Роль народных подвижных игр в формировании нравственных качеств дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Роль народных подвижных игр в формировании нравственных качеств дошкольников / М. М. Рындина, И. А. Пикульникова, М. А. Калинина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63919/ (дата обращения: 19.04.2024).



В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И проблема заключается в том, что в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Формирование основ моральных качеств, как известно, начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, и зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы и есть главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Однако нравственные качества нельзявоспитать, лишь разъясняя ребёнку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым. Ребёнок может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что обманывать стыдно, но говорить неправду. Необходимо, чтобы ребёнок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре, прежде всего ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, учит подчинять себя правилам игры, совершенствуются нравственные оценки.

Понаблюдав за детьми, мы обратили внимание, что в их играх часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, жадность. Перед нами встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми.

Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, мы выбрали путь, который нам показался самым верным — это развивать нравственные качества личности ребёнка черезрусские народныеподвижные игры. Поэтому приняли решение использовать их во всех видах деятельности дошкольников. Русская педагогика всегда отзывалась о народном наследии не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Народные подвижныеигры представляют собой богатый материал для нравственного воспитания детей. Такая игра учит ребёнка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. [3, 46–47]

Так почему же не воспользоваться народным наследием в деле формирования нравственных качеств у дошкольников?

Воспитательное значение русских народных подвижных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов. Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни, поскольку через игру он входит в систему взаимоотношений людей. В процессе игры он усваивает систему норм и правил поведения, овладевает определенными социальными ролями, учиться подчиняться и брать ответственность на себя. [2, 18–19]

Народные подвижные игры не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что народная подвижная игра — незаменимое средство формирования у ребенка ценных морально-волевых качеств, интереса к русскому народному наследию.

Целью нашей работы является воспитание нравственной личности ребенка и приобщение его к истокам русской народной культуры через использование народных подвижных игр в различных видах деятельности дошкольников.

Для достижения цели были поставлены следующиезадачи:

− формирование устойчивого интереса к русским народным подвижным играм;

− содействие развитию двигательных способностей детей;

− воспитание нравственных качеств личности: доброты, честности, милосердия, отзывчивости, тактичности, сочувствия, взаимоуважения, чувства коллективизма;

− формирование способности справедливого оценивания своих поступков и поступков других детей;

− формирование навыков культурного поведения.

Чтобы работа по формированию нравственных качеств у дошкольников средствами народных подвижных игр велась систематически и целенаправленно, нами был разработан перспективный план для младших и старших дошкольников. Большую помощь в составлении плана оказало методическое пособие «Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (разработанная в рамках проекта «Дошкольник Белогорья»). Программа соответствует задачам ФГОС ДО. В плане нами было выделено четыре блока (по временам года), где запланированы народные подвижные игры в различных видах деятельности дошкольников — в образовательной деятельности, утренней гимнастике, прогулке, развлечениях и праздниках, самостоятельной игровой деятельности.

Для более эффективной работы в данном направлении нами была создана картотека народных подвижных игр. В ней даны описания игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Народная подвижная игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий:

− правильная организация и руководство игрой;

− правильно сформированная мотивация;

− многообразие народных подвижных игр, их эстетичность и привлекательность;

− учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

Существует классификация народных подвижных игр:

− хороводные;

− игры-забавы;

− состязательные игры;

− сезонные (обрядовые);

− игры-ловишки;

− бытовые;

− драматические (с элементами театрализованного действия);

− игры, отражающие отношение человека к природе. [7, 78–79]

Практически каждая народная подвижная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка — это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опаснуюработу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Для большего удобства нами был составлен сборник русских народных считалок. В русских народных считалках сохранились особенные черты русского характера. Благодаря этому они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают.

В своей работе последнее время используем народные подвижные игры в разных видах деятельности с детьми. Стараемся следовать разработанному перспективному плану. Дошкольники активно участвуют в народных подвижных играх во время образовательной деятельности. Например, на физкультурных занятиях они с радостью откликаются на предложение поиграть в игры-ловишки и состязательные игры. («Воробушки и кот», «У медведя во бору», «Жмурки обыкновенные», «Горелки», «Салки» и др.). Народные игры-состязания влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка.

В других видах образовательной деятельности используем игры малой подвижности, например, для проведения физкультминуток. Здесь подойдут такие игры, как «По ровненькой дорожке», «Пузырь», «Зайка серенький сидит», «Карусель» и др. Они помогают детям размяться и ненадолго отключиться от занятия, получив порцию положительных эмоций. Игры малой подвижности включаем и в некоторые режимные моменты. Например, в утреннюю гимнастику. Проводя их в заключении комплекса, детям дарится хорошее настроение на предстоящий день.

