Возможность применения существующих нормативных требований при проектировании, строительстве и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 09.06.2019

Статья просмотрена: 196 раз

Библиографическое описание:

Ершова, Д. С. Возможность применения существующих нормативных требований при проектировании, строительстве и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей / Д. С. Ершова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60348/ (дата обращения: 29.03.2024).



Рассмотрены существующие нормативные документы по проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог, а также иные законодательные и нормативные акты Российской Федерации, относящиеся к проектированию, строительству и эксплуатации железнодорожного транспорта. Проведен анализ применения нормативных документов к высокоскоростным железнодорожным магистралям в России.

Ключевые слова: высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ), нормативные документы.

Высокая потребность в транспорте у населения, возросшая конкуренция между различными видами транспорта, а также решения проблем экологической ситуации в мире привели в ряде зарубежных стран к строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Рубежом, разделяющим понятия «обычное» движение от «скоростного», по мнению историков, стала скорость 160,9 км/ч (100 миль в час). Этот рубеж скорости был преодолен в сентябре 1839 г. на дороге «Грейт Вестерн» в Великобритании одиночным паровозом «The Hurricane» (от англ. «Ураган») (рис.1.2).

https://spellerweb.net/rhindex/UKRH/GreatWestern/Broadgauge/Harrison.jpg

Рис. 1. Гоночный паровоз “The Hurricane” («Ураган»). Великобритания, 1839г.

Именно с этого события началось развитие высокоскоростного железнодорожного движения в мире до создания специализированных высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Условно можно выделить 3 этапа развития. В основание периодизации положены два параметра: рекордная скорость движения и максимальная скорость в коммерческой эксплуатации. Первый этап: начало — середина XIX в.: первая волна постройки скоростных паровозов. Второй: середина XIX в. — начало XX в.: постепенное повышение скорости лучших поездов до 120–150 км/ч, начало конкуренции железных дорог с авиацией и автомобильным транспортом, закат эры паровой тяги после пика достижения скорости 200 км/ч. Третий этап: 30-е — середина 60-х годов XX столетия: переход на двигатели внутреннего сгорания и электрическую тягу в высокоскоростном движении, освоение скорости до 200 км/ч в коммерческой эксплуатации. Современный — четвертый этап: начало с середины 1960-х годов, связан с созданием и развитием специализированных высокоскоростных железнодорожных магистралей. [1, с.7]

В России с ее огромнейшей территорией необходимо скоростное передвижение населения. Наиболее доступное и удобное для людей наземное скоростное передвижение – железнодорожный транспорт. [2,с.19]

В настоящее время в Российской Федерации строительство сети высокоскоростных магистралей предусмотрено актуализированной Транспортной стратегией на период до 2030 года и учтено в Прогнозе социально-экономического развития страны. Главная цель программы — это ускорение темпов экономического роста и повышение качества жизни населения России за счет создания сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения (далее СМ и ВСМ), обеспечивающего оптимальное для пассажиров соотношение скорости и безопасности, комфорта и стоимости проезда. [3, с.2]

В настоящее время правовой основой технического регулирования в области железнодорожного транспорта являются:

  1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ;
  2. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ;
  3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ;
  4. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. От 31.07.2018 г.)
  5. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 31.12.2009 № 384-ФЗ
  6. «Технический регламент об обеспечении единства измерений» (с изм. На 13.07.2015 г.)
  7. Технический регламент ТС «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» от 15.07.2011 г.

А также иные законодательные и нормативные акты Российской Федерации, относящиеся к проектированию, строительству и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Нормативные документы, действовавшие до введения ФЗ РФ «О техническом регулировании», а также новые отраслевые и ведомственные документы в настоящее время носят рекомендательный характер. Применительно к высокоскоростным железнодорожным магистралям такими документами являются: СП 119.13330.2012 Железные дороги колеи 1520 мм, СП 237.1326000.2015 Инфраструктура железнодорожного транспорта. Общие требования, СП 238.1326000.2015 Железнодорожный путь, Стандарт ОАО «РЖД» «Инфраструктура линии Санкт-Петербург — Москва для высокоскоростного движения поездов» (М.: ОАО «РЖД», 2007), Специальные технические условия (СТУ) для проектирования строительства и эксплуатации новой высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали «Москва — Санкт-Петербург» (согласованы решением Министерства регионального развития РФ от 28.07.2009 г. № 23683 — ИП/08), Специальные технические условия для проектирования участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург со скоростями движения до 400 км/ч. [1, с.97]

К проектированию и строительству ВСМ должны предъявляться особые требования, но при разработке документации этих требований оказывается недостаточно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации требованиях к их содержанию» в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных действующими нормативами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных нормативных документов. [4, с.15]

Такая ситуация и сложилась при проектировании высокоскоростных железнодорожных магистралей в России. Были созданы Специальные технические условия для проектирования участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург со скоростями движения до 400 км/ч. Но так как в настоящее время планируется построить ВСМ Москва — Санкт-Петербург, необходимо будет создавать новые Специальные технические условия применительно к новой магистрали, что непрактично. Среди недостатков создания СТУ выделяют значительную стоимость услуг по согласованию и созданию Специальных технических условий, также разработка и согласование СТУ занимает существенную продолжительность от 3–6 месяцев, и главное. Специальные технические условия создаются на определенный объект строительства и их нельзя применить при проектировании аналогичного объекта ВСМ.

В связи с тем, что при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры на участках ВСМ, где реализуются скорости пассажирских поездов не выше 200 км/ч, используется существующая нормативная база, необходимо, опираясь на зарубежный опыт строительства, усовершенствовать существующие или создать принципиально новые нормативно-правовые документы для реализации организации строительства высокоскоростных магистралей в условиях Российской Федерации.

