Периодическая печать советского и постсоветского периодов об изобразительном искусстве Хакасии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 23.12.2019

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Борчиков, Т. А. Периодическая печать советского и постсоветского периодов об изобразительном искусстве Хакасии / Т. А. Борчиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65583/ (дата обращения: 25.04.2024).



Окончание Великой Отечественной войны стало фактором роста творческих сил в Хакасской автономной области. Историк С. П. Ултургашев отмечал, что «в послевоенный период областные организации уделяли много внимания подготовке кадров специалистов из коренной национальности. В 1950-х гг. группа одаренной молодежи закончила аспирантуру МГУ и ряд институтов АН СССР, Литературный институт им А. М. Горького и Ленинградский театральный институт. Эти кадры активно влились в трудовую жизнь родной области и своим творчеством обогащают ее культуру. В Ленинграде и Новосибирске готовятся артисты балета, а в Красноярске и Абакане — музыканты. В Ленинграде завершают свое образование молодые художники М. Бурнаков и А. Топоев» [1, с.131].

Также продолжил работу кружок начинающих художников при Областном Доме культуры, который возглавил демобилизованный Д. П. Черепанов. В 1948–1949 годах в Хакасии был образован филиал Красноярского кооператива «Художник», который в 1950 году уже преобразован в Абаканский филиал Красноярского отделения художественного фонда СССР. В состав художественного совета входят А. Ф. Калинин, Д. П. Черепанов, А. М. Новоселов.

Создание художественного фонда активизировало выставочную деятельность местных художников, а также художников-любителей. В 1952 году состоялась первая выставка, которая была освещена в небольшой статье, которая вышла в газете «Советская Хакасия» от 30 ноября 1952 г.

Четырнадцать художников из Абакана и Черногорска в 1954 году приняли участие во Второй областной выставке. Зрители оценили работы Д. П. Черепанова, А. Ф. Калинина, И. П. Ломтева и других. Были представлены работы разных тематик: строительная, сельскохозяйственная, пейзажи, портреты. Было отмечено, что художники ищут новые темы, сюжеты из жизни, пытаются осмыслить события, происходящие в стране. «Художники области начали обращаться к большим темам, отображению облика сегодняшнего дня, к нашим современникам. Эти работы будут способствовать росту художественного мастерства и более глубоким тематическим выставкам» [2, с. 4].

Создание художественных мастерских 16 февраля 1962 года стало важным событием для всей Хакасии. Это способствовало «становлению изобразительной культуры Хакасии, в развитии станкового и декоративно-монументального искусства, поскольку стали профессиональной школой для нескольких поколений художников и почвой для формирования коллектива, в основном, для авторов без специального образования» [3, с.8].

Многие художники повышали свой профессиональный уровень через выставки, поездки по краю, работы на пленэре. В те годы «певцом необозримых просторов Хакасии был Юрий Худоногов. Живопись Худоногова была выразительной. Светлым, лирическим отношением к миру проникнуты его картины «Пути-дороги», «Хакасия», «Табун. Хакасия» и многие другие. Лирическое начало пронизывает все мироощущение автора. Яркая контрастность локальных цветовых отношений, своеобразная фольклорность сближают произведения Ю. Худоногова с народным искусством» [4, с. 92]. Живопись Ю. Худоногова оказала в дальнейшем воздействие на пейзажи Г. Хлебникова, Г. Серебрякова и др.

В 1960-е годы ряды хакасских художников пополняются выпускниками художественных вузов и училищ Риги, Ленинграда, Москвы, Алма-Аты и других городов: А. А. Топоев, В. П. Бутанаев, Ф. Е. Пронских, А. И. Туманов, В. Ф. Кидиеков и др. Выпускники Красноярского художественного училища Р. И. Субраков, В. А. Тодыков, В. Ф. Капелько, Г. А. Серебряков, А. З. Асочакова внесли свой вклад в развитие живописи, графики. «Они были разными по стилю творчества и образу жизни. Общим у них было одно — романтическое понимание долга художника. Работая в разных жанрах, от пейзажа и портрета до официально признанной тематической картины, они стремились отражать идеалы своего времени. Новое поколение привнесло в искусство приемы декоративной живописи и пластической экспрессии, оно обладало более социально-обостренным видением, живой реакцией на современность и широким творческим диапазоном» [3, с. 8].

