Оценка конкурентоспособности Волгоградской области среди других областей Российской Федерации в разрезе торгово-экономических отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 24.12.2019

Статья просмотрена: 2294 раза

Библиографическое описание:

Пупкова, А. С. Оценка конкурентоспособности Волгоградской области среди других областей Российской Федерации в разрезе торгово-экономических отношений / А. С. Пупкова, К. Ш. Нурмагомедова, О. В. Кубанцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 399-403. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65695/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье проведена оценка конкурентоспособности Волгоградской области среди других областей Российской Федерации в разрезе торгово-экономических отношений. Выявлены главные сильные и слабые стороны региона.

Ключевые слова: конкурентоспособность, торгово-эконмические отношения, сильный и слабые стороны Волгоградской области, экспорт.

Субъекты Российской Федерации значительно различаются по своей отраслевой и воспроизводственной структуре, для каждого региона характерны свои особенности, которые составляют преимущество перед другими субъектами.

Показателями конкурентоспособности являются:

 наличие ресурсов у данного региона и его административного центра;

 отраслевая структура экономики региона и его административного центра;

 валовый региональный продукт (ВРП) области;

 региональное законодательство в области инвестиционной политики для повышения привлекательности региона;

 условия у местных предприятий для достижения и удержания конкурентного преимущества в определенных областях;

 производство товаров и услуг в условиях конкуренции с другими регионами, обеспечивая повышение их качества.

Разберем эти показатели применительно к Волгоградской области. Регион обладает рядом преимуществ, которые представлены в табл. 1. Для определения сильных и слабых сторон Волгоградской области, а также внешних возможностей и угроз проведем SWOT-анализ.

Таблица 1

SWOT-анализ внутренней среды Волгоградской области (географико- территориальные особенности региона)

Положительные факторы

Негативные факторы

Сильные стороны (внутренний потенциал) (S)

Слабые стороны (внутренние недостатки) (W)

Внутренняя среда

  1. Высокий потенциал природных ресурсов.
  2. Наличие важных железнодорожных, автомобильных, водных и воздушных путей.
  3. Выгодное географическое положение с выходом на юг России.
  4. Значительные трудовые, культурные и рекреационные потенциалы.
  1. Сложные климатические условия, резко континентальный климат;
  2. Неблагоприятная экологическая обстановка.
  3. Низкая загруженность аэропорта, недостаточное количество международных и внутрироссийских рейсов;
  4. Устаревший парк пассажирского транспорта.
  5. Несоответствие пропускной способности автодорог возросшему количеству транспорта, отсутствие автостоянок.
  6. Неудовлетворительное состояние инженерных сетей и инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства [5].
  7. Наличие неиспользованных участков.
  8. Наличие территорий с морально устаревшими и не инновационными промышленными предприятиями.

Источник: составлено авторами

В Волгоградской области основными преимуществами являются ее природные и территориальные ресурсы.

На территории Волгоградской области расположено около 200 рек различной величины. Наиболее экономически значимым каналом области является Волго-Донской, благодаря которому производится транспортировка грузов, а также проход туристических судов через область из портов европейских стран. В связи с этим существуют риски и угрозы:

 угроза техногенных аварий на производственных предприятиях;

 обмеление реки Волги, а также других рек;

 оскудение рыбных запасов и ресурсов;

 угроза техногенных аварий на Волжской ГЭС;

 угроза загрязнения рек.

Помимо рыбных ресурсов реки Волгоградской области обеспечивают жителей еще и электричеством благодаря построенной на Волге гидроэлектростанции. Однако такое масштабное и технически сложное сооружение, возведенное в 60-х годах прошлого века, нуждается в реконструкции.

Помимо водных путей Волгоград (центральный город области) отличает также:

  1. Наличие аэропорта, имеющего статус международного;
  2. Наличие железнодорожного вокзала;
  3. Наличие таможенных терминалов;
  4. Наличие разветвленной сети автомобильных дорог;
  5. Капитальный ремонт части автомобильных и пешеходных мостов [5].

