Тенденции передового мирового опыта в развитии коммуникаций парламента с обществом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 03.12.2019

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Рахманов, Д. К. Тенденции передового мирового опыта в развитии коммуникаций парламента с обществом / Д. К. Рахманов, Мафтуна Кабилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64662/ (дата обращения: 25.04.2024).



Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в качестве одного из приоритетных направлений совершенствования системы государственного и общественного строительства предусмотрено совершенствование системы общественного управления, в частности, широкое внедрение эффективных механизмов диалога с народом.

В ходе изучения мирового опыта, в целом можно констатировать, что принципиальной разницы в основных механизмах коммуникаций парламента с обществом в нашей стране и за рубежом не наблюдается.

Взаимодействие Олий Мажлиса с обществом осуществляется посредством так называемых коммуникативных каналов, использующих установленные законодательством средства или способы такого взаимодействия.Исходя из положений действующего законодательства одним из основныхканалов коммуникаций парламента с обществом является рассмотрение обращений граждан. Следует отметить, что порядок подачи обращений граждан в государственные органы регламентируется отдельным законом. Такой порядок присущ правым системам бывшего союзного государства (Россия, Казахстан, Украина, Киргизия, Азербайджан и др.), при этом, особенности рассмотрения обращений парламентом дополнительно определяются и регламентами парламентов, что приводит к дублированию норм в этих странах.

За рубежом процедура рассмотрения обращений граждан, поступающих в парламент, в основном, закреплена в регламентах парламентов (Германия, Австралия, Франция, и других европейских странах).Закрепление механизма рассмотрения обращений граждан, поступающих в парламент в рамках отдельного нормативно-правового акта, практикуется лишь в некоторых странах Европы (Великобритания, Финляндия). В Германии принят отдельный закон, регламентирующий работу Комитета по петициям Бундестага.

Механизм рассмотрения обращений граждан парламентом: определение формы и вида обращений, порядок регистрации и контроля за своевременным реагированием на обращения существует во многих странах.

В тоже время, за рубежом активно возникают и развиваются другие каналы коммуникаций парламента с обществом.

Так, в системе парламентов многих стран (Австрия, Бельгия, Чехия, Голландия, Великобритания, Германия), действуют специальные парламентские комитеты, основной задачей которых является получение, оформление, распределение, рассмотрение, разрешение, поступающих в парламент обращений, а также осуществление информационно-аналитической работы по обращениям (мониторинг, обобщение и анализ).

В отдельных странах (Дания, Италия, Португалия, Швейцария, Сербия),

в дополнение к комитетам действуют специально организованные для рассмотрения обращений граждан рабочие группы или отдельные формирования (отделы) работающие на улучшение коммуникаций парламента с обществом.

В организации коммуникации с обществом практикуется создание отдельных фондов по стимулированию деятельности местных представительных органов. Каждый избранник из своего округа имеет доступ к фонду, и, на основании изучения актуальных потребностей своего округа (благоустройство, коммуникации, образование, здравоохранение) принимает решение о выделении, либо не выделении, из фонда необходимой суммы на решение того или иного вопроса.

Большинство парламентов пытается улучшить связь с обществом путем проведения дней «открытых дверей» и организации различных культурно-массовых мероприятий. Эти мероприятия продвигают идею того, что, чтобы заинтересовать людей в действенности парламента, нет ничего лучше, чем прямой, физический доступ. В Германии, Франции, и некоторых других странах активно развивается деятельность парламентских пресс-центров, призванных освещать, популяризировать и привлекать внимание общественности к активному участию в деятельности парламента. Трансляция парламентских заседаний как на своих собственных каналах, так и в сотрудничестве с другими телеканалами по радио и телевидению заметно расширяет круг заинтересованной аудитории [1].

В деятельности парламентов широко распространено движение по формированию и развитию организаций мониторинга парламентской деятельности.

В настоящее время в мире существует более ста девяноста одной подобной организации, наблюдающих за деятельностью более восьмидесяти национальных парламентов [1]. Их широкое распространение свидетельствует о том, что деятельность организаций-посредников, которые «ретранслируют» информацию в народ понятным и доступным для восприятия языком, по ходу обобщая и оценивая деятельность их политических представителей, находит широкую поддержку среди общественности.

Как справедливо отмечает Грег Пауэр, директор социального фонда «Глобальные партнеры и союзники»: «Эта тенденция к большей открытости, прозрачности и независимой внешней оценке идет вразрез со многими традиционными идеями политического представительства. Многие политики с недоверием относятся к таким новшествам, особенно к роли публичного комментатора, которую берут на себя организации мониторинга. Без сомнения, подобные институты представляют собой вызов политикам, но, в тоже время, предлагают парламентам возможность осознать, насколько они способны заинтересовать аудиторию в своей деятельности» [1].

