Особенности этнических гетеростереотипов у молодежи с разным типом этнической идентичности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 18.12.2019

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Вацура, В. В. Особенности этнических гетеростереотипов у молодежи с разным типом этнической идентичности / В. В. Вацура. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 451-453. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65421/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются теоретические вопросы формирования и изменения стереотипов, понятие «этническая идентичность». Кроме того, представлены результаты исследования гетеростереотипов у юношей и девушек с разным типом этнической идентичности и выявлены особенности этнических гетеростереотипов о китайцах, американцах, украинцах, немцах у молодежи с каждым типом этнической идентичности.

Ключевые слова: этническая группа, этническая идентичность, позитивная этническая идентичность, этническая индифферентность, этноэгоизм, этнофанатизм, этноизоляционизм, этнонигилизм, этнический стереотип, гетеростереотип, молодежь.

Одной из особенностей современного общества является усиление межкультурного взаимодействия, связанное с увеличением количества межэтнических контактов. Межэтническое восприятие является основой понимания людей различных этнических групп. Одной из составляющих такого восприятия можно назвать этнические стереотипы.

По данным социологических исследований, в России отмечается рост миграции. Тем не менее, остаются регионы, которые можно назвать монокультурными. В нашем исследовании мы изучали население именно таких регионов: все респонденты являются представителями русского этноса и практически не имели прямого контакта с другими этническими группами.

В этническом сознании каждого народа имеются обобщенные представления о той или иной этнической группе. А. А. Бодалев определяет этнические стереотипы как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этнических групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп. Таким образом, национальный стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей [1].

Ю. П. Платонов выделил основные черты этнических стереотипов: повышенная эмоциональность и устойчивость в отношении оцениваемой этнической группы. Благодаря отдельным стереотипам у народа складывается обобщенный образ типичного представителя той или иной этнической группы.

Ю. П. Платонов также отмечает, что на формирование и изменение стереотипов оказывают влияние различные факторы:

– Политическая, экономическая и религиозная системы общества, оказывающие влияние на формирование норм, ценностей, идеалов, императивов.

– Социально-психологическая представленность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосредственного окружения индивида. Индивид тем легче идентифицирует себя с определенной группой, чем больше его коммуникативных связей замыкается внутри нее.

– Индивидуально-психологическое бытие индивида, или совокупность реальных фактов жизни конкретного человека [2]. Таким образом, изменения в социальной, политической и экономической сферах могут оказывать влияние на изменение стереотипа, однако это происходит не всегда или бывает отсрочено во времени.

Неразрывно с понятием этнической стереотипизации связано понятие этнического самосознания индивида и его этнической идентичности. Т. Г. Стефаненко определяет этническую идентичность как составную часть социальной идентичности личности, психологическую категорию, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [4]. Многоликое этническое пространство России неоднозначно влияет на этническую идентичность: с одной стороны, поликультурное пространство способствует развитию толерантности, а с другой — оно является конфликтным и порождает напряженность.

Г. У. Солдатова отмечает, что именно поликультурная, полиэтничная среда является причиной изменений этнической идентичности в диапазоне от этнонигилизма до этнофанатизма. Именно изменения этнической идентичности и послужили основой для разработки методики определения её типов. Всего выделено шесть типов этнической идентичности: этнонигилизм, этническая индифферентность, позитивная этническая идентичность (или норма), этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм [3].

В нашей работе мы воспользовались методикой «Типы этнической идентичности», разработанной Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой [3]. Данный опросник помогает определить степень выраженности каждого из шести типов этнической идентичности и выявить доминирующий.

Целью нашего исследования стало изучение гетеростереотипов у юношей и девушек с разным типом этнической идентичности. Мы предполагаем, что для юношей и девушек с деформацией этнической идентичности по типу гипоидентичности или гиперидентичности не имеет значения, какая этническая группа оценивается в данный момент, кроме различия по типу «своя-чужая». Таким образом, юноши и девушки, доминирующим типом этнической идентичности которых является этноэгоизм, этнофанатизм, этноизоляционизм или этнонигилизм, будут в равной мере позитивно/негативно оценивать все «чужие» этнические группы.

В исследовании приняли участие юноши и девушки русского этноса, проживающие в течение всей жизни в моноэтничных регионах Северо-Западного Федерального округа, — 104 человека. Молодежь, проживающая в этих регионах, обладает наиболее стабильными стереотипными установками о типичных представителях других национальностей, поскольку не имеет непосредственного взаимодействия с представителями разных этнических групп.

По результатам исследования с помощью методики Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой у всех респондентов выявлена высокая степень значимости доминирующего типа этнической идентичности: этнонигилизма, этнической индифферентности, позитивной этнической идентичности, этнофанатизма, этноизоляционизма или этноэгоизма. Распределение респондентов по доминирующим типам этнической идентичности представлено в Таблице 1.

