Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 13.12.2019

Статья просмотрена: 3427 раз

Библиографическое описание:

Умхажиева, Х. Т. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста / Х. Т. Умхажиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65151/ (дата обращения: 09.12.2024).



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психолого-педагогические основы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников.

Ключевые слова: ИКТ, Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе, компьютер, компьютерная грамотность, организаторский процесс обучения младших школьников, средства обучения.

Курс о компьютерной грамотности Geekbrains – это программа для уверенного взгляда в будущее, основа для всестороннего развития и полной самостоятельности. Помогает в освоении таких программ как - Excel и Word, поисковик, почта и Zoom.

Какие знания будут получены:

  • ребята освоят безопасное владение компьютером, работу с Microsoft Office, браузерами и сайтами, полезными для жизни;
  • научатся принимать решения для практических задач;
  • создадут презентации и собственную электронную почту, а также защитят личную информацию в интернете.

Вас ждут продуктивные вебинары, теоретические и практические занятия в онлайн и оффлайн формате, структурированная подача материала, постоянная кураторская поддержка преподавателей мирового уровня.

Приходите, будет познавательно не только для новичков!

«Важным этапом научно-технической революции явилась компьютеризация всех сфер деятельности человека» [4, с. 116]. Вопрос влияния информационно-коммуникационных технологий на образовательный процесс начали рассматривать относительно недавно. Это обусловлено тем, что компьютеры могут вывести образование на новый уровень. Все мы знаем, что использование в начальной школе информационно-коммуникационных технологий влияет на качество обучения.

Компьютерами в век информатизации пользуются все, как дети, так и взрослые. Однако, дети на сегодняшний день более технологичны и зависимы от технологий, чем взрослые, когда-либо прежде. К сожалению, хотя это имеет свои преимущества, нельзя отрицать, что у них есть и негативные аспекты. Технологическая перегрузка может привести к социальной изоляции, большому количеству зависимости от игр, смартфонов и социальных сетей.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в начальную школу началось 5–6 лет назад.

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и других продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность мышления младшего школьника, стимулирующих его способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие.

Компьютерные технологии и устройства формируют у младших школьников такие качества личности, как самостоятельность и ответственность. Поскольку при использовании информационно-коммуникационных технологий ученики получают контроль над обучением и над самостоятельностью принятия решений. А сформулированная при этом мотивация возвращается в учебный процесс.

Информационно-коммуникационные технологии помогают сломать барьеры формального, авторитарного обучения. Учащиеся реагируют гораздо позитивнее в непринужденной, приятной учебной среде. Исследования показывают, что младшие школьники учатся лучше и в большей степени способны решать логические проблемы с помощью компьютерных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии могут в значительной степени помочь учащимся с трудностями в обучении, преодолев барьер и встав в один ряд со своими сверстниками.

Психолого-педагогические основы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников, свидетельствуют о том, что информационно-коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие памяти, воображения, мышления, речи и внимания младших школьников.

Память — исходя из того, что младшим школьникам очень нравится учиться благодаря интересным развивающим компьютерным играм, им легче запоминается учебный материал. При работе с педагогическими программными средствами, детям не нужно напрягаться для того, чтобы заострить внимание на определенном объекте, так как чаще всего процесс обучения будет проходить в виде игры. А плюсы игровой деятельности, как мы знаем, заключается в том, что тот материал, который младшие школьники пропускают через себя лучше запоминается в игровой обстановке, по сравнению с традиционным обучением.

Воображение — благодаря использованию в компьютерных программах интересных составляющих, при высоком уровне заинтересованности младших школьников к работе с персональным компьютером, у них улучшается воображение. И с помощью компьютера младшие школьники могут ее развивать по всем направлениям, что положительно отразится на их активности при обучении.

Мышление — правильно организованное программное средство заставляет младших школьников думать индивидуально, без влияния постороннего мнения или чужих идей и мыслей, что в свою очередь позволяет каждому учащемуся оптимально развиваться, формируя у них соответствующий стиль мышления.

Речь — для развития речи учащихся используются различные лингвистические программные средства.

Внимание — доказано, что при использовании мультимедийных презентаций и кадровых демонстраций, внимание младших школьников повышается в 5 раз. Это намного больше, чем в традиционном обучении.

«Средства обучения — обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней» [1].

Компьютерные технологии являются корнем основных изменений и инноваций. Они могут мотивировать учащихся отказаться от пассивного участия в образовательном процессе и стать более активными. Они могут служить средством для привлечения внешнего мира в школу, и в целом вызывать изменения в способе предоставления образования.

В этом контексте чаще всего упоминается умение работать с информационными и коммуникационными технологиями. Основным условием успешного разрешения такой ситуации является то, что сами учителя могут хорошо разбираться в работе с информационными и коммуникационными технологиями на необходимом уровне.

Образовательные программы всех развитых стран, при рассмотрении программы для начального образования, сочли нужным внедрить в образовательную область информационные и коммуникационные технологии.

Если выразиться более развернуто, то предполагается, что к концу 4 — го класса начальной школы ученики смогут использовать стандартные функции компьютера, то есть они смогут работать с данными, находить информацию на интернет-порталах, общаться через Интернет и так далее.

Из этого следует, что мы должны разрешать детям знакомиться с новыми технологиями, чтобы они могли использовать его эффективно, правильно и в соответствии со здоровье сберегающими технологиями.

