Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 05.12.2019

Статья просмотрена: 556 раз

Библиографическое описание:

Курникова, Л. А. Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Курникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 495-496. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64720/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье раскрыты вопросы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством организации и проведения народных игр.

Ключевые слова: народная игра, старший дошкольный возраст, эстетическое воспитание.

Значение народной игры в эстетическом воспитании и развитии ребенка старшего дошкольного возраста очень велико. Старший дошкольный возраст является особенным возрастом для эстетического воспитания. Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Г. И. Бабурина и Т. Ф. Кузина отмечают, что целесообразность изучения народных игр и их практическое применение в эстетическом воспитании старших дошкольников описывали в своих трудах такие исследователи как А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев и др. Высокую оценку роли игры в воспитании давал К. Д. Ушинский [1]. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость изучения национальных народных игр педагогами дошкольного воспитания [4].

По мнению Г. И. Бабуриной, актуальность эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством использования в воспитательно-образовательном процессе обусловлена недостаточной изученностью педагогических условий, способствующих решению данной задачи [1].

При этом, как считает Г. И. Бабурина, эстетическое воспитание играет важную роль в развитии познавательных способностей личности старшего дошкольника через формирование «эстетического мышления», способствуя целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры определенной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, определяющих формирование предпосылок теоретического мышления и познания [1].

К примеру, необходимо постоянно формировать у старшего дошкольника эстетическое отношение к действительности и искусству, развивая при этом его интеллект.

Данный процесс может проходить неуправляемо, стихийно и спонтанно, так как в процессе общения с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок все равно эстетически развивается. Однако, при этом он не осознает эстетическую сущность предметов, да и такое развитие очень часто обуславливается его стремлением к развлечениям.

В связи с этим, Г. М. Науменко подчеркивает, что без продуманного педагогического воздействия ребенок может сформировать ложные ценности и идеалы [2].

Народная игра представляет собой одно из средств, сохраняющих и передающих общечеловеческие ценности и традиции народа, средством вхождения в социум, освоения нравственного, трудового и эстетического опыта предыдущих поколений, которое тесно связано с песней, плясками, потешками, загадками, сказками [3].

Народная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая являетсяещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка [2].

Народные игры — традиционное средство педагогики, способствующее отражению образа жизни народа, его быта, труда, обычаев.

Участвуя в них, дети приобретают такие качества, как честь, смелость, мужество, сила, ловкость, выносливость; смекалка, выдержка, выдумка, находчивость, воля, стремление к победе [2].

Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста педагогически ценны тем, что воспитывают у них ум, характер, нравственные качества, физически развивают детей, способствуя пробуждению интереса дошкольников к народному творчеству [4].

Народные игры являются удивительно совершенными и ценными произведениями народного творчества, создаваемыми и оттачиваемыми десятками поколений, вбиравшими в себя опыт целого народа.

Современные дети с удовольствием играют в народные игры, привлекающие их и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью, и эстетикой своей организации.

Использование народных игр предполагает обращение внимания детей старшего дошкольного возраста на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение. И здесь на помощь педагогу могут прийти словесные и наглядные методы, которые следует использовать в соответствии со следующими требованиями:

– воспроизводить народную игру нужно эмоционально, выразительно, четко, чтобы детям было понятен смысл, содержание игры, её эстетическая ценность;

– необходимо добиваться яркой образности, так как в противном случае встреча с игрой несущественна и бессмысленна [1].

В качестве приемов для эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры и воспитания у них устойчивого интереса к народным играм необходимо:

– знакомить детей с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;

– использовать демонстрацию личного примера при разучивании игр;

– применять демонстрацию примера ребёнка при создании игрового образа;

– использовать костюмы, атрибуты и пр. [1].

Народная игра в сочетании с другими средствами воспитания является основой начального этапа эстетического воспитания детей, развития активной, гармоничной, духовно богатой личности.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы, являясь фундаментом для дальнейшего развития нравственных чувств и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Таким образом, народные игры являются не только важнейшим источником и средством развития всех сторон личности детей дошкольного возраста, но и играет огромную роль в эстетическом воспитании дошкольников. Они помогает почувствовать красоту родного языка, развивает творческое мышление.

Литература:

  1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2005.
  2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. М. Науменко. М., 2008.
  3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 7 лет. М., 2005.
  4. Ушинский К. Д. Родное слово Часть 1. М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, народная игра, эстетическое воспитание, эстетическое воспитание детей, игра, ребенок, народное творчество, старший дошкольник.


Похожие статьи

Устное народное творчество как средство воспитания...

‒ заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для

В дошкольном возрасте дети очень ранимы и именно сказки русского народного творчества

Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из...

Эстетическое воспитание дошкольников | Статья в сборнике...

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

Воспитание эстетических чувств старших дошкольников... Однако проблема воспитания эстетических чувств детей дошкольного возраста средствами народной

9. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед...

Воспитание эстетических чувств старших дошкольников...

В статье рассматривается проблема воспитания эстетических чувств средствами народной сказки у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографическое описание: Довгополая Т. В. Воспитание эстетических чувств старших дошкольников средствами народной сказки...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

Приобщение детей к русскому народному творчеству, воспитание патриотических. чувств.

Дошкольный возраст — благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что...

Приобщение дошкольников к русским народным играм

Приобщая детей к русским народным играм и знакомя детей с разнообразными формами народного фольклора, мы использовали новые

 количество изданий по приобщению дошкольников к русским народным играм возрастает, но в то же время нет системной...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного...

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на...

О средствах эстетического воспитания детей старшего...

В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, ребенок, старший дошкольный возраст, изобразительное творчество...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст...

Через русское народное творчество детям легче получить первоначальное эстетическое воспитание. Проблема художественно-эстетического воспитания и развития детей всегда была одной из актуальных, а в современных условиях перехода на ФГОС ДО она приобретает...

Похожие статьи

Устное народное творчество как средство воспитания...

‒ заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для

В дошкольном возрасте дети очень ранимы и именно сказки русского народного творчества

Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из...

Эстетическое воспитание дошкольников | Статья в сборнике...

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

Воспитание эстетических чувств старших дошкольников... Однако проблема воспитания эстетических чувств детей дошкольного возраста средствами народной

9. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед...

Воспитание эстетических чувств старших дошкольников...

В статье рассматривается проблема воспитания эстетических чувств средствами народной сказки у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографическое описание: Довгополая Т. В. Воспитание эстетических чувств старших дошкольников средствами народной сказки...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

Приобщение детей к русскому народному творчеству, воспитание патриотических. чувств.

Дошкольный возраст — благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что...

Приобщение дошкольников к русским народным играм

Приобщая детей к русским народным играм и знакомя детей с разнообразными формами народного фольклора, мы использовали новые

 количество изданий по приобщению дошкольников к русским народным играм возрастает, но в то же время нет системной...

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного...

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на...

О средствах эстетического воспитания детей старшего...

В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, ребенок, старший дошкольный возраст, изобразительное творчество...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст...

Через русское народное творчество детям легче получить первоначальное эстетическое воспитание. Проблема художественно-эстетического воспитания и развития детей всегда была одной из актуальных, а в современных условиях перехода на ФГОС ДО она приобретает...

Задать вопрос