Также можно отметить высокий потенциал природных ресурсов. Волгоградская область является старым нефтедобывающим районом с высоким освоением нефтяных ресурсов. Больше 80 % добывается фонтанным способом. Регион обладает уникальными минеральными ресурсами. Гремячинское месторождение калийных солей — одно из четырёх крупнейших в России.

Большая площадь территории обуславливает постройку и последующие содержание в надлежащем состоянии путей. Обслуживание связей между отдаленными городами области, а также с другими регионами и странами требует регулярных капиталовложений.

Город Волгоград строился как промышленный центр области. По прошествии лет некоторые промышленные предприятия физически и морально устарели. Переоборудование является нецелесообразным в связи с высокой стоимостью новой техники. Впоследствии некоторые предприятия перестали эксплуатироваться.

Высокий износ также касается и сети водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, наружного освещения на территории всей области.

Таблица 2

SWOT-анализ для определения сильных ислабых сторон экономики волгоградской области, атакже внешних возможностей иугроз

Положительные факторы

Негативные факторы

Сильные стороны (внутренний потенциал) (S)

Слабые стороны (внутренние недостатки) (W)

Внутренняя среда

  1. Развитая инфраструктура потребительского рынка;
  2. Рост торговых площадей современных форматов;
  3. Наличие элементов инфраструктурной поддержки малого бизнеса;
  4. Высокий уровень предпринимательской активности;
  5. Наличие формализованных отношений с общественными объединениями предпринимателей.
  6. Возобновилась докризисная тенденция увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Волгоградской области;
  7. Реализация политики по борьбе с «серыми зарплатами», следствием чего является увеличение поступлений по НДФЛ;
  8. Положительный кредитный рейтинг.
  1. Высокий износ основных фондов в реальном секторе экономики
  2. Трудность в привлечении заемных средств для открытия малого бизнеса;
  3. Наличие территорий с морально устаревшими и не инновационными промышленными предприятиями;
  4. Высокая реновация промышленных территорий, на которых размещены устаревшие промышленные объекты.
  5. Дефицитный и дотационный бюджет не позволяет формировать фонды развития, финансировать программы развития в полной мере.

Источник: составлено авторами

В Волгоградской области на данный момент существует государственная программа «Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности». Программа реализуется в 2014–2024 годах в один этап [1].

Задачами государственной программы являются:

 предотвращение негативных последствий кризисных явлений в экономике в сфере промышленности;

 стимулирование привлечения инвестиций в создание и развитие индустриальных парков;

 содействие увеличению объемов промышленной продукции, произведенной предприятиями региона;

 повышение эффективности взаимодействия с субъектами деятельности в сфере промышленности Волгоградской области;

 продвижение изделий народных художественных промыслов на внутреннем и внешнем рынках [6].

Промышленные предприятия обеспечивают свыше 55 % поступлений в бюджет Волгограда, а численность занятых составляет около 40 % от общего количества работоспособного населения.

Таким образом, промышленное производство остается основой социально-экономического развития Волгограда. Оно представлено тяжёлыми отраслями: машиностроением и металлургией. Сильные позиции занимает производство буровой и судостроительной техники, измерительной аппаратуры. Наряду с чёрной и цветной металлургией развиваются химическая, нефтехимическая, деревообрабатывающая, лёгкая и пищевая промышленности.

Помимо этого, промышленное производство является ключевым направлением для конкурентоспособности города и региона. Это можно проследить при анализе структуры экспорта Волгоградской области.

Экспорт из Волгоградской области за период 2015–2018 составил $6.84 млрд. В основном экспортировались «Минеральные продукты» (37 %), «Металлы и изделия из них» (29 %) (график 1). В структуре экспорта по странам на первом месте Украина (16 %), на втором месте Казахстан (9 %) [7].

Рис. 1. Структура экспорта из волгоградской области в период (2015–2018 гг.)

Источник: Экспорт и импорт России по товарам и странам. Россия: Статистика внешней торговли. По данным ФТС России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru-stat.com/

Волгоградская область входит в состав Южного федерального округа. Для сравнения представим данные ЮФО за рассматриваемый период.

