К вопросу о правовом статусе туристического агентства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.11.2019

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Асатрян, З. А. К вопросу о правовом статусе туристического агентства / З. А. Асатрян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64022/ (дата обращения: 16.04.2024).



На рынке туризма в России прослеживается очевидная зависимость туристических операторов от туристических агентств. Туроператоры нередко диктуют собственные условия, которые можно назвать дискриминационными. Однако, если создать партнерские союзы туристических агентств, которые, объединившись смогут заявить о своих проблемах, то ситуация может измениться в лучшую сторону не без участия государства.

Ключевые слова: туроператор, турагентство, агентский договор, условия сотрудничества.

Туристическое агентство, туристический оператор и турист — основные субъекты тех правоотношений, которые складываются на рынке туризма [1]. И в данном треугольнике в наиболее уязвимом, на наш взгляд, положении находится туристическое агентство.

Существуют некоторые характерные особенности в договорных взаимоотношениях между оператором и агентом. Подобные соглашения ставят туристические агентства в более уязвимое положение. Например, если турист, он же потребитель продукта, который предлагается туристическим агентством, откажется от совершения путешествия, то у турагентства возникнут финансовые задолженности перед туроператором. В рассматриваемом случае турагентство обязуется возместить понесенные затраты. Известно, что в подобной ситуации турагентству придется выплатить штрафные санкции, ведь считается, что туристическое агентство нарушило условия договора и реализации турпродукта, что отражено в ФЗ “О защите прав потребителей”. Но если турист приобретает страховку от невыезда, то у его контрагента появляется возможность обезопасить себя от штрафов. Добавим также, что страховые агентства признают в качестве страхового случая такие обстоятельства, смерть или болезнь туриста или его родственника; госпитализация туриста; повестка из военкомата или в суд; отказ в выдаче визы. Все остальные причины, по которым турист не совершает путешествие, не спасут туристические агентства.

Также дискриминационным условием для турагентства является изменение стоимости турпродукта, даже если бронирование было подтверждено. Обычно, причиной увеличения стоимости может стать изменение курсов валюты или же рост транспортных тарифов. Если туриста не устраивают изменения в стоимости, то тур может быть аннулированным, и опять же турагентство возмещает туроператору понесенные затраты. Действительно, если турист уже совершил бронирование тура, и после отплаты стоимость тура изменилось, и туроператором был выставлен новый счет, то соответственно турагентство вынужденно оплачивать разницу из собственных средств, так как не имеет права требовать доплату с туриста в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей». Бывают случаи, когда, как констатируют работники туристической отрасли, причиной подобной ситуации могут быть и «технические ошибки менеджера», и «сбой в системе онлайн-бронирования», «неточные данные, представленные туроператору принимающей компанией» и т. п. И в таком случае финансовые потери так же несет турагентство.

Есть ещё одно неблагоприятное условие, которое так же является неким грузом в деятельности турагентства. Встречаются случаи, когда по договору туроператор имеет право производить замену туристических услуг, входящие в турпродукт. Это значит, что турист перед отъездом в тур узнает об каких-либо изменениях, например, таких как: изменение отеля, рейса, аэропорт вылета и т. д. Как правило, столкнувшись с этим, турист, предъявляет свои обвинения в адрес турагентства, менеджер которого, по мнению туриста, совершил ошибку при бронировании, либо выбрал недобросовестного туроператора. Подобные обстоятельства приводят к потери доверия туристического агентства со стороны потребителя конечного продукта.

Нередко туристическое агентство может пострадать и в силу так называемых технических ошибок туроператора. Причинами этого может служить недостаточный контроль деятельности сотрудников со стороны руководства.

Примерами подобных ситуаций могут быть:

  1. Недостоверная информация, полученная от менеджера туроператорской фирмы, когда агент, обратившийся в call-центр, получает неверную информацию по курорту.
  2. Отсутствие на сайтах туроператоров достоверной, актуальной информации о курорте, в связи с этим агенту приходится перепроверять указанную информацию на сайте в более достоверных источниках.

