Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 06.12.2019

Статья просмотрена: 1273 раза

Библиографическое описание:

Клюйкова, Е. С. Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов / Е. С. Клюйкова, Д. А. Онофрейчук, Д. Д. Киселёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 547-549. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64851/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Ключевые слова: самооценка, личность, межличностные отношения, рефлексивный тренинг, навыки межличностного взаимодействия.

The article describes the course and results of our psychological research aimed at identifying the level of General self-esteem among students and studying the role of self-esteem in establishing interpersonal relationships.

Keys words: Self-esteem, personality, interpersonal relationship, reflexive training, interpersonal skills.

Сложные и противоречивые социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, установка на инновационное развитие экономики, значительно повлияли на все институты жизни общества, в том числе и на образование, потребовали повышения качества профессиональной подготовки кадров. Сегодня нужны специалисты, предрасположенные к нестандартному, творческому мышлению, владеющих умением генерировать оригинальные и необычные идеи, обладающего профессиональными компетенциями, адекватной самооценкой и умеющего устанавливать продуктивные межличностные отношения, проявляющего готовность осуществлять профессиональную деятельность в изменяющихся условиях, стремящегося к саморазвитию в условиях динамично развивающегося социума [3, с.293].

На протяжении всей своей жизни человек находится в постоянном взаимодействии с другими людьми, и адекватное мнение о себе во многом помогает ему успешно адаптироваться в новом окружении. Способность к объективной оценке собственных сил и здоровой самокритике называется самооценкой личности. От того как личность воспринимаем и представляет себя зависит качество общения, его положительная динамика. Чем выше степень самопринятия, тем больше человек верит в свои собственные возможности, в успешный исход начинаний и тем больших успехов он в итоге добивается. Однако неадекватно завышенная самооценка также может служить источником личностных проблем.

Готовность к профессиональной деятельности, по мнению Ильиной И. А. является основой развития профессионального сознания и становления личности в целом. Стержнем развития является адекватная самооценка студентов и их умение устанавливать продуктивные межличностные отношения, для формирования которых требуется развитие рефлексии, активности и саморегуляции. Перед вузами ставится задача не только сформировать профессиональные знания, навыки, умения, но и научить студентов осмысливать результаты своих действий, специфику деятельности, что лежит в основе сформированных рефлексивных умений и формирования общей и профессиональной самооценки [1]. Формированию адекватной самооценки и навыков межличностного взаимодействия, по мнению Шориной А. В., успешно содействует проведение рефлексивных тренингов, задачами которых являются: развитие самопознания и самопринятия; преодоление психологических барьеров, раскрытию через механизмы эмоциональной поддержки, идентификации, фасилитации [2, с.288].

В целях диагностики уровня самооценки у студентов нами был проведен психологический опросник Г. Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки» [4]. В исследовании приняло участие 32 студента института. По результатам опросника нами было выявлено, что около 31 % опрошенных (10 человек) имеет заниженную самооценку, 47 % (15 человек) — адекватную и 22 % (7 человек) — завышенную самооценку.

Чуть больше четверти всех опрошенных (22 %) имеют завышенную самооценку. Завышенная самооценка — это переоценивание человеком своих возможностей, игнорирование недостатков. Такая самооценка может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на индивида. Положительное влияние заключается в чрезмерной уверенности в себе и своих действиях. Завышенная самооценка необходима для личностного роста, т. к. низкая тревожность, часто встречающаяся у людей данного типа, является одним из главных преимуществ на пути к личностному саморазвитию. Такие люди не испытывают потребности в одобрении себя окружающими. К отрицательному влиянию можно отнести эгоизм, надменное и высокомерное поведение, игнорирование мнения окружающих. Как показало исследование, у таких людей крайне сложно формируются отношения с социумом. Ведь люди с завышенной самооценкой считают свое мнение единственным верным. Исходя из этого данный тип людей чаще остальных вступает в конфликтные ситуации. Также субъекты весьма болезненно реагируют на любую критику со стороны общества и агрессивно отвечают на нее.

Более трети всех опрошенных (21 %) имеют заниженную самооценку. Заниженная самооценка — это недооценивание человеком собственных способностей и достоинств. Человек с данным типом самооценки характеризуется прежде всего неуверенностью в себе и в своей деятельности, нерешительностью. Огромное значение он придает своим недостаткам и не замечает свои достоинства. Его часто посещает чувство тревожности, самообвинения и безразличия. В социуме данный тип людей остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих, а также нередко поддаётся влиянию и необдуманно идёт на поводу у общества. Он очень болезненно реагирует на любую критику, даже самую безобидную. Психологи выяснили, что то, каким человека видят окружающие во многом зависит от самого человека. Именно образ неудачника, который создаётся вокруг человека из-за акцентирования внимания на своих недостатках, отталкивает людей вести межличностные отношения с представителями данного типа.