Таблица 3

Доля экспорта Волгоградской области вструктуре экспорта Южного федерального округа, выраженный вмлрд. дол.

Период

Сумма экспорта Волгоградской области

Сумма экспорта Южного федерального округа

Доля экспорта Волгоградской области всумме экспорта ЮФО (выражено в%)

2015

2,05

13,70

14,96 %

2016

1,30

12,70

10,24 %

2017

1,55

16,20

9,57 %

2018

1,93

20,50

9,41 %

Итого:

6,84

63,00

10,86 %

Источник: Экспорт и импорт России по товарам и странам. Россия: Статистика внешней торговли. По данным ФТС России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru-stat.com/

Порядка 300 миллионов долларов составил экспорт продукции Волгоградских металлургических предприятий по итогам десяти месяцев 2017 года. Наибольшую динамику демонстрирует экспорт алюминия и изделий из него — 38,2 %, а также продукции из черных металлов — 20,2 % [8].

Для администрации каждого города важно знать, в какой степени они конкурентоспособны по отношению к другим муниципальным образованиям, так как высокая степень конкурентоспособности является гарантом получения высоких экономических показателей в торгово-экономических отношениях, а также иметь стратегической целью достижение такого ее уровня, который бы обеспечил лидирующие позиции в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Таблица 4

SWOT-анализ внешней среды волгоградской область

Внешние возможности (O)

Имеющиеся угрозы (T)

Внешняя среда

  1. Приток иностранных инвестиций;
  2. Укрепление «положительности» имиджа и бренда Волгоградской продукции и хорошая репутация на иностранных рынках;
  3. Увеличение количества рабочих мест, что приведет к увеличению доли налоговых поступлений в бюджет города и области;
  4. Получение иностранного опыта ведения бизнеса;
  5. Стажировки за границей;
  6. Внедрение новых технологий (более экологичных, эффективных) которые возможно только при иностранных инвестициях.
  1. Возрастающая конкуренция со стороны соседних субъектов Волгоградской области [5];
  2. Жесткая конкуренция на мировом и национальном рынках
  3. Неблагоприятная экономическая и политическая ситуация в стране.
  4. Неблагоприятная политическая и экономическая ситуация в мире
  5. Мировой финансовый кризис
  6. Усиление позиций регионов конкурентов.

Источник: составлено автором

Среди основных предприятий-экспортеров: ОАО «Волгоградский керамический завод», ЗАО «Народное предприятие Конфил», АО «Волгоградский завод газовой аппаратуры», АО «Волгоградский металлургический завод», ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработк», «Русал Волгоград», АО «Каустик», Волгоградский филиал ООО «Омсктехуглерод».

В числе лидеров по закупке волгоградских металлических изделий — США, Финляндия, Казахстан, Киргизия. Объем отгруженных товаров в данные страны составил 111,5 млн. долл. США или 70 % экспорта метизов. Так, на 12,4 % увеличились объемы экспорта бесшовных стальных труб, на 20,5 % — стальных труб, почти на 50 % — труб большого диаметра. В 2017 году возобновились поставки трубной продукции в Ирак, Индонезию, Колумбию. На 7,4 % вырос экспорт прочих изделий из черных металлов, в 3,5 раза — конструкций из черных металлов.

Волгоградская область является индустриальным центром федерального значения. Раскрыть потенциал региона, модернизировать и развивать производства, создавать новые предприятия — стратегические задачи в промышленности. В регионе ведется системная работа по формированию благоприятных условий для развития индустрии, компании используют господдержку для модернизации производства, открытия новых площадок. Подписаны соглашения о сотрудничестве с Минпромторгом РФ, Фондом развития промышленности, АО «Российский экспортный центр».

Волгоградские предприятия, выпускающие востребованную в России и за ее пределами продукцию, в 2017 году уже воспользовались мерами поддержки по линии экспорта. Девять организаций машиностроительного комплекса, металлургической, химической отрасли, стройиндустрии, а также легпрома стали получателями субсидий Минпромторга России на общую сумму более 400 миллионов рублей. Кроме того, волгоградские предприятия на условиях софинансирования принимали участие в международных конгрессно-выставочных мероприятиях за рубежом [8].

