Некоторые факторы формирования сознания здорового образа жизни студенческой молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 1872 раза

Библиографическое описание:

Атаханова, С. О. Некоторые факторы формирования сознания здорового образа жизни студенческой молодежи / С. О. Атаханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3222/ (дата обращения: 26.04.2024).

Формирование сознания здорового образа жизни студенческой и учащейся молодежи высших учебных заведений и учреждений средне-специального образования в Республике Узбекистан является составной частью идеи «гармонично развитого поколения», превратившейся годы независимости в общенациональное движение, ибо воспитание гармонично зрелой личности невозможно без сознания здорового образа жизни.

Сознание здорового образа жизни это комплекс знаний и навыков по самосохранению здоровья человека, целенаправленное отношение к своей деятельности с учетом защиты собственного здоровья и здоровья общества, а также охрана жизни человека от имеющихся в современных жизненных ситуациях от различных рисков и угроз медицинского, экологического, социального и экономического характера. В настоящее время целенаправленное формирование указанных навыков и знаний через семью и национальные традиции, систему образования, другие различные социальные системы является велением времени, которое убедительно показывает, что сознание здорового образа жизни является сложным по содержанию и разветвленным философским, идейным, социально-политическим понятием.Сознание здорового образа жизни из-за дня в день приобретает большую значимость, интегрируется с различными сферами жизни, с социальной точки зрения и совершенствуясь, эволюционно развиваясь и трансформируясь, превращается в социально-философскую категорию.

Педагогическим содержанием сознания здорового образа жизни является целенаправленная организация педагогического процесса, сориентированного на формирование сознания здорового образа жизни, и этот педагогический процесс направляется на формирование в учащемся отборных, научных, исторических, практических знаний и опыта посредством различных педагогических инструментов, методов и форм, с учетом возрастной дифференциации учашихся.

Формирование сознания здорового образа жизни в Узбекистане у студенческой молодежи осуществляется через:

  1. систему высшего и средне-специального образования;

  2. систему семейного воспитания, через прививание семейных и национальных ценностей;

  3. целенаправленную деятельность государственных и негосударственных систем.

Имеются экономический, социальный, антропогенный, политический, исторический, педагогический, психологический, национально-ментальный и интегрированный факторы формирования сознания здорового образа жизни.

Экономические факторы: экономический фактор обладает двумя главными гранями. Во-первых, формирование сознания здорового образа жизни требует целенаправленных издержек. Возьмем на примере Узбекистана, здесь пропаганда здорового образа жизни поднят на уровень вопросов государственного значения. Вопрос здорового поколения приравнен к вопросу государственной важности. Определенные статьи государственного бюджета ежегодно расходуются на обеспечение и совершенствование деятельности инфраструктуры здоровья. С другой стороны, сознание здорового образа жизни является фактом, непосредственно связанным с жизненными условиями человека и его экономическими возможностями. Следовательно, возникновение отдельных социальных болезней, например анемии, туберкулеза, связано с семейным бюджетом и его приоритетным распределением. Следовательно, экономический рост общества и семьи является основой повышения условий здорового образа жизни. Здесь мы видим, что формирование и повышение сознания здорового образа жизни непосредственно в одинаковой степени связано и с вниманием, уделяемым государством на проблемы ЗОЖ, и с экономичнскими возможностями как личности, так и возможностями семьи.

Социальные факторы: Человек живет в общественной среде, представляет собой общественное явление, в этой связи, имеющиеся в обществе социальные ценности оказывают свое влияние на человека. Такое влияние может быть как положительным, так и негативным. Роль социального фактора в формировании человека, в формировании его сознания огромна. Также с педагогических точек зрения очень важно проявляемое обществом отношение к сознанию здорового образа жизни, что оценивается как один из главных факторов в этой сфере. Если окружающая учащегося среда основана на ценностях здоровья, формирование в нем сознания здорового образа жизни протекает намного легче и эффективнее, а если нет, то и результат будет соответственный.

