Результаты исследования особенностей психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 29.12.2019

Статья просмотрена: 191 раз

Библиографическое описание:

Андреева, Н. В. Результаты исследования особенностей психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста / Н. В. Андреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65936/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья посвящена анализу по результатам исследования особенностей психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста. Нами было организовано эмпирическое исследование психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста за счет формирования выборки участников исследования, определения методов исследования, подбора методов математической статистики.

Ключевые слова: родительская позиция, ранний возраст, ребенок, принятие матерью, отношение, благополучие ребенка.

Работа основана на теоретических данных по проблеме материнства: философские и психологические данные о материнстве (В. И. Брутман, Д. В. Виникотт, Г. Г. Филиппова, Р. В. Овчарова.), теории детско-родительских отношений (А. С. Варга, В. И. Дружинин, А. С. Спиваконская), концепции психических состояний (Л. В. Куликов), идеи родительсва как возрастно-психологического феномена (Е. И. Захарова), исследования эмоционального выгорания матерей в отношениях с детьми (Л. А. Базалева).

Методы исследования:

– теоретический анализ литературы по проблеме исследования, включающий в себя анализ монографий, научных статей, результатов эмпирических исследований, анализ диссертационных исследований по проблеме материнства;

– эмпирические методы, основой которых явились методы психодиагностического сбора данных — стандартизированные психодиагностические методы (Опросник «Шкала ситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга, Ю.Л Ханина», Опросник «Степень принятия родительской позиции» (Е. И. Захарова); Методика определения доминирующего состояния: краткий вариант (Л. В. Куликов)).

Статистические методы (описательная статистика, методы сравнительного анализа — U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ — критерий Спирмена), данные были проанализированы при использовании пакета SPSS for Windows.

Выборку эмпирического исследования составили 20 матерей младенцев (возраст ребенка от 5 до 11 месяцев) и 20 матерей детей раннего возраста (возраст ребенка от 1,5 года до 3 лет).

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при планировании и организации работы с матерями младенцев и детей раннего возраста: медицинскими, социальными работниками, психологами.

Теоретическая значимость исследования. В ходе теоретического анализа была проведена обработка и систематизация теоретических данных, отражающих особенности материнства как социально-психологического феномена и структурирована информация по проблеме психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста.

Проанализировав теоретические походы поставленной проблемы, мы предположили, что одним из факторов, с которыми могут быть связаны особенности психических состояний матерей является степень принятия ими родительской позиции. Выявлено, что в обеих группах по всем показателям степень принятия родительской позиции средняя. Однако, степень принятия родительской позиции у матерей младенцев в целом выше, чем у матерей детей раннего возраста. Также в обеих группах выше оказалась степень принятия показателя «необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка»; а ниже степень принятия показателя «отношение к заботе о ребенке, удовлетворению его потребностей». Также у матерей младенцев ниже степень принятия показателя «отношение к зависимости положения родителя», и выше степень принятия показателей «Отношение к необходимости поддерживать ребенка» и «Эмоциональное отношение к ребенку», чем у матерей раннего возраста.

Далее был проведен корреляционный анализ особенностей связи психических состояний с принятием родительской позиции среди матерей, воспитывающих младенцев.

Проанализировав значимые связи, оказалось, что чем выше степень принятия матерями младенцев родительской позиции к показателю необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка, тем выше ситуативная и личностная тревожность.

Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателю эмоциональной близости к ребенку, тем выше спокойствие, которое проявляется в ощущениях собственной силы, и возможностей. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: отношения к заботе о ребенке и необходимости уделять внимание и время ребенку, удовлетворяя широкий спектр его потребностей, отношения к зависимости положения родителя, отношения к руководству ребенком, с учетом крайней степени его беспомощности, эмоциональной близости к ребенку, тем выше устойчивость эмоционального тона матери. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателю необходимости уделять внимание и время ребенку, удовлетворяя широкий спектр его потребностей, тем выше удовлетворенность жизнью матери. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: отношения к зависимости положения родителя, необходимости учитывать потребности и интересы ребенка; отношения к руководству ребенком, с учетом крайней степени его беспомощности; эмоциональной близости к ребенку, тем более позитивное принятие себя матерью.