Пожалуй, единственной положительной стороной отечественного законодательства в деле защиты прав туристического агентства может послужить тот факт, что данные субъекты правоотношений могут самостоятельно решить, с кем из туроператоров могут быть построены взаимовыгодные отношения.

Считается, что оценить туроператоров в целях налаживания сотрудничества возможно на основе сравнения по критериям правоспособности, кредитоспособности и дееспособности.

  1. Правоспособность показывает наличие юридического основания заниматься туристической деятельностью, оно подтверждается с помощью свидетельства о регистрации идентификационным номером в Едином федеральном реестре туроператоров.
  2. Кредитоспособность туроператора демонстрирует наличие финансовых средств для своевременных и полных расчетов по заключаемым сделкам. Оно подтверждается финансовым обеспечением.
  3. Дееспособность — есть наличие возможности выполнять все обязанности, из условий заключенной сделки, подтверждается опытом работы, объемами продаж, уровнем специализаций, ассортиментом предлагаемых туров и услуг и т. д.

Как правило, для проверки качественной работы контрагенты обращаются к сайту операторов. Также о профессионализме работы туроператора можно сделать некоторые выводы на основе телефонных звонков. Ну а о финансовой стабильности туроператора может сказать вознаграждение агента. Реальное фактическое вознаграждение, как правило, меняется в пределах 9–12 % от стоимости тура. Также при выборе партнера-туроператора учитываются мнение коллег, агентов, отзывы туристов.

«Туризм на современном этапе развития экономики России занимает все более значимое место» [2]. Однако на рынке туризма существует определенная зависимость турагентств от туроператора. Пока еще отечественный законодатель не предусмотрел способы решения данной проблемы. Но ситуация может измениться не только после внесения принятия необходимых нормативно-правовых актов, но и с помощью создания ассоциаций и партнерских союзов, при котором уязвимые субъекты правоотношений, объединившись, смогут массово заявить о своих проблемах и добиться внесения изменений в отечественное законодательство.

Литература:

1. Правовое обеспечение туризма: учебник. / коллектив авторов; под общ.ред. Е. Л. Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.

2. Гольц Т. В. Проблемы регулирования защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания в России // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2010. — № 1. — С.53–60.

Основные термины (генерируются автоматически): туристическое агентство, туроператор, рынок туризма, турагентство, турист, агентство, отечественное законодательство, подобная ситуация, стоимость тура.


Похожие статьи

Проблемы и особенности регулирования предпринимательской...

Ключевые слова: реестр турфирм, «туристическое пиратство», лицензия, туроператор, агентство. Зарождению туризма Россия обязана купцам, поскольку во всем мире они являются основателями данной сферы деятельности. Дальнейшее развитие туризм получил благодаря...

Правовое регулирование туристической деятельности...

на туристическое обслуживание без оплаты исполнителю (туроператору, турагенту)

При анализе действующего законодательства в сфере туризма, возникают некоторые пробелы

Комплектуя из услуг туры, туроператор заключает с турагентом агентский договор для...

Анализ современного состояния выездного туризма в России

Ключевые слова: рынок туристских услуг, выездной туризм, туристические потоки, глобализация мировой туристской индустрии.

2008 г. выдался для туроператоров неплохим, он дал хороший результат в сфере выездного туризма. В 2008 г. россияне совершили 11,3 млн...

Становление туристского законодательства в новейшей России

Подобная ситуация может принести дивиденды одним субъектам туристического бизнеса в

Ключевые слова: рынок туристских услуг, выездной туризм, туристические потоки

внутренний туризм, Россия, москва, Крым, турист, Татарстан, российская Федерация, сфера...

К вопросу о защите прав туриста | Статья в журнале...

Как известно, туристический сектор представляет собой одну из наиболее чувствительных к

Случаи банкротств туристических агентств и операторов в России широко известны.

В подобных случаях мы наблюдаем нарушение имущественных прав отечественных туристов.

Анализ деятельности туроператоров и турагентов на предмет...

