Методика преподавания математики на региональном компоненте в общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 05.10.2019

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Мокрая, Т. Г. Методика преподавания математики на региональном компоненте в общеобразовательной организации / Т. Г. Мокрая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62800/ (дата обращения: 19.04.2024).



Рассматривается методика преподавания математики в общеобразовательной организации на региональном компоненте в условиях реализации федеральных образовательных стандартов общего образования.

Ключевые слова: математика, региональный компонент, методика преподавания, образовательный стандарт, учебная мотивация, задачи.

Актуальность исследования в том, что одна из значимых тенденций развития системы образования в настоящее время состоит в обращении к личности обучающихся, в направленности образовательного процесса на развитие их познавательных интересов и мышления. Свидетельством этому является создание и внедрение в школьную практику теорий личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, направленных на учет личностного опыта обучающихся и его преобразование.

ФГОС ОО отражает новый взгляд на образованность и личностное развитие. Образованность — это потребность в постоянном обновлении знаний, формирование новых компетенций, умение находить и усваивать новую информацию. В связи с этим попробуем определить роль и место регионального компонента в процессе обучения на примере преподавания математических дисциплин в общеобразовательной организации

Концептуальным для содержания теории и методики преподавания математики в образовательной организации является раскрытие методологии. Это вызвано современными требованиями к математической подготовке будущих выпускников. При развитии и становлении учения о приемах изложения учебного материала по математике в МБОУ СОШ № 85 имени Героя России Филипова Р. Н. используются термины «дидактика», «методика», «технология», «обучение» и др.

Общеизвестно, что термин «дидактика» введен ученым, педагогом Я. А. Коменским. («Великая дидактика», 1632) [3].

Дидактика математики отражена в трудах ученого-педагога И. Г. Песталоцци «Наглядное учение о числе» (1803) [6].

Вопросы реализации регионального компонента рассматривались в работах А. Ю. Белогурова, М. Н. Кузьмина, JI. М. Перминовой, М. В. Рыжакова, О. Ю. Стреловой, Е. Е. Вяземского и других педагогов.

Профессор Е. Е. Вяземский рассмотрел сущность и понятие регионального компонента общего образования, определил теоретические основы реализации регионально компонента [2].

Ученый исследователь Н. А. Корощенко теоретически обосновала роль регионального компонента в математическом образовании [4].

Таким образом, анализ научной литературы позволил сформулировать цель исследования: изучение возможности использования регионального компонента при обучении математике в общеобразовательной организации.

Объект исследования: процесс обучения математике в школе на региональном компоненте.

Научная новизна заключается в разработке дидактического материала для обучения математике с использованием регионального компонента.

Решались задачи выявления качества обучения математике на региональном компоненте.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся 9–11 классов МБОУ СОШ № 85 имени Героя России Филипова Р. Н. г. Воронежа.

Методы исследования: математические диктанты; математические задания для усиления концентрации слухового внимания; сравнения числовых характеристик и др.

Региональный компонент является основным элементом формирования гражданской идентичности и средством мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, повышения интереса к предмету математики и развития когнитивных процессов.

В исследуемом случае региональный компонент выражался в следующих особенностях:

− исторические и культурологические традиции и ценности;

− социально-географические, т. е. плотность населения, удаленность от других регионов;

− социально-экономические;

− административно-политические.

Примеры математических заданий: «Флаг города Воронежа — это прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, состоящее из двух горизонтальных полос: жёлтого (вверху, шириной 1/3 ширины полотнища) и красного цветов. Вопрос: как вычислить длину катетов: по верхней грани полотнища; длины полотнища, по боковым граням полотнища; высоты полотнища?»

Следующая задача. «Описанный ученым П. А. Поповым древнеславянский комплекс Воронежа начинался от впадения реки Воронеж в реку Дон до поселка Рамонь и представляет собой упорядоченное градостроительное гнездо длиной около 42 км. В нем насчитывается около 13 городищ. Площадь «гнезда» примерно в 13 раз превышает площадь дохристианского городища Киева. Вопрос: Какую площадь имело дохристианское городище Киев? Можно ли вычислить ширину «гнезда»?»

