Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 25.08.2019

Статья просмотрена: 790 раз

Библиографическое описание:

Покопцева, А. Ю. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста / А. Ю. Покопцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62141/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье раскрываются условия, формы, средства и методы активизации речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: активизация, речевое общение, пересказ, ребенок, беседа, игра.

Современная концепция развития дошкольников выдвигает на первый план идею о развитии коммуникативных способностей в условиях активизации разных видов деятельности и, прежде всего, речевой. Главная цель образования — помочь ребенку выработать и развить те способы взаимодействия с собой и с окружающим миром, которые позволили бы ему максимально реализовывать себя.

Процесс формирования коммуникативных умений у детей происходит при накоплении соответствующего опыта и при систематическом закреплении полученных навыков под руководством педагогов и родителей.

Исходной формой речевого общения является диалог, который рассматривается как обмен высказываниями-репликами. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. Между тем, чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и речевой коммуникации позволяет активизировать процесс речевого общения.

Среди условий активизации речевого общения можно выделить следующие:

− общая активность, коммуникабельность, инициативность;

− умение преодолевать застенчивость;

− способность переходить от ситуативного диалога к обдуманной речи;

− наличие потребности в общении;

− вовлечение ребёнка в доступную для него деятельность.

Процесс активизация речевого общения осуществляется в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Основным методом активизации речевого общения является разговор педагога с детьми (неподготовленные беседы) и правильно организованные беседы с детьми (подготовленные беседы).

Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации речевого общения своей речью учит детей языку.

Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных слов и объяснять значение неизвестных.

В работе используются различные приемы активизации речевого общения: постоянное вовлечение ребенка в разговор (беседы педагога с детьми), использование на занятиях приема театрализации (педагог дает образец вербальной и невербальной коммуникации, а дети этот образец копируют), целенаправленная работа по составлению разных видов рассказов и совершенствованию пересказов.

Воспитатель начинает работу с детьми с пробуждения у них положительного эмоционального отношения к процессу общения, к окружающим людям, вооружает их способами действий. При организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми воспитатель ориентируется на исходный уровень речевого развития каждого ребенка, учитывает его индивидуальные особенности, вовлекает в процесс коммуникации.

Работа по формированию речевого общения проводится регулярно и органично включается во все виды деятельности детей, как на занятиях, так и вне занятий.

Для каждого ребенка определяется особое содержание и формы работы по развитию коммуникативных навыков и закреплению полученных умений в разнообразных видах деятельности.

Освоение детьми общественного опыта осуществляется средствами разнообразных видов игр и в предметно-практической деятельности. При таком подходе у ребенка формируются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку занять определенное положение в коллективе сверстников.

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации основных её компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, направленным на обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и развитие умения пользоваться уже имеющимися средствами в речевой практике. Значимость таких игр в том, что дети не просто получают и анализируют языковую информацию, а целенаправленно ею пользуются, что стимулирует их собственную речевую активность.

Особая роль в процессе активизации речевого общения отводится пересказу. Подбирая тексты для пересказа, взрослые должны учитывать содержание и идею произведения. Текст, использованный на занятиях по активизации речевого общения, должен не только познакомить ребёнка с особенностями русской речи, но и активизировать его речевую и мыслительную деятельность. В сюжете должна чётко прослеживаться последовательность событий и действий. Обоснованным также будет использование в повествовании знакомых персонажей, которые имеют свои чётко выраженные личностные характеристики.

Дети дошкольного возраста достаточно хорошо владеют принципами построения отдельных предложений, но создание из отдельных предложений логической речевой структуры для многих из них является порой непосильной задачей.

Именно поэтому в вводной части занятия используются приемы, готовящие детей к восприятию произведения, формирующие соответствующий эмоциональный настрой, организующие внимание. Это могут быть рассматривание картины или объекта, отгадывание загадок, чтение педагогом небольшого стихотворного текста, прослушивание музыкального произведения.

Первичное чтение произведения играет очень важную роль. Педагог должен читать текст медленно, четко и выразительно. Не следует предупреждать детей о последующем пересказе, дабы обеспечить целостность восприятия произведения и дать возможность эмоционально прочувствовать его. Эти два этапа являются динамическими и могут отсутствовать, если произведение уже хорошо знакомо детям.

Не менее важную роль играет беседа после первичного прочтения текста. Необходимо продумать вопросы заранее, чтобы при разборе выделить основные моменты, обеспечить понимание детьми идеи произведения, дать характеристику персонажей и их действиям, обратить внимание на особенности языка произведения.

