Нововведения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 26.12.2019

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Ильин, Ю. Г. Нововведения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Ю. Г. Ильин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 370-373. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65752/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье проводится анализ нововведений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд второй половины 2019 года и будущие решения на 2020 год. Благодаря проведению торгов в электронной форме удалось значительно ускорить их планирование, проведение и подбор поставщиков. В конце автор предлагает направление совершенствования в ответственности заказчика перед поставщиком.

Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, электронные аукционы, ускорение проведения торгов, единая информационная система, конкуренция, демпинг цен, цикличность, заказчик и поставщик, репутация.

Для нормального функционирования государства используется система государственных закупок, которая снабжает его всеми необходимыми ресурсами. Это необходимо для поддержания экономических связей внутри страны. Чтобы она работала рационально и эффективно, необходимо каждый год повышать быстродействие совершения закупок, чтобы все проекты по контрактам, договорам реализовывались быстрее, тем самым развивая ту или иную отрасль производства или объектов инфраструктуры.

На Международном научно-практическом форуме «Государственный финансовый контроль как основа повышения качества и эффективности управления общественными финансами», прошедший с 30 мая — 01 июня 2019 года в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете на мероприятии «Актуальные вопросы совершенствования механизмов государственного финансового контроля» во второй части выступления, были рассмотрены нововведения в сфере контрактных отношений на конец 2019 года и на 2020 год [3]. Они как раз направлены на увеличение скорости прохождения закупок как на этапе планирования, этапе контроля и исполнения, а также упрощения заключения нового контракта.

Переход к новому формату контрактов в сфере государственных закупок сопровождается завершением первого этапа реформы, когда все закупки переведены в электронную форму, с открытием специальных счетов [8]. Это реформирование позволило решить проблему формирования новых, современных идей, так как торги проводились, по одному договору — в бумажном виде, в то время как другие — в электронном.

Планируется то, что план график будет формироваться за более короткий срок. Меняют план график, затем ждали 10 дней (п. 7 ст. 17 Закона) [1]. Короткий аукцион имеет 7 дней [1] предназначался только для небольших аукционов, планируется введение этой системы для остальных торгов с целью ускорения их исполнения.

Таблица 1

Ускорение проведения закупок

Вид аукциона

Срок (дни)

min

max

До 1 июля 2019 г.

Аукцион (более 3 млн. руб.)

40

48

Аукцион (менее 3 млн. руб.)

32

34

С 1 июля 2019 г.

Аукцион на строительство (более 2 млрд. руб.)

28

30

Аукцион на строительство (менее 2 млрд. руб.)

20

22

Аукцион (более 300 млн. руб.)

31

33

Аукцион (менее 300 млн. руб.)

23

23

Более сокращать нельзя, так как у поставщиков не остается времени для рассмотрения извещений и подготовки, а заказчики будут вынуждены спешить со временем принятия решения.

Контракт может быть заключен не ранее 10 дней (п. 2 ст. 54 Закона) [1]. Если жалоба на нарушение была подана на 10 день, а ФАС рассматривает 18 дней, итого получается большое время отсрочки от начала работы над выполнением контракта, только через 28 дней можно будет выйти на выполнение контракта. Было принято решение о рассмотрении жалобы уже в течение 5 дней, ФАС рассматривает 8 дней, получается 13 дней на заключение контракта.

Решение проблемы цикличности закупок: это когда объявляются запросы котировок, на которые никто не пришел, затем снова объявили запрос — заказчиков нет. Если это происходило подряд, и не нашлись заказчики после подачи запроса котировок, то ФАС проверяет обоснованность цен, так как может быть занижена цена, так как возможна в этом причина того, почему никто не приходит. Если все в порядке, заказчик может выбрать любое юридическое лицо, отвечающее запросам документации и без подачи заявки. Это решение должно разорвать цикличность закупок.

