебрежением относятся к дерзким соперникам. Русский кулачный бой и рыцарский турнир растворяются в поэме М. Ю. Лермонтова, и рождается знаменитый поединок купца Калашникова и опричника Киребеевича.

М. Ю. Лермонтов состоялся как поэт еще и потому, что он взял все самое лучшее в мировой культуре, объединив это с народными традициями. К сожалению, весьма «велика опасность неисторического, модернизирующего прочтения Лермонтова, приписывания ему того, что он вовсе не имел в виду» [5, с. 3]. Универсальное в Лермонтове никогда не отменяло общечеловеческого, и наоборот. Таким образом, творчество Лермонтова — это возможность задуматься о месте человека в мире.

Литература:

  1. Андроников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки. Изд. 4-е. Москва: Художественная литература, 1977. 647 с.
  2. Аошман Ю. М. История и типология русской культуры. Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 2002. 768 с.
  3. Лермонтов и крестьяне. (По материалам архивов Пензенской области). Сообщение В. Вырыпаева // Литературное наследство. [Т. 58]: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Москва: Изд-во академии наук СССР, 1952. с. 441–448.
  4. Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В. А. Мануйлов. Москва: Советская энциклопедия, 1981.
  5. Молчанова Т., Лермонт. Лермонты — Лермонтовы. 1057–2007. (К 950-летию фамилии). Москва: Университетская книга; Логос, 2008. 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Лермонтов, поэт, произведение поэта, мировая литература, Пушкин, автор, Запад, неизвестный солдат, отечественная война, Россия.


Похожие статьи

Русская романтическая поэзия первой половины XIX века

Статья посвящена описанию роли теме, «Тема поэта и поэзии в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова». Эти три русских поэта принадлежат первой трети XIX века. Обзорные главы по ним располагаются в учебниках, энциклопедиях один з...

Литературное завещание Лермонтова и Есенина: диалог через столетие

Настоящая статья посвящена анализу влияния творчества М.Ю. Лермонтова на ли-рику С.А. Есенина. На примере изучения темы поэтического завещания в стихотворном наследии двух великих русских поэтов прослеживается диалог есенинской лирики с поэзией Лермо...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Джойс как явление русского модернизма

В данной работе прослеживается связь русской и европейской культуры и литературы, проявляющаяся в общей тенденции их развития на рубеже XIX-ХХ вв. с единым стремлением к обновлению мировосприятия на рубеже веков. Роман Дж. Джойса «Улисс» в первых рус...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

Теория и практика нового романа

Изучение романов П.Модиано как одной из форм художественного синтезирования, характерного для литературы XX века. Его произведения мало исследованы в отечественном литературоведении и вызывают разночтения во французской литературной науке. В романах ...

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Символизм как яркое течение Серебряного века

Современные исследовательские работы в области истории культуры Серебряного века явились доказательством того, что «литературное движение, именовавшее себя русским символизмом, не было имитацией символизма французского», несмотря на то, что оба являю...

Похожие статьи

Русская романтическая поэзия первой половины XIX века

Статья посвящена описанию роли теме, «Тема поэта и поэзии в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова». Эти три русских поэта принадлежат первой трети XIX века. Обзорные главы по ним располагаются в учебниках, энциклопедиях один з...

Литературное завещание Лермонтова и Есенина: диалог через столетие

Настоящая статья посвящена анализу влияния творчества М.Ю. Лермонтова на ли-рику С.А. Есенина. На примере изучения темы поэтического завещания в стихотворном наследии двух великих русских поэтов прослеживается диалог есенинской лирики с поэзией Лермо...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Джойс как явление русского модернизма

В данной работе прослеживается связь русской и европейской культуры и литературы, проявляющаяся в общей тенденции их развития на рубеже XIX-ХХ вв. с единым стремлением к обновлению мировосприятия на рубеже веков. Роман Дж. Джойса «Улисс» в первых рус...

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

Теория и практика нового романа

Изучение романов П.Модиано как одной из форм художественного синтезирования, характерного для литературы XX века. Его произведения мало исследованы в отечественном литературоведении и вызывают разночтения во французской литературной науке. В романах ...

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Символизм как яркое течение Серебряного века

Современные исследовательские работы в области истории культуры Серебряного века явились доказательством того, что «литературное движение, именовавшее себя русским символизмом, не было имитацией символизма французского», несмотря на то, что оба являю...

Задать вопрос