Особенности когнитивной и эмоционально-волевой сфер молодежи с самоповреждениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Теплякова, С. А. Особенности когнитивной и эмоционально-волевой сфер молодежи с самоповреждениями / С. А. Теплякова, П. С. Поляков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51.1 (289.1). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65657/ (дата обращения: 19.04.2024).



Суицидальное и предсуицидальное поведение молодежи с начала 21 века становится одной из ведущих кризисных точек современного общества. Согласно статистике ЮНИСЕФ в самое ближайшее время самоубийство как причина смерти выйдет на второе место, заменив собой онкологические заболевания. По официальным сводкам в 2017 году в Российской Федерации в результате самоубийств погибло 20 278 человек, из которых 16 830 мужчин и 3 448 женщин. В последнее время исследователи все чаще обсуждают проблему возможной ошибки при ведении официальной статистикой числа самоубийств в России за счет необоснованного отнесения их к категории так называемых «повреждений с неопределенными намерениями» или смерть по неосторожности как следствие самоповреждающего поведения лиц без психиатрического диагноза.

Ключевые слова: самоповреждающее поведение, когнитивные особенности, подростки, селфхарм, возрастная психология, эмоциональная сфера.

Проблема самоповреждающего поведения с каждым днём становится все более и более актуальной для современного мира. Появляется культ селфхарма в социальных сетях даже у психически здоровых подростков: дети наносят себе порезы, ожоги, раны различного генеза, поэтому и появляется необходимость рассматривать такой тип поведения вызвана потребностью его депатологизации и обозначению системного подхода в попытках объяснить самоповреждающее поведение с какой-либо одной из точек зрения: биологической, социальной или психологической. Для современных исследователей самоповреждающее поведение есть неопределенное количество феноменов поведения, клинического и доклинического уровней, указывающих на возможный суицидальный риск и психологические проблемы, связанные с эмоциональной регуляцией, враждебностью, уровнем депрессивных или же маниакальных проявлений.

Феноменологическую близость суицидального и самоповреждающего поведения отмечает большое количество специалистов: психологи, суицидологи, психиатры. Селфхарм часто связывают с действиями, направленными на повреждение собственного тела, но без суицидальных намерений. Существует типология самоповреждающего поведения, выходящая далеко за рамки клиники и психопатологии, которая определяет сложный круг психологических проблем, отражающих онтогенетические особенности, культурное значение и социальную селекцию санкционированных способов и форм самоповреждения.

Самоповреждение, согласно специализированной литературе, есть умышленное нанесение себе различных телесных и физических повреждений, (колотые или резанные раны, травмы, удушение), что обычно это происходит с целью аутоагрессии. Является распространенным способом совершения суицидальных действий. Наиболее тяжелые аутоагрессивные самоповреждения наносят себе психически больные в состоянии психоза: проникающие ранения черепа, грудной полости или брюшной полости, в истории также встречаются даже случаи самокастрации.

Также существует самоотравление — процесс умышленного использования каких-либо отравляющих веществ или веществ в токсических дозировках, как правило, с суицидальной целью. С целью самоотравления используются химические реагенты, средства бытовой химии, прижигающие вещества, лекарства, и даже алкогольные напитки.

К разновидностями самоповреждающего поведения относят такие заболевания, как наркомания, токсикомания, алкоголизм, а также неоправданный риск; асоциальное, деликвентное поведение; анозогнозическое поведение при наличии жизнеопасной соматической патологии; любые другие намеренные (или неосознанные) действия, ведущие к разрушению физического или психического здоровья. Самоубийство является крайней формой саморазрушающего поведения.

В зарубежной психологии для обозначения поведения, направленного на причинение человеком преднамеренного вреда себе и собственному телу, кроме более широких понятий (аутодеструктивное, аутоагрессивное поведение — self-destructive behaviour), используются такие понятия как: self-harm (SH) — «самовред», self-injury (SI) — «самоущерб», selfmutilation (SM) — «членовредительство», self-inflicted violence (SIV) — «самоуродование», «самоистязание», self-injurious behavior (SIB) — «самоповреждающее поведение». [1]

Цели и мотивы самоповреждающего поведения могут быть разные. В их числе находится немалый список переживаемых человеком чувств и эмоций: физического и психологического напряжения, желание ослабить эмоциональную боль (когда эмоции слишком сильные, а от физической боли становится легче), выражение или подавление сексуальности, выход агрессии, злости, раздражения, которые, часто из-за страха или неумения управлять такими эмоциями, направляются внутрь, а не наружу, избавление от чувства опустошенности, «переживание» депрессии, уход от ощущения невозможности сказать что-либо (многие говорят, что наносят повреждения, чтобы хоть что-то почувствовать, что живой), потребность почувствовать реальность происходящего вокруг (способ бороться с ощущениями деперсонализации, расщепления личности, диссоциации), ради ощущения защищенности и исключительности, попытаться показать другим, что творится у тебя внутри и насколько тебе тяжело. [2]

Люди, которые наносят себе увечья, говорят своих повреждениях так: «Когда мои эмоции кем-либо игнорировались, я использовала самоповреждения, потому что не знала, как выразить себя иначе, и сказать, чего я хочу и что мне нужно. Отчасти я хотела привлечь внимание, и я отчаянно нуждалась в ком-то, кто заметил бы мое страдание и помог мне». [3]

Цель и задачи исследования: целью данной работы является исследование эмоционально-волевой и когнитивной сфер у людей с самоповреждающим поведением, а также выявление аспектов их отношения к себе, к своему телу и к свои эмоция.