Чем выше степень принятия матерями детей раннего возраста родительской позиции кпоказателям: отношения к заботе о ребенке и необходимости уделять внимание и время ребенку, удовлетворяя широкий спектр его потребностей; необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка; эмоциональной близости к ребенку, тем выше стеническая реакция на возникающие трудности, больше запаса сил и энергии у матери. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: отношения к заботе о ребенке и необходимости уделять внимание и время ребенку, удовлетворяя широкий спектр его потребностей; необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка; отношения к необходимости поддерживать ребенка;близости к ребенку, тем выше спокойствие, которое проявляется в ощущениях собственной силы, и возможностей. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: необходимости нести ответственность за поведение и благополучие ребенка; отношения к необходимости поддерживать ребенка, тем выше устойчивость эмоционального тона матери. Чем выше степень принятия матерью родительской позиции к показателям: отношения к руководству ребенком, с учетом крайней степени его беспомощности; отношения к необходимости поддерживать ребенка, тем более позитивное принятие себя матерью.

На основании приведенного анализа мы сделали вывод о том, чтоимеются значимые различия среди матерей младенцев и детей раннего возраста имеются только в степени принятии родительской позиции по показателям: отношения к необходимости поддерживать ребенка; отношения к ответственности родителя за поведение и благополучие ребенка; отношения к эмоциональной близости матери с ребенком.

Литература:

  1. Базалева, Любовь Александровна. Личностные факторы эмоционального «выгорания” матерей в отношениях с детьми: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Базалева Любовь Александровна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т]. — Краснодар, 2010. — 26 с.
  2. Захарова Елена Игоревна. Родительство как возрастно-психологический феномен: диссертация... доктора Психологических наук: 19.00.13 / Захарова Елена Игоревна; [Место защиты: ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова], 2017.- 367 с.
  3. Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния. Сост. и общ. ред. Л. В. Куликов. СПб: Питер, 2000.
  4. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход. // Психологический журнал, 1998, № 5, с.84.
Основные термины (генерируются автоматически): родительская позиция, ранний возраст, ребенок, принятие матерью, отношение, благополучие ребенка, мать младенцев, необходимость, широкий спектр, эмоциональная близость.


Похожие статьи

Детско-родительская привязанность как условие социальной...

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала

Значимость формирования у ребенка, начиная с первых месяцев жизни, привязанности к близким людям

В первые месяцы между матерью и младенцем образуется особое состояние взаимности и...

Проблема влияния личности матери на развитие ребенка...

Ключевые слова: материнство, ребенок, ранний возраст, детская психология, отношения матьребенок, младенец. Представления о детстве, ребенке и материнстве значительно изменились за последние сто пятьдесят лет.

Понятие и типы детско-родительских отношений

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностической родительской позиции можно...

Особенности формирования привязанности у детей в условиях...

Эмоции ребенка становятся ярче по отношению к матери, чем к остальным людям. Стадия 3. Сохранение близкого положения к определенному

Поэтому в условиях дома ребенка очень важно воспитателю, ухаживающему за младенцем найти максимальные возможности для...

Основные направления изучения материнства в отечественной...

- принятие – безусловно эмоциональное теплое отношение к ребенку; - отзывчивость – внимание матери к действиям ребенка, ее эмпатия ко всем мыслям, чувствам и другим проявлениям ребенка. Сюда также входят мотивационные, когнитивные...

Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на...

Дети, имеющие тесный эмоциональный контакт с матерью, согласно исследованиям Дж. Боулби, отличаются более высоким уровнем познавательной активности, чем дети, которые выросли в более отстраненных эмоциональных отношениях с матерью, а также дети...

