Содержание и уровень подготовки художников в провинциальной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 649 раз

Библиографическое описание:

Шпурик, Д. С. Содержание и уровень подготовки художников в провинциальной России / Д. С. Шпурик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3325/ (дата обращения: 07.05.2024).

Обучение пластическим искусствам в том или ином виде существует давно. Еще во времена верхнего палеолита первобытные художники, чья жизнь была коротка, вынуждены были готовить себе смену. Судя по мастерскому исполнению некоторых наскальных росписей, искусство живописи развивалось постепенно, из века в век, и это развитие было бы невозможным, если бы каждому новому поколению художников приходилось накапливать знания и умения заново.

У каждого известного художника, будь то Джотто или Андрей Рублев, был учитель или учителя. А становясь мастерами, почти все живописцы набирали себе в обучение талантливых последователей. С давних пор существовали и школы живописи, но они были скорее сообществами мастеров-единомышленников, чем учебными заведениями в современном понимании. С появлением в XVI в. в Италии Болонской школы впервые начали складываться доктрины европейского академизма и направления деятельности будущих художественных академий. Изучение натуры считалось в Болонской школе подготовительным этапом на пути к созданию идеальных образов[1]. Первой академией в общепринятом понимании была созданная в Париже в 1648 г. Королевская академия живописи и скульптуры, сыгравшая значительную роль в развитии французского искусства. По ее образцу в XVII-XVIII в. создаются академии художеств во многих европейских столицах (в Вене в 1692 г., в Берлине в 1694 г., в Лондоне в 1768 г.). В XIX в. организуется ряд академий в провинциальных городах Западной Европы. В 1757 г. открывается Академия художеств в Санкт-Петербурге. В ней учились представители многих народов России. В начале 70-х гг. XVIII в. окончательно сложилась академическая педагогическая система, которая строилась на изучении образцов античного искусства. Начиная с XIX в., выпускники Академии, такие как Карл Брюллов, Александр Иванов, Иван Айвазовский и многие другие получают признание в Европе как выдающиеся мастера. Именно Академия художеств стала прообразом всех российских учебных заведений, в которых шло обучения пластическим искусствам. Благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов (П.П. Чистяков, И.Е. Репин, А.И. Куинджи и др.) Академия сохранила своё значение как школа профессионального художественного мастерства и после публичного разрыва с ней группы известных выпускников во главе с И.Н. Крамским.

Постепенно по всей России стали открываться новые художественные учебные заведения. Преподавателями в них становились выпускники Академии, которых с течением лет заменяли их же ученики. Система подготовки профессиональных художников не претерпела серьезных изменений и в советский период, когда особое значение предавалось развитию реалистичной манеры письма, которая была основной для студентов-художников во всех странах. В начале прошлого века классическое художественное образование получает развитие в Сибири. В 1920-е гг. центром сибирского художественного образования стал Омск. Открытие здесь художественно-промышленной школы (худпром, позже художественно-промышленный техникум им. М.А. Врубеля, позже художественно-педагогическое училище) отвечало главной задаче государственной политики – необходимости подготовки кадров художественно-промышленного профиля[2]. В данном учебном заведении студенты получали достаточно серьезные художественные навыки, но в силу сложившихся обстоятельств оно было закрыто во время Великой Отечественной войны. В 1960 г. на естественно-географическом факультете Омского государственного педагогического института по инициативе его ректора И.П. Меленкова и известного омского художника А.Н. Либерова была открыта специальность «Учитель рисования, черчения и труда» и созданы две предметные комиссии: по черчению и изобразительному искусству[3]. Это было требованием времени, так как в те годы в общеобразовательных школах города не было специалистов по изобразительному искусству с высшим образованием. В 1964 г. художественно графическое отделение вуза было преобразовано в отдельный факультет. Так появился первый за Уралом и семнадцатый в СССР художественно-графический факультет.

