Адаптация воспитанников первого курса в учебных заведениях пансионного типа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 12.12.2019

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Дейков, А. П. Адаптация воспитанников первого курса в учебных заведениях пансионного типа / А. П. Дейков, М. Н. Бзытова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/288/64861/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье авторами названы механизмы, с помощью которых возможно формирование стрессоустойчивости у воспитанников к стрессогенным факторам образовательной среды пансионного учебного заведения. Цель адаптационного периода в филиале НВМУ (Сев ПКУ) — помочь воспитанникам познакомиться друг с другом, с преподавателями, с новой учебной ситуацией, с учебным заведением и Уставом учебного заведения пансионного типа.

Ключевые слова: адаптация, пятиклассники, заведения пансионного типа, стресогенные факторы, дезадаптация.

Модернизация образования в Российской Федерации ставит перед учебными заведениями новые задачи, открывающие творческие возможности для создания разных типов образовательных учреждений. В процессе модернизации возрождается пансионное образование. Наиболее широко данные образовательные учреждения пансионного типа представлены Министерством обороны РФ, к ним относятся: Президентские кадетские, Суворовские военные, Нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища и кадетские корпуса. Достоинством данных образовательных учреждений является постоянный контроль за воспитанниками со стороны взрослых, непосредственно занимающихся их воспитанием, отсутствие риска попасть под влияние плохой компании, что очень актуально в наше время. В данных образовательных учреждениях созданы все условия для организации жизни и обучения воспитанников. В частности, воспитатели и педагоги-организаторы заботятся о досуге воспитанника, организуя экскурсии, поездки и походы в музеи, театры, встречи с интересными людьми, занятия спортом, наукой, музыкой. Воспитанники получают качественное образование, позволяющее впоследствии поступить в высшие военные учебные заведения. Огромное значение имеет то, что образовательные учреждения пансионного типа предлагают огромный набор услуг, который в обычной школе является крайне редким. Каждое пансионное образовательное учреждение отличается какими-либо особенностями: патриотическое воспитание, углубленное изучение каких-либо школьных предметов, спортивный уклон [2, с. 90]. Данные преимущества пансионного образования актуализируют потребность в учреждениях такого типа, что подтверждает увеличение количества нахимовских, суворовских, кадетских училищ, как в государственной, так и в негосударственной сфере образования.

Но пансионное учебное заведение имеет не только плюсы, но и факторы риска. В частности, сама образовательная среда является, в первую очередь, источником множества стрессогенных факторов, с которыми сталкиваются поступившие дети. Необходимо отметить, что в основном это дети 10–11 лет, закончившие четвертый класс [5, с. 19]. Стрессогенными факторами для данных детей могут стать: условия пансионного учебного заведения (проживание на территории учебного заведения); отсутствие противоположного пола среди воспитанников; отсутствие личностного пространства; единообразие в одежде (форма); нахождение под постоянным контролем; изолированность от близких и родных людей, отсутствие материнской ласки; разнообразие педагогического состава; непривычное расписание, множество кабинетов; абсолютно новые дети в классе; высокий темп и возросший объем работ в классе и домашнего задания, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи преподавателя; несамостоятельность в работе с текстами, слабый уровень развития речи, слабое развитие навыков самостоятельной работы. Так же нужно учитывать и социальный состав воспитанников [4, с. 21]. Поэтому к вышеназванным стрессогенным факторам следует добавить и внутриличностные особенности воспитанников. Наибольшую значимость при этом имеют следующие личностные характеристики и особенности: коммуникативные; эмоционально-волевые; интеллектуальные. В качестве факторов риска для личностного развития воспитанников в условиях пансионного образования можно рассматривать: адекватность самооценки, проявление враждебных и агрессивных реакций, сформированность и проявление уровней тревожности, учебной мотивации, воспитанности [1, с. 36]. Также необходимо помнить и о возрастных особенностях первокурсников: потребность в достойном положении в коллективе сверстников; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в образовательном учреждении; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; несформированные коммуникативные навыки; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам взрослых; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу. Адаптация — процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз: в первый год жизни ребёнка, когда ребёнок учиться говорить, вхождение ребёнка в коллектив, обучение в школе, где ребёнок переживает процесс адаптации несколько раз — в 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи. Цель адаптационного периода в филиале НВМУ (Сев ПКУ) — помочь воспитанникам познакомиться друг с другом, с преподавателями, с новой учебной ситуацией, со учебным заведением и внутренними правилами учебного заведения пансионного типа. Обеспечение плавного и мягкого перехода воспитанников в основное звено военно-морского училища — главная задача адаптационного периода первокурсников. Период адаптации может занимать от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья воспитанников. Любой преподаватель скажет, что пятый класс — сложный период не только для воспитанников, но и для преподавателей, воспитателей и родителей. Успешность адаптации первокурсника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и воспитателями, соблюдать правила образовательного учреждения, ориентироваться в новой ситуации.

Среди наиболее актуальных трудностей воспитанников 1 курса можно выделить следующие: изменение условий обучения, изменение требований, отсутствие контроля, пробелы в знаниях [3, с. 56]. Перед выполнением домашних заданий воспитатель должен проверить, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы воспитанник понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Если воспитанник все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то воспитатель совместно с педагогом — психологом должен заняться развитием мышления, памяти, внимания. Развитие этих психических процессов лучше проходит в играх, так как в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Механизмами, с помощью которых возможно формирование стрессоустойчивости у воспитанников к стрессогенным факторам образовательной среды пансионного учебного заведения могут быть: компенсаторный, психологический механизм превращения внешних требований во внутренние требования личности к самой себе. Этот механизм обеспечивает психологическую стрессоустойчивость личности, ее сознания в усвоении нравственного опыта общества, моральных норм и формирования собственной моральности. Объективную основу для этого представляет включение воспитанника в моральную деятельность; адаптационный механизм, который связан с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой [3, с. 56]. Регуляторами адаптации воспитанника выступают мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению. Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.