Признаки соцреализма в изобразительном искусстве проявлялись в выборе тематики картин. Портреты «знатных тружеников, известных личностей края, которые, хотя и списывались с натуры, но несли печать типичности и социальной принадлежности» [3, с.9]. Индустриальные мотивы, которые были распространены в эти годы, и тематические картины из жизни современников использовали в своих работах М. А. Бурнаков, В. П. Бутанаев, А. А. Топоев. Московский искусствовед С. М. Червонная, посетившая Хакасскую автономную область, анализирует творчество ведущих хакасских художников 1960-х гг. в статье, напечатанной в газете «Советская Хакасия».

«Когда я уезжала из Москвы в Хакасию, мне говорили: творческий коллектив там маленький, даже отделения Союза художников нет, работают всего три человека. Но я встретила здесь отнюдь не начинающих, а истинных мастеров искусства» [5, с.4]. Часть статьи посвящена художнику А. Ф. Калинину, который работал в жанре пейзажа, в котором кроме лирических мотивов, появились картины символического звучания, раскрывающих образ природы родной Хакасии. «А. Ф. Калинин живет в Абакане с 1939 г. В 17 лет приехал, ушел на фронт, потом учеба в Свердловском художественном училище. Летом поселяется у Саяно-Шушенской ГЭС в палатке или бродит по степи среди курганов и неустанно пишет хакасские пейзажи» [5, с. 4]

Немало места в статье отведено М. А. Бурнакову, окончившему институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, и получившему хорошее профессиональное образование. М. Бурнаков с большой любовью и уважением пишет портреты своих земляков. «Михаил Бурнаков — хакас, профессиональный живописец. С его именем связаны шаги формирования советского хакасского изобразительного искусства. Мастер портрета. Он пишет о народных праздниках и о буднях скотоводов. Создал немало портретов земляков. Один из них старик с трубкой, рассказывающий о космосе. Особенно удачны у Бурнакова женские портреты: строгих старух, застенчивых девчонок, молодых и пожилых хакасок» [5, с.4].

В Хакасии интерес художников был не только к современности и природе, но и к истории Хакасии, этническим темам. Эти темы были естественны и закономерны для художников хакасской национальности. Яркая самобытность и национальная специфика характеров жителей Хакасии увлекали и завораживали художников.

Владимир Тодыков — «первопроходец в изобразительном искусстве, исследователь классического наследия, бытовавшего в Хакасско-Минусинской котловине, и современной народной культуре [3, с.10]. Он работал художественным редактором Хакасского книжного издательства, оставил большое наследие в книжной графике. «Он не живописец. Его амплуа графика. За пять лет работы художественным редактором хакасского книжного издательства Владимир Тодыков оформил и иллюстрировал много книг. Первым произведением Хакасской книжной графики нового типа явилась серия иллюстраций В. Тодыкова и В. Салова — красноярского мастера торцовой гравюры — к хакасским народным пословицам и поговоркам «Хай аларнын созё». Гравюры в сборнике иллюстрируют не только пословицы, но и воспроизводят широкую панораму пейзажа, бытового уклада народов Хакасии, традиционных, сказочных, фольклорных образов растительного и животного мира» [5, с.4].

В 1965 году в Абакане открывается детская художественная школа в бывшей столярной мастерской средней школы № 1. Было очень много желающих учиться, поэтому пришлось проводить занятия в 4 смены. Много сил было вложено в организацию учебного процесса первыми преподавателями школы — Ф. Э. Пронских, А. И. Тумановым, М. А. Бурнаковым. В 1969 году школе присвоено имя Д. И. Каратанова — художника из Аскиза, ученика Василия Сурикова. Статья «Здесь рождаются художники» в газете «Советская Хакасия» от 20 февраля 1969 г. рассказывает о том, что в Абаканской художественной школе первый выпуск. Учащиеся школы принимали участие в зональных, областных и городских выставках, помогают оформлять новогодние ёлки, в летнее время помогают в оформлении пионерских лагерей.

