Уровень тревожности и отношение к болезни студентов-аллергиков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горбанева, М. В. Уровень тревожности и отношение к болезни студентов-аллергиков / М. В. Горбанева, С. В. Есина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51.1 (289.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65585/ (дата обращения: 29.03.2024).



Встатье раскрывается уровень тревожности студентов-аллергиков, их стрессоустойчивость и тип отношения к своей болезни. Описано исследование, которое было проведено на студентах-аллергиках РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Были выявлены уровни ситуационной и личностной тревожности, стрессоустойчивость студентов и то, как они относятся к своей болезни. Эти данные дают возможность сравнить данные, полученные в “спокойный период” и в период обострения аллергии. Также было проведено исследование на здоровых студентах, чтобы сравнить их результаты с результатами студентов-аллергиков.

Ключевые слова: клиническая психология,; тревожность, стрессоустойчивость, отношение к болезни, аллергики.

Практически в любое время года, а особенно весной и летом, многие люди испытывают дискомфорт из-за обострения аллергических реакций. В последнее время отмечается рост числа аллергических заболеваний: по данным ВОЗ, с 2001 по 2010 год число аллергиков в мире увеличилось на 20 %. Согласно прогнозам, к 2025 году страдать от этого недуга будет уже 50 % мирового населения. Что же касается России, доклады Института иммунологии РФ свидетельствуют о наличии различных форм аллергии у 17–30 % населения [1].

Актуальность. Интерес к аллергии, как заболеванию, связан с возможным высоким риском для жизни пациентов в связи с непредсказуемостью реакции организма при большой концентрации аллергена (вплоть до летального исхода). Так, во время обострения аллергии на пыльцу растений аллергик вынужден предпринимать специальные меры, чтобы вести прежний образ жизни. Все это непосредственно влияет на состояние человека, который вынужден постоянно думать о своем здоровье, испытывать дискомфорт и бороться с ним. Во многом, поведение аллергика будет определяться его отношением к данному заболеванию. Безусловно, постоянный дискомфорт и его ожидание способствует повышению тревожности индивида, а порой, может приводить к формированию определенных личностных особенностей. Поколение нынешних студентов особенно интересно исследовать в этом направлении в связи с существенным ростом процента аллергиков в период их рождения и раннего детства. Именно поэтому мы решили провести исследование, посвященное изучению уровня тревожности и отношения к заболеванию студентов — аллергиков. А также провести дополнительное исследование сцелью сравнить уровень тревожности и тип отношения к болезни студентов-аллергиков и студентов, которые не страдают данным заболеванием.

Объект исследования: переживание аллергии у студентов, подверженных ей.

Предмет исследования: уровень тревожности, стрессоустойчивости и отношение к болезни студентов-аллергиков и студентов, не подверженных ей.

Респонденты. Исследование проводилось в два этапа — первый — в феврале — марте 2019 года. В нем приняли участие 20 студентов 2–4 курсов ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова в возрасте 19–22 лет. Все они являются аллергиками, страдают от полиноза или аллергии на конкретный продукт. У большинства аллергиков стаж заболевания более 10 лет. Среди аллергиков было 18 респондентов женского пола и 2 респондента мужского пола. Также был проведен опрос студентов, не страдающих аллергией. Все респонденты женского пола.

Второй этап — апрель — май 2019 года, 8 студентов-аллергиков заполнили опросник повторно.

Ход исследования. Респондентам предлагалось заполнить следующие методики:

1) тест на определение стрессоустойчивости личности (Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова);

2) тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера);

3) ТОБОЛ — тип отношения к болезни.

Результаты исследования:

По методике Спилбергера были определены два вида тревожности: ситуационная и личностная. 60 % испытуемых-аллергиков имеют умеренный уровень ситуационной и личностной тревожности, высокий уровень у 10 % и 30 % респондентов соответственно. У 30 % студентов не было выявлено ситуационной и у 10 % личностной тревожности. Полученные данные свидетельствуют о временном беспокойстве респондентов в конкретных жизненных ситуациях (контрольные, конфликты, исследование), а также в преддверии начала «острой поры». При этом высокий уровень личностной тревожности у 30 % респондентов свидетельствует о том, что им свойственно постоянное беспокойство и склонность реагировать на стрессовые ситуации особенно остро, как правило, в негативной форме. Такое поведение становится неотъемлемой чертой личности.