Во время образовательной деятельности по познавательному развитию детей очень кстати приходятся календарные народные игры, в которых принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое участие их от возраста к возрасту. В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Это такие игры, как: «Утки и гуси», «Капуста», «Морская фигура», «Слепец и поводырь» и др.

Очень большое значение в воспитании нравственных качеств имеют русские народные хороводные игры. Чаще всего их используем во время проведения праздников и развлечений. Это — игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу. [6, 26–27] Вот некоторые из них: «Хоровод», «Заря», «Петушок», «У дядюшки Трифона», «Каравай» и др. С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков, получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, терпимости и совестливости. [4, 31–32]

Во время проведения в детском саду сезонно-обрядовых праздников народные подвижные игры также нами используются. Например, на Масленицу дети вместе с педагогами с удовольствием участвуют в играх: «Гори, гори ясно», «Два Мороза», «Салки», а на Вербной неделе «Верба-вербочка», «Ручеек» и т. п. Данная категория игр помогает естественно приобщить детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Очень значительное место в нашей работе занимают народные подвижные игры напрогулке. Дети себя чувствуют на улице более раскованно, поэтому здесь им можно предложить практические любые народные подвижные игры. «Гуси-гуси», «Стадо», «Птицелов», «Бабушка-Маланья», Цепи кованые», «Водяной», Колечко», «Казаки-разбойники» и др. Вот только некоторые из игр, в которые играли и играют наши воспитанники.

Но особое внимание в своей деятельности решили уделить народной подвижной игре «Городки».Для этого был разработан и реализован краткосрочный проект «Как правильно играть в народную подвижную игру «Городки». Дошкольники в наше время слабо знают эту игру. Пришлось начинать с нуля. В проекте были выделены 5 этапов: подготовительный, проектировочный (составлен план действий), практический, аналитический, заключительный (презентация). Игра в «Городки» вызвала у детей неподдельный интерес и восторг. Она оказалась непохожей на остальные подвижные игры. И овладение этой игрой было сопряжено с некоторыми трудностями, но дошкольники справились и это стало их гордостью.

Игра в «Городки» у дошкольников воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки, терпеливости, целеустремленности. Развивает способность своевременно принимать верные решения.

Помимо этого, городки являются одной из форм организации семейного досуга и укрепления связи поколений. При обучении игре в «Городки» сначала необходимо познакомить детей с битой. Важно помнить условие для игры — детские биты должны быть доступны ребёнку по весу. Затем знакомят детей с построением городошных фигур. На карточках дети рассматривают разнообразные фигуры. А уже затем рекомендуется попросить установить первоначальные для показа фигуры классической партии — «Пушку», «Звезду», «Самолет», «Ворота», «Колодец», «Пулеметное гнездо».

После ознакомления с игровой площадкой и инвентарем для игры, участники делятся на команды. Необходимо, чтобы в каждой команде был взрослый, который объяснит детям основы техники броска и придёт в необходимый момент им на помощь — подскажет, поддержит, похвалит или, наоборот, сделает замечание, если что-то делается неправильно. Выигрывает та команда, которая выбьет большее количество городков, при меньшем количестве бросков. [5, 82–84]

В своей работе особое внимание мы старались уделять установлению тесных контактов с семьей.Ведь игра объединяет педагогов и родителей в деле воспитания нравственной культуры детей. Родители, как никто другой, заинтересованы в формировании нравственной личности, будущего гражданина своей Родины. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители нам помогают в приобретении атрибутов к народным подвижным играм или в его изготовлении своими руками. При проведении праздников и развлечений мамы и папы с удовольствием принимают участие в играх-забавах и играх-состязаниях. Создание условий для совместной двигательной деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Опыт работы по формированию нравственных качеств дошкольников средствами русских народных подвижных игр показал, что ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важное значение в формировании у ребенка нравственных чувств. В ходе народных подвижных игр дошкольники постигают умение внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками. Дети учатся подчиняться и руководить, работать только на себя и трудиться в команде. И что особенно важно, дети приобретают способность направлять свои эмоции на достижение цели, а не на соперников. Учатся не только побеждать, но и проигрывать. [1, 10–14]

Русские народные подвижные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре нормы нравственного поведения, гуманные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях.