Ставропольский край имеет развитый туристический комплекс, а также большое количество туроператоров и турагентов, работающих на его

В связи с нестабильной ситуацией в сфере туризма последних лет в нашей стране многие турфирмы прекратили свое существование...

Проблемы разграничения ответственности между...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Согласование штрафных санкций и ответственности туроператора за аннуляцию тура.

Онлайн-туризм: перспективы и прогнозы развития

Туристские агентства, работая в системе онлайн-продаж, подвергают свою компанию

Рынок онлайн-продажи отелей включает в себя два вида: – для клиента (турист сам формирует

Высокодоходный и стабильный бизнес на рынке онлайн-туризма, предполагает заключение...

Электронная путевка как новое веяние в правовом регулировании...

Ключевые слова: туристическая деятельность, онлайн-туризм, электронная путевка. На сегодняшний день в мире наблюдается стремительное развитие рынка онлайн-туризма, который набирает существенные обороты и в России. В частности, по оценкам экспертов, в...

Формирование индивидуальных туров: стратегия эволюции...

Сложившаяся на сегодняшний день нестабильная ситуации на рынке туристских услуг

Стади-туры предназначены для сотрудников и представителей турагентств, которые

В агентствах нет четких параметров или стандартов формирования индивидуальных туров.

Похожие статьи

Проблемы и особенности регулирования предпринимательской...

Ключевые слова: реестр турфирм, «туристическое пиратство», лицензия, туроператор, агентство. Зарождению туризма Россия обязана купцам, поскольку во всем мире они являются основателями данной сферы деятельности. Дальнейшее развитие туризм получил благодаря...

Правовое регулирование туристической деятельности...

на туристическое обслуживание без оплаты исполнителю (туроператору, турагенту)

При анализе действующего законодательства в сфере туризма, возникают некоторые пробелы

Комплектуя из услуг туры, туроператор заключает с турагентом агентский договор для...

Анализ современного состояния выездного туризма в России

Ключевые слова: рынок туристских услуг, выездной туризм, туристические потоки, глобализация мировой туристской индустрии.

2008 г. выдался для туроператоров неплохим, он дал хороший результат в сфере выездного туризма. В 2008 г. россияне совершили 11,3 млн...

Становление туристского законодательства в новейшей России

Подобная ситуация может принести дивиденды одним субъектам туристического бизнеса в

Ключевые слова: рынок туристских услуг, выездной туризм, туристические потоки

внутренний туризм, Россия, москва, Крым, турист, Татарстан, российская Федерация, сфера...

К вопросу о защите прав туриста | Статья в журнале...

Как известно, туристический сектор представляет собой одну из наиболее чувствительных к

Случаи банкротств туристических агентств и операторов в России широко известны.

В подобных случаях мы наблюдаем нарушение имущественных прав отечественных туристов.

Анализ деятельности туроператоров и турагентов на предмет...

Ставропольский край имеет развитый туристический комплекс, а также большое количество туроператоров и турагентов, работающих на его

В связи с нестабильной ситуацией в сфере туризма последних лет в нашей стране многие турфирмы прекратили свое существование...

Проблемы разграничения ответственности между...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

Согласование штрафных санкций и ответственности туроператора за аннуляцию тура.

Онлайн-туризм: перспективы и прогнозы развития

Туристские агентства, работая в системе онлайн-продаж, подвергают свою компанию

Рынок онлайн-продажи отелей включает в себя два вида: – для клиента (турист сам формирует

Высокодоходный и стабильный бизнес на рынке онлайн-туризма, предполагает заключение...

Электронная путевка как новое веяние в правовом регулировании...

Ключевые слова: туристическая деятельность, онлайн-туризм, электронная путевка. На сегодняшний день в мире наблюдается стремительное развитие рынка онлайн-туризма, который набирает существенные обороты и в России. В частности, по оценкам экспертов, в...

Формирование индивидуальных туров: стратегия эволюции...

Сложившаяся на сегодняшний день нестабильная ситуации на рынке туристских услуг

Стади-туры предназначены для сотрудников и представителей турагентств, которые

В агентствах нет четких параметров или стандартов формирования индивидуальных туров.

Задать вопрос