Социологические опросы по всему миру свидетельствуют о склонности избирателей судить о парламентариях, скорее, по их способности решать проблемы на местном уровне, чем по законодательной деятельности или осуществлению парламентского надзора.

Таким образом, не вызывает сомнений необходимость улучшения коммуникационных связей между парламентом и обществом, разработка в этой связи лучших стратегических планов по укреплению продуктивного взаимодействия с электоратом. Задача парламентских систем ведущих стран мирового сообщества заключается не только в расширении и улучшении коммуникативных связей с обществом, но и в улучшении качества удовлетворения запросов электората. В этой связи необходимо усовершенствовать существующую в нашей стране систему удовлетворения обращений и запросов граждан соблюдая следующие концептуальные положения:

1) осуществление поиска и определения политических решений для общих проблем, не ограничиваясь решением частных вопросов: движение от специфического к стратегическому;

2) осуществление поиска решений, которые будут выгодны определенным категориям, группам людей, а не только отдельным лицам: движение от индивидуального к коллективному;

3) определение оптимальных способов для системного использования опыта по удовлетворению интересов электората, как в парламентской (законотворческой), так и в политической деятельности: движение от локального к национальному.

Как отметил Глава нашего государства: «…актуальные проблемы, какой бы сферы или отрасли они ни касались, открыто обсуждаются и решаются с участием населения. Все решения принимаются с учетом мнений, запросов и обращений нашего народа» [2]. Активное участие в достижении большего народного участия в законотворческом и политических процессах наблюдается во многих парламентах мира, частично из-за понимания возрастающего желания народа обладать большим влиянием на ключевые политические вопросы, а также благодаря осознанию парламентариями и политиками значимости вовлечения общественного мнения в законодательный процесс и процесс общественного контроля.

Обеспечение участия общественности в правотворческом процессе имеет важное значение как для развития гражданского общества и построения правового государства в целом, так и для фактической реализации гражданами своих законных интересов. Открытость парламента и прозрачность процедур всех сторон его деятельности позволит продемонстрировать реализацию, не на словах, а на деле, намеченных реформ, установить подлинную атмосферу взаимного доверия между парламентом и обществом, повысить ответственность органов публичной власти за результаты своей деятельности.

Расширение каналов коммуникаций и качественное улучшение их функционирования послужит раскрытию потенциала возможностей для граждан и их объединений в оказании прямого влияния на содержание управленческих публично-властных решений, обеспечивающих результативность государственного и общественного строительства.

Участие граждан, общественных объединений и иных негосударственных организаций в правотворческом процессе обеспечивает установление баланса между государственными и общественными интересами, что, безусловно, является необходимым условием стабильного функционирования любого государства.

Следовательно, изучение деятельности парламентов зарубежных стран и имплементация передового зарубежного опыта в сфере развития коммуникативных связей парламента с обществом в свете осуществляемых в нашей стране широкомасштабных реформ имеет первостепенное значение.

Литература:

  1. Глобальный парламентский отчет / Изменяющийся характер парламентского представительства — Ташкент: Baktria press, 2012. — 124 с.
  2. Доклад Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на видеоселекторном совещании, посвященном анализу деятельности палат парламента и политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 июля 2017 года. /http://uza.uz/ru/politics/parlament-nashey-strany-dolzhen-stat-shkoloy-istinnoy-demokr-13–07–2017
Основные термины (генерируются автоматически): общество, парламент, активное участие, Великобритания, деятельность, общественное строительство, правотворческий процесс, рассмотрение обращений граждан, регламент парламентов, решение, связь.


Похожие статьи

Парламент Великобритании. Палата общин. Формирование...

Британский парламент — один из старейших парламентов мира (часто его называют

Активное избирательное право. Палата общин в составе 650 членов избирается сроком на пять лет.

Закон предоставляет также право участвовать в парламентских выборах гражданам...

Правотворческий процесс как стадиальность правотворческой...

Категория «юридический процесс» активно исследуется современными теоретиками

Основной задачей правовых норм является регулирование общественных отношений, для ее

Четыре стадии правотворческого процесса выделяет В. Ю. Картухин: правотворческая...

Проблемы взаимодействия палат парламента Российской...