С конца 1980 г. до начала 1990-х гг. намечались кризисные явления в духовной и культурной жизни общества. Связаны они были с процессом переосмысления истории и переоценкой ценностей. «В августе 1990 г. состоялся первый съезд хакасского народа, где впервые были подняты его современные проблемы и пути их решения. Проведение съезда было вызвано прежде всего заботой о сохранении хакасского этноса и дальнейшего развития национальной культуры, возрождения обычаев и традиций, народных промыслов и прикладных видов искусства, практически вытесненных из жизни народа в советский период» [6, с.30]. В 1990-е гг. стали больше изучать историю хакасского народа, возродили национальные праздники, в школах города Абакана вводится изучение родного языка. «В 1991 году Хакасская организация Союза художников вышла из состава Красноярской краевой решением правления СХ РСФСР в 1990 году, но датой ее рождения считается февраль 1991 года, когда был принят устав, по которому вновь образованное творческое объединение стало называться: «Союз художников Хакасской автономной области», а с декабря 1993 года оно было переименовано в «Союз художников Республики Хакасия» ВТОО «Союз художников России» [3, с.10].

Намечается два направления в изобразительном искусстве Хакасии 1990-х гг. Во-первых, это профессиональное изобразительное искусство и архитектура. Во-вторых — традиционное народное творчество. Мотивы и образы хакасского народного творчества проникают в профессиональное изобразительное и монументальное искусство. Построены здания по форме традиционного хакасского жилища — юрты.

В эти годы появляется направление в художественной жизни — «Сибирский стиль», это обращение художников к мифологической традиции. Представителями этого направления были: В. Ф. Капелько, А. В. Доможаков, А. Л. Ултургашев, В. Н. Кызласов, Г. Н. Сагалаков и А. И. Котожеков. Все они черпали вдохновение в шаманизме и археологических древностях. Выбирая знак-символ, они пропускали его через свою художественную концепцию. Тем самым создавая свои новые темы в современном искусстве. «Александр Доможаков: я хочу своим творчеством приблизиться к древним художникам, я вхожу в группу художников великой древности и стараюсь постигнуть мир, в котором они жили. Мне в данный момент неинтересно писать современную жизнь, пейзажи и жанровую картину. Я сейчас путешествую по древним мирам и зову в путешествие всех, кому интересно мое творчество» [7, с.136].

Первым председателем Союза художников Хакасии был Григорий Степанович Краснов. В статье «Живопись — та же музыка» в газете «Хакасия» за 28 октября 2010 г. посвященной Г. С. Краснову написано: «входит в число тех художников республики, кто увлекся классическим наследием своей малой родины. В процессе осознания этнической самобытности Хакасии у местных художников возникла идея восстановления ее традиционной культуры. В своих произведениях авторы обращались к корням культур, бытовавших на территории Сибири. Многих заинтересовали смысловое значение и структура древних символов, знаков и форм, и художники задумались над возможностью их применения в новом контексте. Музыкальность, богатство колорита, сложные цветовые сочетания, загадочность образов, философия — все это свойственно каждому произведению автора» [8, с.11].

В современном составе СХ РХ — художники разного возраста. Среди старших по-прежнему занимают ведущие позиции: Г. В. Никоненко, Г. С. Краснов, ГА. Серебряков, Л. Р. Барановский; и те, кто пришел в искусство в конце 1980-х: А. Е. Ульянов, А. Л. Ултургашев, Т. Г. Коваль, Н. Г. Хлебникова, А. Г. Кобыльцов, Н. Я. Кобыльцова, С. В. Бондин, С. В. Карлов, А. В. Лобанов, Л. Д. Чернобаев и другие. В младшем поколении: Р. Семенов, Е. Фитина, В. Кудрявцев, В. Кызласов.

Таким образом, развитие изобразительного искусства в 1960–1970-е гг. стало реальным фактом художественной жизни Хакасии. Вырос уровень мастерства художников во всех жанрах изобразительного искусства. Были созданы работы, которые раскрывали тему родного края, зазвучавшую широко и по-новому, в тесной связи с прошлым и будущим. Изобразительное искусство Хакасии в 1990-е — 2000-е гг. шло путем развития через органическое соединение наследия народного творчества с достижениями российского и мирового искусства.