Рекомендации воспитателям: первое условие школьного успеха воспитанников — безусловное принятие воспитанника, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться, обязательное проявление интереса к образовательному учреждению, классу, к каждому прожитому дню, неформальное общение с воспитанником после школьного дня, посещение кружков в системе дополнительного образования, необходимость смены учебной деятельности воспитанников после занятий, создание условий для двигательной активности воспитанников между выполнением домашних заданий, недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес воспитанников, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания, учет темперамента воспитанников в период адаптации к школьному обучению, предоставление воспитаннику самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью, поощрение воспитанников, и не только за учебу, развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности воспитанника, обязательное введение в рацион воспитанников витаминных препаратов, фруктов и овощей.

Литература:

  1. Балашова Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. //Педагогика и психология. — 2008. — № 10. — С. 36–38.
  2. Психология развивающейся личности. /Под ред. Маркова А. Н. М.: Эйдос, 2004. — 380с., С. 90–93.
  3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. М.: Питер, 2000. — 349с., С. 56–59.
  4. Ульянова Т. Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении. //Средняя школа, 2006. — № 7. — С. 21–24.
  5. Цукерман Г. И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема. //Вопросы психологии, 2001. — № 5. — С. 19–35.
Основные термины (генерируются автоматически): пансионный тип, учебное заведение, воспитанник, пансионное образование, пансионное учебное заведение, адаптационный период, главный образ, образовательная среда, период адаптации, учебная ситуация.


Ключевые слова

адаптация, дезадаптация, пятиклассники, заведения пансионного типа, стресогенные факторы

Похожие статьи

Адаптация студентов-первокурсников в колледже | Молодой ученый

Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ республики и не только, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения.

Особенности и трудности адаптации первокурсников...

Адаптация — это необходимое условие успешной дальнейшей деятельности, уверенность в

Таким образом, мы приходим к заключению, что процесс адаптации к условиям среднего

На данном этапе факторами адаптации могут быть социокультурная среда учебного заведения...

Организация самоуправления в классе как средство успешного...

В деятельности учебного заведения при становлении целостной системы воспитания важную роль играет самоуправление.

Благодаря четкой и строго выстроенной учебно-воспитательной системе в филиале, у воспитанников закладываются основы морально-мировоззренческой и...

Проблема адаптации обучающихся к образовательному...

Обучение в высшем учебном заведении представляет собой трудоемкий и ответственный

Вот почему начало обучения в вузе можно назвать сложным и ответственным периодом в жизни

Адаптация — это процесс и результат внутренних и внешних изменений человека...

Понятие социальной адаптации студентов-первокурсников...

Поступление в высшее учебное заведение, а также процесс обучения в нем почти всегда связан с включением первокурсников, только вчера окончивших школу, в новую для них культурную и образовательную среду.

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

Создание благоприятных условий для протекания адаптационного периода является главной задачей педагогического коллектива высшего учебного заведения. В ходе образовательного процесса создаются педагогические условия, которые способствуют выявлению и коррекции...

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению...

В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников.

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

В последние годы адаптационный период студентов к учебному процессу в вузе стал более сложным, что обусловлено ускорением ритма жизни, интенсивным развитием социальных процессов общества, их межличностными и внутриличностными разногласиями.

Проблема адаптации в педагогической психологии

социально-психологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения. Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности.

Похожие статьи

Адаптация студентов-первокурсников в колледже | Молодой ученый

Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ республики и не только, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения.

Особенности и трудности адаптации первокурсников...

Адаптация — это необходимое условие успешной дальнейшей деятельности, уверенность в

Таким образом, мы приходим к заключению, что процесс адаптации к условиям среднего

На данном этапе факторами адаптации могут быть социокультурная среда учебного заведения...

Организация самоуправления в классе как средство успешного...

В деятельности учебного заведения при становлении целостной системы воспитания важную роль играет самоуправление.

Благодаря четкой и строго выстроенной учебно-воспитательной системе в филиале, у воспитанников закладываются основы морально-мировоззренческой и...

Проблема адаптации обучающихся к образовательному...

Обучение в высшем учебном заведении представляет собой трудоемкий и ответственный

Вот почему начало обучения в вузе можно назвать сложным и ответственным периодом в жизни

Адаптация — это процесс и результат внутренних и внешних изменений человека...

Понятие социальной адаптации студентов-первокурсников...

Поступление в высшее учебное заведение, а также процесс обучения в нем почти всегда связан с включением первокурсников, только вчера окончивших школу, в новую для них культурную и образовательную среду.

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

Создание благоприятных условий для протекания адаптационного периода является главной задачей педагогического коллектива высшего учебного заведения. В ходе образовательного процесса создаются педагогические условия, которые способствуют выявлению и коррекции...

Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению...

В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников.

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

В последние годы адаптационный период студентов к учебному процессу в вузе стал более сложным, что обусловлено ускорением ритма жизни, интенсивным развитием социальных процессов общества, их межличностными и внутриличностными разногласиями.

Проблема адаптации в педагогической психологии

социально-психологическая адаптация, адаптация, студент, социальная среда, учебное заведение, начальный этап обучения. Адаптационный потенциал личности значительно влияет на процесс социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности.

Задать вопрос