Если проведена аукционная процедура, первый поставщик по тем или иным причинам не справляется, и с ним расторгают контракт по решению суда или в одностороннем порядке, то он попадает в реестр недобросовестных поставщиков (п. 2 ст. 104 Закона) [1]. В этом случае происходит затягивание реализации проекта. Сейчас предложен другой подход о расторжении контракта с первым поставщиком, тогда можно предложить исполнение контракта второму победителю аукциона, тем самым избежав повторных процедур.

Одновременно с сокращением сроков повышается конкуренции закупок. Например, для строек сейчас сделано революционное нововведение, которое должно потом распространиться на другие работы, услуги — это выражение согласия выполнить работы, которые были выполнены ранее, выполнить их повторно, но без составления заново технического задания на ту или иную стройку, так как была пройдена экспертиза документации. Потенциальные поставщики должны сделать только одно — это готовность справиться и взять на себя выполнение этого технического задания. Теоретически, это позволит облегчить доступ более широкого числа компаний, потенциально готовых к выполнению этой работы, но при этом возрастают риски демпинга.

Для борьбы с демпингом подготовлено следующее: почти все заказчики говорят, что приходит большое количество проектов, не готовых к реализации компаний однодневок, которые добиваясь снижения цен, потом исчезают, в борьбе с ними цена падает до критически недопустимого уровня. В итоге нужно начинать процедуру из-за этого заново [6].

Будет сделано следующее: проверка опыта будет проходить не после рассмотрения ценовых предложений, а до — к конкуренции на аукционе будет допускаться только та компания, которая подтвердит наличие опыта не менее чем на 20 % выполнения строительных работ. В дальнейшем, если этот опыт оправдает себя, то будет создана универсальная квалификация ко всем процедурам, т. е. прежде чем прийти на государственные закупки не нужно будет собирать документы, акты система ЕИС будет делать это автоматически, будет фиксировать конкретно поставщику объем работ в нужном объеме. Для этого поставщику будет необходимо сначала принять участие в аукционах по небольшой стоимости, выполнять их, и затем при помощи этого наращивать себе кредит доверия на государственных закупках за счет выполнения этих работ. Благодаря этому существенно оздоровится рынок, убрав оттуда недобросовестных поставщиков.

Другая мера направлена на решение проблемы демпинга, когда намеренно обрушается цена более чем на 25 %, доводя до чрезвычайной ситуации аукцион. Но при этом была цена проверена и обоснована. Но из-за недобросовестного поставщика, цена падает на 20 % и более. Для борьбы с этим предлагается запретить авансы при падении цены более чем на 25 %, так как такие поставщики стараются получить с этого аукциона аванс и скрыться.

Для малого бизнеса отменяется обеспечение исполнения контрактов при наличии подтвержденного опыта государственных закупок. Размер обеспечения будет считаться от меньшей цены, и разделен на две части — основное обязательство и гарантии. Это приведет к снижению финансовой нагрузки.

Снижение рисков при исполнении контрактов на строительство: сейчас можно увеличить объем работ во исполнение контракт оплаты на 10 % как написано в законе пропорционально объему увеличения поставки товара, работы, услуги (п. 1 1) б) ст. 94 Закона) [1]. Для строек это не работоспособная схема, так как бывает, что такой работы нет в смете и увеличить нужно на одну работу, а не той работ, которую нужно по объему, а наоборот уменьшить ее. Поэтому на 10 % процентов можно только увеличить, по согласованию с заказчиком, если у него есть деньги на это без соблюдения пропорциональности.

Увеличение срока реализации контрактов, при этом поставщик, если это по его вине происходит, платит штрафы, это вынуждает искать другого исполнителя контракта. Поэтому предлагается сначала поставщику увеличить срок исполнения контрактов, чтобы он смог за дополнительно предоставленный срок исполнить обязательства по контракту.

