Условия получения избыточной прибыли в банковской сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Руль, Е. С. Условия получения избыточной прибыли в банковской сфере / Е. С. Руль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 1. — С. 222-223. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3234/ (дата обращения: 24.04.2024).

Начиная со второй половины XX века, наблюдается принципиальное изменение роли банков в экономических системах. Они перестают быть простыми посредниками при осуществлении расчетов и выходят на ведущие роли в экономической жизни общества. Банки становятся вполне самостоятельными хозяйствующими субъектами. При этом кредитные организации в полной мере сохранили присущие им функции, расширился лишь их список.

Сам же банковский рынок хотя и сохранил общие принципы деятельности рынка как явления в целом, но в то же время имеет значительное количество уникальных особенностей, понимание которых просто необходимо, для понимания общей картины работы этой сферы.

Из всей их совокупности следует два наиболее важных фактора. Во-первых, здесь клиенты не покупают товар, в частности банковские услуги по кредитам и ссудам, а ищут пути удовлетворения своих потребностей, и правильное их понимание является залогом успешной деятельности банка. Во-вторых, рынок банковских услуг зачастую прибегает к сегментации рынка, то есть разные услуги изначально предназначены для разных категорий клиентов.

Рынок банковских услуг России в настоящее время можно признать вполне сформировавшимся, хотя он конечно еще во многом уступает передовым экономически развитым странам. Следует отметить, что банковские системы большинства государств имеют свои характерные особенности и в чем-то остаются уникальными.

В целях данного исследования мы упростим рассматриваемую модель – сделаем ее более абстрактной. Прежде всего, в целях теоретических упрощений опустим различия в доле иностранных банков на рынке, а также выход отечественных на международные рынки. Иными словами рассмотрим замкнутую банковскую систему.

Для нашего анализа важное значение имеют параметры предлагаемых финансовых услуг. В настоящее время особое положение рынка банковских услуг обусловлено диверсификацией продуктового ряда. Первоначально данный список был достаточно узким и включал в себя лишь кредиты и депозиты, однако с развитием технологий постоянно появляются новые продукты, увеличивается их доля в общей структуре банковской деятельности.

Одной из тенденций в современной экономике является появление специализированных банков. Их существование не прекратилось даже в результате кризиса, что и может выглядеть в некоторой мере удивительным, так как они не имеют возможностей для диверсификации бизнеса.

Решение данного вопроса лежит на несколько более глубоком уровне. Дело в том, что благодаря диверсификации продуктов каждый конкретный банк конкурирует не со всеми остальными, а лишь с теми из них, кто предлагает аналогичный продукт. Иными словами банк не испытывает конкуренцию со стороны банка, расположенного на другой стороне улицы, если один предлагает клиентам исключительно услуги по переводу денежных средств, а другой занимается валютообменными операциями.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что уровень конкуренции на конкретном рынке определяется в первую очередь не количеством банков вообще, а предлагаемыми услугами. Причем нужно иметь в виду, что и при наличии сходных банковских продуктов они изначально могут быть предназначены для различной целевой аудитории.

Именно по этой причине существование и успешное развитие специализированных банков уже не может рассматриваться как нечто необычное. Напротив, сосредоточившись на конкретном сегменте рынка, банк имеет больше возможностей для успешного функционирования на нем.

Так постепенно мы подходим к главному вопросу исследования: что же необходимо для получения банками избыточной прибыли? И ответ теперь становится вполне очевидным. Обладая монопольной властью, пусть и не в абсолютном выражении, банк способен получать прибыль выше среднего удерживающего дохода, за норму которого в банковской сфере вполне логично принять величину учетной ставки.

При рассмотрении же каждого конкретного сегмента банковского рынка можно усмотреть и различные нормы доходности. Это можно объяснить с позиции различного уровня конкуренции.

Так при анализе кредитного рынка явно прослеживается тенденция к сокращению процентных ставок, а следовательно и доходности. Данный процесс легко объясним с точки зрения предложенной нами концепции: кредит имеет наибольшее число заменителей (например, в виде коммерческих займов), и число предлагающих их банков также достаточно высоко. Дополнительным фактором, который способствует неограниченности предложения денежных средств, является возможность банков увеличивать денежную массу посредством механизма мультипликатора. Ведь она не содержит в себе действительной стоимости, а потому не может быть ограничена действительными затратами труда.

В конечном же итоге это приводит к тому, что под воздействием колебаний рыночной инфраструктуры происходит снижение доходности в направлении средней по экономике в целом нормы прибыли. В любом случае банки продолжают работать в сфере кредитования, так как она обеспечивает их стабильной величиной дохода.

Если банк планирует получить избыточную прибыль, он должен либо захватить рынок и диктовать цену (на кредитном рынке это, как мы уже выяснили, практически не возможно), либо сосредоточиться на отрасли с наименьшим уровнем конкуренции.