Литература:

  1. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. — 2007, № 4 с. 10–14
  2. Иванчикова Р. И. Народные игры с детьми. Дошкольное воспитание. — 2005, № 4 с. 18–19
  3. Левицкая М. Ф. Народные подвижные игры. — СПб, Издательство Политехнического университета, 2008, с. 46–47
  4. Литвинова М. Н. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста.: Практическое пособие. — М., Айрис — пресс, 2003, с. 31–32
  5. Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. — М., МТЦ, Сфера, 2008, с. 82–84
  6. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез. 2009, с. 26–27
  7. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014, 78–79.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, народная подвижная игра, образовательная деятельность, качество, малая подвижность, народное наследие, особое внимание, различный вид деятельности дошкольников, утренняя гимнастика.


Похожие статьи

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста...

Народные подвижные игры хороши ещё и тем, что не только способствуют развитию

Разберём на конкретных примерах влияние народных подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста.

Игры большой подвижности целесообразны на первой прогулке...

Повышение уровня двигательной активности дошкольников...

Видеть ребенка здоровым, красивым, умным — желание каждого, кто находится с ним рядом. Как известно, основным важным видом деятельности у ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в психическом и физическом...

Значение народных подвижных игр для развития дошкольников

Народные подвижные игры способствуют выполнению сознательной дисциплины, воли

Дети в народные игры играют с большим удовольствием, особо веселясь, когда дело

Игра — стратегически тонко организованное культурное дошкольное пространство ребенка, в...

Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника

Игра в детском возрасте несёт в себе различную функциональную нагрузку: познавательную, организационно‐деятельную, импровизационно‐творческую, как способ педагогической деятельности она предоставляет большие возможности для формирования межличностной и...

Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство...

Надо отметить, что народная подвижная игра относится, прежде всего, к тем проявлениям деятельности, в которых ярко выражена роль движений, мотивированные сюжетами (темами, идеями) ограниченные правилами, направленные на преодоление препятствий на пути к...

Детские народные подвижные игры как средство...

Ведь народная игра — это наше детство, забавы старшего поколения — наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Ведь именно иградеятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Игра помогает преодолевать детям робость, застенчивость, подчиняясь правилам игры воспитывается организованность внимание

Активность детей в играх зависит от содержания подвижных игр, характера интенсивности движений

4. Русские народные подвижные игры.

Приобщение дошкольников к русским народным играм

Приобщая детей к русским народным играм и знакомя детей с разнообразными формами народного фольклора, мы использовали новые

 количество изданий по приобщению дошкольников к русским народным играм возрастает, но в то же время нет системной...

Подвижные игры как средство физического развития детей...

Народные подвижные игры занимают видное место среди основных средств физического

Народные подвижные игры — это виды игровых состязаний, основой которых являются

Особенно большое внимание игры с мячом оказывают на воспитание быстроты реакции...

Похожие статьи

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста...

Народные подвижные игры хороши ещё и тем, что не только способствуют развитию

Разберём на конкретных примерах влияние народных подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста.

Игры большой подвижности целесообразны на первой прогулке...

Повышение уровня двигательной активности дошкольников...

Видеть ребенка здоровым, красивым, умным — желание каждого, кто находится с ним рядом. Как известно, основным важным видом деятельности у ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в психическом и физическом...

Значение народных подвижных игр для развития дошкольников

Народные подвижные игры способствуют выполнению сознательной дисциплины, воли

Дети в народные игры играют с большим удовольствием, особо веселясь, когда дело

Игра — стратегически тонко организованное культурное дошкольное пространство ребенка, в...

Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника

Игра в детском возрасте несёт в себе различную функциональную нагрузку: познавательную, организационно‐деятельную, импровизационно‐творческую, как способ педагогической деятельности она предоставляет большие возможности для формирования межличностной и...

Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство...

Надо отметить, что народная подвижная игра относится, прежде всего, к тем проявлениям деятельности, в которых ярко выражена роль движений, мотивированные сюжетами (темами, идеями) ограниченные правилами, направленные на преодоление препятствий на пути к...

Детские народные подвижные игры как средство...

Ведь народная игра — это наше детство, забавы старшего поколения — наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Ведь именно иградеятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Игра помогает преодолевать детям робость, застенчивость, подчиняясь правилам игры воспитывается организованность внимание

Активность детей в играх зависит от содержания подвижных игр, характера интенсивности движений

4. Русские народные подвижные игры.

Приобщение дошкольников к русским народным играм

Приобщая детей к русским народным играм и знакомя детей с разнообразными формами народного фольклора, мы использовали новые

 количество изданий по приобщению дошкольников к русским народным играм возрастает, но в то же время нет системной...

Подвижные игры как средство физического развития детей...

Народные подвижные игры занимают видное место среди основных средств физического

Народные подвижные игры — это виды игровых состязаний, основой которых являются

Особенно большое внимание игры с мячом оказывают на воспитание быстроты реакции...

Задать вопрос