Уровень развития свойств внимания (объем, устойчивость, концентрация) у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 09.07.2019

Статья просмотрена: 6328 раз

Библиографическое описание:

Захарова, И. Н. Уровень развития свойств внимания (объем, устойчивость, концентрация) у младших школьников / И. Н. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61482/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье раскрыто понятие внимания как психический процесс, представлены результаты диагностики свойств внимания (устойчивость, объем и концентрация) у младших школьников.

Ключевые слова: внимание, свойства внимания у младших школьников, диагностика, развитие внимания, младший школьный возраст, устойчивость внимания, объем внимания, концентрация внимания.

Внимание является психическим процессом, с помощью которого человек познает окружающий мир. О внимании и его роли говорится практически в каждом учебнике по психологии.

Внимание определяется направленностью и сосредоточенностью психики на определенных объектах. Благодаря работе внимания человек выбирает из всего огромного потока информации, идущей из окружающего мира, ту, которая имеет для него интерес, значение и важность. Сознание человека все время направлено на что-либо определенное, конкретное.

Внимание — важное условие успеха познания человеком окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий на познание того или иного объекта, явления. Внимание также осуществляет функцию регуляции и контроля за процессом и результатом деятельности [2].

Особенности внимания диагностируют при зачислении ребенка в школу, при отборе в профессиональной деятельности, а также для объяснения текущего психического состояния человека. Нередко вниманием объясняются успехи в деятельности, а невниманием — ошибки.

Ниже рассмотрим те свойства внимания, которые мы исследовали в нашей работе, а именно: объем, устойчивость и концентрация.

– объем внимания характеризуется одновременным восприятием определенного количества объектов (явлений), на которое направлено внимание человека; некоторые психологи не рассматривают объем внимания как самостоятельное свойство, а как показатель концентрации

– устойчивость внимания длительность сосредоточения на объектах (явлениях)

– концентрация (еще называют сосредоточенностью) внимания проявляется в отвлечении от всего постороннего, в приостановлении не первостепенной деятельности и теснейшим образом связанная с интенсивностью внимания, которая является основой помехоустойчивости [5]

Для удержания внимания для решения поставленных задач на уроках, от младших школьников требуется ряд некоторых усилий воли и организации высокой мотивации. Внимание детей младшего школьного возраста, в отличие от внимания взрослого, обладает низким уровнем устойчивости (10–15 минут), низким объемом (2–3 единицы), слабым распределением, неразвитым переключением. У детей данной возрастной категории преобладает непроизвольное внимание. Отмеченные особенности свойств внимания стоит учитывать в процессе обучения, развития и воспитания младших школьников. Преподавание в начальных классах должно быть, безусловно, интересным, эмоционально окрашенным, с широким применением наглядного и демонстрационного учебного материала. В младших классах, в частности первом и втором, необходима частая смена вида деятельности, примерно через каждые 10–15 минут, материал для учащихся необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей, восприятие которого не требует очень высокого уровня распределения внимания. Внимание младших школьников обычно привлекает что-то новое, но при этом необходимо, чтобы была взаимосвязь между новой информацией и тем, с чем они уже знакомы. Учителю необходимо планировать урок, принимая во внимание указанные особенности внимания детей младшего школьного возраста, для успешного понимания и усвоения ими нового материала.

Совершенствование свойств внимания — это и есть развитие внимания. Различают следующие свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость и распределение.

В ГБПОУ ЗКНО г. Москвы мы провели диагностику свойств внимания у младших школьников. В нем приняли участие ученики 3 класса в возрасте от 9 до 10 лет.

Применение экспериментальных методов диагностики дает возможность повысить точность оценки интересующих свойств внимания у младших школьников.

Проведенный анализ методик для проведения диагностики свойств внимания у младших школьников показал, что целая группа методик имеет один стимульный материал и схожую организацию опыта, при этом разные методики в такой группе направлены на диагностику разных свойств внимания.

Одним из важных принципов является корректно подобранная методика для психодиагностики, которая вполне интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный фактический уровень психического развития ребенка. Непосредственно процесс проведения исследования должен протекать в спокойной, благоприятной обстановке.

Методики, подобранные для диагностики свойств внимания у младших школьников:

– для исследования устойчивости внимания у младших школьников «Тест переплетенных линий» [4].

– для исследования объема внимания у младших школьников «Запомни и расставь точки»

– для исследования концентрации внимания у младших школьников «Тест Пьерона-Рузера»

Результаты проведенных исследований свойств внимания у младших школьников представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты диагностики свойств внимания умладших школьников

п/п

Испытуемые

Устойчивость внимания

(баллы/уровень)

Объем внимания

(баллы/уровень)

Концентрация внимания

(баллы/уровень)

1

Алина К.

15/средний

10/очень высокий

5/низкий

2

Алина С.

13/низкий

7/средний

3/очень низкий

3

Анна П.

15/высокий

10/очень высокий

5/низкий

4

Александра Д.

15/средний

7/средний

9/высокий

5

Александра С.

12/низкий

10/очень высокий

3/очень низкий

6

Кристина Д.

15/высокий

10/очень высокий

4/низкий

7

Любовь Г.

15/очень высокий

10/очень высокий

8/высокий

8

Мария Г.

15/очень высокий

5/низкий

6/средний

9

Александр У.

15/очень высокий

10/очень высокий

6/средний

10

Алексей Г.

15/средний

9/высокий

6/средний

11

Влад Р.

12/низкий

5/низкий

5/низкий

12

Дмитрий В.

15/высокий

8/высокий

5/низкий

13

Дмитрий Г.

14/средний

9/высокий

5/низкий

14

Дмитрий Д.

15/средний

5/низкий

5/низкий

15

Игорь М.