Помимо этого, многие предприятия города Волгограда в 2018 году приняли участие в конкурсе «100 лучших товаров России». 17 организаций были признаны победителями федерального этапа конкурса «100 лучших товаров России». 10 предприятий представляют промышленный комплекс Волгоградской области, в особенности были выделены ОАО «ВАЗ», ООО «ИНТЕСМО», ООО «Производственное предприятие КОНВЕЙТ», ООО НПО «Броня», другие победители представляли агропромышленный кодекс (ООО «Ласточка», ООО «Хлебный край», ООО «Производственная компания Хлебнаш», ОАО «Еланский МСК», ООО «Арчеда-продукт», ИП Зимовец В. Г., ИП Агапов Д. П.).

В качестве одного из направлений повышения конкурентоспособности и усиления торгово-экономических отношений предлагается возобновление целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области», проводимой в 2009–2012 гг.

Помимо этого можно направить ресурсы на модернизацию государственной политики для инвестиционной привлекательности региона относительно других муниципальных образований, что в свою очередь позволит вывести волгоградские товары и услуги на национальный и мировой рынки. Это приведет к таким положительным результатам, как:

 приток иностранных инвестиций;

 укрепление «положительности» имиджа и бренда Волгоградской продукции и хорошая репутация на иностранных рынках;

 увеличение количества рабочих мест, что приведет к увеличению доли налоговых поступлений в бюджет города и области;

 получение иностранного опыта ведения бизнеса;

 стажировки за границей;

 внедрение новых технологий (более экологичных, эффективных) которые возможно только при иностранных инвестициях.

Литература:

  1. О государственной программе Волгоградской области «Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности” (с изменениями на 21 июня 2019 года). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/48519484.
  2. Какаева, Е. А. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием: учебное пособие / Е. А. Какаева, Е. Н. Дуненкова. — Москва: Дело РАНХиГС, 2015. — 176 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/7494.
  3. Россия и мир: диалоги. 2019: материалы конференции / под редакцией В. В. Комлевой, Е. А. Кузьменко. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 424 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/128914
  4. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под редакцией В. К. Сенчагова. — 5-е изд. — Москва: Лаборатория знаний, 2015. — 818 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/84136
  5. Комитет экономической политики и развития Волгоградской области [Электронный ресурс]. — Режим https://economics.volgograd.ru/
  6. Инвестиционный паспорт Волгограда. [Электронный ресурс]. — Режим http://www.volganet.ru/.
  7. Экспорт и импорт России по товарам и странам. Россия: Статистика внешней торговли. По данным ФТС России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru-stat.com/.
  8. Городской портал Волгограда. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cod34.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Волгоградская область, Россия, предприятие, внутренняя среда, Волгоград, область, регион, Южный федеральный округ, Волгоградская продукция, Российская Федерация.


Ключевые слова

экспорт, конкурентоспособность, торгово-эконмические отношения, сильный и слабые стороны Волгоградской области

Похожие статьи

Концептуальные аспекты функционирования рынка углеводородов...

Основные термины (генерируются автоматически) : Волгоградская область, Россия, топливно-энергетический комплекс, месторождение, сырая нефть, промышленное производство, налоговая нагрузка, Южный федеральный округ, заволжская зона, волгоградский экспорт.

Особая роль химической промышленности в развитии...

Причиной широкой области применения и одновременно особенностью современной химической промышленности является факт ее ориентации как на основные наукоемкие производства, так и на обеспечение повседневных нужд человека и его здоровья.

Структура и задачи системы телевизионных СМИ...

− формирование позитивного имиджа Волгоградской области как экономически перспективного и привлекательного региона с героическим прошлым и богатыми культурными традициями; − инициирование публикаций, теле- и радиопрограмм в федеральных СМИ о позитивных...

Анализ социально-экономического положения Южного...