Методы исследования, характеристики выборки: в данном исследовании принимало участие 19 человек в возрасте от 18 до 24 лет (средний возраст — 21–22 года), из которых 8 человек являются группой нормы, а 11 человек — люди, наносящие себе увечья как в данный период времени, так и в течении последних пяти лет. Средний возраст формирования самоповрежающего поведения и самоповреждений — 14 лет.

Методы исследования: контент-анализ литературы по теме исследования, при тестирование испытуемых были использованы «Торонтская алекситимическая шкала» (TAS-26), опросник агрессии Басса-Дарки, методика исследования самоотношения (МИС), краткий ориентировочный тест, авторский опросник, направленный на изучение степени самоповреждающего поведения и содержащий в себе вопросы о роде самоповреждений, о периоде формирования самоповреждающего поведения и об эмоциональном состоянии в момент причинения себе вреда, а также статистическая обработка данных.

Результаты исследования: в ходе контент-анализа литературы и средств массовой информации по проблеме самоповреждающего поведения были выявлены и рассмотрены причины, приводящие к различным видам самоповреждений (стресс, социальная тревога, депрессия и т. д.). Самоповреждение — это не только привычный способ борьбы со стрессом. Это длительный процесс, развитию которого способствует огромное количество факторов как во внешней среде, так и в компонентах личности человека. Самоповреждение — действие, приносящее временный результат, однако лишь создающая иллюзию контроля над собой, своими чувствами и эмоциями.

Были обнаружены значимые различия между исследуемой группой лиц с самоповреждающим поведением и группой нормы по следующим параметрам: «Числовые способности» (уровень значимости p=0,041), «Логические способности» (p-value=0,012), «Интегральный показатель интеллектуальных способностей» (p-value=0,012), «Внутренняя честность» (p-value=0,026), «Самоуверенность» (p-value=041), «Отраженное самоотношение» (уровень значимости p равен 0,020), «Самоценность» (p-value=0,033), «Самопринятие» (p-value= 0,016) «Самообвинение» (p-value=0,12).

Выводы и практическая значимость: Самоповреждающее поведение представляет собой распространенное расстройство, связанное с контекстом нарушений как в межличностном, так и внутриличностном плане. Понимается как социально неодобряемое действие, связанное с преднамеренным нанесением себе телесных повреждений. Согласно мнению специалистов различных профилей, акты самоповреждения встречаются как при нормальном, так и при нарушенном психическом развитии, при различных формах психических расстройств и соматических заболеваний. Самоповреждающее поведение встречается в совершенно разных возрастных и социальных группах. Это могут быть и дети, и взрослые, и мужчины, и женщины, одинокие и люди из благополучных семей, безработные и успешные в бизнесе или работе, эмоциональные и внешне устойчивые и спокойные. Всех этих людей объединяет факт того, что он не умеют говорить о своих чувствах и переживаниях или же боятся быть непонятыми. Именно поэтому данное поведение достаточно долго скрывается от окружающих и носит характер регулярно повторяющегося действия. Люди с самоповреждающим поведением стараются не наносить увечия на открытые участки тела или же старательно прячут порезы и ожоги от окружающего их социума.

Еще одной проблемой в контексте самоповреждающего поведения выступает факт стигматизации самоповреждающего поведения, ведь очень часто в момент обращения за помощью в медицинское учреждение пациенты с симптомами намеренного сапоповреждающего поведения (НСПП) сталкиваются с явным или неявным негативным и отношением персонала по отношению к пациенту и его родственнику.

Литература:

  1. Зайченко А. А. Самоповреждающее поведение в оценке степени риска суицида при экстренной психологической помощи [электронный ресурс] — URL: http://self-injury.at.ua/publ/ samopovrezhdajushhee_povedenie_v_ocenke_stepeni _riska_suicida_pri_ehkstrennoj_psikhologicheskoj_p omoshhi/1–1-0–13.
  2. Чуева Е. Н. Самоповреждающее поведение детей и подростков [электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samopovrezhdayuschee-povedenie-detey-i-podrostkov
  3. Haw C., Hawton K., Houston K., Townsend E. (2001). Psychiatric and personality disorders in deliberate self-harm patients. British Journal of Psychiatry, 178, 48–54.
Основные термины (генерируются автоматически): поведение, SIB, SIV, группа нормы, повреждение, проблема, самоповреждение, собственное тело, уровень значимости.