Что касается студентов, не имеющих аллергию, умеренный уровень ситуационной и личностной тревожности имеют 64 % и 45 % респондентов соответственно. Высокий уровень ситуационной тревожности выявлен у 18 % студентов, а личностной — у 36 %. Как аллергики, здоровые студенты склонны беспокоиться в стрессовых ситуациях, что является их особенностью личности. У 18 % испытуемых не было выявлено ситуационной тревожности, а у 19 % — личностной.

Согласно данным Теста на определение стрессоустойчивости, все респонденты имеют высокие результаты. Так, у 10 % испытуемых с аллергией средний уровень стрессоустойчивости, у 30 % — чуть выше среднего, у 35 % — выше среднего, и 25 % имеют высокий уровень стрессоустойчивости. Среди «здоровых» респондентов 45 % демонстрируют средний уровень стрессоустойчивости, у 27,5 % — выше среднего, и у 27,5 % — высокий уровень стрессоустойчивости. Полученные данные свидетельствуют о способности студентов-аллергиков самостоятельно справляться со сложными ситуациями, однако здоровые студенты справляются с этим успешнее. Они нацелены больше на внешнее воздействие и не тратят силы на собственные ощущения.

По методике ТОБОЛ — тип отношения к болезни, половина испытуемых-аллергиков (50 %) имеет анозогнозический тип, который проявляется в активном отбрасывании мысли о болезни, о ее последствиях. Часто такие больные отказываются от лечения, надеются, что “все обойдется”. Это способствует недооценке своего заболевания, в данном случае — аллергии, что может привести, в конечном счете, к необратимым последствиям. Для 25 % респондентов характерен эргопатический тип, или “уход от болезни в работу”. Такие люди стремятся сохранить свой профессиональный статус и возможность к трудовой деятельности даже во время болезни. Данный тип характеризуется избирательным отношением к обследованиям и лечению, что может привести к нежелательным последствиям, так как некоторые виды аллергии, например, весенний полиноз, отрицательно влияет на качество работы. 20 % испытуемых совмещают сразу два типа — эргопатический и гармоничный. Гармоничный тип характеризуется «вменяемой» оценкой своего состояния, активным содействием лечению. Из всех полученных результатов студентов с такой комбинацией типов отношения к болезни можно отнести к адекватной реакции на болезнь, потому что наравне со стремлением работать, существует понимание своего заболевания и необходимости лечения. 5 % респондентов совмещают в себе сразу три типа реагирования — тревожный, ипохондрический и сензитивный. Это сосредоточение на неприятных ощущениях, беспокойство и мнительность в отношении к болезни, чрезмерная ранимость и озабоченность отрицательным впечатлением, которое больной может произвести на окружающих из-за болезни.

После анализа результатов «здоровых» студентов, было выявлено преобладание анозогнозического типа (45 %), как и у аллергиков. Такие студенты небрежно относятся к своему здоровью и отбрасывают мысль о том, что при каких-то симптомах надо проверяться. У одного респондента было выявлено сочетание анозогнозического и сензитивного типов — легкомысленность по отношению к возможности заболеть, но одновременно и страх лишнего внимания со стороны. Чистый сензитивный тип — это 18 % испытуемых, а также апато-неврастенический тип — тоже 18 % респондентов. Безразличие сочетается с раздражением и нетерпеливостью. Среди опрошенных также встречались тревожный, эгоцентрический и паранойяльный типы. Все типы характеризуются неадекватным реагированием на возникновение того или иного заболевания. Интересно, что по сравнению с аллергиками, среди здоровых студентов нет ни одного, кто бы оценивал свое здоровье адекватно и понимал важность лечения.

При втором проведении дополнительного исследования студентов-аллергиков в “острый” период — апрель — май мы получили следующие результаты: у 75 % испытуемых ситуационная тревожность повысилась, у остальных 25 % либо понизилась, либо осталась на том же уровне. У 62,5 % повысилась также личностная тревожность, а у 37,5 % понизилась или осталась на том же уровне. Полученные результаты показывают, что во время “острого” периода протекания аллергии у данных студентов-аллергиков тревожность повышается, что может быть связано с ухудшением состояния здоровья и качества жизни. При этом у большинства респондентов (75 %) значения по стрессоустойчивости остались на прежнем уровне, только у 25 % испытуемых показатель изменился достаточно заметно (на 7 баллов). В целом, способность справляться с трудностями в “острый” период никуда не делась, наоборот, даже в такое сложное время аллергики стараются бороться с проблемами.

