Проблема определения образа врага | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 19.12.2019

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Цурикова, К. К. Проблема определения образа врага / К. К. Цурикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 212-213. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65420/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья рассматривает «образ врага» как форму отражения объекта в общественном сознании. Анализируются определения «образ» и «враг». В работе выделяются составные части, используемые для формирования «образов» во взаимовосприятии народов, социумов и культур. На основе изученного материала предлагается определение «образа врага».

Ключевые слова: восприятие, враг, имагология, массы, образ, образ врага, стереотипы.

В процессе взаимодействий стран, государств и их народов формируются определенные представления друг о друге, в частности «образ врага». В общественном сознании данный образ имеет глубинные исторические корни, которые уходят в родоплеменные времена и отношения. Речь идет о комплексном, собирательном образе, в контексте взаимодействия народов. При чем уже в глубокой древности различные негативные проявления и черты приписывали как реальным врагам, так и вымышленным (мифологическим) образам.

В последние годы ученые проявляют особый интерес к образу «другого» в международных отношениях. Это вызывает повышенную популярность исследований в сфере имагологии, — науке по изучению законов создания, функционирования и интерпретации образов «своих» и «чужих». Данное направление исследований было сформировано в рамках сравнительного литературоведения, а затем — в 1990-е годы стало использоваться и в других науках, в частности, в истории.

В понятийном аппарате имагологии большое значение имеет понятие «образ». Кембриджский словарь трактует «образ» как ментальную картину или идею, которая формируется в сознании читателя или слушателя [7].

Согласно американскому онлайн-словарю Merriam-Webster «образ» [8], в первом значении, определяется как визуальное представление чего-либо: например, изображение объекта, созданного на фотографическом материале. Под вторым значением подразумевается умственная картина или впечатление от чего — то. Но кроме того, «образ» трактуется как популярная концепция (как личности, учреждения или нации) спроецированная, особенно через средства массовой информации.

В российских справочниках существует более 30 различных определений «образа». Согласно толковому словарю Ефремовой, «образ» — это внешний вид, облик, наружность, внешность [5].

Большая советская энциклопедия дает более полное определение. «Образ» здесь понимается как результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем [3].

Следует упомянуть и определение, данное в Большом психологическом словаре, поскольку в нем отражена еще одна важная составляющая образа –эмоциональность. «Образ» — чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику [4].

Из понятий можно выделить основные конструкты, влияющие на формирование образа:

  1. Внешний фактор. Здесь подразумевается наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений, которые помогают получить информацию о мире, социальных группах, конкретном человеке.
  2. Фактор эмоциональности. Чувственная ступень отражения стоит ближе к внешнему миру, чем мышление, и реагирует быстрее, непосредственнее. Поэтому она проще поддается изменениям.

«Массы, — писал основатель учения о манипуляции сознанием массы Г. Лебон, — никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов». [1, с. 190]

  1. Оценка на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

В зависимости от общественно-политических условий тот или иной образ может быть использован в положительном или отрицательном ключе. Привлекательность культуры, ценностей, политических и социальных программ могут создавать дополнительные возможности для взаимодействия. В то время как культурное доминирование, демонстрация имперских амбиций создают различные препятствия. В этом случае в сознании общества формируется «образ врага».

В зарубежной и отечественной литературе понятие «враг» имеет схожее описание и имеет несколько значений:

  1. Тот, кто антагонистичен другому.
  2. Что-то вредное или смертельное.
  3. Военный противник; враждебная единица или сила.

Но в то же время ни один толковый словарь не дает определения для «образа врага». Многие исследователи, употребляя в своих работах термин образ врага, не дают его определение. Поэтому имеет смысл дать четкое определение данного понятия, на основе вышеизложенного материала.

Образ врага — это форма отражения объекта в общественном сознании в качестве агрессора. Это восприятие врага и представление о враге. Подобная технология направлена на создание устойчивого стереотипа о личности, группе, идеологии, идее или целом государстве, а также на внушение ненависти к врагу, которая необходима для ведения борьбы с ним более простыми средствами, для объединения вокруг себя союзников и деморализации противника.

Изучение теоретических аспектов проблемы формирования образа «Другого» в истории взаимовосприятия народов, социумов и культур позволяет решать целый ряд исследовательских задач, имеющих междисциплинарное значение: углубить понимание психологических механизмов и закономерностей взаимовосприятия народов, проявляющихся в процессе межкультурной коммуникации; определить механизмы, тенденции и закономерности формирования образов «Своих» и «Чужих» в конкретно-историческом контексте исторического взаимодействия народов; выявить пути формирования представлений о «своих» и «чужих» в условиях конфликтного взаимодействия, войн; установить роль социальных, этнических, внешнеполитических стереотипов, психологических механизмов индивидуального и массового восприятия в формировании, конструировании и бытовании образов «Других».

Литература:

  1. Лебон Г. Психология народов и масс [пер. с фр. Э. Пименовой, А. Фридмана]. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — с. 320.
  2. Фатеев А. В. Образ врага в Советской пропаганде 1945–1954 гг. // Москва, Институт российской истории РАН, 1999 г. — с. 250.
  3. Определение «образ» // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://gufo.me/dict/dal/ %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7 (дата обращения: 09.12.1209).
  4. Определение «образ» // Большой психологический словарь. URL: https://gufo.me/dict/dal/ %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B7 (дата обращения: 09.12.1209).
  5. Определение «образ» // Толковый словарь Ефремовой. URL: https://www.efremova.info/word/obraz.html#.Xe80JpMzaUk (дата обращения: 08.12.1209).
  6. Nye J. The Power of Persuasion: Dual Components of US Leadership. The Conversation with J. Nye // Harvard International Review. 2003. Winter. P. 7–11.
  7. Translation of image // Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/ (дата обращения: 08.12.1209).
  8. Translation of image // Merriam-Webster Dictionary URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/image (дата обращения: 08.12.1209).
Основные термины (генерируются автоматически): образ врага, общественное сознание, образ, толковый словарь, форма отражения.


