Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Совершенствование подготовки бакалавров по инноватике путем использования обучающих модульных программ

Научный руководитель
Педагогика
20.06.2019
56
Поделиться
Библиографическое описание
Новикова, А. Р. Совершенствование подготовки бакалавров по инноватике путем использования обучающих модульных программ / А. Р. Новикова, М. С. Серёгин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60893/.


В статье рассматриваются методы подготовки менеджеров в области управления инновациями с точки зрения формирования их профессиональных компетенций средствами учебного процесса. Рассматриваются аспекты использования методов интерактивного обучения, а также применения на практике инновационных средств измерений характеристик материалов при изучении дисциплины «Химия и материаловедение».

Ключевые слова: инноватика, материаловедение, модули, твердомер.

Выпускник программы по направлению «Инноватика» должен обладать и уметь применить на практике следующие профессиональные компетенции:

– умением аргументироваться собственное принятое техническое решение, которое касается таких аспектов, как разработка проекта, выбор технологии, технических средств, а также учитывать применение экологических результатов

– умением использовать информационно-коммуникационные технологии, применять компьютерные технологии и базы данных, пакеты прикладных программ управления проектами, управлять информацией на основе прикладных программ деловой сферы деятельности, а также применять инструментальные средства с целью планирования и проведения работ согласно плану

– умением разрешать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе теоретической, информационной и библиографической культуры с применением методов математики, физики, химии, оптимизации, статистики, информационно-коммуникационных технологий, инженерно-технологических областей знаний и с учетом основных требований информационной безопасности;

Выпускник сможет приспособиться ко всем видам деятельности, которые базируются на системном анализе, моделировании, автоматизированном управлении, а также на других видах информационных компьютерных технологий.

Дальнейшее развитие техники будет невозможным без создания новых материалов, которые обладают высокими уникальными и эксплуатационными свойствами. Работоспособность конструкций термоядерной и атомной энергетики, а также ракетно-космической техники обеспечивают материалы, способные функционировать в экстремальных условиях эксплуатации. Широкое развитие информационных технологий в самых разных сферах деятельности тоже стало возможным только с появлением новых материалов с особыми электрофизическими свойствами. Материалы нового поколения — основа инноваций, технологического и научно-технического лидерства и национальной безопасности России.

Таким образом, можно считать, что наука «Химия и материаловедение» считается одной из важнейших фундаментальных дисциплин, формирующих уровень подготовки будущего выпускника по направлению «Инноватика».

Одним из направлений улучшения качество подготовки студентов в вузах является введением интерактивных форм обучения. Особенно это касается такого направления, как «Инноватика». Из подобных форм в нашем вузе применятся такой метод, как введение модульных программ в учебный процесс. Метод используется в виде электронных модульных обучающих и тестовых программ по дисциплине «Химия и материаловедение» [1, 2], например, свойств углеродистых и легированных сталей, а также металлов и сплавов цветных металлов, диаграмм состояния железо-углерод [3, 4, 5].

Особенностью использования данного метода заключается в том, что во время прохождения тестов студенту помогает голосовое сопровождение, которое даёт понять, правильно ли выполнено задание или нет. Помимо голосового сопровождения в некоторых тестах присутствуют видеофрагменты, которые наглядно показывают и объясняют смысл работы того или иного устройства.

Цель изучения данной дисциплины является то, что у студентов должно сформироваться представление о материале, его применении и химико-физических свойствах.

Учебная дисциплина «Химия и материаловедение» базируется на ранее изученных студентами учебных дисциплинах таких как: «Физика и естествознание», «Механика и технологии» и др. Для успешного изучения курса «Химия и материаловедение» необходимым условием является знание общих курсов «Химия», «Физика».

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в программе учебной дисциплины «Химия и материаловедение» рассмотрены основные понятия термины и законы химии в материаловедении, современные конструкционные материалы и их физико-химические свойства, технологии получения композиционных, наноструктурированных и порошковых материалов, технологии изготовления деталей из металлических, порошковых и композиционных материалов, использование биоматериалов в инновационных проектах.

