Особенности мотивационной сферы у студентов разных медицинских специальностей состоящих и не состоящих в тьюторском движении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Левина, Н. Л. Особенности мотивационной сферы у студентов разных медицинских специальностей состоящих и не состоящих в тьюторском движении / Н. Л. Левина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51.1 (289.1). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65652/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной работе рассматриваются особенности мотивации, отношения к достижениям и неудачам, коммуникативных и организаторских способностей, уровня субъективного контроля и видов совладающего поведения в стрессовых ситуациях у студентов медицинского университета участвующих и не участвующих в тьюторском движении. Проводится анализ полученных при исследовании результатов.

Ключевые слова: мотивация, совладающее поведение, студенты медицинского университета, студенты-тьюторы.

Актуальность исследования. В процессе обучения все студенты сталкиваются с различными трудностями и все справляются с ними по разному. Один из способов — активное участие в студенческой жизни университета. Например, участие в тьюторском движении. Помимо прямой деятелиости, участие в движении положительно влияет на развитие организаторских навыков и коммуникативных способностей, позволяет направить мотивационный полис на успех и преобрести большую уверенность в себе за счет развития soft skills.

Цель исследования — изучение различий в мотивации, отношению к достижениям и неудачам, коммуникативных и организаторских способностей, уровне субъективного контроля и видах совладающего поведения в стрессовых ситуациях у студентов медицинского университета участвующих и не участвующих в тьюторском движении.

Характеристика выборки:внашем исследовании приняли участие 64 студента РНИМУ им. Н. И. Пирогова со второго по пятый курсы, обучающихся на факультетах «Лечебный факультет», «Педиатрический факультет», «Психолого — социальный университет», «Медико — биологический факультет», «Стоматологический факультет». Возраст респондентов составляет 18–22 года. 36 респондентов состоят в тьюторском движении, 28 из них не состоят.

Методики исследования: опросник дифференцированной оценки состояний сниженной работоспособности, тест «Коммуникативные и организаторские склонности», тест — опросник «Мотивации успеха и боязни неудач», тест «Уровень субъективного контроля», методика психологической диагностики совладающего поведения личности в стрессовых и проблемных ситуациях, методы математической статистики.

Анализ результатов исследования показал, что для студентов состоящих и не состоящих в тьюторском движении характерны разные уровни способностей, навыков и виды мотивации. Так у 70 % студентов — тьюторов наблюдается умеренное состояние утомления при интенсивной работе, у 17 % выраженное состояние утомления и у 13 % высокое. Низкое состояние монотонии наблюдается у 5 % студентов — тьюторов, умеренное у 71 % таких студентов, 9 % подвержены выраженному состоянию монотонии и 15 % — высокому. Низкое состояние пресыщения подвержены 5 % студентов — тьюторов, 75 % умеренно выраженному состоянию 15 % выраженному и 5 % высокому. У 71 % тьюторов умеренное состояние стресса в сложных ситуациях, 20 % выраженное состояние и 9 % высокое состояние стресса. У 42 % студентов, не занимающихся тьюторской деятельностью, наблюдается умеренное состояние утомления, у 33 % состояние утомления выражено, у 21 % оно высокое и у 4 % — низкое. Выраженное состояние монотонии присуще 16 % студентов, умеренное — 80 % и низкое 4 %. Высокая степень пресыщения наблюдается у 8 %, выраженная у 21 %, умеренная у 63 % и низкая всего у 8 %. Умеренному состоянию стресса в стрессовых ситуациях подвержены 59 % студентов, не занимающихся тьюторской деятельностью, 33 % испытывают выраженное состояние стресса и 8 % высокое.

Также в ходе исследования выяснилось, что в среднем у студентов-тьюторов выше организаторские и коммуникативные способности, чем у студентов, не принадлежащих к движению. Так, высокими коммуникативными навыками обладают 48 % опрошенных тьюторов, а высокими организаторскими способностями 42 %. Средними организационными способностями обладают 38 %, средними коммуникативными навыками 44 %. Коммуникативными навыками ниже среднего обладают 8 %, организаторские способности на уровне ниж9е среднего у 20 %. Студенты, не состоящие в движении, обладают менее выраженными способностями. Высокими коммуникативными навыками обладают 31 %, организаторскими 29 %. Средними способностями 43 %, навыками 39 %. Коммуникативными навыками ниже среднего 30 %, организаторскими способностями ниже среднего 28 % опрошенных.

Рис. 1.Сравнительный анализ уровня работоспособности у студентов, принадлежащих и не принадлежащих к тьюторскому движению (в %)

Рис. 2. Сравнительный анализ коммуникативных и организаторских способностей у студентов, принадлежащих и не принадлежащих тьюторскому движению (в %)

Основным видом мотивации среди всех опрошенных вне зависимости от группы стала мотивация к успеху. Среди тьюторов она составляет 71 %, а среди остальных 50 %. У 23 % опрошенных участников тьюторского движения мотивационный полюс не выражен, так же, как и у 12 % не состоящих в нем респондентов. Оставшиеся 13 % студентов — не тьюторов показали склонность к мотивации несупеха.

Рис. 3. Сравнительный анализ выраженного мотивационного полюса у студентов, принадлежащих и не принадлежащих тьюторскому движению (в %)

Из данного исследования можно сделать следующие выводы:

1) Наблюдается разница в личностной сфере между студентами, состоящими в тьюторском движении, и не состоящими в нем.

