Оценка климатической возможности формирования уплотнённого снежного покрова на асфальтобетонных покрытиях автомобильных дорог Томской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 09.06.2019

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Артемов, С. С. Оценка климатической возможности формирования уплотнённого снежного покрова на асфальтобетонных покрытиях автомобильных дорог Томской области / С. С. Артемов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60359/ (дата обращения: 24.04.2024).



На большей части территории Российской Федерации зимний период характеризуется значительной продолжительностью и большим количеством твёрдых осадков в виде снега. Для регионов с такими метеорологическими условиями расходы на зимнее содержание автомобильных дорог по отношению к расходам на содержание дорог в течение всего остального года значительно выше. При этом основная часть затрат приходится на очистку покрытия проезжей части от снежно-ледяных образований.

Общие требования к уровню зимнего содержания автомобильных дорог общего пользования и, в частности, покрытия проезжей части изложены в государственном стандарте ГОСТ 33181–2014 [1] в зависимости от уровня содержания. Так для 1–5 уровня содержания на покрытии проезжей части не допускается наличие зимней скользкости. Она должна быть ликвидирована в сроки, установленные ГОСТ Р 50597–93 [2]. Также для 1–2 уровня содержания не допускается на проезжей части наличие уплотненного снега [1]. Однако на автомобильных дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей в сутки, в зимний период допускается содержать покрытие проезжей части под уплотнённым снежным покровом (УСП). Это возможно согласно п. 13.9 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 014/2011, который допускает «эксплуатацию отдельных автомобильных дорог с присутствием по всей ширине проезжей части слоя уплотненного снежного покрова толщиной не более 100 мм» [3].

Существуют два термина, характеризующих снежное покрытие автомобильной дороги: уплетённый снежный покров и снежный накат. Под термином УСП стоит понимать сформированный специальными техническими средствами уплотнённый слой снега на покрытии проезжей части автомобильной дороги. Снежный накат — это слой снега на проезжей части дороги, уплотненный колесами проезжающих транспортных средств.

Наиболее благоприятные условия образования УСП создаются на автомобильных дорогах с интенсивностью движения до 1500–2000 авт./сутки, расположенных в регионах с продолжительным зимним периодом. К таким регион можно отнести Сибирь и Дальний Восток и часть территории Европейской части России.

Впервые на территории Российской федерации на федеральных автомобильных дорогах уплотненный снежный покров был использован в 2013–2014 годах на участке автомобильной дороги Р-21 «Кола» в Мурманской области. Затем этот опыт позаимствовали Архангельская область А-381 подъездная дорога от города Нарьян-Мар к аэропорту городу Нарьян-Мар; А-121 «Сортавала» Республика Карелия; А-156 — Подъездная автодорога от А-155 Черкесск-Домбай — граница с Республикой Абхазия к международному центру отдыха «Архыз»» (Карачаево-Черкесская Республика); А-375 «Восток» (Хабаровский край); Р-504 «Колыма» (Магаданская область); Р-297 «Амур» (Забайкальский край); Р-258 «Байкал» (Забайкальский край); А-331 «Вилюй» (Республике Саха (Якутия) и Иркутской области); Р-257 «Енисей» (Красноярский край и Республика Тыва)

Эксперимент дал положительные результаты. Так, анализ аварийности показал, что общее количество ДТП, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего зимнего сезона снизилось на 25 %. Снизилась и тяжесть последствий. Снежный покров на дороге позволил увеличить срок службы асфальтобетонного покрытия за счет обеспечения теплоизоляции и сокращения количества переходов через ноль градусов Цельсия.

На основе выше отмеченного считаем, что такая технология может быть актуальна для содержания автомобильных дорог на территории Томской области. Для этого необходимо выполнить оценку климатической и функциональной возможности эксплуатации покрытий дорог под уплотнённым снежным покровом.

При оценке климатических условий важную роль играет совокупность климатических факторов, при которых возможна эксплуатация автомобильный дороги с асфальтобетонным покрытием по УСП к которым относятся: [4]

  1. Продолжительность зимнего периода (периода со среднесуточной температурой наружного воздуха ниже 00С);
  2. Стабильная отрицательная температура наружного воздуха в период формирования уплотненного снежного покрова;
  3. Устойчивый снежный покров не менее 15 см;
  4. Выпадение снега при температуре от -00С до -60С при относительной влажности воздуха от 65 до 85 %.

Оценка возможности формирования уплотнённого снежного покрова на асфальтобетонных покрытиях автомобильных дорог, расположенных на территории административного района Томской области выполнена графоаналитическим методом. Для этого были построены климатические графики (см. рисунок 1–2). Даты формирования и продолжительность периода уплетённого снежного покрова по данным метеостанций

На (рисунках 1 и 2) показаны графики среднемесячной относительности влажности воздуха, среднемесячной высоты снежного покрова и среднемесячной температуры воздуха.

Рис. 1. Климатический график, построенный по данным метеостанции Томск

Рис. 2. Климатический график, построенный по данным метеостанции Александровское

Определим даты начала формирования, конца срока эксплуатации УСП и продолжительности периода. Для метеостанции Томск начало формирования УСП наступает 13 ноября, конец срока эксплуатации 3 апреля. Продолжительность периода составляет140 дней. Для метеостанции Александровское начало формирования УСП наступает 23 октября, конец срока эксплуатации 19 марта. Продолжительность периода составляет 166 дней.