Таблица 1

Доминирующий тип этнической идентичности современной молодежи (в%)

Этнонигилизм

Этническая индифферентность

Позитивная этническая идентичность

Этноэгоизм

Этноизоляционизм

Этнофанатизм

Кол-во респондентов

10,6 %

14,4 %

44,2 %

10,6 %

9,6 %

10,6 %

Отметим, что в нашей выборке представлены все типы этнической идентичности, причем позитивная этническая идентичность является преобладающим типом, а выраженность остальных — примерно одинакова. Позитивная этническая идентичность является вариантом нормы, предполагает уважение как собственной этнической группы, так и всех других. Тем не менее, всё чаще происходит трансформация по типу гипоидентичности (этнонигилизм) и гиперидентичности (этноизоляционизм, этноэгоизм, этнофанатизм).

Для изучения этнических стереотипов мы использовали опросник «Образ типичного представителя…», состоящий из 30 пар качеств, которые были в дальнейшем разделены на 8 групп. При этом одному из качеств в паре приписывалась негативная эмоциональная окраска, а другому — позитивная, а оценки проставлялись в градации от -3 до 3, где -3 — это ярко выраженная негативная окраска, а 3 — ярко выраженная позитивная оценка, 0 представляет собой нейтральную оценку и может расцениваться как отсутствие стереотипа. В ходе исследования испытуемые оценили выраженность предложенных качеств у украинцев, китайцев, немцев и американцев. Выбор этнических групп обусловлен, в первую очередь, социально-экономической и политической ситуацией в стране, а также наличием ряда этнических стереотипов о каждой группе.

Статистическая обработка полученных результатов с помощью χ2-критерия Фридмана позволила выявить следующие закономерности. Для молодежи, доминирующим типом которых является этнонигилизм, этническая принадлежность оцениваемого не имеет значения практически во всех случаях. В данной группе респондентов отмечается тенденция к положительной оценке коммуникативных и гуманистических качеств, отношения к малым группам, к собственности представителей всех чужих этнических групп. И немцев, и украинцев, и американцев, и китайцев считают бережливыми, вежливыми, доброжелательными. Юноши и девушки при рассмотрении пары качеств представляют, скорее, не конкретную этническую группу, а сравнивают с собственной, причем о русских отзываются более негативно, приписывая такие характеристики как расточительность, грубость, недружелюбность, агрессивность, нетерпимость по отношению к другим национальностям.

У молодежи, характеризующейся доминированием этноизоляционизма, также наблюдается тенденция к сравнению конкретной «чужой» группы с русскими. Данная группа респондентов характеризуется одинаковыми стереотипами о немцах, украинцах, китайцах, американцах. В равной мере отмечаются бережливость данных народов, их трудолюбие, а из отрицательных качеств: замкнутость, нетерпимость к другим народам, негативное отношение к России. Почти такие же результаты показывают группы респондентов с другими типами гиперидентичности. Для юношей и девушек с этноэгоизмом и этнофанатизмом имеет значение национальность при оценке отношения к обществу: китайцы представляются толерантными по отношению к русским, в отличие от остальных групп; американцы и немцы — независимыми, в отличие от украинцев. Также молодежь с этнофанатизмом более позитивно оценивает гуманистические качества китайцев: сформировался образ доброго, отзывчивого, гуманного человека; американцев видят агрессивными и корыстными в общении, немцев — негуманными и равнодушными, украинцев — дружелюбными, но в то же время злыми и равнодушными. «Этноэгоисты» же обращают внимание на национальность при оценке отношения к собственности: немцы традиционно считаются экономными, китайцы — бережливыми, украинцы — расточительными.

Для молодежи с этнической индифферентностью характерна оценка конкретной этнической группы, за исключением гуманистических и коммуникативных качеств. Мы связываем это, прежде всего, с отсутствием непосредственного опыта взаимодействия с предложенными для оценки этническими группами, так как данные качества проявляются в общении. Данная группа испытуемых выделяет такие качества немцев, китайцев, украинцев и американцев как равнодушие к людям, общительность, негостеприимство, гуманность.

Позитивная этническая идентичность характеризуется четким разграничением этнических групп. Юноши и девушки сформулирвоали наиболее четкие гетеростереотипы, например: немцы профессионально компетентны, бережливы и замкнуты, китайцы трудолюбивы, оптимистичны и хитры, американцы общительны, стремятся к успеху, но не уважают другие народы, украинцы гостеприимны и зависимы от мнения окружения.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Для юношей и девушек с этнонигилизмом, этнофанатизмом, этноизоляционизмом или этноэгоизмом не важна конкретная этническая принадлежность представителей чужих этносов: все народы, за исключением своего, оцениваются одинаково. Исключение — гетеростереотипы, характеризующие отношение к обществу: для оценки доброжелательности и уважения к другим народам необходимо знать, про какую именно этническую группу идёт речь: американцы, украинцы оцениваются более негативно, китайцы — позитивно, а о немцах стереотипы отсутствуют. Такие стереотипы чаще всего формируются под воздействием информации, получаемой из новостей разных источников: печатные издания, интернет, телевидение.