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Характеризуется уровнем принятия ребенка, развитым вербальным общением, верой в

Т. е. осознаваемое или неосознаваемое эмоциональное отвержение ребенка, применение

ребенок, родитель, семья, отношение, невроз, член семьи, развитие ребенка, воспитание...

Влияние внутриличностного конфликта матери во время...

Появление ребенка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения членов семьи, что

На эмоциональное состояние женщины, ее отношение к себе

1. Арина Г.А., Айвазян Е.Б. Беременность как модель и этап развития телесного опыта во взрослом возрасте...

Значение эмоционального мироощущения ребёнка (из опыта...)

Известно, что матери таких детей испытывают больший стресс и эмоциональное напряжение. Они чувствуют себя подавленными, теряют

Эмоциональное отношение к ребенку супругов, ожидающих ребенка , характеризуется стремлением к кооперации, средним уровнем принятия...

Влияние семьи на социализацию ребенка | Статья в журнале...

Отчуждённое отношение взрослого к ребёнку значительно снижает его социальную активность: ребенок

Принятие — это такое общение, в котором понимается признание права ребёнка на

Внутренняя родительская позиция, взгляды на воспитание в семье всегда находят...

Похожие статьи

Детско-родительская привязанность как условие социальной...

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала

Значимость формирования у ребенка, начиная с первых месяцев жизни, привязанности к близким людям

В первые месяцы между матерью и младенцем образуется особое состояние взаимности и...

Проблема влияния личности матери на развитие ребенка...

Ключевые слова: материнство, ребенок, ранний возраст, детская психология, отношения матьребенок, младенец. Представления о детстве, ребенке и материнстве значительно изменились за последние сто пятьдесят лет.

Понятие и типы детско-родительских отношений

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностической родительской позиции можно...

Особенности формирования привязанности у детей в условиях...

Эмоции ребенка становятся ярче по отношению к матери, чем к остальным людям. Стадия 3. Сохранение близкого положения к определенному

Поэтому в условиях дома ребенка очень важно воспитателю, ухаживающему за младенцем найти максимальные возможности для...

Основные направления изучения материнства в отечественной...

- принятие – безусловно эмоциональное теплое отношение к ребенку; - отзывчивость – внимание матери к действиям ребенка, ее эмпатия ко всем мыслям, чувствам и другим проявлениям ребенка. Сюда также входят мотивационные, когнитивные...

Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на...

Дети, имеющие тесный эмоциональный контакт с матерью, согласно исследованиям Дж. Боулби, отличаются более высоким уровнем познавательной активности, чем дети, которые выросли в более отстраненных эмоциональных отношениях с матерью, а также дети...

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Характеризуется уровнем принятия ребенка, развитым вербальным общением, верой в

Т. е. осознаваемое или неосознаваемое эмоциональное отвержение ребенка, применение

ребенок, родитель, семья, отношение, невроз, член семьи, развитие ребенка, воспитание...

Влияние внутриличностного конфликта матери во время...

Появление ребенка меняет состав семейных подсистем, перестраивает отношения членов семьи, что

На эмоциональное состояние женщины, ее отношение к себе

1. Арина Г.А., Айвазян Е.Б. Беременность как модель и этап развития телесного опыта во взрослом возрасте...

Значение эмоционального мироощущения ребёнка (из опыта...)

Известно, что матери таких детей испытывают больший стресс и эмоциональное напряжение. Они чувствуют себя подавленными, теряют

Эмоциональное отношение к ребенку супругов, ожидающих ребенка , характеризуется стремлением к кооперации, средним уровнем принятия...

Влияние семьи на социализацию ребенка | Статья в журнале...

Отчуждённое отношение взрослого к ребёнку значительно снижает его социальную активность: ребенок

Принятие — это такое общение, в котором понимается признание права ребёнка на

Внутренняя родительская позиция, взгляды на воспитание в семье всегда находят...

Задать вопрос