Если при исполнении контракта выясняется, что реставрационный объект является историческим или у него имеются неучтенные коммуникации, то необходимо переделывать контракт. Сейчас только один вариант развития событий — закрывается старый контракт, торги проводят заново, при этом теряется время на выполнение заказа на выполнение работ. Принято решение, что такие контракты будут ограничиваться определенным порогом цены контракта. На данный момент правительство обсуждает решение какая это будет сумма — 100 млн., 300 млн. или 1 млрд. Чем выше сумма, тем меньше контрактов будут под это попадать. Увеличатся сроки и стоимость работ до 30 % по решению администрации с тем, чтобы поставить барьер над недобросовестным поведении поставщиков при необоснованном увеличении цены.

С 2020 года из двух документов планирования (п. 1 ст. 16 Закона) [1] остается только один — план-график, планы убираются из планирования закупок, убирается обоснование планов, акт и обоснование планов-графиков. Все обоснование сводится к тому, что в уже существующей стандартной процедуре обоснования начальной максимальной цены контракта начинается формироваться обоснование бюджетных ассигнований на следующий год. Одновременно снижается нагрузка на заказчиков, на контролирующие органы и на отраслевые министерства.

Переход к закупкам за единицу товаров, работ, услуг, сейчас это не ограничено 10-ю случаями (ч. 8 ст. 2 Закона) [2], опыт сугубо положительный, так как эта форма гибкая для заказчиков, теперь планируется такую систему перенять и на другие товары, работы, услуги.

Со следующего года осенью планируется принять комплексный законопроект, который завершит первый этап реформы.

Главный вопрос состоит в том, что все закупки сейчас перегружены контрольными органами, которые не совсем эффективны. Мировой опыт показывает, что такая система не работает. Так как сейчас вся единая информационная система за границей на 90 % состоит из быстрых подборов поставщиков, быстрыми расчетами между контрагентами, а оставшиеся 10 % процентов это самые крупные закупки, которые идут по специально организованной процедуре через электронные площадки по аукционному принципу. Поэтому наше правительство планирует двигаться в этом направлении и перейти с 2020 года, сначала в экспериментальном виде, не для всех закупок по принципу «электронного магазина», через него закупать большую часть товаров и стоимостью от 20 млн. и выше, вся эта процедура будет упрощенной.

Для заказчиков новым будет то, что не придётся переписывать договора с естественными монополиями, так как планируется, что тарифы останутся прежними, поставщики те же самыми останутся, можно будет продлевать существующие договоры. Не публиковать отчетность по исполнению контракта, так как такая информация по предыдущему исполнению такого же контракта уже есть, не получать извещение о единственном поставщике. Избавление от обязательности экспертизы, так как она почти не применяется, сделать ее прохождение по желанию заказчика. Ранее все это нужно было учитывать (ст. 108 Закона) [1].

Так же сейчас есть необходимость в создании единой формы для заполнения электронных документов, поэтому с 2020 года планируется окончательно добавить такие формы в электронный оборот. При этом так же планируется изменение системы нормирования и в целом упрощение всех процедур.

2019 год завершится формированием масштабного каталога товаров, работ, услуг, где уже имеется 58 тысяч позиций, а в следующем году добавится обязательное его использование, который входит в единую информационную систему (п. 3 ст. 4 Закона) [1]. Это будет решать две проблемы: каталог станет объективной основой для формирования цены закупок, так как он фиксирует сделки по той или иной группе товаров; во-вторых будет упрощать подготовку закупочной документации и претендовать на нее сможет любой поставщик. Такое нововведение должно позволить точно согласовать объект закупки и требования к содержанию заявки на участие в «запросе котировок в электронной форме» (ЗКЭФ). Так как с началом массового использования новой формы запроса котировок, правоприменительная практика стала фиксировать многочисленные процедурные нарушения [5].