Литература:

  1. Бодалев А. А., Васина Н. В. Познание человека человеком. — СПб.: Речь, 2005. — 322 с.
  2. Платонов Ю. П. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение). — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2000. — 430 с.
  3. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Смысл, 1998. — 389 с.
  4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): этническая идентичность, позитивная этническая идентичность, этническая группа, группа, этническая индифферентность, доминирующий тип, тип, американец, группа респондентов, Россия.


Ключевые слова

этническая группа, молодежь, этническая идентичность, этнонигилизм, позитивная этническая идентичность, этническая индифферентность, этноэгоизм, этнофанатизм, этноизоляционизм, этнический стереотип, гетеростереотип

Похожие статьи

Особенности этнической идентичности современных студентов...

В данной статье приводятся основные результаты исследования этнической идентичности студентов Московского института лингвистики. В основу измерения этнической идентичности студентов положена методика «Типы этнической идентичности» разработанная Г. У...

Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи

Устойчивая и позитивная этническая идентичность — необходимые условия для ощущения группой своей психологической безопасности и стабильности [3]. Она означает принятие определенных групповых установок, сходный образ мыслей и разделяемые этнические...

Психологические особенности этнических стереотипов и типа...

Типы этнической идентичности респондентов мы определяем на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма (Г. У. Солдатова), где выделяются следующие шесть типов этнической идентичности: этнонигилизм, этническая индифферентность, норма...

Этническая идентичность как одна из разновидностей...

В своём нынешнем значении термин «идентичность», который происходит от латинского слова identifico — «отождествляю», пришёл в другие дисциплины из психологии и социологии. В психоанализе он употребляется для обозначения процессов взросления, а также механизма...

Этническая идентичность как проблема социализации...

Этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности

Этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и её оценка, значимость...

этническая идентичность , чувство принадлежности , группа...

Основные термины (генерируются автоматически) : этническая группа, группа, респондент, российское общество, стереотип, этническая

Только позитивная этническая идентичность обеспечивает установление толерантных взаимоотношений между представителями разных...

Роль этнической идентичности в формировании...

Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России.

Основные термины (генерируются автоматически): этническая идентичность, образовательное учреждение МВД России, группа, отношение, Российская...

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность...

В статье рассматривается феномен межкультурной сенситивности, обосновывается актуальность его изучения и представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи межкультурной сенситивности и типов этнической идентичности у студентов.

Особенности этнической толерантности подростков

15 % — этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической

Следует отметить, что в данной группе не присутствует этнонигилизм — отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых...

Похожие статьи

Особенности этнической идентичности современных студентов...

В данной статье приводятся основные результаты исследования этнической идентичности студентов Московского института лингвистики. В основу измерения этнической идентичности студентов положена методика «Типы этнической идентичности» разработанная Г. У...

Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи

Устойчивая и позитивная этническая идентичность — необходимые условия для ощущения группой своей психологической безопасности и стабильности [3]. Она означает принятие определенных групповых установок, сходный образ мыслей и разделяемые этнические...

Психологические особенности этнических стереотипов и типа...

Типы этнической идентичности респондентов мы определяем на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма (Г. У. Солдатова), где выделяются следующие шесть типов этнической идентичности: этнонигилизм, этническая индифферентность, норма...

Этническая идентичность как одна из разновидностей...

В своём нынешнем значении термин «идентичность», который происходит от латинского слова identifico — «отождествляю», пришёл в другие дисциплины из психологии и социологии. В психоанализе он употребляется для обозначения процессов взросления, а также механизма...

Этническая идентичность как проблема социализации...

Этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности

Этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и её оценка, значимость...

этническая идентичность , чувство принадлежности , группа...

Основные термины (генерируются автоматически) : этническая группа, группа, респондент, российское общество, стереотип, этническая

Только позитивная этническая идентичность обеспечивает установление толерантных взаимоотношений между представителями разных...

Роль этнической идентичности в формировании...

Роль этнической идентичности в формировании этнокультуральной компетентности курсантов ВУЗов МВД России.

Основные термины (генерируются автоматически): этническая идентичность, образовательное учреждение МВД России, группа, отношение, Российская...

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность...

В статье рассматривается феномен межкультурной сенситивности, обосновывается актуальность его изучения и представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи межкультурной сенситивности и типов этнической идентичности у студентов.

Особенности этнической толерантности подростков

15 % — этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической

Следует отметить, что в данной группе не присутствует этнонигилизм — отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых...

Задать вопрос