Южный федеральный округ представляет собой федеральный округ на юге России образованный указом президента от 13 мая 2000 года. В округ входило 6 субъектов Российской Федерации: Республики Адыгея, Республики Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская...

Экологические проблемы водных объектов Волгоградской области

Волгоградская область России входит в число наиболее уязвимых и затронутых

В пяти районах Волгоградской области, а также на части Кировского района Волгограда в ближайшее время

 повышение конкурентоспособности отечественной продукции и технологий на...

Тенденции развития малых предприятий в Волгоградской...

Волгоградская область показывает средние показатели в сравнении с другими регионами страны. В частности, по данным Федеральной службы

Показатели оборота и выручки малых предприятий Волгоградской области обеспечивают ей 23 место среди всех регионов России.

Сравнительные преимущества и недостатки природно-ресурсного...

Анализ Южного Федерального округа. Преимущества. Южный федеральный округ (ЮФО, с 13 мая по 21 июня 2000 года — Северо-Кавказский федеральный округ) — федеральный округ Российской Федерации, расположен на юге европейской части России.

Анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области

В Волгоградской области обеспечение благоприятного инвестиционного климата и наличие

Фаворитами по объему инвестиций являются ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоград-нефтепереработка" с

Россия, Инвестиционный климат, инвестиция, Российская Федерация, российская...

Место регионов Юга России в инвестиционном потенциале...

К первой относятся Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская области и Ставропольский край. Данные регионы стабильно занимают высшие строчки данного рейтинга на протяжении многих лет, находясь в первой двадцатке регионов практически по всем видам потенциала.

Похожие статьи

Концептуальные аспекты функционирования рынка углеводородов...

Основные термины (генерируются автоматически) : Волгоградская область, Россия, топливно-энергетический комплекс, месторождение, сырая нефть, промышленное производство, налоговая нагрузка, Южный федеральный округ, заволжская зона, волгоградский экспорт.

Особая роль химической промышленности в развитии...

Причиной широкой области применения и одновременно особенностью современной химической промышленности является факт ее ориентации как на основные наукоемкие производства, так и на обеспечение повседневных нужд человека и его здоровья.

Структура и задачи системы телевизионных СМИ...

− формирование позитивного имиджа Волгоградской области как экономически перспективного и привлекательного региона с героическим прошлым и богатыми культурными традициями; − инициирование публикаций, теле- и радиопрограмм в федеральных СМИ о позитивных...

Анализ социально-экономического положения Южного...

Южный федеральный округ представляет собой федеральный округ на юге России образованный указом президента от 13 мая 2000 года. В округ входило 6 субъектов Российской Федерации: Республики Адыгея, Республики Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская...

Экологические проблемы водных объектов Волгоградской области

Волгоградская область России входит в число наиболее уязвимых и затронутых

В пяти районах Волгоградской области, а также на части Кировского района Волгограда в ближайшее время

 повышение конкурентоспособности отечественной продукции и технологий на...

Тенденции развития малых предприятий в Волгоградской...

Волгоградская область показывает средние показатели в сравнении с другими регионами страны. В частности, по данным Федеральной службы

Показатели оборота и выручки малых предприятий Волгоградской области обеспечивают ей 23 место среди всех регионов России.

Сравнительные преимущества и недостатки природно-ресурсного...

Анализ Южного Федерального округа. Преимущества. Южный федеральный округ (ЮФО, с 13 мая по 21 июня 2000 года — Северо-Кавказский федеральный округ) — федеральный округ Российской Федерации, расположен на юге европейской части России.

Анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области

В Волгоградской области обеспечение благоприятного инвестиционного климата и наличие

Фаворитами по объему инвестиций являются ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоград-нефтепереработка" с

Россия, Инвестиционный климат, инвестиция, Российская Федерация, российская...

Место регионов Юга России в инвестиционном потенциале...

К первой относятся Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская области и Ставропольский край. Данные регионы стабильно занимают высшие строчки данного рейтинга на протяжении многих лет, находясь в первой двадцатке регионов практически по всем видам потенциала.

Задать вопрос