Повторное чтение после беседы с детьми проводится уже после нацеливания детей на пересказ. Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

После повторного чтения необходимо сделать паузу для обдумывания детьми содержания и подготовки к пересказу. На этом этапе, чтобы облегчить детям задачу, педагог может напомнить им план пересказа или использовать другие приемы работы.

Пересказ осуществляется посредством активного руководства со стороны педагога.

Значимое место в процессе активизации речевого общения детей отводится родителям дошкольников. Поэтому педагоги разрабатывают для них методические рекомендации по вопросам развития речи их детей, консультируют и ежедневно отвечают на возникающие вопросы.

В связи с этим в задачи педагогов также входит изучение особенностей общения взрослых с детьми в семье, помощь родителям в осознании негативных последствий деструктивного общения в семье. Педагоги стремятся заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного и коммуникативного поведения, обращают внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в детском саду и в семье, создают у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

Практика работы с детьми показывает, что помимо игр, способствующих активизации речевого общения дошкольников, эффективным средством также является пересказ.

Литература:

  1. Гуженкова Н. В., Михайленко В. В. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2017. — № 16. — С. 452–454.
Основные термины (генерируются автоматически): речевое общение, ребенок, активизация, беседа, идея произведения, педагог, пересказ, повторное чтение, процесс активизации, условие активизации.


Похожие статьи

Активизация речевого общения старших дошкольников...

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных

«Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения...

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической...»

Что такое пересказ? Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы для

Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и...

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Активизация речевой активности, речевого подражания, приёмы

Информационные технологии вносят новые игровые моменты в процесс коррекции речевых

Театрализованные игры как средство активизации речевой... Сюжетно-ролевая игра как средство развития...

Развитие диалогической речи старших дошкольников при создании...

Активизация речевого общения старших дошкольников... Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие

Работа по обогащению и активизации диалогической речи детей за счет формул и выражений. Помочь детям в употреблении различных фраз речевого...

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Дошкольный возраст по праву считается удивительным периодом развития человека, обладающим своеобразной этапностью и спецификой. Игра как ведущий в этом возрасте вид деятельности создает самые благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка...

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

- чтение и рассказывание художественных произведений; - заучивание наизусть; - пересказ

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей

Подход к речи ребенка с позиций анализа функций, которую она выполняет, приводит к...

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения...

Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и

Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, при этом...

Использование современных педагогических технологий как...

- обновление коррекционно-развивающего направления педагогического процесса за счёт

- особый подбор речевого материала (небольшой объём произведения, произведения разных жанров)

Для активизации содержательно-смысловой и языковой сторон связного речевого...

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений...

После повторного чтения сказки проводится беседа по содержанию произведения, для построения которой педагог использует поисковые вопросы. Как организуется обучение детей монологической речи в свободном речевом общении? Как организовать помощь родителям в...

Похожие статьи

Активизация речевого общения старших дошкольников...

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных

«Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения...

Консультация для педагогов «Развитие связной монологической...»

Что такое пересказ? Пересказ — это вид монологической речи, в котором используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы для

Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и...

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Активизация речевой активности, речевого подражания, приёмы

Информационные технологии вносят новые игровые моменты в процесс коррекции речевых

Театрализованные игры как средство активизации речевой... Сюжетно-ролевая игра как средство развития...

Развитие диалогической речи старших дошкольников при создании...

Активизация речевого общения старших дошкольников... Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие

Работа по обогащению и активизации диалогической речи детей за счет формул и выражений. Помочь детям в употреблении различных фраз речевого...

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

Дошкольный возраст по праву считается удивительным периодом развития человека, обладающим своеобразной этапностью и спецификой. Игра как ведущий в этом возрасте вид деятельности создает самые благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка...

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

- чтение и рассказывание художественных произведений; - заучивание наизусть; - пересказ

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей

Подход к речи ребенка с позиций анализа функций, которую она выполняет, приводит к...

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения...

Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и

Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, при этом...

Использование современных педагогических технологий как...

- обновление коррекционно-развивающего направления педагогического процесса за счёт

- особый подбор речевого материала (небольшой объём произведения, произведения разных жанров)

Для активизации содержательно-смысловой и языковой сторон связного речевого...

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений...

После повторного чтения сказки проводится беседа по содержанию произведения, для построения которой педагог использует поисковые вопросы. Как организуется обучение детей монологической речи в свободном речевом общении? Как организовать помощь родителям в...

Задать вопрос