Задача, не требующая записи: «В ходе Областной реформы 1708 года по указу Петра I была сформирована Азовская губерния, которая состояла из 5 провинций — Воронежской, Елецкой, Тамбовской, Шацкой, Бахмутской, с 50 городами. После смерти Петра I Азовская губерния была переименована в Воронежскую. В каком году это произошло? Сколько лет существовала Азовская губерния?»

Задача, требующая активизации логического и критического мышления: «название реки, на которой проходило сражение в Великую Отечественную войну состоит из пяти букв. Числа, показывающие, какое место занимает каждая буква в алфавите, звучат таким образом: сумма трех первых чисел равна 28; второе число равно сумме первого и третьего; первое число меньше третьего на 8; сумма 4 и 5 чисел равна от 60; четвертое число в 4 раза больше 5-го.

Показываем решение: Пусть буквы, входящие в название реки (слева направо), имеют номера в алфавите x,y,z,t, g. Запишем систему уравнений:

x+y+z=28; y=x+z; x+8=z; t+ g =5; t=4 g.

При решении находим: x=3, y=14, z=11, t=4, g =1. Зашифрованная река — Волга [1, с.493, 511].

Приведенные примеры — это часть математических задач на основе регионального компонента.

Васяк Л.В. считает эффективным средством обучения математике в любом возрасте междисциплинарную интеграцию, которая формирует у обучающихся целостное представление об окружающем мире

Региональный компонент обусловливает потребность применения анализа социально-педагогических объектов общенаучного системного подхода. У А. В. Хуторского предпочтение отдается «миссии ученика». Применение подхода к анализу и преобразованию преподавания математики на региональном компоненте, позволяет выявить каковыми являются тенденция и закономерность в изменениях в связи с меняющейся обстановкой в стране и в регионе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование логических математических задач с темой регионального компонента развивает критическое, логическое, знаковое, предметное мышление.

В результате изучения научной литературы по теме исследования и эмпирического исследования было получено подтверждение о том, что если вводить в образовательный процесс математического образования региональный компонент, то это позволит повысить уровень учебной мотивации и успеваемости школьников. Задания по математике с региональным компонентом всегда многофункциональны и должны включаться в учебный процесс в вариативной части образовательной программы. Обучение математике с использованием регионального компонента способствует реализации межпредметных и межсистемных образовательных связей.

Литература:

  1. Акимова С. Занимательная математика. [Текст]/ — Санкт-Петербург, «Тригон», 1997, — 608 с.
  2. Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы / Е. Е. Вяземский // Проблемы современного образования. — 2012 г. — № 4. — С. 22–40.
  3. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. Том 1. Великая дидактика. [Текст]/ Перевод с латинского Д. Н. Королькова. Под редакцией с биографическим очерком и примечаниями А. А. Красновского. Москва: Учпедгиз, 1939. — 317 c.
  4. Корощенко Н. А. Математические задачи с региональным содержанием Тюменского края. География Тюменского края. Флора и фауна / Н. А. Корощенко // Международный журнал экспериментального образования. — М: Академия Естествознания, 2015. — № 3 (часть 2). — С. 217–220.
  5. Липина Т. А. Использование регионального компонента в обучении математике / Т. А. Липина // Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах: матер. Всероссийской науч.- практ. конф. студентов матем. фак-тов. — Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. — Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2017. — Вып. 10. — С. 33–34
  6. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В. Л. Ротенберг, В. М. Кларина.-М.: Педагогика, 1981.- 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): региональный компонент, Азовская губерния, математик, общеобразовательная организация, Воронеж, математическое образование, научная литература, образовательный процесс, общее образование, учебная мотивация.


Похожие статьи

Методика развития математических представлений...

Рассматривается методика развития математических представлений у дошкольников старшей группы на региональном и историческом компоненте в условиях реализации федеральных образовательных стандартов дошкольного образования.

Дополнительное математическое образование как среда...

образовательная среда, математическое образование, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательное

открытое образовательное пространство, дошкольная организация, социальное партнерство, дошкольное образование, дошкольная...