Тем не менее, эффективное внедрение информационных технологий требует от учителей готовности отказаться от традиционной роли практикующего учителя, который предпочитает описательные методы, и вместо этого принять роль учителя, который координирует и моделирует учебный процесс, а не учит знаниям учебника.

Компьютер — универсальное техническое средство обучения. Учитель должен иметь компьютерную грамотность, чтобы пользоваться им на своих уроках.

«Компьютерная грамотность — это навыки решения задач с ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия» [2]. В условиях цифровой трансформации образования сегодня необходима подготовка «педагога, способного создавать собственные модели электронного обучения и осуществлять сетевое педагогическое взаимодействие. Благодаря ему учитель может продемонстрировать интересную, яркую деталь или какое ни будь изображение, создать и показать презентацию, разработать план–конспект урока, прослушать с учащимися музыкальный отрывок, пересмотреть учебный видеофильм, путешествовать по страницам всемирной паутины, переписываться с коллегами, обсуждать проблемы на форумах, делиться опытом, опубликовав свои исследования в Интернет и так далее.

Частота использования данных компьютерных технологий на уроках должна учитывать готовность не только учителя, но и учащихся. Передаваемая информация может быть усвоена младшими школьниками неполно или неточно при изменении частоты применения таких средств. Так как использование информационно-коммуникационных технологий становится для учащихся чем-то особенным, вызывая у них эмоциональное возбуждение.

Чтобы такая форма работы была привычна для младших школьников и не вызывала излишнего эмоционального возбуждения, нужно предварительно познакомить учащихся с техникой которая будет использована на занятиях.

Известно, что слишком частое использование информационно-коммуникационных технологий оказывает отрицательное влияние на восприятие информации и может вызвать у младших школьников потерю интереса к излагаемому учителем материалу.

Использование компьютерных технологий развивает не только образовательную систему, но и участников образовательного процесса. Это важно, поскольку, совмещая методику и компьютерные технологии, учитель может добиться отличных результатов. «В этом случае происходит не только личностный рост ученика, но и совершенствуется личность самого учителя» [3, с. 8].

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии при необходимой организации и учете многих факторов могут эффективно использоваться при организации обучения младших школьников различным школьным предметам.

Как видим, компьютер очень важный компонент современного образования, он показывает большой потенциал возможностей в педагогической науке, но также требует глубокого изучения во всех отношениях воздействия на личность школьника. Но, как и любое мощное средство в руках плохого учителя может навредить учащемуся, как в руках хорошего учителя — помочь.

Литература:

  1. Долганова О., Шарохина Е., Петрова О. Педагогика. — М.: Альпина-Паблишер, 2017.
  2. Ковалевич, И. А. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. А. Ковалевич, В. Т. Ковалевич. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. — 210 с.
  3. Козилова Л. Какой педагог нам нужен? Сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и студентов педагогического факультета 15 апреля 2008 года. — М.: Директ-Медиа, 2014.
  4. Кузнецова Н. В. Методика обучения и воспитания по безопасности жизнедеятельности. — М.: Директ-Медиа, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): школьник, начальная школа, компьютерная грамотность, образовательный процесс, учащийся, компьютер, психолого-педагогическая основа использования, средство обучения, традиционное обучение, учебный процесс.


Ключевые слова

компьютер, компьютерная грамотность, средства обучения, ИКТ, Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе, организаторский процесс обучения младших школьников

Похожие статьи

Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста

Статья посвящена внедрению в систему дошкольного воспитания и обучения информационных технологий. В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного п...

Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях

В статье рассматриваются приоритетные направления развития системы образования, информатизации и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Влияние информационно-коммуникативной среды на формирование личности подростков

В статье проводится теоретический анализ влияния информационно-коммуникативной среды на процесс формирования детей подросткового возраста. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить, какое место в современном обществе занимают средства ма...

Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем кла...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности преподавателей высшей школы

В статье автор рассматривает применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, которые позволяют значительно обогатить и совершенствовать учебный процесс, повышая его эффективность. Основные цели новых стандартов образования з...

Инновационная деятельность учителей в образовании

В данной статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения кадров в образовательных учреждениях в условиях внедрения инноваций. Особое внимание уделяется вопросам внедрения в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях...

Место инновационных технологий в процессе обучения иностранным языкам

В статье раскрывается место современных образовательных технологий, в том числе инновационных и информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам, и их значение в повышении и эффективности учебно-воспитательного процесс...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Похожие статьи

Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста

Статья посвящена внедрению в систему дошкольного воспитания и обучения информационных технологий. В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного п...

Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях

В статье рассматриваются приоритетные направления развития системы образования, информатизации и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Влияние информационно-коммуникативной среды на формирование личности подростков

В статье проводится теоретический анализ влияния информационно-коммуникативной среды на процесс формирования детей подросткового возраста. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить, какое место в современном обществе занимают средства ма...

Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем кла...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности преподавателей высшей школы

В статье автор рассматривает применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, которые позволяют значительно обогатить и совершенствовать учебный процесс, повышая его эффективность. Основные цели новых стандартов образования з...

Инновационная деятельность учителей в образовании

В данной статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения кадров в образовательных учреждениях в условиях внедрения инноваций. Особое внимание уделяется вопросам внедрения в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях...

Место инновационных технологий в процессе обучения иностранным языкам

В статье раскрывается место современных образовательных технологий, в том числе инновационных и информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам, и их значение в повышении и эффективности учебно-воспитательного процесс...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Задать вопрос