Особенности восприятия виртуальной реальности студентами с разным уровнем интернет-зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яшанина, А. С. Особенности восприятия виртуальной реальности студентами с разным уровнем интернет-зависимости / А. С. Яшанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51.1 (289.1). — С. 44-45. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65659/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной работе рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости среди студентов в контексте восприятия интернет-пространства и использования смартфонов. Анализируется взаимосвязь между симптомами интернет-зависимости и желанием студентов уделить время просмотру ленты социальных сетей.

Ключевые слова: интернет-зависимость, восприятие виртуальной реальности, смартфоны, социальные сети, студенты.

Актуальность исследования. Внаши дни доступ к интернет-пространству стал легким и неограниченным. Доступность погружения в виртуальную реальность влечет за собой одну из актуальных проблем современности — проблему интернет-зависимости. Интернет-зависимость может проявляться в виде желания все больше и больше времени проводить в интернете и уходить от реальности, тревожности и психомоторному возбуждению без доступа к сети, внутриличностным проблемам и многим другим отрицательным проявлениям. Кроме того, студенты часто испытывают трудности с организацией своего времени, потому что переключают свое внимание на смартфоны. Все перечисленное указывает на необходимость рассмотрения проблемы интернет-зависимости среди студентов во взаимосвязи с восприятием виртуального пространства и особенностями использования смартфонов.

Цель исследования: изучение особенностей восприятия интернета и использования смартфонов студентами с разным уровнем интернет-зависимости.

Методики исследования: шкала интернет-зависимости С. Чен (шкала CIAS) в адаптации В. Л. Малыгина и К. А. Феклисова [1]; опросник Е. А. Щепилиной «Восприятие интернета»; самостоятельная разработанная анкета для изучения особенностей пользования смартфонами. Достоверность различий показателей определялась с помощью непараметрического критерия Крускала-Уоллиса. Для изучения взаимосвязи между различными параметрами применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 44 первокурсника в возрасте от 17 лет до 21 года. На основании показателей теста С. Чен среди респондентов были выделены три группы: в первую группу — группу лиц с интернет-зависимостью — вошли 18 % респондентов; группу риска возникновения интернет-зависимости составили 59 % опрошенных; в группу нормы вошло 23 % выборки (p=0,000).

Результаты исследования. Математический анализ результатов исследования показал, что студенты с интернет-зависимостью иначе воспринимают интернет, нежели первокурсники группы риска или без интернет-зависимости. Качественный анализ результатов изучения факторов зависимости показал, что интернет-зависимые студенты больше всех остальных нуждаются в сенсорной стимуляции и по этой причине используют сеть, причем поведение в интернете у них нецеленаправленное (p=0,003). Однако более всего привержены к сетевой субкультуре и чаще всех остальных пользуются специальными терминами и сленгом студенты без интеренет-зависимости.

Студенты группы риска чаще других используют интернет в качестве средства общения. Интернет-зависимым студентам свойственно изменение состояния сознания в результате использования интернета (р=0,043) и использование интернета в качестве «ухода» из реальности (р=0,033).

Качественный анализ результатов изучения последствий зависимости показал, что все первокурсники из нашей выборки одинаково воспринимают пространство в интернете как проективную реальность.

Также было выявлено, что представители различных групп с разной частотой бесцельно просматривают ленту социальных сетей (p=0,000), слишком много времени тратят на просмотр ленты социальных сетей (p=0,004).

Корреляционный анализ выявил взаимосвязь между симптомами интернет-зависимости и особенностями использования смартфонов. Так, часто бесцельно просматривают ленту социальных сетей студенты, для которых характерны симптомы отмены (r=0,485; при p=0,001) и толерантности (r=0,581; при p=0,000), а также испытывающие внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем (r=0,569; при p=0,000). На просмотр ленты приходится большая часть времени, которое интернет-зависимые первокурсники проводят с гаджетами (r=0,449; при p=0,002). Студенты, испытывающие проблемы с управлением временем, особенно часто отвлекаются на смартфон во время занятий (r=0,305; при p=0,044). В целом же представители группы интернет-зависимых обеспокоены тем, что смартфоны и другие гаджеты отнимают у них слишком много времени (r=0,375; при p=0,012).

Выводы. Проведенное исследование продемонстрировало, что в группе риска приобретения интернет-зависимости находится больше половины респондентов, в то время как к группе нормы относится меньше четверти опрошенных. Интернет-зависимых студентов часто толкает к использованию интернета потребность в сенсорной стимуляции, в то время как представители группы риска чаще всего заходят во всемирную сеть для общения. Вне зависимости от подверженности интернет-зависимости респонденты воспринимают интернет как проективную реальность. Часто студенты с разной выраженностью интернет-зависимости ловят себя на мысли, что долго и бесцельно листают ленту социальных сетей.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены в практике психологов, специализирующихся на помощи интернет-зависимым молодым людям.