Ограничить пределы соперничества можно двумя способами: осуществляя инновационную деятельность для создания продуктов с уникальными свойствами, либо создавая препятствия для проникновения новых конкурентов.

В качестве примера можно рассмотреть рынок ценных бумаг. Для работы на нем каждый участник должен обладать лицензией, и уже это как минимум сокращает число возможных соперников. Ограничивающим фактором может также являться высокий уровень риска – наиболее консервативные участники могут пренебречь такого рода доходом. Сама торговля также ограничивается рамками торговых площадок (в России – ММВБ и РТС), а банки выступают лишь как посредники.

Имеются ограничения и по товару. Ведь ценные бумаги, как правило, содержат в своей основе действительную стоимость, хотя и в опосредованной форме. А это означает, что резкого увеличения без потерь также произойти не может.

Все это характеризует рынок как низкоконкурентный (а по мнению ряда исследователей, даже как монопольный [1,с.243]). Таким образом, возможности для получения избыточной прибыли максимальны, что подтверждается и на практике. Уровень доходности ценных бумаг обычно значительно превышает процентные ставки по депозитам и кредитам.

Инновационная деятельность помимо непосредственно разработки новых продуктов и освоения новой клиентской базы может подразумевать также улучшение существующих банковских услуг. В качестве наглядного примера может служить возможность осуществления операций с текущего счета через систему Internet. В качестве избыточной прибыли будет выступать более высокая комиссия, чем при осуществлении расчетов традиционным способом.

При тщательном анализе аналогичные тенденции выявляются и в других сегментах банковского рынка. Определяющим фактором становится возможность банка увеличивать фиктивный капитал. Если в основе продукта основную часть занимает фиктивная стоимость, то и доходность его выше.

В инновационных сегментах часть фиктивной стоимости создается за счет фиктивного интеллектуального капитала. Также фиктивной стоимостью обладают патенты на появляющиеся в банковской сфере инновации.

Однако рассматривая банк с данных позиций, то есть исключительно как поставщиков определенного перечня услуг, совершенно теряется из виду их изменившаяся за последнее время роль. Экономическая реальность заставляет все чаще говорить о новой тенденции – банки сами становятся торгуемым активом. Многие из них переходят в разряд акционерных и выносят свои акции на открытый рынок. Владельцы благодаря этому могут получать дополнительные доходы от продажи своих прав.

При этом ценообразование на них вполне может быть описано с позиций изменения спроса и предложения, с той лишь разницей, что, даже выступая товаром, банки практически не несут в себе действительной стоимости. Передача прав собственности сопровождается передачей прав на получение абсолютной финансовой ренты. По сути, приобретая кредитное учреждение, инвестор оплачивает прежнему владельцу (помимо затрат на развитие дела) имя банка на рынке и его клиентскую базу, а они по понятным причинам являются продуктом фиктивного капитала.

Установление продажной цены банка обусловлено возможностью в будущем получать свою часть избыточной прибыли, поэтому логично предположить что уровень ее может не соответствовать реальной стоимости. Это находит реальное подтверждение в российской экономике докризисного периода, когда банки продавались по явно завышенным ценам [2].

Общий вывод из нашего исследования можно сформулировать следующим образом: банки всегда имеют возможность получать избыточную прибыль. Величина ее будет в каждом конкретном случае зависеть от наличия заменителей банковских продуктов, а ограничить их число можно проведением исследовательской деятельности и введением лицензирования на осуществляемые операции.

Негативным итогом деятельности банков в направлении увеличения получаемой избыточной прибыли является чрезмерное увеличение доли фиктивного капитала в экономике, что сопровождается инфляционными процессами. Кроме того, снижается общая стабильность финансовой системы.

С целью сокращения отрицательных последствий для национальной экономики государство осуществляет постоянный надзор за деятельностью банков и проводит денежно-кредитную политику. Важным ее инструментом выступает система ставок резервирования, позволяющая ограничить разумными рамками увеличение объема фиктивного капитала.

Таким образом, еще одним не отмеченным ранее фактором, влияющим на получение избыточной прибыли коммерческими банками, является реализация государством своей экономической программы. И получаемые в ходе нее результаты редко совпадают с интересами коммерческих банков.


Литература:

  1. Мещеров В.А. Современные рентные отношения: теория, методология и практика хозяйствования. – М.: Экономические науки, 2006.

  2. Доронкин М., Велиева И. Банковские слияния и поглощения: в поисках качества// Банковское обозрение. – 2009. – №17.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): банк, фиктивный капитал, банковский рынок, действительная стоимость, рынок, услуга, фиктивная стоимость, избыточная прибыль, инновационная деятельность, клиентская база.


Похожие статьи

Инновации в банковской сфере | Статья в журнале...

– глобализацию мировых финансовых рынков и рынков банковских услуг

Чтобы стоимость продуктов/услуг была одинаковой во всех каналах. Чтобы банковские счета были доступны с разных устройств.