Программой учебной дисциплины «Химия и материаловедение» предусматриваются лабораторные работы, дающие возможность студенту на практике изучить виды, структуру и свойства материалов.

Для примера рассмотрим проведение одной из лабораторных работ по определению твердости материалов различными методами. Традиционно, как и в большинстве высших учебных заведений (и ранее в Государственном Университете Управления), эта работа выполнялась на стационарных больших установках, которые используются на основе шкал измерителей-твердомеров типов Бринелля и Роквелла стоимость которых в настоящее время слишком велика. Поэтому, кафедрой управления инновациями было выделено для занятий с студентами новые компактные приборы измерения твердости типа ТКМ-359 и ТЭМП-4, вполне доступные по цене [5].

Данный твердомер ТКМ-359М реализует измерения в основных, стандартизованных в России шкалах твердости — HB, HRC, HV, что означает можно производить измерения не только с помощью систем Роквелла и Бринелля, а и с помощью Виккерса, а также шкалах HRA, HRB, HSD и предел прочности на разрыв (пересчет по ГОСТ 22761–77 для сталей перлитного класса) [6]..

Динамический твердомер ТКМ-359М предназначен для применения во многих условиях, таких как: лабораторных, цеховых и полевых. В основу принципа действия прибора заложен динамический метод измерения твердости.

Преимущества прибора:

– Контроль в труднодоступных местах, при различной ориентации датчика.

– Минимальная чувствительность к кривизне и неровностям поверхности самого изделия

– Уникальность индентора в том, что он может осуществлять более чем 250 000 измерений.

– Возможностью смены датчиков и насадок, которые расширяют номенклатуру контролируемых изделий и повышает точность измерений.

– Оперативная корректировка показаний прибора по одной или двум образцовым мерам твердости.

– Оперативное создание дополнительных индивидуальных калибровок, с использованием не более чем двух контрольных образцов (режим «обучение»).

– Создание пользователем дополнительных собственных шкал, которые могут детально измерять детали с заданном диапазоне

– Наличие ЖК-дисплея

– Интуитивно понятный русский и английский интерфейс — обеспечивающий работу оператора по принципу «ВКЛЮЧАЙ И ИЗМЕРЯЙ».

Также помимо выполнения основной задачи лабораторной работы — измерение твердости деталей с помощью трёх видов шкал твердомера, у студентов есть дополнительная задача определить абсолютную погрешность твердомера и произвести оценку пригодности.

Оценка пригодности заключается в том, что находятся доверительные интервалы, и между границами вероятности данных интервалов находят истинное значение.

Литература:

  1. Фаюстов А. А. Повышение уровня метрологической подготовки бакалавров использованием новых средств измерений и интерактивных методов обучения. // Законодательная и прикладная метрология. — 2015. — № 4. — С. 45–49.
  2. Фаюстов А. А. Повышение компетентности менеджеров по инновациям путем совершенствования процесса их подготовки. // Вестник Университета. — 2016. — № 9. — С. 186–195.
  3. Модуль «Нержавеющие стали». Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/card/13317/nerzhaveyushchie-stali.html (дата обращения 03.05.2019)
  4. Модуль «Цветные металлы». Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/card/12239/cvetnye-metally.html (дата обращения 03.05.2019)
  5. Модуль «Диаграмма состояния железо-углерод». Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/card/18242/diagramma-sostoyaniya-zhelezo-uglerod.html (дата обращения 03.05.2019)
  6. Фаюстов А. А. Использование инновационных средств измерений твердости материалов в учебном процессе. // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 30–35.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
инноватика
материаловедение
модули
твердомер
Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 427-429):
Часть 6 (стр. 405-481)
Расположение в файле:
стр. 405стр. 427-429стр. 481

Молодой учёный