Почти половину всех опрошенных (47 %) составили люди с адекватной самооценкой. Адекватная самооценка — это способность объективно осознавать себя и своё место в мире. Лавируя между завышенной и заниженной, человек с адекватной самооценкой умеет правильно оценивать свои возможности и составляет точное представление о себе, не занимаясь самообманом. Индивид данного типа не стремится доказать своё превосходство над остальными людьми, он учитывает мнение окружающих, но не придаёт ему большого значения. Адекватная самооценка ведёт к достижению успехов как в профессиональной деятельности, так и в установлении позитивных межличностных отношений. Наблюдая за студентами, имеющими адекватную самооценку, мы выявили, что они наиболее активно принимают участие как в учебном процессе, там и в общественной и творческой деятельности, поддерживают дружеские отношения со сверстниками и не испытывают трудности в создании новых межличностных отношений.

Самооценка и межличностные отношения непосредственно связаны, т. к. в зависимости от уровня самооценки, человеку будет сложнее или, наоборот, легче выстраивать взаимоотношения со сверстниками, коллегами по работе или просто знакомыми. Люди с завышенной самооценкой могут отстаивать своё мнение, но абсолютно не восприимчивы к критике, что негативно сказывается на ведении межличностных отношений. Заниженная самооценка отталкивает окружающих из-за таких качеств как нерешительность, трусливость, обидчивость. Таким образом, значение сформированной адекватной самооценки студентов в установлении межличностных отношений трудно переоценить и является обязательным условием для развития личности и успешного функционирования в социуме.

Литература:

  1. Ильина Ирина Анатольевна. Педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ильина Ирина Анатольевна. — Санкт-Петербург, 2009. — 169 с.
  2. Шорина, А. В. Формирование рефлексивных умений у студентов в условиях тренинга межличностного взаимодействия / А. В. Шорина // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: сб. материалов I Междунар. науч. конф. — Саратов, 2019. — С. 286–291.
  3. Шорина, А. В., Тельтевская Н. В. К проблеме уровней сформированности рефлексивных умений у студентов / А. В. Шорина, Н. В. Тельтевская // Педагогический журнал. — 2018. — т.8. — № 2 А. — С. 292–310.
  4. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/05/11/izuchenie-obshchey-samootsenki
Основные термины (генерируются автоматически): адекватная самооценка, завышенная самооценка, заниженная самооценка, отношение, профессиональная деятельность, межличностное взаимодействие, общая самооценка, отрицательное влияние, студент, тип людей.


Ключевые слова

личность, межличностные отношения, самооценка, рефлексивный тренинг, навыки межличностного взаимодействия

Похожие статьи

Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки...

Становление человека как личности неразрывно связано с социумом, где он проживает и взаимодействует. В межличностных отношениях проявляются личностные качества – эмоционально и волевые свойства, интеллектуальные возможности...

Влияние самооценки студентов на успешность обучения в вузе

Самооценка, то есть оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.

Влияние проблемных межличностных взаимоотношений...

Влияние проблемных межличностных взаимоотношений дошкольников на их самооценку.

Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с...

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости...

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других

Также были даны рекомендации людям с завышенной и заниженной самооценкой и низкой

Завышенный уровень самооценки высоким процентом отмечен в группе сельских.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

Формирование самооценки происходит под влиянием оценок со стороны окружающих людей и от того, как ребенок осознает результаты собственной деятельности.

Неадекватная заниженная самооценка в значительной мере влияет на поведение младших школьников.

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

Самооценка— это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. Смысложизненные ориентации — это целостная...

Анализ различий взаимосвязи самооценки и статусного...

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших... психическое развитие, адекватная самооценка, заниженная самооценка, ребенок, школьник, завышенная самооценка, младший школьный возраст, экспериментальная группа, задержка, самооценка.

Связь стилей конфликтного поведения и самооценки у студентов

Уровень самооценки не определяет стиль поведения в конфликте у студентов.

В частности, завышенная самооценка не способствует применению стиля соперничества, мало того

Стиль сотрудничества в обоих случаях (с адекватной и завышенной самооценкой) явился мало...

Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе.

Похожие статьи

Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки...

Становление человека как личности неразрывно связано с социумом, где он проживает и взаимодействует. В межличностных отношениях проявляются личностные качества – эмоционально и волевые свойства, интеллектуальные возможности...

Влияние самооценки студентов на успешность обучения в вузе

Самооценка, то есть оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.

Влияние проблемных межличностных взаимоотношений...

Влияние проблемных межличностных взаимоотношений дошкольников на их самооценку.

Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с...

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости...

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других

Также были даны рекомендации людям с завышенной и заниженной самооценкой и низкой

Завышенный уровень самооценки высоким процентом отмечен в группе сельских.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших...

Формирование самооценки происходит под влиянием оценок со стороны окружающих людей и от того, как ребенок осознает результаты собственной деятельности.

Неадекватная заниженная самооценка в значительной мере влияет на поведение младших школьников.

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

Самооценка— это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. Смысложизненные ориентации — это целостная...

Анализ различий взаимосвязи самооценки и статусного...

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших... психическое развитие, адекватная самооценка, заниженная самооценка, ребенок, школьник, завышенная самооценка, младший школьный возраст, экспериментальная группа, задержка, самооценка.

Связь стилей конфликтного поведения и самооценки у студентов

Уровень самооценки не определяет стиль поведения в конфликте у студентов.

В частности, завышенная самооценка не способствует применению стиля соперничества, мало того

Стиль сотрудничества в обоих случаях (с адекватной и завышенной самооценкой) явился мало...

Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе.

Задать вопрос