Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 16.11.2019

Статья просмотрена: 2524 раза

Библиографическое описание:

Бедарева, А. С. Особенности формирования пространственных представлений у слабослышащих детей / А. С. Бедарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64066/ (дата обращения: 26.04.2024).



Формирование пространственных представлений тесно связано с формированием мышления и речи. Ученые, занимавшиеся изучением вопроса пространственного ориентирования, установили, что их несформированность к концу дошкольного периода является одной из причин, которые вызывают затруднения при овладении детьми школьными навыками, а именно письмом, чтением, счетом.

В норме представления о пространстве у ребенка формируются за счет непосредственного восприятия пространства и слухового восприятия словесных обозначений пространственных категорий (местоположение предмета, его удаленность, пространственные отношения между предметами). У слабослышащего ребенка, в отличие от ребенка с нормальным слухоречевым развитием, количество познаваемых предметов и их свойств меньше, наблюдательность развивается медленнее, а зрительное восприятие объектов, не подкрепленное слухом, происходит менее активно, чем у ребенка с нормальным слухом из-за чего развитие пространственных представлений замедляется.

Несформированность пространственных представлений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста без должного обучения и сопровождения может сохраняться вплоть до средних и старших классов. Это обусловлено тем, что в раннем возрасте у нормально развивающегося ребенка восприятие и пространственные представления тесно связано с выполняемыми предметными действиями и при этом возникает необходимость учитывать свойства одних предметов по отношению к свойствам других предметов, их положения, в пространстве опираясь на ощущения, получаемые от своих органов чувств.

Формирование пространственных представлений, как отмечал А. А. Столяр в своем учебном пособии, происходит на основе восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий. Ж. И. Шиф считала, что у слабослышащего ребенка, в последние месяцы первого года жизни выявляются отличительные особенности, обусловленные нарушением слуха. Эти особенности заключаются в том, что количество познаваемых предметов и их свойств меньше, наблюдательность развивается медленнее, а зрительное восприятие объектов, не подкрепленное слухом, происходит менее активно, чем у ребенка с нормальным слухом.

Тугоухий от рождения ребенок, обычно имеет остатки слуха в диапазоне низких и средних звуковых частот. Эти остатки дают ребенку возможность слышать громкие низки звуки, что позволяет различать четко произносимые отдельные гласные или слоги в громкой речи взрослых. Из-за снижения слуха у ребенка с младенческого возраста сужено «ближнее» пространство, которое может быть доступно его органам чувств, из-за чего ребенок не поворачивает голову на звук и концентрирует внимание только на тех предметах, которые находятся в его поле зрения. Нарушает ориентировку в пространстве и отсутствие дифференциации окружающих звуков, слабослышащий ребенок не реагирует на издаваемые вокруг него звуки, он не поворачивает голову в стороны звучащего предмета, не чувствует разницу между удалением и приближением звука и не может определить с какой стороны доносится звук. Он не слышит голоса матери и окружающих его взрослых, весь контакт с внешним миром осуществляется только через лицо матери, ее мимику и жесты, из-за чего слабослышащие и глухие дети очень зависимы от взрослого, они постоянно ориентируются на его реакцию, что в какой-то момент начинает затормаживать личностное развитие.

Детям с нарушением слуха присущи особенности как в физическом развитии, так в формировании чувственной основы на уровне ощущений, мышления, в том числе и пространственного. Память слабослышащего ребенка отличается рядом особенностей. Значительно интенсивнее, чем у ребенка с нормальным слухом, меняются представления (происходит потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение размеров, перемещение в пространстве отдельных деталей объекта, уподобление предмета другому, хорошо известному). Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления материала, поэтому у детей затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала — слов, предложений и текстов. Специалисты отмечают, что особенности словесной памяти детей с нарушениями слуха находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития. В зрительном плане хватательные движения характеризуются отсутствием четкой дифференциации формы и величины, осязательная чувствительность в восприятии этих свойств участвует недостаточно. Отмечаются трудности восприятия перспективных изображений, пространственно-временных отношений между объектами. Затруднено восприятие предмета в движении, в необходимом ракурсе. С трудом опознается предмет, если он частично закрыт другим. Слуховая ориентировка в пространстве оказывается невозможной, из-за чего зрительный поиск объектов в пространстве значительно задерживается, так как ребенок еще не может управлять движением головы, и фиксация взора происходит только в рамках ограниченного пространства. Постепенно происходит развитие соотносящих предметных действий. Все эти изменения будут происходить спонтанно, стихийно и развиваться очень медленно и недостаточно без специального обучения.