14/средний

10/очень высокий

5/низкий

16

Константин Ф.

15/очень высокий

10/очень высокий

4/низкий

17

Максим Н.

15/высокий

8/высокий

8/высокий

18

Мирон С.

15/высокий

9/высокий

5/низкий

19

Михаил А.

15/очень высокий

10/очень высокий

7/средний

20

Станислав Г.

13/низкий

8/высокий

4/низкий

В табл. 1 показатели устойчивости внимания в баллах одинаковые, но при определении уровня значения различны, это связано с интерпретацией данных, учитывается не только корректное выполнение задания, но и его скорость.

По представленным данным в табл.1 видно, что уровень развития свойств внимания у одного и того же испытуемого разный, что совпадает с теориями возрастного развития внимания у младших школьников. Так, например, очень высокий уровень показателя объема внимания, не предполагает такой же уровень по остальным свойствам внимания.

Для наглядности в табл. 2 представим средние показатели развития свойств внимания у младших школьников по группе в целом.

Таблица 2

Средние показатели развития свойств внимания умладших школьников

Устойчивость внимания

Объем внимания

Концентрация внимания

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

14,4

средний

8,5

высокий

5,4

низкий

По результатам проведенного нами исследования, можно констатировать средний уровень устойчивости внимания по группе. Данное свойство хорошо развивается в учебной деятельности. Объем внимания у младших школьников на достаточно высоком уровне развития, что вполне объяснимо к концу третьего классе. Концентрация внимания на низком уровне. Вообще, к концу третьего года обучения в школе, младшие школьники уже способны сосредоточить свое внимание на более продолжительное время, которое будет позволять выполнять в полном объеме задание, более того, школьники уже способны сосредотачиваться на нескольких действиях одновременно. Эта проблема несет в себе сложности обучения в школе.

Представленные данные проведенных исследований имеют отношение непосредственно к данной группе испытуемых.

Подводя итог нашей работы, можно сделать вывод, что свойства внимания в большей степени независимы друг от друга. Внимание с высоким уровнем развития в одном отношении может быть не очень в другом.

Литература:

1. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания. М.: ЧеРо, 2001. 533 с.

2. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

4. Шадриков В. Д. Диагностика познавательных способностей. Методика и тесты. М.: Альма Матер, 2009. 533 с.

5. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.

Основные термины (генерируются автоматически): школьник, внимание, свойство внимания, концентрация внимания, устойчивость внимания, младший школьный возраст, объем, уровень, высокий уровень развития, психический процесс.


Похожие статьи

Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость...

Ключевые слова: внимание, свойства внимания у младших школьников, концентрация внимания, устойчивость внимания

У детей младшего школьного возраста свойства внимания имеют разную степень развития. Высокий уровень развития одного свойства...

Оценка уровня психического познавательного процесса...

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте

Устойчивость внимания — поддержание силы доминант внимания с использованием

Для повышения уровня внимания, всем младшим школьникам испытуемых групп необходимо

Развитие внимания младших школьников в учебной...

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников в учебной деятельности. Также рассказано о роли учителя и современного урока в развитии данных способностей.

Особенности развития внимания у детей младшего школьного...

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием...

Развитие внимания младших школьников на уроках математики

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников на уроках математики. Также в данной работе представлен ряд упражнений, направленных на повышение качества внимания учащихся начальной школы. Ключевые слова: развитие внимания...

Развитие внимания средствами компьютерных симуляторов...

Младший школьный возраст — один из благоприятных периодов для развития психических процессов. Основным познавательным процессом является внимание. В настоящий время дети с раннего возраста начинают осваивать компьютер, в основном они предпочитают играть...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного...

Внимание – один из важнейших динамических показателей всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Актуальность проблемы развития внимания у детей школьного возраста...

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности

Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте

2. Игры на развитие концентрации и объема внимания: «Нанизывание бусинок»...

Работа со школьниками на развитие внимания во внеурочной...

Данная статья посвящена проблеме развитию внимания у школьников во внеурочной деятельности. Рассмотрены понятие внеурочной деятельности школьников, формы развития внимания школьников в внеурочной деятельности. Актуальность темы данной работы...

Похожие статьи

Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость...

Ключевые слова: внимание, свойства внимания у младших школьников, концентрация внимания, устойчивость внимания

У детей младшего школьного возраста свойства внимания имеют разную степень развития. Высокий уровень развития одного свойства...

Оценка уровня психического познавательного процесса...

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте

Устойчивость внимания — поддержание силы доминант внимания с использованием

Для повышения уровня внимания, всем младшим школьникам испытуемых групп необходимо

Развитие внимания младших школьников в учебной...

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников в учебной деятельности. Также рассказано о роли учителя и современного урока в развитии данных способностей.

Особенности развития внимания у детей младшего школьного...

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием...

Развитие внимания младших школьников на уроках математики

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников на уроках математики. Также в данной работе представлен ряд упражнений, направленных на повышение качества внимания учащихся начальной школы. Ключевые слова: развитие внимания...

Развитие внимания средствами компьютерных симуляторов...

Младший школьный возраст — один из благоприятных периодов для развития психических процессов. Основным познавательным процессом является внимание. В настоящий время дети с раннего возраста начинают осваивать компьютер, в основном они предпочитают играть...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного...

Внимание – один из важнейших динамических показателей всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Актуальность проблемы развития внимания у детей школьного возраста...

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности

Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте

2. Игры на развитие концентрации и объема внимания: «Нанизывание бусинок»...

Работа со школьниками на развитие внимания во внеурочной...

Данная статья посвящена проблеме развитию внимания у школьников во внеурочной деятельности. Рассмотрены понятие внеурочной деятельности школьников, формы развития внимания школьников в внеурочной деятельности. Актуальность темы данной работы...

Задать вопрос