Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 01.12.2019

Статья просмотрена: 384 раза

Библиографическое описание:

Таршилова, Ю. В. Основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи / Ю. В. Таршилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64595/ (дата обращения: 25.04.2024).



Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Ключевые слова: детский сад, родитель, семья, развитие ребенка, методическая поддержка, общественное воспитание, семейное воспитание, взаимодействие.

Обзор философской и психолого-педагогической литературы и исследований, посвященных изучаемой проблеме, показал, что основные подходы к изучению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи имеют глубокие корни в педагогической литературе.

Изначально ведется спор, что важнее в становлении личности является семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пользу первенства общественным учреждениям.

Я. А. Коменский подчеркивал, материнская школа является последовательностью и суммой знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем разнообразней и осмысленней становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.

Так же педагог-гуманист И. Г. Песталоцци говорил о том, что семья — основной орган воспитания, семья учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

Гениальный педагог А. С. Макаренко пытался призывать педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Он считал, что мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должен быть детский сад, как представитель государственного воспитания. При этом семейное воспитание должно играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества».

Основные идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания формировались в работах В. А. Сухомлинского, он писал, что в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Так же он подчеркивал, что основные задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если существует связь между воспитателями и родителями, устанавливаются отношения доверия и сотрудничества.

Н. Ф. Виноградова, А. Г. Гогоберидзе, Е. В. Губанихина, В. А. Деркунская, Л. В. Загик, В. В. Квитковский, Д. Лешли изучали вопрос успешности родителей в вопросах обучения и воспитания детей, а так же вопрос реализации родительских возможностей связанных с взаимодействием ДОУ и семьи. Среди основных проблем взаимодействия между родителями и дошкольным учреждением авторы отмечают отсутствие доверия, взаимопонимания между детским садом и родителями, а также недостаточную педагогическую компетентность.

За частую родители не всегда откликаются на желание педагогов к сотрудничеству, не проявляют интереса к объединению усилий по воспитанию их детей, а воспитатели ждут от взаимодействия с родителями гораздо большего. Поэтому можно предположить, что взаимодействие родителей и воспитателей в определенной степени носит односторонний характер. В исследованиях Л. Р. Миронова, В. С. Мухина, Л. В. Трубайчук говорится о недостаточном заинтересованном подходе воспитателя к взаимодействию со специалистами, недостаточное владение знаниями о специфики тех или иных форм общения с родителями и не соблюдение основных требований к организации, отсутствие комплексного подхода к развитию ребенка.

Исследователи Г. А. Волкова, Ю. Ф. Гаркуша, С. Т. Григорян, Г. В. Гуровец, Л. Н. Ефименкова, Д. А. Леонтьев, Л. А. Петровская обращают внимание на значение семьи в процессе педагогического воздействия на дошкольников и считают организацию верного семейного воспитания одним из основных условий создания среды для их развития.

Такие ученые, как Н. Л. Крылова, А. Г. Лидерс, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова, А. Г. Московкина, Н. В. Новоторцева поднимают вопрос об использовании педагогических возможностей семьи ля формирования у родителей мотивированного отношения к развитию ребенка и инициативному включению в педагогический процесс.

В работах С. В. Дзетовецкой, Л. Р. Миронова поднимается вопрос повышения уровня образования родителей, их способности к рефлексивной деятельности, а так же говорится о установлении родителями партнерских, доверительных отношений с образовательной организацией.

В основе современно подхода к взаимодействию семьи и дошкольной организации закладывается основная идея о том, что за воспитание несут ответственность родители, а остальные социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Г. А. Волкова, Ю. Ф. Гаркуша, Л. Н. Ефименкова считают, что без организации продуктивного взаимодействия в системе «педагог — ребенок — родитель» невозможно полноценное развитие ребенка.

В связи с необходимостью практики в новых методиках и технологиях взаимодействия с родителями были разработаны:

– методика обновления содержания социализации дошкольников, обеспечивающая преемственность в использовании воспитательных приемов семьи и детского сада (В. И. Сметанина, 2002);

– методика включения родителей в планирование образовательного процесса (О. В. Солодянкина, 2002);

– методики совместного с семьей оздоровления (Г. В. Глушкова, 2003; М. В. Меличева, 2006);

– технология развития воспитательного потенциала семьи — «семейный театр в детском саду» (Н. В. Додокина, 2006).

Высоко оценивая проведенные изыскания, можно констатировать, что многие задачи разработки технологий сотрудничества с родителями реже решаются исследователями, чем разработки методик.

Также не был исследован и аспект управления взаимодействием педагогов с родителями — методическая поддержка его развития. Основным и важным звеном управления детским садом представляет методическая служба, которая несет ответственность за мобилизацию и сопровождение педагогов в решении задач воспитания и обучения дошкольников, их взаимодействия с семьей. Деятельность методиста детского сада являлась предметом педагогических исследований не один раз. В работах Е. И. Колоярцева, А. И. Васильева, Т. П. Колодяжная изучались основные вопросы планирования, контроля работы с родителями. Вопрос механизма управления современным дошкольным учреждением при участии семьи был рассмотрен в исследованиях П. И. Третьякова, К. Ю. Белой.

Таким образом, в данной статье мы описали основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием ДОУ и семьи. Анализ исследований российских и зарубежных учёных (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Г. А. Волкова, Ю. Ф. Гаркуша, С. Т. Григорян, Г. В. Гуровец, Л. Н. Ефименкова, Д. А. Леонтьев, Л. А. Петровская, А. Г. Лидерс, и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как одним из важных условий эффективности в воспитании детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Гайсина Г. И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности // Учитель Башкортостана. 2010. № 6. – 113 с.}}}
  2. Гребенников И. В. Взаимодействие ДОУ и семьи/ И.В. Гребенников. – М.: ИТД «Корифей». – 112 с.
  3. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н.Григорьева, Л.Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. — № 9. – 131 с.
  4. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144 с.
  5. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. — № 1. – 249 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, семья, общественное воспитание, развитие ребенка, семейное воспитание, взаимодействие педагогов, воспитание детей, дошкольная образовательная организация, методическая поддержка.


Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного

В современном мире большое значение уделяется взаимодействию детского сада и семьи

Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Детский сад — это приобщение ребенка к коллективу, умение общаться с другими детьми.

Часто с момента поступления ребенка в детский сад родители занимают позицию

Только правильное совместное семейное и общественное воспитание способствует развитию...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Организация многоуровневой работы в дошкольном...

Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в

В Законе “Об образовании” сказано, что родители являются первыми педагогами своих детей, дошкольные учреждения создаются им в помощь.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из

Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада

Как институт поддержки и помощи семье в образовании и воспитании детей создано дошкольное общественное воспитание.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Взаимодействие или сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников на современном

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, семья, сайт, семья воспитанников, продуктивное общение...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника...

Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного

В современном мире большое значение уделяется взаимодействию детского сада и семьи

Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Детский сад — это приобщение ребенка к коллективу, умение общаться с другими детьми.

Часто с момента поступления ребенка в детский сад родители занимают позицию

Только правильное совместное семейное и общественное воспитание способствует развитию...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Организация многоуровневой работы в дошкольном...

Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в

В Законе “Об образовании” сказано, что родители являются первыми педагогами своих детей, дошкольные учреждения создаются им в помощь.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание...

Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из

Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада

Как институт поддержки и помощи семье в образовании и воспитании детей создано дошкольное общественное воспитание.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Взаимодействие или сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников на современном

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, семья, сайт, семья воспитанников, продуктивное общение...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника...

Задать вопрос