Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Вокалотерапия как метод здоровьесберегающих технологий

Педагогика
28.10.2019
5103
Поделиться
Библиографическое описание
Брехова, Т. В. Вокалотерапия как метод здоровьесберегающих технологий / Т. В. Брехова, И. С. Самылова, А. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63430/.


Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, вокалотерапия.

Чтобы сохранить свою индивидуальность в современных стрессовых ситуациях, человек должен обладать высокой адаптивностью. Именно поэтому в последние годы медики, философы, психологи и педагоги уделяют большое внимание развитию у человека умения беречь свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды (экологических, социальных, психологических).

О связи здоровья с образом жизни говорили еще врачи-философы древности Алкмеон (V в. до н. э.), Гиппократ (IV — V вв. до н. э.), Эмпедокл (IV в. до н. э.), утверждающие, что поведение и образ жизни людей зависят от состояния их здоровья.

Благотворное влияние музыки на человека уже не раз доказано учеными и врачами-практиками. «Ритм, мелодия, гармония проникают в глубины человеческой психики. Человек непосредственно реагирует на ритм непроизвольными телесно-двигательными реакциями, процессами дыхания, сердцебиения и др. Такая способность музыки послужила основой для возникновения нового научного направления — музыкотерапии или лечения музыкой» [3, c. 200].

Лечебное воздействие музыки на человека использовалось в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме. «Древняя медицина, врачевание неотделимы от искусства, мифологии, философии, естествознания. Эти области научного знания в дальнейшем отделились от медицины, но в Древнем мире составляли содержание врачевания» [3, c.193].

Основой музыкотерапии стали положения античных теорий. «Пифагор считал музыку панацеей от всех болезней души и тела. С помощью различных мелодий, ритмов, ладов Пифагор успокаивал скорбь и гнев, снимал раздражительность и страх. Другими словами, музыка была своего рода „целебным составом”. Такую работу Пифагор называл „музыкальным врачеванием”» [3, c. 194]. Платон также указывал на целебное воздействие музыки и пения. Он считал, что без пения лекарство теряет свою силу. По словам Платона, хоровое пение — «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, а слово «необразованный» трактовали как «неумеющий петь в хоре». Идеи Пифагора и Платона находят свое развитие в работах Аристотеля. Он отмечал влияние музыки на человеческую этику и психику, утверждал, что «обучение пению следует начинать с молодого возраста». Изучая музыкальные лады и специфику музыкальных инструментов, он приписывал им различную степень воздействия на человека.

На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение — это естественное состояние. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием личности человека.

На сегодняшний день существует множество научных направлений, школ, центров музыкотерапии. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая — способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту [1].

Пение — род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека, а точнее его тело. Искусство пения — это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни (тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней.

Пение необходимо для укрепления здоровья человека, в нем заложена величайшая профилактика старости и многих заболеваний.

Здоровьесберегающие технологии — это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Существует ряд авторов здоровьесберегающих методик обучения певческому искусству: А. М. Егоров, В. С. Кантарович, И. И. Левидов, С. Н. Трофимова, Э.М Чарели и др.

Вокалотерапия — это один из лечебно-оздоровительных методов музыкотерапии, использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направленных на резонансную акустическую стимуляцию деятельности жизненно важных органов, оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма. Термин «вокалотерапия» введен основоположником научной музыкотерапии С. В. Шушарджаном в 1991г.

Существуют отдельные вокалотерапевтические практики: акустическая передача эмоций (Ostwald), мелодико-интонационная терапия (Spares), физвокализ, терапия звуком (Шушарджан, Попов), трансперсональная голосовая терапия (Никитин) и др.

При всем разнообразии вокалотерапевтических направлений можно усмотреть общую конструкцию вокалотерапевтической сессии. Она начинается со стартовой медитации, затем выполняется ряд дыхательных упражнений, после чего происходит индивидуальная вокализация: отдельные звуки, мелодии и слова. Сессия заканчивается финальной медитацией.

Основные задачи и цели вокалотерапии:

1) приучение организма к диафрагмальному типу дыхания;

2) улучшение состояния респираторной и кардиологической систем;

3) вибрационный массаж внутренних органов;

4) обучение психосоматическому контролированию;

5) настрой на позитив и улучшение эмоционального фона.

Упражнения вокалотерапии:

1) пропевание буквы «А» отлично снимает спазмы, положительно влияет на сердечную мышцу и желчный пузырь;

2) буква «И» воздействует на кишечник, глаза, нос и уши;

3) «О» купирует сердечные проблемы и активизирует деятельность поджелудочной железы;

4) «У» положительно влияет на органы дыхания, а также на половые органы мужчин и женщин;

5) «Ы» избавляет от болезней ушей и нормализует дыхание;

6) «Э» хорошо сказывается на функциональности головного мозга.

Полезно пропевать звукосочетания, например: «ОМ» — понижает кровяное давление, «ПА» — купирует сердечные боли, «УТ«, «АП», «АТ» — хорошо исправляют речевые дефекты, «АХ», «ОХ», «УХ» — избавляют организм от негативной энергетики и отработанных токсических веществ.

Некоторые согласные тоже являются целебными, например: «К», «Щ» — лечат ушные недуги, «Х», «Ч» — улучшает дыхание и удаляет негатив, «М» — благотворно влияет на сердце, «М», «Н» — стимулируют мозговое кровообращение.

Занятия по вокалотерапии проводятся следующим образом.

  1. Несколько минут (не больше 5) необходимо сделать упражнения для расслабления мышц шеи, лица и всего тела. Это могут быть физические упражнения на растяжение, напряжение и последующее расслабление всех групп мышц. Особое внимание нужно уделить мышцам лица и шеи, чтобы устранить скованность подчелюстных мышечных волокон.
  2. Затем необходимо минут 10 посвятить дыхательной гимнастике. Дыхательная гимнастика может заключаться в методе Стрельниковой, дыхании индийских йогов или в упражнениях нижнереберно-диафрагмального дыхания.
  3. После этого 15 минут вокальных упражнений. Необходимо настроить головной и грудной резонатор.
  4. Следующий этап — активизация артикуляции и дикции (5–7 минут). Произносятся отдельные звуки, слоги, фразы и тексты. Проводятся в форме театральности или игры. Важно тренировать четкую и эмоционально окрашенную речь. Такие упражнения снимают напряжение с мышц артикуляционного аппарата, способствуют правильному формированию звуков, а также раскрепощают человека в общем плане.
  5. 10 минут на творческое задание. Здесь возможна работа над вокальным, поэтическим или художественным произведением, небольшая театральная постановка. Задача — личный эмоциональный отклик, развитие способности самовыражаться. Если грамотно подойти к этому вопросу творческое выполнение заданий повысит самооценку, придаст уверенности в собственных способностях и силах.

Суммируя все сказанное, вокалотерапию можно назвать своеобразной «здоровьесберагающей технологией», которая не только поддерживает здоровье человека, но и укрепляет его.

Литература:

  1. Вокалотерапия. — URL: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/vokaloterapiya-lechebnaya-sila-golosa.html
  2. Казакевич А. Какая музыка полезна для здоровья. — URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13906/
  3. Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии: Учеб. пособие / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. — Екатеринбург, 2010. — 219 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
здоровьесберагающие технологии
вокалотерапия
Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 227-229):
Часть 4 (стр. 219-301)
Расположение в файле:
стр. 219стр. 227-229стр. 301

Молодой учёный