Правовая природа неналоговых платежей в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.11.2019

Статья просмотрена: 294 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова, С. А. Правовая природа неналоговых платежей в Российской Федерации / С. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63929/ (дата обращения: 19.04.2024).



Помимо платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, существуют еще и неналоговые платежи, регулируемые иным законодательством. Данные неналоговые платежи не попадают под категорию налогов и сборов, однако по своей сути представляются таковыми, обладая основными признаками налогов и сборов. Помимо всего прочего они повышают процент налоговой нагрузки на физических и юридических лиц.

Вызывает трудности составление закрытого перечня таких обязательных платежей, не регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации. Появляются все новые и новые платежи обязательного характера. Обязательные платежи, не включенные в систему налогов и сборов, «представляют собой некую «бессистемную» совокупность иных («условно неналоговых») публичных обязательных платежей, регулируемых разного рода нормативными правовыми актами, отличающимися своей юридической силой и содержанием». [1, с. 87] Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что сложно говорить о совокупности обязательных бюджетных платежей как о системе. Исходя из различных потребностей, применяя, как правило, формальные критерии (в частности, отрасль законодательства, регулирующую тот или иной платеж), выделяют те или иные разновидности платежей обязательного характера, причем зачастую используют различные основания для деления. Особенно ярко это проявляется в делении бюджетных доходов на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

В 2017 году на официальном сайте Правительства Российской Федерации был размещен План систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, который имеет большое значение на пути к унификации таких платежей. В опубликованном документе предусмотрено несколько важных моментов:

 установление моратория на введение новых неналоговых обязательных платежей, до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия

 инвентаризация перечня уже существующих неналоговых платежей

 определение требований к составу информации, включаемой в реестр неналоговых платежей, порядку его формирования и ведения

 определение предельных размеров неналоговых платежей

 обеспечение формирования перечня неналоговых платежей и их учета, а также обеспечение свободного доступа к информации о данных платежах. [2]

На данный момент не принят федеральный закон с общими требованиями к порядку исчисления неналоговых платежей, а также не существует какой-либо систематизации таких платежей, поэтому мы приводим свою классификацию.

К первой группе отнесем неналоговые платежи, которые поступают в бюджет и имеют безвозмездный характер (экологический сбор, утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду и др.)

Ко второй группе отнесем неналоговые платежи, которые поступают в бюджетную систему, но в отличии от первой группы носят возмездный характер (характер услуги) (плата за выписки из реестров, обязательная государственная экспертиза документации)

Третью группу составляют платежи, которые связаны с издержками организаций и направленные на выполнение обязательных требований (платежи за обязательные медицинские осмотры и диспансеризацию работников, платежи за специальную оценку условий труда, обязательные отчисления на противопожарную безопасность)

И четвертую группу составляют парафискальные сборы — платежи, которые в противовес первым двум группам поступают не в бюджетную систему, а устанавливаются в пользу юридических лиц, не являющихся органами государственной власти. К парафискалетам традиционно относят портовые сборы, страховые взносы банков в Фонд страхования вкладов.

Переходя к вопросу нормативно-правового регулирования неналоговых платежей обратимся к Налоговому кодексу Российской Федерации, где в абзаце 3 пункта 5 статьи 3 говориться о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и сборов, обладающими налоговым законодательством признаками налогов и сборов, но не предусмотренные им, либо установленные в ином порядке, чем это предусмотрено. [3] Соответственно, если какой-либо вид налога или сбора не указан в Налоговом кодексе Российской Федерации, то его неуплата не несет нарушения конституционных положений.

Минфин России согласно данным Федерального портала проектов нормативных правовых актов опубликовал законопроект о дополнении действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации двумя новыми налогами и тремя сборами из числа неналоговых платежей. [4]

На данном этапе проводятся публичные обсуждения в отношении текста проекта и его антикоррупционная экспертиза.

В свете грядущих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации рассмотрим, какими налогами и сборами будет дополнена новая редакция:

  1. Экологический налог. Под экологическим налогом будет приниматься существовавшая ранее плата за негативное воздействие на окружающую среду урегулированная на настоящий момент Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Суть закона сводится к тому, что негативное воздействие на окружающую среду является платным с указанием видов негативного воздействия.
  2. Утилизационный сбор. Данный вид сборов объединит уже существующие неналоговые экологический и утилизационные сборы, которые на настоящий момент урегулированы Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  3. Налог на операторов сети связи общего пользования. На настоящий момент данный вид сбора урегулирован в законодательстве в качестве источника формирования резерва универсального обслуживания в виде обязательных отчислений операторов связи общего пользования Федеральным законом от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».
  4. Гостиничный сбор. Данный вид сбора заменит существующий курортный сбор, введенный Федеральным законом от 29.07.2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае», являющийся платой за пользование курортной инфраструктурой в пределах субъекта Российской Федерации определенного законом.
  5. Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения. Предполагается, что данный сбор заменит существующую плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 504.
  6. Что же касается иных неналоговых платежей, не вошедших в проект внесения изменений в Налоговых кодекс Российской Федерации, то возможными причинами, поспособствовавшими этому, являются их возмездный характер относительно налогов и сборов, указанных выше, или указанные неналоговые платежи вовсе не поступают в бюджетную систему государства.

