Воспитание личности, мировоззрения, культурных и исторических ценностей у школьников на основе изучения творческого пути Я. В. Абрамова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 11.06.2019

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, А. С. Воспитание личности, мировоззрения, культурных и исторических ценностей у школьников на основе изучения творческого пути Я. В. Абрамова / А. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60278/ (дата обращения: 19.04.2024).



Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы является важным средством формирования у детей различных положительных качеств: храбрости, смелости, честности, доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром, бороться за правосудие. Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно-личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, что будет способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. А также, важно опираться на исторические факты и культурные ценности, рассматриваемые в произведениях на уроках литературы в школах.

Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие–то знания, но и подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями. Изучая творчества Я. В. Абрамова, диалог автора с читателями проходит на воспитательном уровне. Творчество Я. В. Абрамова знакомит как школьника, так и учителя с историческими событиями, культурными ценностями и социальным устоем общества 1860–80-х годов. Знакомя детей с творческим путем Я. Абрамова, школьники познают не только сюжет произведений автора, но и его литературные достижения, наследие, мировоззрение, мысли и идеи, ценности писателя.

Формированию духовно-нравственных представлений и нравственно-эстетического опыта способствует сообщению детям знаний о моральных качествах человека. Такие качества в своем литературном творчестве рассматривает писатель-социолог, публицист, литературовед Я. В. Абрамов на примере исторического хода событий в истории России. Его основные принципы — достижение «правды» через совершенствование всех слоев общества. Движение от малого к великому, саморазвитие людей в обществе.

Писатели времен Я. В. Абрамова, да и он сам, пытались показать, как влияние нового времени отражается на духовной сфере человека, начинающего понимать, что «так жить нельзя». Здесь и происходит становление «русского человека», прививается любовь к «Малой Родине», воспитываются ценности культуры, происходит становление и формирование знаний об истории России [см 4, с. 20]. Эстетические искания были обусловлены потребностями в анализе общественно-нравственного состояния русской жизни, установкой на «натуральность», «невыдуманность» повествования. Именно таким реалистичным образом и описывает события в своих произведениях Я. В. Абрамов. Он наделяет своих персонажей самыми настоящими, натуральными качествами, характеристиками и взглядами. Каждый герой прозы Я. В. Абрамова является народным деятелем, участником событий того времени, человеком, пытающимся изменить все к лучшему, добиться «правды». «Правда» же — один из основных мотивов творчества Я. В. Абрамова [см 5, с. 34]. Добиваясь «правды», ища пути к ней, он постигает истину жизни и быта общества, социальных устоев. Свои произведения автор строит исходя из собственных взглядов и принципов.

Например, фабула произведений Абрамова, находящаяся между автором и читателем, создавалась не при помощи творческой фантазии, а с опорой на реальные жизненные явления. Абрамов хотел показать честно и без преувеличений всю наготу русской жизни [1, с. 57].

Исследовательский подход к изображаемому трансформировал поэтику литературных жанров, используемых Абрамовым. Это обращение к факту, к источнику, к конкретным наблюдениям, к статистическим данным. Подобные искания были ориентированы на установление связей между нравственным и историческим. Это позволяет рассмотреть жизнь общества в корне и проанализировать перемены в социальном, культурном и историческом плане 1880-х годов в России [см 3, с. 12]..

Как публицист, Абрамов освещал социально-экономические проблемы, вопросы народной жизни, образования, науки и культуры. Он издавал популярные брошюры по вопросам правовых отношений, развития естественных наук, народного образования и т. д. Многочисленные работы о частных воскресных школах содействовали тому, что эти школы стали одной из наиболее эффективных форм просвещения народа. Одна из книг Я. В. Абрамова на эту тему с большим успехом демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже (1889 год). В школьной образовательной программе изучение деятельности таких именитых авторов, писателей, публицистов является полезным примером разносторонней личности, указателем на то, что заниматься развитием и образованием не только полезно, но и почетно.

Публицистическое начало в художественной прозе Я. В. Абрамова порождалось исканиями ответов на те вопросы, которые стояли перед его героями, в свете критериев «совести и правды», «прежних» и «нынешних» конфликтов. Публицистические формы использовались в качестве инструментов для исследования социально-экономических условий «укладывающегося» порядка жизни. На основе произведений Я. В. Абрамова нам удается рассмотреть социальный, экономический, культурный, исторический, нравственный, эстетический уклон и порядок жизни общества того времени. Школьники начинают понимать всю важность и необходимость борьбы за справедливость, осознают историческую ценность наследия Я. В. Абрамова [см 2, с. 9].

