Совершенствование управления устойчивым развитием муниципального образования (на примере Тонкинского района Нижегородской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 15.12.2019

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Груздева, А. П. Совершенствование управления устойчивым развитием муниципального образования (на примере Тонкинского района Нижегородской области) / А. П. Груздева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65271/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы управления развитием муниципального образования на примере Тонкинского района.

Успех проводимых социально-экономических преобразований в стране во многом зависит от эффективности деятельности органов власти, которые согласно ст. 7 Конституции РФ несут ответственность за «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Актуальность темы определяется ролью местного самоуправления в экономической и политической жизни страны. Местное самоуправление — один из способов реализации публичной власти в Российской Федерации. Основными составляющими структуры управления муниципальной территорией являются организационно-правовые, политические, экономические, социальные и информационные механизмы — все они должны быть направлены на обеспечение стабильного роста собственных доходов муниципальных образований. Но отсутствие единой и четкой концепции управления территориальным развитием приводит к тому, что на практике большинство территориальных органов государственной власти и местного самоуправления продолжает ориентироваться на решение текущих проблем, постоянно возникающих вследствие продолжающейся трансформации экономической и социальной сфер, стратегические установки которых до сих пор носят неустойчивый характер [2].

Объектом исследования выбран Тонкинский район Нижегородской области. Тонкинский район — это муниципальное образование, которое представлено несколькими поселениями, объединенными общей территорией, в границах которого осуществляется местное самоуправления в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления [1].

Тонкинский район — один из северных районов Нижегородской области, расположен в северо-восточной части области. На севере он граничит с Шахунским, на северо-западе — с Уренским, на юге — с Воскресенским и Шарангским районами Нижегородской области, на востоке — с Кировской областью. Районный центр — рабочий поселок Тонкино — находится в 260 км от Нижнего Новгорода.

В настоящее время Тонкинский район является самым маленьким по численности населения муниципальным образованием в Нижегородской области, на его территории проживает 7 640 человек (4624 чел. — городская местность, 3016 чел. — сельская местность).

Согласно данным Министерства энергетики развития и инвестиции Нижегородской области, которое ежеквартально составляет сводную таблицу «Оценка уровня социально-экономического развития территории Нижегородской области», Тонкинский район по состоянию на 1 квартал 2018 г. был на 45 позиции из 52, но по данным за 1-е полугодие 2018 г. муниципальное образование спустилось ниже на 4 позиции — на 49 место с оценкой уровня социально-экономического развития «ниже среднего».

Целевые программы являются элементом механизма реализации стратегии устойчивого развития страны, региона, муниципального образования. Туртушов В. В. в своей работе дает такое определение: «Целевая программа — это документ, в котором содержится определенные по содержанию, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы» [3].

Администрация района с особым вниманием относится к проблемам социальной сферы: образования и здравоохранения, культуры, спорта, молодежи. Это именно те сферы, с которыми соприкасается абсолютное большинство населения района ежедневно.

Сегодня на территории Тонкинского муниципального района Нижегородской области реализуется муниципальные программы, которые направлены на:

  1. Содействие занятости населения;
  2. Развитие предпринимательства;
  3. Управление муниципальными финансами;
  4. Формирование высокопрофессионального кадрового корпуса;
  5. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения;
  6. Обеспечение населения доступным жильем;
  7. Противодействие коррупции;
  8. Профилактику правонарушений;
  9. Развитие культуры;
  10. Развитие физической культуры и спорта;
  11. Совершенствование социальной и инженерной инфраструктуры;
  12. Социальную поддержку граждан;
  13. Управление муниципальным имуществом и др.

Основная цель программ — повышение качества жизни жителей района за счет бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения и их дальнейшего развития, социальной стабильности, сбалансированности бюджета района, организация взаимодействия всех уровней власти [4].

Ежегодно глава администрации Тонкинского муниципального района подводит качественные и количественные итоги развития территории по следующим направлениям: муниципальные услуги, сельское хозяйство, промышленность и предпринимательство, ЖКХ и инженерная инфраструктура, жилье, исполнение бюджета, образование; здравоохранение, культура, спорт, уровень жизни и занятость населения и др. Во многих сферах прослеживается положительная динамика развития, свидетельствующая о повышении уровня жизни населения Тонкинского муниципального района, но несмотря на это, муниципальное образование не демонстрирует устойчивого развития, и оценка уровня его социально-экономического развития колеблется от «среднего» до «ниже среднего», в большинстве своём относясь ко второй позиции.

На 1 января 2019 года удовлетворенность населения Тонкинского района деятельностью органов местного самоуправления муниципального района составляет 61 %, в сравнении с 2015 годом этот показатель вырос на 18 %.

Сегодня ключевыми проблемами, которые являются характерными для района, являются:

1) низкий уровень предпринимательской и инвестиционной активности;

2) низкая эффективность сельскохозяйственного производства;

3) низкий уровень заработной платы;

4) изношенность объектов инфраструктуры.

В настоящее время местная власть находится в прямой зависимости от федерального, а в большей мере регионального уровня. В большей мере эта зависимость носит экономический характер.

Администрация Тонкинского муниципального района строит свою работу в тесном взаимодействии с Правительством и депутатами Нижегородской области, которые оказывают большую помощь и поддержку удаленному району.