Литература:

  1. Ултургашев С. П. Из истории формирования советской интеллигенции в Хакасии. Ученые записки. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1963. Вып. 9. С. 127–131.
  2. Ховратович Б. Областная художественная выставка // Советская Хакасия.1955. 9 января. С. 4
  3. Высоцкая Т. М. Из истории создания Союза художников Республики Хакасия // Художники Хакасии: Альбом-каталог / Администрация города Абакана, Министерство культуры Республики Хакасия, Союз художников Республики Хакасия ВТОО «Союз художников России». Красноярск, 2009. 142 с.
  4. Кидиекова И. К. Изобразительное искусство Хакасии. Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1972. С.92–99
  5. Червонная С. М. Художники Хакасии // Советская Хакасия. 1969.26 января. С. 4
  6. Чебодаева М. П. Графика Хакасии. Альбом-каталог СПб.: Издательство ООО «Прогресс», 2013. 164 с.
  7. Алимова Л. А. В круге Солнца: О художнике Александре Доможакове. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2005. 140 с.
  8. Вождеева Н. Живопись — та же музыка // Хакасия. 2010. 28 октября. С.11
Основные термины (генерируются автоматически): Хакасия, художник, Абакан, изобразительное искусство, Калинин, Ленинград, работа, Хакасская автономная область, хакасский народ, хакасское книжное издательство.


Похожие статьи

Проблемы сохранения и развития народной художественной...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» является ведущим государственным вузом, расположенным на территории Республики Хакасия и Юге Сибири.

Лучинкина Ирина Сергеевна — Информация об авторе

© 2008–2019, Издательство «Молодой учёный».

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих...

Расширению кругозора детей в области русского декоративно-прикладного искусства способствовал проект “Русский перепляс”. С его помощью дети познакомились с основными декоративными элементами в русском орнаменте. Создавая с детьми элементы декоративного...

Кононова Алина Андреевна — Информация об авторе

© 2008–2019, Издательство «Молодой учёный».

Развитие этнокультурной компетентности младших школьников...

В статье рассматриваются возможности хакасских топонимических легенд в развитии у младших школьников этнокультурной компетентности; анализируются особенности хакасских топонимических легенд и их возможные классификации.

Использование наглядности для ознакомления с хакасской...

В статье рассматривается проблема использования средств наглядности для ознакомления с хакасской лексикой детей старшего дошкольного возраста в многоязычной группе. Приводятся примеры заданий, направленные на ознакомление с хакасской лексики.

Кузнецов Василий Васильевич — Информация об авторе

© 2008–2019, Издательство «Молодой учёный».

Изучение творчества художников Забайкалья на уроках...

В статье раскрывается актуальность изучения творчества забайкальских художников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, с целью формирования целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений...

Исаичкина Светлана Юрьевна — Информация об авторе

© 2008–2019, Издательство «Молодой учёный».

Типологическое сопоставление языков в процессе преподавания...

В хакасском языке, как и в английском, категории рода нет, в отличие от русского языка, в котором 3 рода (женский, мужской, средний). Понятие падежа есть во всех трех сравниваемых языках. Существительные русского и хакасского языков изменяются по падежам, а в...

Похожие статьи

Проблемы сохранения и развития народной художественной...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» является ведущим государственным вузом, расположенным на территории Республики Хакасия и Юге Сибири.

Лучинкина Ирина Сергеевна — Информация об авторе

© 2008–2019, Издательство «Молодой учёный».

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих...

Расширению кругозора детей в области русского декоративно-прикладного искусства способствовал проект “Русский перепляс”. С его помощью дети познакомились с основными декоративными элементами в русском орнаменте. Создавая с детьми элементы декоративного...

Кононова Алина Андреевна — Информация об авторе

© 2008–2019, Издательство «Молодой учёный».

Развитие этнокультурной компетентности младших школьников...

В статье рассматриваются возможности хакасских топонимических легенд в развитии у младших школьников этнокультурной компетентности; анализируются особенности хакасских топонимических легенд и их возможные классификации.

Использование наглядности для ознакомления с хакасской...

В статье рассматривается проблема использования средств наглядности для ознакомления с хакасской лексикой детей старшего дошкольного возраста в многоязычной группе. Приводятся примеры заданий, направленные на ознакомление с хакасской лексики.

Кузнецов Василий Васильевич — Информация об авторе

© 2008–2019, Издательство «Молодой учёный».

Изучение творчества художников Забайкалья на уроках...

В статье раскрывается актуальность изучения творчества забайкальских художников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, с целью формирования целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений...

Исаичкина Светлана Юрьевна — Информация об авторе

© 2008–2019, Издательство «Молодой учёный».

Типологическое сопоставление языков в процессе преподавания...

В хакасском языке, как и в английском, категории рода нет, в отличие от русского языка, в котором 3 рода (женский, мужской, средний). Понятие падежа есть во всех трех сравниваемых языках. Существительные русского и хакасского языков изменяются по падежам, а в...

Задать вопрос