Литература:

  1. ГОСТ 33181–2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. — 9 с.
  2. ГОСТ Р 50597–93 Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения — 11с
  3. Технический регламент таможенного союза ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог — 30с.
  4. ОДМ.218.3.090–2017 Методические рекомендации по оценке экономической эффективности, технологии и качества работ при содержании автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием под уплотнённым снежным покровом с учетом эксплуатации — 93с.
Основные термины (генерируются автоматически): проезжая часть, уплотненный снежный покров, дорога, продолжительность периода, зимний период, конец срока эксплуатации, уровень содержания, асфальтобетонное покрытие, Российская федерация, Томская область.


Похожие статьи

Температурный режим и другие простые правила как залог успеха...

Работы по строительству дорожных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей

При длительных перерывах в работе (более 30 мин) или в конце смены асфальтоукладчик должен быть

 приводной валец катка должен быть расположен параллельно уплотняющему брусу...

Исследование долговечности дорожной горизонтальной разметки...

На фотоснимке выделяется область анализа разметки.

Не допускается нанесение краски на промерзшую, мокрую и пропитанную водой проезжую часть автомобильных дорог.

Наряду с красками широкое распространение для разметки дорог получили спрейпластики.

Расчет температурно-технологических параметров устройства...

В статье приведена методика расчета температурных и технологических параметров асфальтобетонной смеси для строительства покрытий при пониженных температурах воздуха, что продлевает сроки строительства, регламентируемые СП 78.13330–2012.

Обоснование расчётных значений характеристик грунтов для...

Продолжительность периода промерзания. Отрицательные температуры воздуха, накопившиеся за период промерзания дорожной конструкции.

Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014617069. Российская Федерация.

Сдвигоустойчивость и трещиностойкость асфальтобетона...

К сожалению, асфальтобетонные покрытия не могут быть как абсолютно трещиностойкими и сдвигоустойчивыми

Использование асфальтобетона в дорожном покрытии преследует основную цель – обеспечить функциональные свойства и покрытия в межремонтный период.

Анализ целесообразности строительства асфальтобетонных...

Широкое распространение асфальтобетонного покрытия обусловлено выбранными методиками строительства дорог 60-ых года прошлого столетия. Причина этому проста: производство битума, который используется для изготовления асфальта, обходилось в то...

Ремонт дорожных покрытий при отрицательных температурах...

Приводятся основные группы методов ремонта дорожных покрытий, недостатки ремонта при отрицательных температурах. Представлены основные требования которым должны отвечать технологии ремонта при отрицательных температурах. Рассматривается возможность ремонта...

Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог

Автомобильные дороги представляют собой комплекс сооружений, предназначенных для круглосуточного беспрепятственного пропуска транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками в любой период года при любых погодно-климатических условиях [1]. Система...

Применение теории накапливания повреждений в условиях...

Результаты диагностики автомобильных дорог показывают, что в процессе эксплуатации на

Особенность асфальтобетонных покрытий состоит в том то, что в летний период с

Учитывая, что в процессе эксплуатации асфальтобетон накапливает повреждение, то такое...

Похожие статьи

Температурный режим и другие простые правила как залог успеха...

Работы по строительству дорожных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей

При длительных перерывах в работе (более 30 мин) или в конце смены асфальтоукладчик должен быть

 приводной валец катка должен быть расположен параллельно уплотняющему брусу...

Исследование долговечности дорожной горизонтальной разметки...

На фотоснимке выделяется область анализа разметки.

Не допускается нанесение краски на промерзшую, мокрую и пропитанную водой проезжую часть автомобильных дорог.

Наряду с красками широкое распространение для разметки дорог получили спрейпластики.

Расчет температурно-технологических параметров устройства...

В статье приведена методика расчета температурных и технологических параметров асфальтобетонной смеси для строительства покрытий при пониженных температурах воздуха, что продлевает сроки строительства, регламентируемые СП 78.13330–2012.

Обоснование расчётных значений характеристик грунтов для...

Продолжительность периода промерзания. Отрицательные температуры воздуха, накопившиеся за период промерзания дорожной конструкции.

Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014617069. Российская Федерация.

Сдвигоустойчивость и трещиностойкость асфальтобетона...

К сожалению, асфальтобетонные покрытия не могут быть как абсолютно трещиностойкими и сдвигоустойчивыми

Использование асфальтобетона в дорожном покрытии преследует основную цель – обеспечить функциональные свойства и покрытия в межремонтный период.

Анализ целесообразности строительства асфальтобетонных...

Широкое распространение асфальтобетонного покрытия обусловлено выбранными методиками строительства дорог 60-ых года прошлого столетия. Причина этому проста: производство битума, который используется для изготовления асфальта, обходилось в то...

Ремонт дорожных покрытий при отрицательных температурах...

Приводятся основные группы методов ремонта дорожных покрытий, недостатки ремонта при отрицательных температурах. Представлены основные требования которым должны отвечать технологии ремонта при отрицательных температурах. Рассматривается возможность ремонта...

Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог

Автомобильные дороги представляют собой комплекс сооружений, предназначенных для круглосуточного беспрепятственного пропуска транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками в любой период года при любых погодно-климатических условиях [1]. Система...

Применение теории накапливания повреждений в условиях...

Результаты диагностики автомобильных дорог показывают, что в процессе эксплуатации на

Особенность асфальтобетонных покрытий состоит в том то, что в летний период с

Учитывая, что в процессе эксплуатации асфальтобетон накапливает повреждение, то такое...

Задать вопрос