Огромную роль в воспитании духовно-нравственного начала играет школа. И именно школа, используя новейшие методы и качественную литературу, обязана воспитать в школьниках культурные и нравственные ценности, исторические ориентиры, социальные представления об обществе, основы жизни и быта. А также, на примере изучаемых авторов и писателей, их жизни и творчестве, наглядно продемонстрировать всю важность личностного развития, становления человеческих качеств и формировании жизненной позиции. Важно научить школьника видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Для достижения цели необходимо использовать методы изучения не только творчества, но и жизненного пути, мировоззрения изучаемых авторов и писателей.

Литература:

  1. Абрамов Я. В. В поисках за правдой: сб.рассказов. — 2-е изд. — СПб.: Тип. А. М. Котомина и К, 1884. — 192 с.
  2. Абрамов Я. В. Идущий правды.// Отечественные записки. -1882. — С. 33–72.
  3. Агапкина Т. П. Абрамов Яков Васильевич // Русские писатели 1800–1917: биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. — Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 12–13.
  4. Алчевская Х. Д. Передуманное и пережитое. — М., 1912. — С. 263.
  5. Баранов Е. З. Памяти Я. В. Абрамова // Северокавказская газета. — 1907. — 18 сентября. — С. 2.
Основные термины (генерируются автоматически): автор, история России, качество, русская жизнь, урок литературы, школьник.


Похожие статьи

Нравственное воспитание школьников на уроках истории

Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают

Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников.

8. Помоги разглядеть в истории поток времени, в который дети должны влиться своими жизнями.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка...

Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности.

Посвоему жизнь и характеры людей отражаются в музыке, скульптуре и литературе.

Писатель может нарисовать один момент, и историю человеческой жизни.

Интегрированный урок литературы и истории как один из...

Помимо этого русскому поэту исполняется в этом году 120 лет. Целью урока является рассмотрение жизни и творчества С. А. Есенина на фоне исторических событий в России в начале XX века. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи урока

Изучение школьниками основ русской культуры в процессе...

Жанры современной литературы не всегда отражают истинное духовное развитие общества. Литература религиозной направленности отличается большей стабильностью в сохранении значимости нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Изучение истории края на уроках русского языка и литературы

Основной единицей изучения материала на уроках русского языка является текст.

Развивая идею приобщения школьников к культурному наследию нации, на практике педагог реализует ее через

Цель использования краеведческого материала на уроках русского языка — это...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка...

На уроках литературы поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самое главное — это проблемы души и духа отдельного человека и целого народа. Чем отличаются герои западноевропейских писателей от русских? Самые излюбленные герои западных писателей...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Нынешние ученики — ближайшее будущее нашей страны. Уроки литературы — прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности.

Патриотическое воспитание при реализации... | Молодой ученый

русская литература, ученик, Россия, урок литературы, розовая грива, литература, конец урока, ребята, урок, Какое качество характера. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго... Современное образование в России переходит на Федеральный...

Духовно-нравственное воспитание школьников в практике...

русская литература, урок, ученик, литература, идеал, эта, самое начало, система отношений, слово, стремление, Уж, юный читатель, юноша мировоззрения, читатель, школьник, русский народ, русская словесность...

Похожие статьи

Нравственное воспитание школьников на уроках истории

Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают

Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников.

8. Помоги разглядеть в истории поток времени, в который дети должны влиться своими жизнями.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка...

Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности.

Посвоему жизнь и характеры людей отражаются в музыке, скульптуре и литературе.

Писатель может нарисовать один момент, и историю человеческой жизни.

Интегрированный урок литературы и истории как один из...

Помимо этого русскому поэту исполняется в этом году 120 лет. Целью урока является рассмотрение жизни и творчества С. А. Есенина на фоне исторических событий в России в начале XX века. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи урока

Изучение школьниками основ русской культуры в процессе...

Жанры современной литературы не всегда отражают истинное духовное развитие общества. Литература религиозной направленности отличается большей стабильностью в сохранении значимости нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Изучение истории края на уроках русского языка и литературы

Основной единицей изучения материала на уроках русского языка является текст.

Развивая идею приобщения школьников к культурному наследию нации, на практике педагог реализует ее через

Цель использования краеведческого материала на уроках русского языка — это...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка...

На уроках литературы поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самое главное — это проблемы души и духа отдельного человека и целого народа. Чем отличаются герои западноевропейских писателей от русских? Самые излюбленные герои западных писателей...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Нынешние ученики — ближайшее будущее нашей страны. Уроки литературы — прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности.

Патриотическое воспитание при реализации... | Молодой ученый

русская литература, ученик, Россия, урок литературы, розовая грива, литература, конец урока, ребята, урок, Какое качество характера. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго... Современное образование в России переходит на Федеральный...

Духовно-нравственное воспитание школьников в практике...

русская литература, урок, ученик, литература, идеал, эта, самое начало, система отношений, слово, стремление, Уж, юный читатель, юноша мировоззрения, читатель, школьник, русский народ, русская словесность...

Задать вопрос