Подводя итоги, можно добавить то, что в данных нововведениях не была затронута проблема несправедливости договорных условий, которые состоят из следующих элементов: существенный дисбаланс интересов сторон обязательства и недобросовестное поведение сильной стороны, использующей явное неравенство переговорных возможностей [4]. Они преимущественно завязаны на заказчиках, которые по 44-ФЗ имеют право на односторонний внесудебный отказ от исполнения обязательств [5]. Так же «крупный заказчик» своим весом может диктовать условия, которые могут быть не выгодны поставщику, тем самым лишает конкурентной борьбы за данный контракт, при этом поставщик смог бы его выполнить, но из за невыгодных условий вынужден не принять участие в аукционе.

Нововведения предполагают, что репутация будет у каждого поставщика, и чтобы ее улучшить, необходимо ее повысить, а быстро сделать это помогло бы заключение договора с крупным заказчиком. При этом данный поставщик является добросовестным и обладает всеми необходимыми квалификациями на выполнение той или иной работы. Так заказчик лишается опытного в работах поставщика, а поставщик — не улучшит свою репутацию.

Решением данной проблемы послужило бы введение реестра недобросовестных заказчиков, добавив его в главу 5 статью «Реестр недобросовестных заказчиков». В этот реестр будут входить те заказчики, которые злоупотребляют своим положением, ставят в договоре невыгодное условие для поставщиков. Включить туда заказчиков, которые злоупотребляют своим правом одностороннего расторжения контракта, тем самым нанося материальный, финансовый вред и урон репутации поставщику.

Литература:

  1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 01.05.2019 N 71-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=323784&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.00039694052693817206#0585246298586205
  3. Артюхин Р. Е. Актуальные вопросы совершенствования механизмов государственного финансового контроля. Международный научно-практическом форум «Государственный финансовый контроль как основа повышения качества и эффективности управления общественными финансами» 2019. URL: https://youtu.be/AcKAPI4qtB4?t=1103
  4. Мягкова О. И. Несправедливые договорные условия в российском гражданском праве // Российский юридический журнал. 2017. № 2. С. 99–111.
  5. Тасалов Ф. А. Несвобода договора и несправедливые договорные условия в практике государственных и муниципальных закупок: Актуальные проблемы российского права. // Юридическая пресса. 2019. № 2. — 12 с.
  6. Гурин О. А., Полянский А. Н. Запрос котировок в электронной форме: основные ошибки заказчиков // Юридическая пресса. 2019, № 7–12 с.
  7. Анциферова Яна. Разработаны меры по устранению «фирм-однодневок» из системы госзакупок // Электронный ресурс ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/news/706633/
  8. Прокофьев Андрей. Переход закупок на электронный формат в 2019 году: как новации закона о контрактной системе упростят участие в тендерах // Электронный ресурс ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/prokofev/1257729/
Основные термины (генерируются автоматически): поставщик, работа, заказчик, аукцион, закупка, день, единая информационная система, исполнение контракта, контракт, электронная форма.


Ключевые слова

конкуренция, единая информационная система, репутация, государственные и муниципальные закупки, цикличность, электронные аукционы, ускорение проведения торгов, демпинг цен, заказчик и поставщик

Похожие статьи

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для...

закупка, контрактная система, заказчик, электронная форма, выполнение работ, заключение контракта

поставщик, уполномоченный орган, контрактная система, закупка, заказчик, государственный контракт, национальный режим, единая информационная система...

Проблемные вопросы единой информационной системы...

До введения в работу Единой информационной системы в сфере закупок, всю информацию о закупках содержал Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ...

Процедура организации государственных закупок и ее...

Ключевые слова: закупки , единая информационная система в сфере закупок , реестр. Но на сегодняшний день у каждого заказчика в

Ключевые слова: государственные закупки , Единая информационной система , размещение информации, электронное правительство...

Цифровизация закупок: плюсы и минусы перехода...

Электронизация закупок способствовала повышению информированности заказчиков об

Необходимо информацию о государственных контрактах делать открытой по умолчанию.