Ключевые слова

эмоциональная сфера, подростки, возрастная психология, самоповреждающее поведение, когнитивные особенности, селфхарм

Похожие статьи

Концепция самоповреждающего поведения среди...

В статье раскрыты особенности самоповреждающего поведения среди подростков. Большинство ученых сходятся во мнении, что социальная среда (семья, сверстники и др.) оказывают сильное эмоциональное влияние, которое может носить как положительный...

Особенности самопринятия подростками своего тела

выявление уровня удовлетворенности, образ тела, собственное тело, нижняя часть тела, отдельный сегмент тела, тело, подросток, девушка

собственное тело, тело, контрольная группа, экспериментальная группа, юношеский возраст, образ, неудовлетворенность, уровень...

Суицидальное поведение — сложное социально-психологическое...

Суицидальное поведение является сложной философской, этической, социальной и

Самоповреждения и членовредительство вообще не направляются представлениями о смерти, их цель

Большинство людей не воспринимают собственные суицидальные намерения как...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса...

Суицид как социально-психологическая проблема в подростковом...

Подростки, склонные к суицидальному поведению, это подростки, в индивидуальном и личностном опыте которых имели место кратковременные или же действующие продолжительно неблагоприятные воздействия психогенного и экзогенного характера.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъёмов в своём изучении как проблема тревожности.

Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность

Определенный уровень тревожности...

Значение эмоциональных состояний субъекта в его поведении

Правоохранительным органам необходимо установить психическое состояние лица в момент совершения им преступления, что, безусловно, требуется для юридически грамотной оценки поведения лица и ситуации, имеющие уголовно-правовое значение.

Проблема подросткового суицида и выявление склонности к нему...

В статье рассматривается проблема подросткового суицида — одной из важнейших проблем современной психологии. Вовремя выявить склонность к суициду, суицидальное поведение подростков — работа школьного педагога-психолога.

Факторы суицидального поведения, влияющие на формирование...

Нарушение поведения по отношению к социальному порядку и правилам. Нормы сообщества (отказ от учёбы или работы).

Похожие статьи. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте. Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исходом.

Развитие представлений о субъективной концепции болезни

Взаимосвязь уровней обеспечивают ее динамичность и гибкость - от чувственной ткани к

Таким образом, при изучении проблемы субъективной концепции болезни, основное

6. Матвейчик Т.В. Психология больного и поведение медицинского работника в зависимости от...

Похожие статьи

Концепция самоповреждающего поведения среди...

В статье раскрыты особенности самоповреждающего поведения среди подростков. Большинство ученых сходятся во мнении, что социальная среда (семья, сверстники и др.) оказывают сильное эмоциональное влияние, которое может носить как положительный...

Особенности самопринятия подростками своего тела

выявление уровня удовлетворенности, образ тела, собственное тело, нижняя часть тела, отдельный сегмент тела, тело, подросток, девушка

собственное тело, тело, контрольная группа, экспериментальная группа, юношеский возраст, образ, неудовлетворенность, уровень...

Суицидальное поведение — сложное социально-психологическое...

Суицидальное поведение является сложной философской, этической, социальной и

Самоповреждения и членовредительство вообще не направляются представлениями о смерти, их цель

Большинство людей не воспринимают собственные суицидальные намерения как...

Некоторые аспекты рассмотрения проблемы стресса

Стресс сегодня — это весьма распространенное состояние, избавиться от которого сложно, но возможно. В данной статье представлен результат рассмотрения данного вопроса, выявление психологического механизма, факторов, способствующих зарождению стресса...

Суицид как социально-психологическая проблема в подростковом...

Подростки, склонные к суицидальному поведению, это подростки, в индивидуальном и личностном опыте которых имели место кратковременные или же действующие продолжительно неблагоприятные воздействия психогенного и экзогенного характера.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъёмов в своём изучении как проблема тревожности.

Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность

Определенный уровень тревожности...

Значение эмоциональных состояний субъекта в его поведении

Правоохранительным органам необходимо установить психическое состояние лица в момент совершения им преступления, что, безусловно, требуется для юридически грамотной оценки поведения лица и ситуации, имеющие уголовно-правовое значение.

Проблема подросткового суицида и выявление склонности к нему...

В статье рассматривается проблема подросткового суицида — одной из важнейших проблем современной психологии. Вовремя выявить склонность к суициду, суицидальное поведение подростков — работа школьного педагога-психолога.

Факторы суицидального поведения, влияющие на формирование...

Нарушение поведения по отношению к социальному порядку и правилам. Нормы сообщества (отказ от учёбы или работы).

Похожие статьи. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте. Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исходом.

Развитие представлений о субъективной концепции болезни

Взаимосвязь уровней обеспечивают ее динамичность и гибкость - от чувственной ткани к

Таким образом, при изучении проблемы субъективной концепции болезни, основное

6. Матвейчик Т.В. Психология больного и поведение медицинского работника в зависимости от...

Задать вопрос