Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Живая связь времён» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 17.11.2019

Статья просмотрена: 724 раза

Библиографическое описание:

Князева, Е. В. Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Живая связь времён» / Е. В. Князева, С. А. Андрианова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 286-289. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64046/ (дата обращения: 20.04.2024).



D:\Pictures\фото Музей Победы\IMG_20190125_114751.jpgD:\Pictures\фото Музей Победы\IMG_20190126_155816.jpg

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, оно не наследуется, а формируется. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование понятий: Родина, Отечество, Отчизна.

Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства является музейная педагогика. Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в типовых программах. Поэтому возникла необходимость включение музеев в единое воспитательно -образовательное пространство. Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить способности ребёнка, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду. В нравственно — патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек — участников Великой Отечественной войны) возможно привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству».

Ко Дню воинской славы России- Дню снятия блокады города Ленинграда в нашем детском саду состоялось открытие «Музея Победы». В музейной комнате представлены экспонаты военных лет: подлинные предметы быта советских солдат, документы, фотографии, есть боевые шинели, тельняшки, гильзы. В феврале 2019 г. наш «Музей Победы» занял почётное второе место на муниципальном конкурсе мини-музеев.

Организация работы по патриотическому воспитанию на основе исторических событий Великой Отечественной войны сложна, исторический материал труден для восприятия дошкольников. Поэтому весь материал был адаптирован к возрастным особенностям дошкольников и давался через комплекс различных форм образовательного процесса.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС; в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Новизна. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду.

Цель проекта: повышение качества образовательного процесса через создание единого целостного образовательного пространства для обеспечения познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития детей, воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Задачи проекта:

− Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада.

− Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея.

− Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.

Сроки реализации проекта: 2019–2020 г.г.

Стадии реализации проекта: проект в стадии реализации.

Ожидаемые результаты:

− у детей будут сформированы представления о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

− появится интерес к военно-патриотической музыке;

− сформируются навыки выразительного чтения;

− сформируется чувство единения и гордости за старшее поколение;

  • изменятся приоритеты родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей;
  • усовершенствуется система взаимодействия между детьми, родителями и педагогами;

Этапы реализации проекта:

1 этап — Информационно-накопительный.

Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).

− Поиск инновационных форм, методов и способов по работе с вышеуказанным контингентом.

− Пополнить предметно-развивающую среду для реализации участников проекта.

− Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов.

− Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта.

− Провести анкетирование родителей с целью определения их отношения к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

2 этап— Аналитический.

После того, как были определены тема и цель проекта, подбирался наглядный материал, фото, аудио и видео материалы, книги; разрабатывались конспекты НОД по заданным темам. Были проведены обсуждения со специалистами, педагогами и родителями ДОУ о материальных и технических возможностях реализации проекта. Результатом проделанной работы явилось составление перспективного плана развития музея и работы с родителями и воспитанниками дошкольного учреждения.

Содержание

1.

Работа с музейным фондом.

Инвентаризация имеющихся музейных предметов.

Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.

Создание инвентарных книг (основного фонда, научно-вспомогательного фонда)

2.

Поисковая, научно-исследовательская работа.

Подготовка материалов о Ветеранах ВОВ года.

Подготовка поделок военной техники, оружия и т.п

3.

Экскурсионно- просветительская работа.

Организация экскурсий в музей воспитанников по графику

Проведение тематических занятий по теме: «Мужество и подвиг»

4

Развитие сетевого взаимодействия.

3 этап подведение итогов.

В результате проделанной работы у воспитанников появился устойчивый интерес к истории своего народа, чувство гордости за Отечество, уважительное отношение к старшему поколению, пополнились знания об исторических достопримечательностях, поселках и памятных мемориалах г. о. Подольск, повысилась заинтересованность родителей к историческим событиям, к экспонатам мини-музея детского сада, возросло желание пополнить их архивными материалами своей семьи.

Перспективный план работы сдетьми по формированию представлений оВеликой Отечественной войне

Срок

Содержание мероприятия

Ответственные

Старшая группа (5–6 лет)

1.

Январь

1.ООД «Защитники нашей Родины» (формирование представлений об армии, военных профессиях).

2.Открытие «Музея Победы».

Ст. воспитатель,

воспитатели,

родители.

2.

Февраль

  1. Прослушивание песни «Бравые солдаты» (муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной)
  2. Заучивание и обсуждение пословиц («У родного гнезда и ворона орла побивает», «Один в поле не воин», «Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха», «За край родной иди бесстрашно в бой», «Чужой земли не хотим, но и своей не дадим»).
  3. Экскурсии в мини-музей. Беседы о Великой Отечественной Войне.
  4. Участие в муниципальном конкурсе мини-музеев.

Ст. воспитатель, муз. руководитель, учитель-логопед, родители, воспитатели.

3.

Март

  1. Рассматривание картинок в тематической папке «Военная форма» и музейных экспонатов.
  2. Составление описательных рассказов на

тему: «Военная форма»

3.Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель».

Ст. воспитатель,

Воспитатели,

Учитель- логопед.

4.

Апрель

1.Беседа «Военная техника» (формирование представлений о военной технике, находящейся на вооружении российской армии)

2. Составление описательных рассказов на тему «Военная техника»

3. Беседа «На пограничной заставе» (расширение представлений о венных профессиях).

4.Прослушивание музыки Г. Свиридова «Военный марш».

5.Художественной чтение: В. Коржиков «Вот какой Пахомов!».

Ст. воспитатель,

муз. руководитель, учитель-логопед, родители, воспитатели.