Таким образом, можно сделать вывод, что электронные площадки и цифровизация закупок не...

Обзор важных нововведений в сфере государственных закупок...

поставщик , уполномоченный орган, контрактная система , закупка , заказчик , государственный контракт , национальный режим, единая информационная система. За размещение заказчиком в ЕИС информации и документов с нарушением требований...

Административная ответственность за нарушение порядка...

Неисполнение заказчиком обязательства по осуществлению закупок у СМП, СОНКО влечет

Если заказчик в течение года не осуществил необходимый объём закупок товаров, работ

При этом необходимо учитывать, что данные требования о привлечении к исполнению контракта...

Совершенствование процесса проведения закупок

Ключевые слова:закупки, единая информационная система в сфере закупок, реестр поставщиков, реестр контрактов, открытость и гласность закупок. В настоящее время для выполнения проектно-изыскательских работ по землеустройству и кадастру необходимо...

Основные проблемы в области правового регулирования...

Ключевые слова: государственные закупки, 44-ФЗ, 223-ФЗ, заказчик, поставщик, единая информационная система, централизация

С планируемым в будущем переходом на электронные торги нагрузка на ЕИС резко возрастет. Заказчики будут обязаны пройти...

Порядок заключения договора поставки товаров для...

Процедура заключения контракта с единственным поставщиком также имеет ряд особенностей. Случаи, когда заказчик имеет право заключить контракт без проведения торгов, установлены в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Кроме того, закупка у единственного поставщика...

Похожие статьи

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для...

закупка, контрактная система, заказчик, электронная форма, выполнение работ, заключение контракта

поставщик, уполномоченный орган, контрактная система, закупка, заказчик, государственный контракт, национальный режим, единая информационная система...

Проблемные вопросы единой информационной системы...

До введения в работу Единой информационной системы в сфере закупок, всю информацию о закупках содержал Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ...

Процедура организации государственных закупок и ее...

Ключевые слова: закупки , единая информационная система в сфере закупок , реестр. Но на сегодняшний день у каждого заказчика в

Ключевые слова: государственные закупки , Единая информационной система , размещение информации, электронное правительство...

Цифровизация закупок: плюсы и минусы перехода...

Электронизация закупок способствовала повышению информированности заказчиков об

Необходимо информацию о государственных контрактах делать открытой по умолчанию.

Таким образом, можно сделать вывод, что электронные площадки и цифровизация закупок не...

Обзор важных нововведений в сфере государственных закупок...

поставщик , уполномоченный орган, контрактная система , закупка , заказчик , государственный контракт , национальный режим, единая информационная система. За размещение заказчиком в ЕИС информации и документов с нарушением требований...

Административная ответственность за нарушение порядка...

Неисполнение заказчиком обязательства по осуществлению закупок у СМП, СОНКО влечет

Если заказчик в течение года не осуществил необходимый объём закупок товаров, работ

При этом необходимо учитывать, что данные требования о привлечении к исполнению контракта...

Совершенствование процесса проведения закупок

Ключевые слова:закупки, единая информационная система в сфере закупок, реестр поставщиков, реестр контрактов, открытость и гласность закупок. В настоящее время для выполнения проектно-изыскательских работ по землеустройству и кадастру необходимо...

Основные проблемы в области правового регулирования...

Ключевые слова: государственные закупки, 44-ФЗ, 223-ФЗ, заказчик, поставщик, единая информационная система, централизация

С планируемым в будущем переходом на электронные торги нагрузка на ЕИС резко возрастет. Заказчики будут обязаны пройти...

Порядок заключения договора поставки товаров для...

Процедура заключения контракта с единственным поставщиком также имеет ряд особенностей. Случаи, когда заказчик имеет право заключить контракт без проведения торгов, установлены в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Кроме того, закупка у единственного поставщика...

Задать вопрос