Развитие предметной и орудийной деятельности, у ребенка с нарушением слуха, замедляется, что будет негативно сказываться не только на формировании чувственной основы, но и отразится на уровне развития мышления. Эта сторона познавательной деятельности ребенка является центральной линией в его развитии. Знания о внешних качествах предметов (форма, величина, цвет и т. д.), ребенок получает в процессе восприятия, используя при этом определенные выработанные человеком средства познания, иные средства необходимы тогда, когда возникает необходимость выделять скрытые свойства и связи объектов. Перед ребенком впервые начинают раскрываться связи между предметами, возможность воздействовать одним предметом на другой.

Часто у слабослышащих детей наблюдаются трудности в определении правой и левой стороны тела или предмета, возникают сложности при ориентировке в пространстве, что в дальнейшем вытекает в проблемы усвоения предложно-падежных конструкций, понимания и употребления грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, развитие стойких расстройств письменной речи (дислексии и дисграфии), нарушение счета.

Спонтанное усвоение пространственных представлений у детей с нарушениями слуха затруднено и иногда становится практически невозможным, из этого возникает предположение, что традиционные формы усвоения пространственных представлений будут сложны для этих детей, в связи с этим требуются альтернативные методы, облегчающие понимание и усвоение детьми с нарушениями слуха пространственных представлений.

К концу дошкольного периода, при целенаправленном обучении и воспитании в условиях специального образования, у слабослышащего ребенка формируются такие знания о пространстве как: форма (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, закругленный, выгнутый, изогнутый, продолговатый, заостренный); величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам); протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, справа, слева, горизонтально, прямо, наклонно); положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, за, перед). Овладение этими знаниями о пространстве предполагает, что ребенок должен уметь выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и употреблять соответствующие словесные обозначения в экспрессивную речь, ориентироваться в пространстве при выполнении различных операций, которые связаны с активными действиями.

Из этого можно сделать вывод, что при освоении ребенком предметных действий, у него формируются и основные компоненты мышления, в том числе и пространственные представления, но у ребенка с нарушенным слухом все эти компоненты будут формироваться в замедленном темпе, чем у ребенка с нормальным слухом. Основным условием для своевременного овладения предметными действиями, формирования всех компонентов мышления и пространственного представления, будет являться целенаправленное воспитание и обучение слабослышащего ребенка в условиях психолого-педагогического сопровождения, в котором все действия участников данного сопровождения будут направлены на ребенка и на формирование тех процессов, которые слабослышащий ребенок не сможет самостоятельно усвоить.

Литература:

1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. — Москва: Просвещение, 1964. — 304с.

2. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух [Текст] / И. Г. Багрова — Москва: Педагогика, 1989. — 127с.

3. Боровлева, Р. А. Родителям маленьких оглохших детей (начало коррекционной работы с детьми, потерявшими слух в 2,5–3 года) [Текст] / Р. А. Боролева // Дефектология. — 2003. − № 3. — С. 78–82.

4. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / Л. А. Головчиц — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304с.

5. Мусейибова, Т. А. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Мусейибова //Дошкольное воспитание. — 1970. — № 3. — С. 36–41.

6. Шиф, Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей [Текст] / Ж. И. Шиф. — Москва: Просвещение, 1968. — с. 22–39

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слабослышащий ребенок, нарушение слуха, нормальный слух, пространство, предмет, представление, дошкольный период, зрительное восприятие, чувственная основа.


Похожие статьи

Слуховое восприятиеоснова создания образов внешнего...

Роль слуха в жизни и деятельности детей с нарушением зрения значительно больше, чем у

2. Обогащение представлений детей о звуках окружающего мира.

Познавательная основа летнего развлечения для детей с нарушением зрения строится на основе совместного...