Литература:

  1. Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Общий курс: учеб. Пособие: в 2 т. // И. П. Киселев и др.; под ред. И. П. Киселева — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014
  2. Н. Н. Балуев Гармонизация зарубежных и российских требований к подсистемам ВСМ // Бюллетень результатов научных исследований, 2015г.
  3. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года // Распоряжение Правительство РФ от 22.11.2008 года № 1734-р
  4. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации требованиях к их содержанию».
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, Российская Федерация, технический регламент, высокоскоростная железнодорожная магистраль, документ, магистраль, Москва, Россия, Санкт-Петербург, техническое регулирование.


Ключевые слова

нормативные документы, высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ)

Похожие статьи

Анализ мирового опыта развития высокоскоростного...

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, высокоскоростные железные дороги. Высокоскоростным называется железнодорожный транспорт, обеспечивающий движение поездов со скоростью свыше 250 км/ч по международной классификации, и свыше 200 км/ч...

Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

Высокоскоростные железнодорожные магистрали представляют собой сложный технический комплекс, включающий

Железнодорожный транспорт — это вид транспорта, включающий в себя комплекс различных систем и средств, предназначенный для перевозки...

Скоростные железнодорожные магистрали | Статья в журнале...

В статье рассматриваются особенности скоростных железнодорожных магистралей, в частности, мировой опыт

Общая протяженность высокоскоростных железнодорожных магистралей в мире сейчас составляет около

Санкт-Петербург: ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2014.

Перспективы развития высокоскоростного движения

Железнодорожный транспорт движущиеся со скоростью от 200 до 350 км/ч экономически

Высокоскоростные железнодорожные магистрали представляют собой сложный

Россия вплотную подошла к сооружению ВСМ. На государственном уровне приняты решения...

Развитие скоростного железнодорожного транспорта

В настоящее время высокоскоростные железные дороги обеспечивают не только высокую скорость передвижения, но и более высокий уровень надежности и безопасности, комфорта, экономичности.

Новый этап развития железнодорожного сообщения в России

Пилотным проектом высокоскоростной железнодорожной магистрали в России является строительство ВСМ по маршруту Москва — Пекин протяжённостью

Возможные пути развития железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт — это вид транспорта...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

В экономике России железнодорожный транспорт играет центральную роль. В общем грузообороте доля железнодорожных перевозок

железнодорожный транспорт, Российская Федерация, отрезок рельса, Федеральное агентство, техническое регулирование, локомотив...

Перспективы строительства Трансконтинентальной магистрали

Рис. 1. Трансконтинентальная железнодорожная магистраль и мировая транспортная сеть.

Рассматривая техническую сторону строительства тоннеля, можно сделать заключение, что из

— Тезисы Международной научно-технической конференции в рамках года наука России...

Специфика грузовых железнодорожных перевозок в России...

В статье дана характеристика сегодняшней отрасли железнодорожных перевозок в РФ. Перечислены основные игроки рынка грузовых железнодорожных перевозок. Рассмотрена специфика деятельности логистических компаний, не аффилированных с ОАО «РЖД».

Похожие статьи

Анализ мирового опыта развития высокоскоростного...

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, высокоскоростные железные дороги. Высокоскоростным называется железнодорожный транспорт, обеспечивающий движение поездов со скоростью свыше 250 км/ч по международной классификации, и свыше 200 км/ч...

Метрологическое обеспечение на железнодорожном транспорте

Высокоскоростные железнодорожные магистрали представляют собой сложный технический комплекс, включающий

Железнодорожный транспорт — это вид транспорта, включающий в себя комплекс различных систем и средств, предназначенный для перевозки...

Скоростные железнодорожные магистрали | Статья в журнале...

В статье рассматриваются особенности скоростных железнодорожных магистралей, в частности, мировой опыт

Общая протяженность высокоскоростных железнодорожных магистралей в мире сейчас составляет около

Санкт-Петербург: ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2014.

Перспективы развития высокоскоростного движения

Железнодорожный транспорт движущиеся со скоростью от 200 до 350 км/ч экономически

Высокоскоростные железнодорожные магистрали представляют собой сложный

Россия вплотную подошла к сооружению ВСМ. На государственном уровне приняты решения...

Развитие скоростного железнодорожного транспорта

В настоящее время высокоскоростные железные дороги обеспечивают не только высокую скорость передвижения, но и более высокий уровень надежности и безопасности, комфорта, экономичности.

Новый этап развития железнодорожного сообщения в России

Пилотным проектом высокоскоростной железнодорожной магистрали в России является строительство ВСМ по маршруту Москва — Пекин протяжённостью

Возможные пути развития железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт — это вид транспорта...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

В экономике России железнодорожный транспорт играет центральную роль. В общем грузообороте доля железнодорожных перевозок

железнодорожный транспорт, Российская Федерация, отрезок рельса, Федеральное агентство, техническое регулирование, локомотив...

Перспективы строительства Трансконтинентальной магистрали

Рис. 1. Трансконтинентальная железнодорожная магистраль и мировая транспортная сеть.

Рассматривая техническую сторону строительства тоннеля, можно сделать заключение, что из

— Тезисы Международной научно-технической конференции в рамках года наука России...

Специфика грузовых железнодорожных перевозок в России...

В статье дана характеристика сегодняшней отрасли железнодорожных перевозок в РФ. Перечислены основные игроки рынка грузовых железнодорожных перевозок. Рассмотрена специфика деятельности логистических компаний, не аффилированных с ОАО «РЖД».

Задать вопрос