Следует подчеркнуть, что среди отечественных высших учебных заведений, в которых преподаются художественные дисциплины, существует определенная иерархия. Если художественно-графические факультеты педагогических вузов считаются учреждениями, где готовят учителей рисования, то, например, Художественный институт им. Сурикова в Москве или Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия (бывшее Мухинское училище) считаются кузницами по подготовке профессиональных художников по специальностям «Живопись», «Графика», «Скульптура» и т.д. Существует разница в требованиях к уровню подготовки абитуриентов. То, что в Академии художеств сдают на вступительных экзаменах, на худграфах проходят на вторых-третьих курсах. Основным же испытанием для будущих студентов-художников является натюрморт. В художественных вузах от будущих студентов требуется не только умение передавать цвет и форму, но и знание человеческой анатомии и умение передавать характер модели. Поэтому на вступительных экзаменах здесь выполняют портрет или рисунок человеческой фигуры с натуры. Экзамен по живописи или рисунку при этом длится два дня, и абитуриент не ограничен в выборе материалов, в то время как при поступлении на худграф можно использовать только акварель и простой карандаш.

Студенты худграфов, как правило, пессимистично оценивают свои перспективы получить серьезные художественные навыки, ошибочно считая, что стать настоящим мастером можно только отучившись в Москве или Санкт-Петербурге. Многие студенты думают о перепоступлении в более престижные столичные вузы. Если на худграф чаще всего идут после школы, то соответствующий контингент абитуриентов в столицах составляют студенты старших курсов провинциальных вузов или выпускники колледжей и училищ. Некоторые молодые люди пробуют поступить в элитное художественное учебное заведение в течение нескольких лет. Но несправедливо считать, что нельзя стать настоящим профессионалом, отучившись на худграфе провинциального вуза. В частности, это доказывает история художественно-графического факультета Омского государственного педагогического института, а ныне – университета.

В 1960 г., когда в ОмГПИ состоялся первый набор студентов на специальность «Учитель рисования, черчения и труда», в Омске не было ни художественных школ, ни малой художественной академии (подготовительные курсы для художников). Тогда было набрано пятьдесят студентов и шесть соискателей. Несмотря на то, что среди поступивших были студенты, получившие на экзамене неважные оценки, никто из первого набора не был отчислен за неуспеваемость. Ведь за их подготовку отвечала команда профессионалов во главе с тогда уже известным и влиятельным художником Алексеем Николаевичем Либеровым. Изначально художественные дисциплины преподавали приглашенные из других городов профессионалы, например, преподаватель живописи Б.А. Спорников из Киева, преподаватель скульптуры Н. И. Никитин из Ленинграда. После открытия в 1962 г. кафедры изобразительных искусств преподавательский коллектив пополнился молодыми, талантливыми художниками С.К. Беловым, Г.А. Штабновым, А.А. Чермошенцевым, М.И. Слободиным, Б.А., Босенко, О.В. Титовым [3].

Первые студенты столкнулись с серьезными бытовыми проблемами. Пятьдесят студентов были разделены на две равные группы и им были изначально доступны только две аудитории в одном из корпусов ОмГПИ. Каждый день у студентов было по три-четыре пары, но в расписании предусматривалось всего четыре часа занятий по живописи и рисунку в неделю. Этого было очень мало. Для сравнения, в 2003-2007 гг. выделялось до 24 академических часов на группу в неделю на живопись, рисунок, спецрисункок и спецживопись. Студентам приходилось оставаться после занятий, чтобы поработать должным образом. Порой, договорившись с охраной, студенты ночевали в корпусе. В первые годы был слаб натюрмортный фонд, до 1964 г. не было мольбертов. Как и все учащиеся советских вузов, худгрфовцы изучали общеобразовательные предметы, такие как история КПСС, политэкономия, научный коммунизм и атеизм, философия, психология, иностранный язык. До 1987 г. изучалась марксистско-ленинская эстетика. В течение девяти семестров изучалась история искусств. Помимо этого изучались физика и начертательная геометрия [5].

Значительный объем часов выделялся на всевозможные практики, производственные и педагогические. Студенты изучали обработку металла, дерева, электромонтажное дело, основы машиноведения с практикой в качестве помощника комбайнера в период уборочной кампании. На четвертом курсе они проходили практику на заводе. Немало времени в учебном процессе отводилось педагогическим дисциплинам: общей педагогике, методике преподавания черчения, рисования и уроков труда. На первом курсе была практика в пионерлагере, на третьем - в школе (пассивная), на четвертом и пятом курсах - активная педагогическая практика и практика по предмету «Методика изобразительного искусства»[6].