1) в двухпалатном парламенте, решение, единогласно принятое одной из палат

Тем самым большинство членов парламента уступает меньшинству его членов

3) имея различный состав, а также способы формирования палаты индуцируют в деятельности парламента...

Взаимодействие как необходимое условие трансформации...

Современный парламент — это государственный представительный орган, обладающий всей полнотой законодательной власти, отвечающий за разработку и принятие законов. Парламент как избираемый орган народного представительства является одним из наиболее значимых...

Краудсорсинг и демократия в Российской Федерации

«Российская общественная инициатива» (РОИ) был создан

Инициатива в течение не более двух месяцев проходит предварительное рассмотрение в экспертной

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан...

Проблемы качества российского законодательства и перспективы...

В сфере федерального законотворчества обоснованное беспокойство общества вызывает постоянно нарастающий объем бессистемных изменений в действующее законодательство, не опирающихся на четкую концепцию правовой политики в определенной сфере.

«Мы рады, что нас вывела из этого столетия такая, как вы»: 27...

Одной из тех, кто вошел в парламент от лейбористов, стала многолетний депутат от округа Западный

Благодаря своей активной позиции в парламенте, она обеспечила себе доверие партии и

Но практическая деятельность противоречила традициям английского парламента...

Молодежный парламентаризм - инструмент политического...

В статье анализируются механизмы, способствующие вовлечению молодежи в общественные процессы через институты, на которые молодежь может повлиять при решении собственных проблем и одновременно приобщиться к демократическим ценностям гражданского общества.

Теоретические проблемы законотворческой деятельности...

В статье анализируются основные проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации. На основе проведенного анализа делаются выводы и предложения по совершенствованию законотворческой деятельности в России.

Качество рассмотрения обращения граждан, или Борьба...

Ключевые слова: обращение граждан, рассмотрение обращения, «отписка», повторное обращение.

Чаще всего целью обращения граждан является решение личного жизненного вопроса. С момента направления обращения в органы местного самоуправления или к...

Похожие статьи

Парламент Великобритании. Палата общин. Формирование...

Британский парламент — один из старейших парламентов мира (часто его называют

Активное избирательное право. Палата общин в составе 650 членов избирается сроком на пять лет.

Закон предоставляет также право участвовать в парламентских выборах гражданам...

Правотворческий процесс как стадиальность правотворческой...

Категория «юридический процесс» активно исследуется современными теоретиками

Основной задачей правовых норм является регулирование общественных отношений, для ее

Четыре стадии правотворческого процесса выделяет В. Ю. Картухин: правотворческая...

Проблемы взаимодействия палат парламента Российской...

1) в двухпалатном парламенте, решение, единогласно принятое одной из палат

Тем самым большинство членов парламента уступает меньшинству его членов

3) имея различный состав, а также способы формирования палаты индуцируют в деятельности парламента...

Взаимодействие как необходимое условие трансформации...

Современный парламент — это государственный представительный орган, обладающий всей полнотой законодательной власти, отвечающий за разработку и принятие законов. Парламент как избираемый орган народного представительства является одним из наиболее значимых...

Краудсорсинг и демократия в Российской Федерации

«Российская общественная инициатива» (РОИ) был создан

Инициатива в течение не более двух месяцев проходит предварительное рассмотрение в экспертной

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан...

Проблемы качества российского законодательства и перспективы...

В сфере федерального законотворчества обоснованное беспокойство общества вызывает постоянно нарастающий объем бессистемных изменений в действующее законодательство, не опирающихся на четкую концепцию правовой политики в определенной сфере.

«Мы рады, что нас вывела из этого столетия такая, как вы»: 27...

Одной из тех, кто вошел в парламент от лейбористов, стала многолетний депутат от округа Западный

Благодаря своей активной позиции в парламенте, она обеспечила себе доверие партии и

Но практическая деятельность противоречила традициям английского парламента...

Молодежный парламентаризм - инструмент политического...

В статье анализируются механизмы, способствующие вовлечению молодежи в общественные процессы через институты, на которые молодежь может повлиять при решении собственных проблем и одновременно приобщиться к демократическим ценностям гражданского общества.

Теоретические проблемы законотворческой деятельности...

В статье анализируются основные проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации. На основе проведенного анализа делаются выводы и предложения по совершенствованию законотворческой деятельности в России.

Качество рассмотрения обращения граждан, или Борьба...

Ключевые слова: обращение граждан, рассмотрение обращения, «отписка», повторное обращение.

Чаще всего целью обращения граждан является решение личного жизненного вопроса. С момента направления обращения в органы местного самоуправления или к...

Задать вопрос