Антропогенные факторы: На сегодняшний день сознание здорового образа жизни человека не может существовать без воздействия антропогенных факторов окружающей среды. Антропогенные факторы, в связи с осознанной или не осознанной деятельностью человека, приводят к огромным изменениям окружающей среды. В результате меняются и условия обитания человека. В этой связи, человеческое сознание является не только социально-психологическим явлением, в его формировании важное значение приобретают экологические, природные и генетические факторы. Все человеческие свойства, характеризующие его как антропогенное существо, оставляют свои следы на сознании здорового образа жизни.

Политические факторы: Процесс формирования сознания здорового образа жизни зависит не только от уровня образовательной системы, а также связан с отношением к рассматриваемому вопросу, и политической волей существующей политической системы к данной актуальной проблематике. Если государством не будет поддерживаться развитие сознания здорового образа жизни с финансовой, экономической и социальной точки зрения, в широких слоях населения формирования сознания здорового образа жизни начнет прихрамывать. Следовательно уровень, степень и качество формирования сознания здорового образа жизни зависит и от его альтернативного развития и целенаправленности. Если провести анализ на примере Узбекистана, проведение с первых же годов независимости политики социальной защиты, поднятие социальной задачи «здорового поколения», «гармонично развитого поколения» на уровень общенациональной, уделяемое специальное внимание вопросам здоровья матери и ребенка, репродуктивному здоровью, формирование и государственная поддержка детского спорта и создания инфраструктуры здоровья, когда рассамтривамые вопросы становятся приоритетными направлениями государственной политики, свидетельствует о том, что в старне были предприняты полномасштабные социально-организационные меры именно для формирования сознания здорового образа жизни. Без политической воли невозможно полноценно и полномасштабно фсормировать все условия для формирования здорового образа жизни.

Исторические факторы: сознание здорового образа жизни считается явлением историческим. Ибо, как только человечество сформировалось в качестве социального явления, его интересуют вопросы собственного здоровья, правила охраны здоровья, правила достижения долголетия. Вопросы сознания здорового образа жизни являлись неотъемлемой составной частью всех древних цивилизаций. В частности Греко-Римской, Древнее Китайской, Древнеиндийской, Согдийской культур, Египетской культуры, а также всех существующих религиозных конфессий (христианской, еврейской, буддийской, исламской). Еще в те времена были разработаны различные аспекты и рецепты охраны здоровья человека, примитивные навыки оказания медицинской помощи. Следовательно, весь накопленный на сегодня багаж знаний и опытй по формированию сознания здорового образа жизни является составной частью современного сознания ЗОЖ.

Педагогические факторы: сознание здорового образа жизни эффективно формируется лишь в процессе целенаправленного педагогического процесса, и может дать педагогические результаты. Раз уж так, для превращения сознания здорового образа жизни в сознание массовое, необходимо формировать целенаправленный, непрерывный, системный педагогический процесс. Без этого педагогического процесса невозможно сформировать полноценное сознание здорового образа жизни. Педагогический аспект сознания здорового образа жизни проявляется в своеобразных педагогических концепциях, средствах, методах, а также используемых педагогических формах. Следовательно, наше время диктует необходимость разработки единого педагогического стандарта и методологии по формированию сознания здорового образа жизни с применением современных педагогических инноваций, а также с учетом сегодняшних условий и проводимых в Узбекистане широкомасштабных реформ, направленных на создание демократического гражданского общества, модернизации, либерализации и демократизации.

Психологические факторы: каждый человек имеет свои неповторимые черты характера и особенности. Психология человека и есть тот аспект, который создает эту особенность и неповторимость. Без учета психологии человека как личности, невозможно определить актуальные задачи и приоритетные направления формирования сознания здорового образа жизни данной личности. По этому, при формировании сознания здорового образа жизни требуется уделять особое внимание фактору человеческой психологии.

Национально-ментальные факторы: в структуре национальных ценностей, обрядов и традиций, морально-этических норм и эстетического воззрения кажого народа, каждой нации изначально существуют идеи сознания здорового образа жизни. В составе узбекских национальных ценностей такие афоризмы, как «В здоровом теле – здоровый ум», «Здоровье - бесценный дар», «Здоровье - дороже золота» с древних времен впитывались в сознание наших предков. Следовательно, приобретает особое значение систематизация и упорядочение всех знаний и опыта о здоровье и сознании здорового образа жизни, накопленных в системе национальных ценностей нашего народа.