Стратегии кредитно-финансовых институтов на рынке банковских...

Эффективность кредитной политики непосредственно определяет результаты деятельности коммерческого банка.

Влияние конкуренции на розничный рынок банковских продуктов и услуг, и на формирование финансового поведения банков следует рассматривать через...

Проблемы и перспективы развития банковского потребительского...

Рост мягких кредитов приведет к низкой прибыли, как напрямую, так и в конкуренции за хорошие возможности кредитования на рынке.

Кроме того, улучшается техническая база предоставления кредитов, совершенствуется организация банковской деятельности...

Инвестиционная деятельность коммерческих банков: понятие...

Данной точки зрения придерживается и известный теоретик банковского дела О. И. Лаврушин, который определяет инвестиционный банк как «финансовый институт, концентрирующий свою деятельность на рынке капиталов...

Лизинг как инновационное направление деятельности банков

Внедрение банков на рынок лизинговых услуг обусловлен, по меньшей мере, двумя факторами: во-первых, лизинг является капиталоёмким видом бизнеса, банки должны эффективно размещать свои денежные ресурсы, во-вторых...

Банковский маркетинг — новый шаг в современном банковском...

Банковская отрасль — это, по сути, сфера услуг, предоставляющая своим клиентам различные виды

Клиентами Банка являются такие лица и организации, которые имеют избыток или

Это предполагает разделение рынка на основные сегменты рынка, ориентацию на один или...

Рынок банковского кредитования населения в РФ: направление...

Некоторые банки чрезмерно увлекаются развитием кредитования и создают дополнительные риски своей деятельности.

Рынок банковского кредитования населения: анализ, структура и проблемы.

Кредитный риск как основная угроза для развития рынка...

Вместе с тем, при быстром росте кредитного рынка МСБ в России возрастают и риски банков, связанные с кредитным бизнесом [1, с. 75].

Коммерческий банк, кредитующий предприятия МСБ, может в будущем лишиться стоимости кредитной части банковского портфеля активов...

Слияния и поглощения в банковской сфере: цели и мотивы

- обеспечение прироста клиентской базы, сопровождаемого ростом лояльности клиентов к бренду банка, что в целом позволит увеличить долю рынка; - достижение финансовых показателей в области роста объемов продаж, стимулировании прибыли...

Похожие статьи

Инновации в банковской сфере | Статья в журнале...

– глобализацию мировых финансовых рынков и рынков банковских услуг

Чтобы стоимость продуктов/услуг была одинаковой во всех каналах. Чтобы банковские счета были доступны с разных устройств.

Стратегии кредитно-финансовых институтов на рынке банковских...

Эффективность кредитной политики непосредственно определяет результаты деятельности коммерческого банка.

Влияние конкуренции на розничный рынок банковских продуктов и услуг, и на формирование финансового поведения банков следует рассматривать через...

Проблемы и перспективы развития банковского потребительского...

Рост мягких кредитов приведет к низкой прибыли, как напрямую, так и в конкуренции за хорошие возможности кредитования на рынке.

Кроме того, улучшается техническая база предоставления кредитов, совершенствуется организация банковской деятельности...

Инвестиционная деятельность коммерческих банков: понятие...

Данной точки зрения придерживается и известный теоретик банковского дела О. И. Лаврушин, который определяет инвестиционный банк как «финансовый институт, концентрирующий свою деятельность на рынке капиталов...

Лизинг как инновационное направление деятельности банков

Внедрение банков на рынок лизинговых услуг обусловлен, по меньшей мере, двумя факторами: во-первых, лизинг является капиталоёмким видом бизнеса, банки должны эффективно размещать свои денежные ресурсы, во-вторых...

Банковский маркетинг — новый шаг в современном банковском...

Банковская отрасль — это, по сути, сфера услуг, предоставляющая своим клиентам различные виды

Клиентами Банка являются такие лица и организации, которые имеют избыток или

Это предполагает разделение рынка на основные сегменты рынка, ориентацию на один или...

Рынок банковского кредитования населения в РФ: направление...

Некоторые банки чрезмерно увлекаются развитием кредитования и создают дополнительные риски своей деятельности.

Рынок банковского кредитования населения: анализ, структура и проблемы.

Кредитный риск как основная угроза для развития рынка...

Вместе с тем, при быстром росте кредитного рынка МСБ в России возрастают и риски банков, связанные с кредитным бизнесом [1, с. 75].

Коммерческий банк, кредитующий предприятия МСБ, может в будущем лишиться стоимости кредитной части банковского портфеля активов...

Слияния и поглощения в банковской сфере: цели и мотивы

- обеспечение прироста клиентской базы, сопровождаемого ростом лояльности клиентов к бренду банка, что в целом позволит увеличить долю рынка; - достижение финансовых показателей в области роста объемов продаж, стимулировании прибыли...

Задать вопрос