Рассмотрим нормативное правовое регулирование некоторых из таких платежей:

– плата за проведение государственной проектной документации регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

– плата на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируется Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

– патентные пошлины регулируются Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 941 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода…», от 14 сентября 2009 г. № 735 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лица и договоров распоряжения этим правом»;

– консульские сборы регулируются Федеральным законом «Консульский устав Российской Федерации» от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ. К данному виду сборов относятся сборы за совершение должностными лицами консульских действий, а также сборы в счет возмещения фактических расходов, которые связаны с совершением указанных действий;

– портовые сборы регулируются Приказом Минтранса РФ от 31 октября 2012 г. № 387 «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации», в соответствии с которым сборы данного вида подразделяются на: корабельные, канальные, лоцманские, маячные, навигационные, ледокольные, транспортной безопасности акватории морского порта и экологические;

– страховые взносы банков в фонд обязательного страхования вкладов регулируются Федеральным законом от 23 декабря 2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».

Приведенные выше примеры неналоговых платежей не являются полным перечнем. Упорядочивание и систематизация данной категории платежей – процесс достаточно сложный и долгий, и остается только ждать в скорейшем времени завершения работы по формированию реестра и перечня таких платежей.

Литература:

  1. Васильева Н. В. Система обязательных платежей в Российской Федерации: современное состояние и проблемы правовой регламентации // Вестник университета им. Кутафина. — 2018. — № 9. — С. 87–96.
  2. План мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей, закреплению в законодательстве Российской Федерации единых правил установления, исчисления и взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования (утв. Правительством РФ 09.08.2017) // Правительство России. URL: http:government.ru (дата обращения: 10.11.2019).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // СПС Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2019).
  4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации» (подготовлен Минфином России) // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http:regulation.gov.ru (дата обращения: 10.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, платеж, сбор, Налоговый кодекс, негативное воздействие, окружающая среда, общее пользование, Постановление Правительства, бюджетная система, возмездный характер.


Похожие статьи

К вопросу о правовой природе курортного сбора и платежей по...

Согласно ст. 1 Налогового кодекса, систему налогов и сборов устанавливает исключительно Налоговый кодекс [1]. Отсутствие платежа в законодательстве о налогах и сборах, не включенность в систему налогов и сборов говорит о его неналоговом характере.

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале...

Создание новой местной системы налогообложения, опирающейся на Налоговый кодекс, и

Классификация и порядок исчисления. Под местными налогами и сборами понимаются

Отсутствие для большинства местных налогов и сборов инструкций министерства финансов и...

Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды...

Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем

Для официальной оценки состояния окружающей среды в Российской Федерации на

Отметим, что в сфере охраны окружающей среды предусматриваются и некоторые бюджетные доходы.

Совершенствование налогообложения в российских...

Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая).

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Налоговое планирование — законная деятельность хозяйствующего субъекта в рамках общего стратегического планирования бизнеса...

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире. В государстве действует сложная система налогообложения.

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ, но и законами субъектов РФ о...

Правовое регулирование обращения с отходами производства...

Ключевые слова: отходы, законодательство, проблемы, окружающая среда, негативное воздействие, загрязнение, безотходное

Правовое регулирование в области обращения с отходами имеет целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Устройство бюджетной системы Российской Федерации предусматривает, что региональные как и местные налоги, служат всего лишь дополнением в доходной части соответствующих бюджетов, в то время как отчисление от федеральных налогов являются главной...

Налоговое регулирование в сфере водоснабжения...

Согласно ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности...

Роль и значение региональных налогов в экономическом...

Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких

Учитывая незначительную долю региональных налогов в общей структуре налоговых

4. Постановление Правительства Российской Федерации № 621 от 12 августа 2010 года.

Похожие статьи

К вопросу о правовой природе курортного сбора и платежей по...

Согласно ст. 1 Налогового кодекса, систему налогов и сборов устанавливает исключительно Налоговый кодекс [1]. Отсутствие платежа в законодательстве о налогах и сборах, не включенность в систему налогов и сборов говорит о его неналоговом характере.

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале...

Создание новой местной системы налогообложения, опирающейся на Налоговый кодекс, и

Классификация и порядок исчисления. Под местными налогами и сборами понимаются

Отсутствие для большинства местных налогов и сборов инструкций министерства финансов и...

Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды...

Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем

Для официальной оценки состояния окружающей среды в Российской Федерации на

Отметим, что в сфере охраны окружающей среды предусматриваются и некоторые бюджетные доходы.

Совершенствование налогообложения в российских...

Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая).

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Налоговое планирование — законная деятельность хозяйствующего субъекта в рамках общего стратегического планирования бизнеса...

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире. В государстве действует сложная система налогообложения.

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ, но и законами субъектов РФ о...

Правовое регулирование обращения с отходами производства...

Ключевые слова: отходы, законодательство, проблемы, окружающая среда, негативное воздействие, загрязнение, безотходное

Правовое регулирование в области обращения с отходами имеет целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Устройство бюджетной системы Российской Федерации предусматривает, что региональные как и местные налоги, служат всего лишь дополнением в доходной части соответствующих бюджетов, в то время как отчисление от федеральных налогов являются главной...

Налоговое регулирование в сфере водоснабжения...

Согласно ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности...

Роль и значение региональных налогов в экономическом...

Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких

Учитывая незначительную долю региональных налогов в общей структуре налоговых

4. Постановление Правительства Российской Федерации № 621 от 12 августа 2010 года.

Задать вопрос