Тенденции изменений целевых ориентиров обучения математике...

Ключевые слова: математическое образование, математическое мышление, универсальные учебные действия, процесс обучения математике, интеллектуальная готовность обучающихся, воспитание культуры личности, планируемые результаты обучения.

Изучение регионального компонента в школьном...

Федеральный базисный учебный план основного общего образования (ФГОС-2010) отводит на изучение предмета: 5 класс — 1 час, 6 класс- 1 час, 7 класс- 2 часа, 8 класс — 2 часа, 9 класс-2 часа. Содержание учебного предмета региональной, краеведческой, направленности...

Региональный компонент в математическом образовании.

Содержание регионального компонента географического образования имеет большие

Включение в базисный учебный план национально-регионального компонента не только

Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего...

О самообразовании бакалавров физико-математического...

О самообразовании бакалавров физико-математического образования в условиях креативной образовательной среды.

В основе такого непрерывного самообразования лежит процесс самообучения, обеспечивающий не только овладение способами приобретения необходимых...

Использование регионального компонента в процессе...

Интегрированное обучение с опорой на региональный компонент способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов, единое представление о природе, обществе и о своем месте в них.

Региональный компонент в математическом образовании

На начальном этапе обучения в любом техническом высшем учебном заведении бакалавры и магистры получают фундаментальную подготовку, которая играет существенную роль в их дальнейшем профессиональном образовании.

Математическое образование в ДОУ | Статья в журнале...

Модернизация системы образования стала отличительным признаком развития современного российского общества. Динамичная технологизация и всеобъемлющая информатизация – процессы...

Организация образовательного процесса на основе...

Организация учебного процесса через компетентностно ориентированный подход является

- предполагает построение образовательного процесса на основе единства эмоций

Литература: 1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько.

Похожие статьи

Методика развития математических представлений...

Рассматривается методика развития математических представлений у дошкольников старшей группы на региональном и историческом компоненте в условиях реализации федеральных образовательных стандартов дошкольного образования.

Дополнительное математическое образование как среда...

образовательная среда, математическое образование, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательное

открытое образовательное пространство, дошкольная организация, социальное партнерство, дошкольное образование, дошкольная...

Тенденции изменений целевых ориентиров обучения математике...

Ключевые слова: математическое образование, математическое мышление, универсальные учебные действия, процесс обучения математике, интеллектуальная готовность обучающихся, воспитание культуры личности, планируемые результаты обучения.

Изучение регионального компонента в школьном...

Федеральный базисный учебный план основного общего образования (ФГОС-2010) отводит на изучение предмета: 5 класс — 1 час, 6 класс- 1 час, 7 класс- 2 часа, 8 класс — 2 часа, 9 класс-2 часа. Содержание учебного предмета региональной, краеведческой, направленности...

Региональный компонент в математическом образовании.

Содержание регионального компонента географического образования имеет большие

Включение в базисный учебный план национально-регионального компонента не только

Региональный компонент географического образования предусматривает изучение своего...

О самообразовании бакалавров физико-математического...

О самообразовании бакалавров физико-математического образования в условиях креативной образовательной среды.

В основе такого непрерывного самообразования лежит процесс самообучения, обеспечивающий не только овладение способами приобретения необходимых...

Использование регионального компонента в процессе...

Интегрированное обучение с опорой на региональный компонент способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов, единое представление о природе, обществе и о своем месте в них.

Региональный компонент в математическом образовании

На начальном этапе обучения в любом техническом высшем учебном заведении бакалавры и магистры получают фундаментальную подготовку, которая играет существенную роль в их дальнейшем профессиональном образовании.

Математическое образование в ДОУ | Статья в журнале...

Модернизация системы образования стала отличительным признаком развития современного российского общества. Динамичная технологизация и всеобъемлющая информатизация – процессы...

Организация образовательного процесса на основе...

Организация учебного процесса через компетентностно ориентированный подход является

- предполагает построение образовательного процесса на основе единства эмоций

Литература: 1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько.

Задать вопрос