Вывод

Учитывая полученные результаты, можно сделать вывод, что различий в уровне тревожности аллергиков и «здоровых» студентов практически нет, однако студенты, не имеющие аллергии, успешнее справляются со стрессовыми ситуациями, при этом менее адекватно подходят к проблеме собственного здоровья.

Между уровнем тревожности у респондентов-аллергиков на разных этапах исследования есть различия — у большинства (75 %) уровень тревожности вырос во время “острого” периода (апрель-май), что может говорить о возрастании опасности для жизни, ухудшении общего состояния и отрицательном влиянии данного заболевания на качество жизни студентов. При этом стрессоустойчивость осталась на прежнем уровне, что свидетельствует о восприятии острого периода заболевания как «привычного стрессора».

Литература:

  1. “Аллергическая тенденция. Как борются с болезнью XXI века” URL https://www.kommersant.ru/doc/3313997 (дата обращения: 05.03.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, студент, высокий уровень, респондент, болезнь, тип отношения, уровень тревожности, аллергик, данные, ситуационная тревожность.


Похожие статьи

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень...

Исследование зависимости уровня тревожности от...

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни.

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

При оценке уровня личностной тревожности по результатам тестирования с использованием «Шкалы личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина среди студентов было установлено, что высокий уровень личностной тревоги чаще встречается у «отличников»...

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза. Объект: тревожность как психологическая категория. Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше, чем тревожность у студентов 3...

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение. Между тревожностью и саморегуляцией существует прямая зависимость. Под воздействием внутренней тревоги человек зачастую совершает...

Комплексная терапия язвенной болезни с учетом анализа уровня...

На основе оценки уровня тревожности составлены рекомендации для коррекции поведения

При этом, чем выше был итогового показателя, тем выше уровень тревожности (ситуативной и

До и после лечения всем больным проводили определение уровня тревожности с...

Влияние сдачи государственных экзаменов на тревожность...

Полученные данные позволяют констатировать, что основной вид тревожности у обучающихся на данном этапе — школьная тревожность в предэкзаменационной период, а такие критерии как самооценка и взаимоотношения в коллективе отходят на второй план.

тревожность, личностная тревожность, ситуативная...

Оценка уровней тревожности проведены в группах больных с низкой и высокой приверженностью к терапии с помощью опросника Спилбергера —Ханина. Результаты оценивались по показателям ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

Акцентуации характера и тревожность монгольских студентов...

Исследования тревожности направлены на различение: а) тревожности ситуативной

Это выражается, как правило, в ожидании негативного к себе отношения, угрозы престижу и

Нас главным образом интересовало, как взаимосвязана тревожность ситуативная и личностная с...

Похожие статьи

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень...

Исследование зависимости уровня тревожности от...

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни.

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

При оценке уровня личностной тревожности по результатам тестирования с использованием «Шкалы личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина среди студентов было установлено, что высокий уровень личностной тревоги чаще встречается у «отличников»...

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза. Объект: тревожность как психологическая категория. Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше, чем тревожность у студентов 3...

Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации

Чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение. Между тревожностью и саморегуляцией существует прямая зависимость. Под воздействием внутренней тревоги человек зачастую совершает...

Комплексная терапия язвенной болезни с учетом анализа уровня...

На основе оценки уровня тревожности составлены рекомендации для коррекции поведения

При этом, чем выше был итогового показателя, тем выше уровень тревожности (ситуативной и

До и после лечения всем больным проводили определение уровня тревожности с...

Влияние сдачи государственных экзаменов на тревожность...

Полученные данные позволяют констатировать, что основной вид тревожности у обучающихся на данном этапе — школьная тревожность в предэкзаменационной период, а такие критерии как самооценка и взаимоотношения в коллективе отходят на второй план.

тревожность, личностная тревожность, ситуативная...

Оценка уровней тревожности проведены в группах больных с низкой и высокой приверженностью к терапии с помощью опросника Спилбергера —Ханина. Результаты оценивались по показателям ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

Акцентуации характера и тревожность монгольских студентов...

Исследования тревожности направлены на различение: а) тревожности ситуативной

Это выражается, как правило, в ожидании негативного к себе отношения, угрозы престижу и

Нас главным образом интересовало, как взаимосвязана тревожность ситуативная и личностная с...

Задать вопрос