Похожие статьи

Анализ концепта «судьба» в русском народном сознании

Гештальт — форма презентации мира в сознании. В когнитивной лингвистике он понимается

Сравнивая разные разъяснения в разных словарях, мы считаем, что авторитетный «Большой

В «Толковом словаре русского языка» Ожегова последнее данное значение отсылается на...

Социально-философский феномен журнализма | Статья в журнале...

Таким образом, лучшим проявлением творчества становится проникновение и передача сути

2. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка

Психологическое воздействие средств массовой информации на общественное сознание во время...

Стереотипы массового сознания и имидж органов внутренних дел

Следовательно, процесс образования образа может протекать как в сознании, так и в

В связи с этим определение имиджа толковым словарем Вебстера, как представление внешней

Таким образом, существующий имидж ОВД в массовом сознании можно охарактеризовать как...

Военная миссия казачества и её отражение в языковом сознании...

В толковом словаре Ожегова под словом боец подразумевается солдат или участник боя, но это же самое слово казаки

Трудно представить казака без формы с лампасами, без хорошей амуниции.

Образ Африки в русском языковом сознании: Диссертация канд. филол. наук.

Исторические и политические аспекты в вопросе формирования...

А установки формирования «образа врага», не соответствующие реальности, не имеют столь значительной закрепленности народной и общественной памяти.

Сенявская Е. С. Противники России в войнах XX века: Эволюция образа врага в сознании армии и общества.

Лингвокультурный аспект цветообозначений | Статья в журнале...

Таким образом, цвет, являясь междисциплинарным объектом исследования различных наук и областей человеческой деятельности, составляет важную часть в структуре всего человеческого опыта и репрезентируется в языке посредством целой системы цветообозначений.

Мышление как данность Божьего образа в человеке

«…не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего…». Рим.12:2. Мышление — это способность человека рассуждать, мыслить, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности [2]. Следовательно...

Языковая картина мира народа как отражение коллективного...

Язык является одним из главных компонентов национальной культуры, так как он способен воплощать идеи, мысли и т. п. Более того, язык играет определяющую роль в передаче и сохранении культурного, исторического и эстетического наследия другим поколениям.

Образ сотрудника органов внутренних дел в кинематографе

Образ, создаваемый в советском обществе, несомненно, отличается от образа постсоветского, являющегося проекцией иного типа сознания, иного мировоззрения, иной реальности. Прежде всего, милиционер советского времени — это тип героя в мирное время, борец за высокий...

Похожие статьи

Анализ концепта «судьба» в русском народном сознании

Гештальт — форма презентации мира в сознании. В когнитивной лингвистике он понимается

Сравнивая разные разъяснения в разных словарях, мы считаем, что авторитетный «Большой

В «Толковом словаре русского языка» Ожегова последнее данное значение отсылается на...

Социально-философский феномен журнализма | Статья в журнале...

Таким образом, лучшим проявлением творчества становится проникновение и передача сути

2. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка

Психологическое воздействие средств массовой информации на общественное сознание во время...

Стереотипы массового сознания и имидж органов внутренних дел

Следовательно, процесс образования образа может протекать как в сознании, так и в

В связи с этим определение имиджа толковым словарем Вебстера, как представление внешней

Таким образом, существующий имидж ОВД в массовом сознании можно охарактеризовать как...

Военная миссия казачества и её отражение в языковом сознании...

В толковом словаре Ожегова под словом боец подразумевается солдат или участник боя, но это же самое слово казаки

Трудно представить казака без формы с лампасами, без хорошей амуниции.

Образ Африки в русском языковом сознании: Диссертация канд. филол. наук.

Исторические и политические аспекты в вопросе формирования...

А установки формирования «образа врага», не соответствующие реальности, не имеют столь значительной закрепленности народной и общественной памяти.

Сенявская Е. С. Противники России в войнах XX века: Эволюция образа врага в сознании армии и общества.

Лингвокультурный аспект цветообозначений | Статья в журнале...

Таким образом, цвет, являясь междисциплинарным объектом исследования различных наук и областей человеческой деятельности, составляет важную часть в структуре всего человеческого опыта и репрезентируется в языке посредством целой системы цветообозначений.

Мышление как данность Божьего образа в человеке

«…не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего…». Рим.12:2. Мышление — это способность человека рассуждать, мыслить, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности [2]. Следовательно...

Языковая картина мира народа как отражение коллективного...

Язык является одним из главных компонентов национальной культуры, так как он способен воплощать идеи, мысли и т. п. Более того, язык играет определяющую роль в передаче и сохранении культурного, исторического и эстетического наследия другим поколениям.

Образ сотрудника органов внутренних дел в кинематографе

Образ, создаваемый в советском обществе, несомненно, отличается от образа постсоветского, являющегося проекцией иного типа сознания, иного мировоззрения, иной реальности. Прежде всего, милиционер советского времени — это тип героя в мирное время, борец за высокий...

Задать вопрос