Занятия по живописи и рисунку шли все пять лет: на первом курсе изучался натюрморт, на втором – детали гипсовой головы и изображение головы с натуры, на третьем – строение торса и скелета, дальше шла работа с живой моделью. Работать с масляными красками студенты начинали на четвертом курсе. На занятиях по пластанатомии студенты посещали медицинский институт и изучали строение человеческого тела по натуральным образцам.

На третьем и четвертом курсах худграфа ОмГПИ изучалось декоративно-прикладное искусство (ДПИ), c первого по четвертый курс изучалась скульптура и проходили выезды на пленэрную практику. Музейная практика третьекурсников включала в себя поездки в Москву и Ленинград.

Отдельно стоит остановиться на таком предмете учебной программы тех лет, как «Композиция». На третьем курсе студент выбирал один из двух предметов - графику или живопись. Далее он выбирал материал для работы (уголь, сангина, акварель и т.д.) и тему, создавал эскиз будущей работы. Потом он обращался с просьбой, чтобы институт предоставил подходящую для его работы модель (как правило, модель находили в институте физкультуры) и работал с ней индивидуально. Невероятная роскошь для студента!

В 1962 г. при худграфе ОмГПИ открылся факультатив по изучению технологии и графических техник печатной графики (эстамп), который вел профессиональный художник-график О.В. Титов. Студенты впервые увидели авторские графические листы, выполненные самим художником-педагогом. С этого года и началось практическое освоение печатной графики (литогравюра черно-белая и цветная) [3]. Несмотря на то, что за пять лет никто из студентов первого набора не был отчислен за неуспеваемость, в 1965 г. только двадцать восемь человек представили свои дипломные работы. В основном студенты оставляли худграф с целью поступить в ленинградские или московские художественные вузы. Пять дипломных работ выпускников худграфа ОмГПИ были выполнены по графике, семь – по живописи, пять – по скульптуре, одна – по монументальному искусству (витраж Е.П. Микриковой «Баскетболисты», руководитель М.И. Слободин), одна работа была выполнена по декоративно-прикладному искусству, остальные – по методике изобразительного искусства и черчения. Работы Е.П. Микриковой (позже преподавала в Москве) и Г.В. Намеровского (в последствие декан худграфа ОмГПИ и народный художник Российской Федерации) были признаны лучшими на всероссийской выставке дипломных работ выпускников педвузов и педучилищ [4].

Профессиональными художниками из этого выпуска стали М.И. Разумов (ныне заслуженный работник культуры РФ), А.Г. Кармадонов (член Союза художников России), В.Г. Семенов[4]. Очень показательно то, что студенты, ограниченные во всем, кроме профессионализма преподавателей и желания осваивать художественные дисциплины, смогли за пять лет вырасти в настоящих профессионалов своего дела, при этом овладев специальными дисциплинами, которые даже не предусматривались учебной программой.

Работы студентов, учившихся на худграфе ОмГПИ в разные годы, до сих пор вывешены в аудиториях как образцы. И эти рисунки, акварели, портреты, выполненные маслом, мало чем уступают работам выпускников художественных вузов центра страны. Владимир Догушин, Георгий Кичигин, Евгений Дорохов, Сергей Патрахин и многие другие омские художники широко известны в России и за ее пределами. К 2000 г. худграф Омского государственного педуниверситета подготовил около двух тысяч выпускников. Именно выпускники факультета создали сеть художественных и специализированных школ в городе и области, именно ими в значительной степени пополняется Союз художников и Союз дизайнеров города Омска. В последние годы факультет был переименован в институт искусств и стал выпускать специалистов с квалификацией «дизайнер», «художник монументально-декоративного искусства», «художник декоративно-прикладного искусства». Все это служит доказательством достаточно высокого уровня подготовки профессиональных художников в российской провинции, ярким примером которой является Омск.



Литература:

  1. Виппер Б.Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков. М., 1966, гл. 1.