Муниципальное образование — это сложная социально-экономическая система. Поэтому без наличия грамотной и эффективной стратегии развития территории, его устойчивое развитие не представляется возможным.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  2. Жаравин Д. П. Стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципального образования / Д. П. Жаравин, Н. А. Пахолков; под общ. ред. Н. А. Пахолкова. Вологда: ВоГТУ, 2005. 143 с.
  3. Туртушов В. В. Роль и место федеральных целевых программ в программно-целевом регулировании экономики России // Вестник ЧГУ. 2013. № 2
  4. Отчеты главы администрации Тонкинского муниципального района [Электронный ресурс] URL: http://www.tonkino.ru/administratsiya-tonkinskogo-munitsipalnogo-rayona/
Основные термины (генерируются автоматически): Нижегородская область, муниципальное образование, Тонкинский район, местное самоуправление, Тонкинский муниципальный район, оценка уровня, большая мера, инженерная инфраструктура, социальная сфера, социально-экономическое развитие.


Похожие статьи

Аспекты организации местного самоуправления и управления...

Стратегические цели органов местного самоуправления в области социального развития в период кризиса должны быть следующими

С. 124–127. муниципальные образования, социально-экономического развитие, муниципально-частное партнерство.

Роль и место комплексной социально-экономической программы...

В новейшей истории России понятие «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования» вошло в правовой оборот в связи с принятием Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного...

Рейтинговая оценка социально-экономического развития...

Проведение рейтинговой оценки по уровню социально-экономического развития муниципальных образований является важным и необходимым этапом в разработке и реализации программ развития регионального и субрегионального уровня.

Особенности развития инфраструктуры муниципального...

На эффективное функционирование муниципального образования большое влияние оказывает степень развития инфраструктуры.

- социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (образования, здравоохранения...

Роль муниципальных образований в управлении...

В России существует несколько уровней управления социально-экономическим развитием. Каждый занимает свое особое положение в сформировавшейся иерархии управления. На нынешнем этапе экономического развития происходит уточнение функций и роли каждого из...

Меры совершенствования развития территории муниципального...

Развитие социальной инфраструктуры территории города. Важным условием повышения уровня и качества жизни населения страны является

муниципальное образование, социально-экономическое развитие, стратегический план, стратегическое планирование...

Уровень социально-экономического развития муниципальных...

В Российской Федерации стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований начало распространяться позже — с конца 90-х годов XX века — с принятием Конституции РФ и выделением местного самоуправления как самостоятельного...

Управление устойчивым развитием муниципального...

муниципальное образование, местное самоуправление, социально-экономическое развитие, образование, устойчивое развитие

Управление устойчивым развитием муниципального образования как социально-экономической системы в условиях...

Социальные проблемы муниципальных образований в России

Современная ситуация в муниципальных образованиях России крайне нестабильна.

Ключевые слова: муниципальные образования, местное самоуправление, социальная

С целью оценки деятельности местного самоуправления в социальной сфере, главным...

Разработка методики оценки уровня...

Базовой составляющей развития любого муниципального образования является развитие его экономической и социальной сфер.

уровень социально-экономического развития, муниципальное образование, методика оценки, типология муниципальных образований.

Похожие статьи

Аспекты организации местного самоуправления и управления...

Стратегические цели органов местного самоуправления в области социального развития в период кризиса должны быть следующими

С. 124–127. муниципальные образования, социально-экономического развитие, муниципально-частное партнерство.

Роль и место комплексной социально-экономической программы...

В новейшей истории России понятие «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования» вошло в правовой оборот в связи с принятием Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного...

Рейтинговая оценка социально-экономического развития...

Проведение рейтинговой оценки по уровню социально-экономического развития муниципальных образований является важным и необходимым этапом в разработке и реализации программ развития регионального и субрегионального уровня.

Особенности развития инфраструктуры муниципального...

На эффективное функционирование муниципального образования большое влияние оказывает степень развития инфраструктуры.

- социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (образования, здравоохранения...

Роль муниципальных образований в управлении...

В России существует несколько уровней управления социально-экономическим развитием. Каждый занимает свое особое положение в сформировавшейся иерархии управления. На нынешнем этапе экономического развития происходит уточнение функций и роли каждого из...

Меры совершенствования развития территории муниципального...

Развитие социальной инфраструктуры территории города. Важным условием повышения уровня и качества жизни населения страны является

муниципальное образование, социально-экономическое развитие, стратегический план, стратегическое планирование...

Уровень социально-экономического развития муниципальных...

В Российской Федерации стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований начало распространяться позже — с конца 90-х годов XX века — с принятием Конституции РФ и выделением местного самоуправления как самостоятельного...

Управление устойчивым развитием муниципального...

муниципальное образование, местное самоуправление, социально-экономическое развитие, образование, устойчивое развитие

Управление устойчивым развитием муниципального образования как социально-экономической системы в условиях...

Социальные проблемы муниципальных образований в России

Современная ситуация в муниципальных образованиях России крайне нестабильна.

Ключевые слова: муниципальные образования, местное самоуправление, социальная

С целью оценки деятельности местного самоуправления в социальной сфере, главным...

Разработка методики оценки уровня...

Базовой составляющей развития любого муниципального образования является развитие его экономической и социальной сфер.

уровень социально-экономического развития, муниципальное образование, методика оценки, типология муниципальных образований.

Задать вопрос