Интегрированные факторы: Педагогический процесс современности требует интеграции различных социальных сфер. Система педагогических наук и масштабы ее аспектов изо дня в день разветвляются. Не используя таких направлений педагогики, как акмеология, андрагогика, дефектология, дидактика, а также применяя педагогические инновации и методы интерактивного обучения в структуре сознания здорового образа жизни, вряд ли возможно эффективное формирование сознания здорового образа жизни. Следовательно, процесс формирования сознания здорового образа жизни может дать желаемый успех через плановую ориентацию различных социальных и педагогических аспектов на исследуемую цель.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, формирование сознания, сознание, Узбекистан, педагогический процесс, день, окружающая среда, процесс формирования сознания, собственное здоровье, средне-специальное образование.


Похожие статьи

Структура образа жизни молодежи Узбекистана на современном...

формирование образа жизни современной молодежи, соответствующего общепринятым стандартам,-сложный диалектический процесс, не сводимый к простому заучиванию существующих норм общественной жизни и поведения.

Некоторые вопросы экологического образования в Узбекистане

Процесс организации экологического образования, как показывает реализация постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 212 "О программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на...

Роль средств массовой информации в формировании здорового...

Формирование сознания, воспитание, вкусы, привычки и взгляды — всё это прививают человеку, в большей степени, средства массовой информации

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза.

Формирование валеологической позиции школьников

воспитание, окружающая среда, сознание личности, собственный организм, процесс формирования, позиция школьников, особая значимость, образ жизни, образ, здоровье, здоровый образ жизни...

К вопросу о формировании здорового образа жизни...

Таким образом, формирование здорового образа жизни – важная составляющая деятельности образовательных

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, окружающая среда, сохранение здоровья, здоровый образ, здоровье, стиль...

Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного...

Экологическое воспитаниепонимается как формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы).

Здоровьеформирующий потенциал естественнонаучного...

Формирование ЗОЖ как педагогическая проблема интересует многих отечественных педагогов [24, 34].

1. необходимостью формирования у школьников здорового образа жизни в связи с объективно существующей потребностью государства в членах общества...

Педагогическое сознание и деструктивная девиантность...

Педагогическое сознание и деструктивная девиантность современного учительства. Автор: Андреева Ольга Ивановна. Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

Синергетический подход как основа реализации программ по...

При этом две трети студентов продолжают потреблять ПАВ. Налицо отсутствие сознания собственной уязвимости

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни.

Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Похожие статьи

Структура образа жизни молодежи Узбекистана на современном...

формирование образа жизни современной молодежи, соответствующего общепринятым стандартам,-сложный диалектический процесс, не сводимый к простому заучиванию существующих норм общественной жизни и поведения.

Некоторые вопросы экологического образования в Узбекистане

Процесс организации экологического образования, как показывает реализация постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 212 "О программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на...

Роль средств массовой информации в формировании здорового...

Формирование сознания, воспитание, вкусы, привычки и взгляды — всё это прививают человеку, в большей степени, средства массовой информации

Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза.

Формирование валеологической позиции школьников

воспитание, окружающая среда, сознание личности, собственный организм, процесс формирования, позиция школьников, особая значимость, образ жизни, образ, здоровье, здоровый образ жизни...

К вопросу о формировании здорового образа жизни...

Таким образом, формирование здорового образа жизни – важная составляющая деятельности образовательных

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, окружающая среда, сохранение здоровья, здоровый образ, здоровье, стиль...

Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного...

Экологическое воспитаниепонимается как формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы).

Здоровьеформирующий потенциал естественнонаучного...

Формирование ЗОЖ как педагогическая проблема интересует многих отечественных педагогов [24, 34].

1. необходимостью формирования у школьников здорового образа жизни в связи с объективно существующей потребностью государства в членах общества...

Педагогическое сознание и деструктивная девиантность...

Педагогическое сознание и деструктивная девиантность современного учительства. Автор: Андреева Ольга Ивановна. Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

Синергетический подход как основа реализации программ по...

При этом две трети студентов продолжают потреблять ПАВ. Налицо отсутствие сознания собственной уязвимости

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни.

Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Задать вопрос