  2. Бабикова Т.В. К истории художественного образования в Омске / Т.В. Бабикова, В.В. Корешков, Л.А. Ивахнова // Содержание и методы подготовки специалистов художественно-педагогических направлений в современных условиях. Омск, 2009. С. 17-19.

  3. Факультет искусств: 40 лет. / Автор-сост. Г.Г. Гурьянова. Омск, 2000. – С. 6-17.

  4. См: Омская организация Союза художников России. Омск, 2004.

  5. Учебные планы на 1971-1972; 1986-1987 гг. // Архив Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ).

  6. Личное дело М.И. Разумова //Архив ОмГПУ. Оп 1184. Д. 42. л. 60.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, Академия художеств, Москва, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, курс, Омск, Учитель рисования, художник, Болонская школа.


Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, бумагопластика

Серия: Общество, история, современность. — Омск, 2011. — № 3(98). — с. 188–192.

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

В основе всех существующих видов изобразительного искусства лежит рисунок. С него начинается замысел картины художника-живописца, художника-декоратора, проект дизайнера, композиционные поиски мастера декоративно-прикладного искусства, поиск...

Эффективность исторического подхода в художественном...

Он говорил: «Высокое, серьезное искусство живописи без науки не может существовать.

Михайлова О. В. Учебный рисунок в Академии художеств XVIII века.

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. для студ. худож-граф...

Историко-графический обзор становления художественных...

Самой прославленной была Болонская академия художеств, основанная Людовико Карраччи и его двоюродными братьями — Агостино и Аннибале.

Основные термины (генерируются автоматически): Древний Египет, академия, рисование, школа, изобразительное искусство...

Развитие художественного образования в области народного...

художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, изобразительное искусство...

О проблемах обучения изобразительному искусству...

изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество, культура, общеобразовательная школа.

К вопросам развития композиционного мышления студентов в процессе обучения изобразительному искусству.

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Специфика подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическому мастерству, но и в воспитании

Далее, следует вспомнить о практике преподавания колорита в декоративно-прикладном искусстве и дизайне.

Развитие творческой активности бакалавров педагогики...

Курс построен в опоре на два типа художественного творчества: народное искусство и классическое искусство (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное). Содержание курса ориентируется на обучении студентов основам изобразительной...

Методика изучения народных художественных промыслов...

Основные термины (генерируются автоматически): народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное

Метод личностно-ориентированного обучения в классе фортепиано в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств.

Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, бумагопластика

Серия: Общество, история, современность. — Омск, 2011. — № 3(98). — с. 188–192.

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

В основе всех существующих видов изобразительного искусства лежит рисунок. С него начинается замысел картины художника-живописца, художника-декоратора, проект дизайнера, композиционные поиски мастера декоративно-прикладного искусства, поиск...

Эффективность исторического подхода в художественном...

Он говорил: «Высокое, серьезное искусство живописи без науки не может существовать.

Михайлова О. В. Учебный рисунок в Академии художеств XVIII века.

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. для студ. худож-граф...

Историко-графический обзор становления художественных...

Самой прославленной была Болонская академия художеств, основанная Людовико Карраччи и его двоюродными братьями — Агостино и Аннибале.

Основные термины (генерируются автоматически): Древний Египет, академия, рисование, школа, изобразительное искусство...

Развитие художественного образования в области народного...

художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, изобразительное искусство...

О проблемах обучения изобразительному искусству...

изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество, культура, общеобразовательная школа.

К вопросам развития композиционного мышления студентов в процессе обучения изобразительному искусству.

Проблема эффективности обучения живописи студентов...

Специфика подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическому мастерству, но и в воспитании

Далее, следует вспомнить о практике преподавания колорита в декоративно-прикладном искусстве и дизайне.

Развитие творческой активности бакалавров педагогики...

Курс построен в опоре на два типа художественного творчества: народное искусство и классическое искусство (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное). Содержание курса ориентируется на обучении студентов основам изобразительной...

Методика изучения народных художественных промыслов...

Основные термины (генерируются автоматически): народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное

Метод личностно-ориентированного обучения в классе фортепиано в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств.

Задать вопрос