Технология развития слухового восприятия у детей...

Развитие слухового восприятия у ребенка с нарушением слуха обеспечивает не только

Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов

Состояние слуха слабослышащего ребенка также создает препятствия для его речевого развития.

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста...

У ребенка с нарушением слуха восприятие речи в большей мере зрительно-слуховое, поскольку он слишком мало слышит. Обучение глухого ребенка раннего возраста восприятию речи и устной речи опирается на формирование у него зрительного внимания к лицу...

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением...

Дети с нарушениями слуха чаще всего приходят в школу со словарным запасом, состоящим из

Единая система раннего (с периода новорожденности) выявления детей с нарушенным

Педагогический процесс в школе для слабослышащих детей должен строиться с учетом...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей...

Ключевые слова: дети с ОВЗ, слабослышащие и глухие дошкольники, психофизиологические особенности детей с нарушениями слуха, кохлеарные импланты, главные правила обучения и развития. Наше муниципальное образовательное учреждение детский сад № 229 насчитывает...

Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих...

Слабослышащие (тугоухие) — дети (лица) с частичной недостаточностью слуха

Конечно, недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению темпа в овладении речью, к

Большинство из указанных недостатков соответствует особенностям речи нормального ребенка периода...

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями...

Развитие ориентировки в прстранстве детей с нарушением зрения требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д.) Только в этом случае возможно...

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха...

-развитие речевого слуха у детей носит поэтапный характер, уровень развития речевого слуха у глухого ребёнка не всегда согласуется с

Формирование у глухих и слабослышащих детей произносительных навыков связано с необходимостью тем или иным способом вызвать у них...

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста...

10 % детей не имеют трудностей в тактильном восприятии (данная группа детей имела лёгкие фонетические нарушения речи, которые не были осложнены дизартрическим компонентом). Проведённое исследование показало, что преобладающее большинство детей страдающих...

Похожие статьи

Слуховое восприятиеоснова создания образов внешнего...

Роль слуха в жизни и деятельности детей с нарушением зрения значительно больше, чем у

2. Обогащение представлений детей о звуках окружающего мира.

Познавательная основа летнего развлечения для детей с нарушением зрения строится на основе совместного...

Технология развития слухового восприятия у детей...

Развитие слухового восприятия у ребенка с нарушением слуха обеспечивает не только

Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов

Состояние слуха слабослышащего ребенка также создает препятствия для его речевого развития.

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста...

У ребенка с нарушением слуха восприятие речи в большей мере зрительно-слуховое, поскольку он слишком мало слышит. Обучение глухого ребенка раннего возраста восприятию речи и устной речи опирается на формирование у него зрительного внимания к лицу...

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением...

Дети с нарушениями слуха чаще всего приходят в школу со словарным запасом, состоящим из

Единая система раннего (с периода новорожденности) выявления детей с нарушенным

Педагогический процесс в школе для слабослышащих детей должен строиться с учетом...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей...

Ключевые слова: дети с ОВЗ, слабослышащие и глухие дошкольники, психофизиологические особенности детей с нарушениями слуха, кохлеарные импланты, главные правила обучения и развития. Наше муниципальное образовательное учреждение детский сад № 229 насчитывает...

Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих...

Слабослышащие (тугоухие) — дети (лица) с частичной недостаточностью слуха

Конечно, недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению темпа в овладении речью, к

Большинство из указанных недостатков соответствует особенностям речи нормального ребенка периода...

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями...

Развитие ориентировки в прстранстве детей с нарушением зрения требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д.) Только в этом случае возможно...

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха...

-развитие речевого слуха у детей носит поэтапный характер, уровень развития речевого слуха у глухого ребёнка не всегда согласуется с

Формирование у глухих и слабослышащих детей произносительных навыков связано с необходимостью тем или иным способом вызвать у них...

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста...

10 % детей не имеют трудностей в тактильном восприятии (данная группа детей имела лёгкие фонетические нарушения речи, которые не были осложнены дизартрическим компонентом). Проведённое исследование показало, что преобладающее большинство детей страдающих...

Задать вопрос