Литература:

  1. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: учебное пособие / В. Л. Малыгин, К. А. Феклисов, А. С. Искандирова и др. — М. МГМСУ, 2011. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, просмотр ленты, сеть, CIAS, виртуальная реальность, группа нормы, использование интернета, проективная реальность, сенсорная стимуляция, Чен.


Ключевые слова

социальные сети, студенты, интернет-зависимость, восприятие виртуальной реальности, смартфоны

Похожие статьи

Особенности восприятия интернет-пространства у студентов...

Такая свобода в использовании виртуальной реальности все чаще становится

Было выявлено, что особенности восприятия интернета различаются у студентов Лечебного и

Интернет-зависимые студенты во время каникул проводят больше времени в интернете в...

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

В XXI веке все больше и больше развиваются компьютерные технологии, на их пути практически отсутствуют препятствия. В развитии компьютеризации, вторжения сети Интернет, возникает новейший вид реальности — «виртуальная реальность»...

Особенности работы интернет-зависимых подростков...

Такая свобода в использовании виртуальной реальности все чаще становится

Ко второй группегруппе риска возникновения интернет-зависимости – относятся 40% выборки.

Интернет-зависимые дети в большей степени склонны к частому использованию интернета...

Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью

Выявлена взаимосязь наличия интернет-зависимости с особенностями восприятия интернета, такими как принадлежность к сетевой субкультуре, нецеленаправленность поведения, мотивация использования интернета, изменение состояния сознания в результате использования...

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Виртуальная и дополненная реальности, чаще всего, применяется для

Дополненная реальность, или AR (англ. augmented reality), несомненно, — огромный прорыв и в

Было выявлено, что в той группе, где использовалась дополненная реальность, процент усвоения...

Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости

Ключевые слова: интернет-зависимость, виртуальное общение, Интернет, социальные сети

Интернет-зависимость имеет несколько видов в зависимости от причин её возникновения.

А в современном быстроменяющемся мире использование интернета весьма практично...

Изменения в языке общения старшеклассников под влиянием...

Восприятие Интернета как проективной реальности: 30 %. Одушевленность Интернета: 40 %.

‒ основной мотив применения Интернета — общение, но несмотря на этот факт, виртуальное общение не в состоянии заменить общения в реальности.

Формирование сетевого сознания старшеклассников

местах, раздающих Интернет. Использование современных интернет-технологий

Сеть Интернет и социальные сети как явление, появились недавно, но уже являются

виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей.

Смысложизненные ориентации студентов-первокурсников...

Наиболее подвержены негативному влиянию сети Интернет оказываются подростки и юноши/ девушки в силу несформированности у них личностных структур.

интернет-зависимость, здоровье, здоровый образ жизни, факторы риска, вредные привычки, виртуальная реальность.

Похожие статьи

Особенности восприятия интернет-пространства у студентов...

Такая свобода в использовании виртуальной реальности все чаще становится

Было выявлено, что особенности восприятия интернета различаются у студентов Лечебного и

Интернет-зависимые студенты во время каникул проводят больше времени в интернете в...

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

В XXI веке все больше и больше развиваются компьютерные технологии, на их пути практически отсутствуют препятствия. В развитии компьютеризации, вторжения сети Интернет, возникает новейший вид реальности — «виртуальная реальность»...

Особенности работы интернет-зависимых подростков...

Такая свобода в использовании виртуальной реальности все чаще становится

Ко второй группегруппе риска возникновения интернет-зависимости – относятся 40% выборки.

Интернет-зависимые дети в большей степени склонны к частому использованию интернета...

Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью

Выявлена взаимосязь наличия интернет-зависимости с особенностями восприятия интернета, такими как принадлежность к сетевой субкультуре, нецеленаправленность поведения, мотивация использования интернета, изменение состояния сознания в результате использования...

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Виртуальная и дополненная реальности, чаще всего, применяется для

Дополненная реальность, или AR (англ. augmented reality), несомненно, — огромный прорыв и в

Было выявлено, что в той группе, где использовалась дополненная реальность, процент усвоения...

Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости

Ключевые слова: интернет-зависимость, виртуальное общение, Интернет, социальные сети

Интернет-зависимость имеет несколько видов в зависимости от причин её возникновения.

А в современном быстроменяющемся мире использование интернета весьма практично...

Изменения в языке общения старшеклассников под влиянием...

Восприятие Интернета как проективной реальности: 30 %. Одушевленность Интернета: 40 %.

‒ основной мотив применения Интернета — общение, но несмотря на этот факт, виртуальное общение не в состоянии заменить общения в реальности.

Формирование сетевого сознания старшеклассников

местах, раздающих Интернет. Использование современных интернет-технологий

Сеть Интернет и социальные сети как явление, появились недавно, но уже являются

виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей.

Смысложизненные ориентации студентов-первокурсников...

Наиболее подвержены негативному влиянию сети Интернет оказываются подростки и юноши/ девушки в силу несформированности у них личностных структур.

интернет-зависимость, здоровье, здоровый образ жизни, факторы риска, вредные привычки, виртуальная реальность.

Задать вопрос