2) Вне зависимости, от причастности к движению, во всех группах респондентов были обнаружены различные уровни коммуникативных и организаторских способностей. В каждой из групп респонденты продемонстрировали более высокие коммуникативные навыки, чем организаторские способности. Наиболее высокий уровень, как организаторских способностей, так и коммуникативных, навыков показали студенты, состоящие в тьюторском движении.

3) У студентов, состоящих в движении, чаще встречается мотивация к достижению успеха. Не выраженный мотивационный полюс так же наиболее присущь студентам, состоящим в движении. Среди респондентов, состоящих в тьюторском движении, не было выявлено мотивации неуспеха. Так же можно выделить то, что среди всей выборки преобладает мотивация к успеху.

4) Для всех респондентов, при оценке уровня работоспособности, наиболее характерна умеренная степень любого из выявляемых состояний. Высокое состояние монотонии было выявлено только для студентов, не состоящих в тьюторском движении, а высокое состояние стресса только для состоящих в движении студентов. Наблюдается разница в оценке всех состояний.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в деятельности практических психологов, специализирующихся на данной проблематике, а также для регуляции условий работы, учёбы и внеучебной деятельности студентов с учётом их особенностей.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, движение, способность, выраженное состояние, навык, среднее, субъективный контроль, выраженный мотивационный полюс, высокое состояние стресса, сравнительный анализ.


Похожие статьи

Исследование учебного стресса у студентов медицинского...

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов...

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению...

В данной выборке студентов по 11 человек (всего 22 студентов 74 %) диагностирован высокий и средний уровень стрессоустойчивости. У этих студентов стрессоустойчивость обеспечивает им «достаточный уровень прочности» и сопротивляемости препятствиям, а, следовательно...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Студенты — первокурсники зачастую испытывают состояние дезадаптации в

студент., стресс, стрессоустойчивость, эмоциональное состояние, подготовка специалистов

Высокий уровень стресса встречается в два раза чаще у студентов со средней и высокой социальной...

Анализ зависимости между интенсивностью профессионального...

Библиографическое описание: Мезенцева Е. М. Анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной

4. На основе полученных данных сформировать три группы работников, имеющих высокий, средний и низкий уровень стресса.

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов...

Анализ современных научных исследований позволил сделать вывод о многообразии

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что субъективные факторы оказывают

Исследование учебного стресса студентов, проведенное с использованием методики Ю. В...

Исследование особенностей эмоциональных состояний...

К классу эмоциональных состояний относятся настроения, аффекты, страсти, стрессы, фрустрация, тревожность.

Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, а также выражают состояние нашей души.

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Высокий уровень стресса встречается в два раза чаще у студентов со средней и высокой

Стоит также отметить, что психоэмоциональное состояние студентов заочного отделения

Учебный стресс студентов очного отделения отражается в ощущении нехватки времени...

Определение и оценка адаптационного потенциала...

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования организма.

Мотивационный профиль личности студентов-психологов...

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г

Также, если у студента высокое стремление к соперничеству он будет стараться быть

В то время как сравнение средних значений мотивационного профиля студентов разных курсов...

Критерии и уровни сформированности... | Молодой ученый

Главной целью любого профессионального образовательного учреждения является подготовка конкурентоспособного и востребованного специалиста, способного на высоком уровне осуществлять свою профессиональную деятельность.

Похожие статьи

Исследование учебного стресса у студентов медицинского...

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов...

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению...

В данной выборке студентов по 11 человек (всего 22 студентов 74 %) диагностирован высокий и средний уровень стрессоустойчивости. У этих студентов стрессоустойчивость обеспечивает им «достаточный уровень прочности» и сопротивляемости препятствиям, а, следовательно...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Студенты — первокурсники зачастую испытывают состояние дезадаптации в

студент., стресс, стрессоустойчивость, эмоциональное состояние, подготовка специалистов

Высокий уровень стресса встречается в два раза чаще у студентов со средней и высокой социальной...

Анализ зависимости между интенсивностью профессионального...

Библиографическое описание: Мезенцева Е. М. Анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной

4. На основе полученных данных сформировать три группы работников, имеющих высокий, средний и низкий уровень стресса.

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов...

Анализ современных научных исследований позволил сделать вывод о многообразии

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что субъективные факторы оказывают

Исследование учебного стресса студентов, проведенное с использованием методики Ю. В...

Исследование особенностей эмоциональных состояний...

К классу эмоциональных состояний относятся настроения, аффекты, страсти, стрессы, фрустрация, тревожность.

Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, а также выражают состояние нашей души.

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Высокий уровень стресса встречается в два раза чаще у студентов со средней и высокой

Стоит также отметить, что психоэмоциональное состояние студентов заочного отделения

Учебный стресс студентов очного отделения отражается в ощущении нехватки времени...

Определение и оценка адаптационного потенциала...

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования организма.

Мотивационный профиль личности студентов-психологов...

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г

Также, если у студента высокое стремление к соперничеству он будет стараться быть

В то время как сравнение средних значений мотивационного профиля студентов разных курсов...

Критерии и уровни сформированности... | Молодой ученый

Главной целью любого профессионального образовательного учреждения является подготовка конкурентоспособного и востребованного специалиста, способного на высоком уровне осуществлять свою профессиональную деятельность.

Задать вопрос