6

Май

1.Заучивание стихотворения А. Усачева «Что такое День Победы?»

  1. Просмотр презентации «День Победы».
  2. Прослушивание записи объявления войны диктором Ю. А. Левитаном

4.Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны.

5.Возложение цветов к Вечному огню в мини-музее.

6.Минута Молчания.

Ст. воспитатель,

муз. руководитель, учитель-логопед, родители, воспитатели.

Подготовительная кшколе группа (6–7 лет)

1.

Январь

1. Открытие «Музея Победы».

2.. Беседа «Начало войны» (закрепление знаний о начале войны).

3.Рассматривание плаката И. Тоидзе «Родина — мать зовет!»

4.Прослушивание записи объявления войны диктором Ю. А. Левитаном.

Ст. воспитатель,

муз. руководитель, учитель-логопед, родители, воспитатели.

1

Февраль

1.Прослушивание песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача) (формирование представлений о масштабах войны, что песня стала своеобразным гимном защиты Отечества)

2.Прослушивание марша В. Агапкина «Прощание славянки».

3. Экскурсии в мини-музей. Беседы о Великой Отечественной Войне.

4.Участие в муниципальном конкурсе мини-музеев.

Ст. воспитатель,

муз. руководитель, учитель-логопед, воспитатели.

2

Март

  1. Рассматривание фотографий, книг, журналов военных лет в музее. Рассказы детей о своих родных, ушедших на войну.
  2. Беседа «Боевые награды» (формирование представлений о боевых наградах времен Великой Отечественной воины 1941–1945 гг. за подвиги, героизм, преданность Родине)
  3. Составление описательных рассказов «Боевые награды»
  4. Мастер-класс «Письмо с фронта».

Воспитатели,

родители.

4

Апрель

1.Музыкально-литературная гостиная «Кто сказал, что нужно бросить песню на войне?» (формирование представлений о песнях военных лет, истории их создания и значении в жизни людей в военное время)

2.Составление рассказов по репродукциям картин А. Локтионова «Письмо с фронта» и «У пепелища родного дома».

3.Экскурсия по мини-музею. Беседа о подвиге Подольских курсантов.

Ст. воспитатель,

муз. руководитель, учитель-логопед, родители, воспитатели

7

Май

  1. Художественное чтение В. Орлов «Парад»
  2. Прослушивание песни «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)
  3. Патриотическая акция «Георгиевская ленточка».

4.Конкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся!»

Ст. воспитатель,

муз. руководитель, учитель-логопед, родители, воспитатели

Основные термины (генерируются автоматически): музейная педагогика, Великая Отечественная Война, воспитатель, формирование представлений, детский сад, родитель, муза, муниципальный конкурс мини-музеев, образовательный процесс, военная техника.


Похожие статьи

Взаимодействие музея, детского сада и семьи в практике...

На третьем этапе — формирование активной позиции и сознательного участия родителей в

Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная...

Музей боевой славы как инновационная форма работы по...

Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение.

Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные формы деятельности, включающие в себя

Привлечение родителей к участию в создании в ДОУ минимузеев является показателем эффективного сотрудничества педагогов с...

Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы...

Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к

Мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре

Открытие мини-музея сопровождалось ярким, детским костюмированным представлением...

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников...

Использование музейной педагогики и стало благодатным условием, когда семья активно включилась в процесс формирования познавательного интереса и

Мини-музей народного быта помогает восстановить и укрепить часто потерянные и ослабленные в современном мире...

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

Музейная педагогика в ДОУ — область образовательно-воспитательной деятельности

образовательная — помогает решать практически все задачи дошкольного образования и

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Система работы с детьми и родителями по организации...

Мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в

В создании мини-музея принимали активное участие не только воспитатели с детьми, но и

музейная педагогика, инновационная технология, мини-музей, технология проектирования...

Формирование представлений детей дошкольного возраста...

Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия

Создание мини - музеев в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких

Мини - музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а...

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной...

детский сад, музейная педагогика , Великая Отечественная война, музей , ребенок

Музейная педагогика — это научно -практическая дисциплина на стыке музееведения , педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и...

Похожие статьи

Взаимодействие музея, детского сада и семьи в практике...

На третьем этапе — формирование активной позиции и сознательного участия родителей в

Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная...

Музей боевой славы как инновационная форма работы по...

Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение.

Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные формы деятельности, включающие в себя

Привлечение родителей к участию в создании в ДОУ минимузеев является показателем эффективного сотрудничества педагогов с...

Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы...

Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к

Мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре

Открытие мини-музея сопровождалось ярким, детским костюмированным представлением...

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников...

Использование музейной педагогики и стало благодатным условием, когда семья активно включилась в процесс формирования познавательного интереса и

Мини-музей народного быта помогает восстановить и укрепить часто потерянные и ослабленные в современном мире...

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

Музейная педагогика в ДОУ — область образовательно-воспитательной деятельности

образовательная — помогает решать практически все задачи дошкольного образования и

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Система работы с детьми и родителями по организации...

Мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в

В создании мини-музея принимали активное участие не только воспитатели с детьми, но и

музейная педагогика, инновационная технология, мини-музей, технология проектирования...

Формирование представлений детей дошкольного возраста...

Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия

Создание мини - музеев в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких

Мини - музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а...

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной...

детский сад, музейная педагогика , Великая Отечественная война, музей , ребенок

Музейная педагогика — это научно -практическая дисциплина на стыке музееведения , педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и...

Задать вопрос