Технические особенности прицеливания. Бинокулярная стрельба | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 06.06.2019

Статья просмотрена: 1262 раза

Библиографическое описание:

Колесников, А. С. Технические особенности прицеливания. Бинокулярная стрельба / А. С. Колесников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 364-367. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60183/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье рассматриваются факторы, которые могут существенно повлиять на качество стрельбы из огнестрельного оружия и раскрывается роль бинокулярного зрения, его преимущества в использовании. Также приводится техника его применения и возможные нюансы при подготовке, которые могут способствовать повышению результативности обучения стрельбе.

Ключевые слова: стрельба, огнестрельное оружие, бинокулярное зрение, прицеливание, вскидка.

This article discusses the factors that can significantly affect the quality of firearm shooting and reveals the role of binocular vision, its advantages in use. It also provides a technique for its use and possible nuances in training, which can help improve the effectiveness of shooting training.

Key words: shooting, firearms, binocular vision, aiming, vskidka.

Человек способен крайне точно бросить камень, снежок, мяч; хоккеист отправляет шайбу в ворота клюшкой; теннисист, находясь в это время в движении, заполучает мяч у соперника и отправляет его с завидной точностью в ворота. Такая точно дается благодаря глазам, куда они смотрят, туда человек и направляет свои действия. Для этого не требуются какие-либо дополнительные приспособления для прицеливания. Даже стрелок из дробового ружья находится в более выгодном положении, если его сравнивать с другими спортсменами. Он стреляет дробью, благодаря которой покрывается значительная часть площади при выстреле. Если это рассмотреть более подробно, то на оптимальных дальностях стрельбы диаметр круга реального поражения дробового снопа может достичь 106 см и имеет площадь 8824 см2, то есть почти квадратный метр. Подобная площадь действительного поражения обеспечивает минимальную вероятность промаха в случае небольших погрешностей в случае точности направления стволов ружья при стрельбе навскидку.

Стоит отметить, что на результативность стрельбы может влиять несколько главных критериев. К ним относится изготовка для стрельбы, прицеливание, нажатие на спусковой крючок [2;8]. Уровень владения этими элементами стрельбы оценивается как выполнением одного либо нескольких точных выстрелов в условиях тира либо полигона, так и по скорости и четкости реализации упражнений, максимально приближенных к огневому контакту с правонарушителем.

Весомой особенностью человеческого организма является его способность к бинокулярному зрению. Это свойство организма следует применять по максимуму. Бинокулярное прицеливание (прицеливание, где используются оба глаза стрелка) имеет множество плюсов, и игнорировать их было бы грубой ошибкой. В случае бинокулярного прицеливания нецелящийся глаз предоставляет возможность следить за мишенью и окружающей обстановкой, увеличивает границы обзора, дает возможность более точно, быстро и успешнее использовать оружие. Применяя свойства бинокулярного зрения, человек за более короткое время оценит изменения ситуации и сумеет контролировать движения нескольких целей в одно время. Используя при стрельбе оба глаза, человек видит объёмную мишень, что предоставляет возможность точнее определить расстояние до цели либо между ними, если их несколько. Кроме того, при использовании подобного прицеливания острота зрения возрастает на 15–20 % и тем самым повышается точность прицеливания [3].

Как и любая стрельба навскидку, ее необходимо вести с двумя открытыми глазами. Стрелок, который закрывает глаз при наведении ружья на цель, лишается бинокулярного зрения, данного ему от природы. Тем более усложняется оценка расстояния и падает острота. Применяя бинокулярное зрение, человек может более детально увидеть цель, которая может находиться как в подвижном состоянии, так и зафиксированном. Это весьма уменьшает время прицеливания. В определенных ситуациях человеку для принятия решения об использовании оружия требуется оценить ситуацию в общем, и бинокулярное зрение здесь использовать как нельзя кстати.

Таким образом, если учитывать ранее приведённые особенности прицеливания, то рекомендуется применить их при обучении людей стрельбе, чтобы получить высокие результаты.

В данном случае стрелок должен придерживаться обычного ритма дыхания, а в случае его нарушения постараться его стабилизировать. Выстрел рекомендуется совершать в момент дыхательной паузы. В связи с этим стрелок, подготовившись к выстрелу, по окончанию выдоха дает команду подать мишень, и, выдерживая дыхательную паузу, ждет ее появления [1;163]. Незначительное растягивание дыхательной паузы не сильно нарушает ритм дыхания и не отражается на самочувствии стрелка.

Если рассматривать стрельбу со стороны, то первое, что можно заметить — простота и непринужденность в поражении цели. Складывается ощущение, что другой расклад невозможен. Кроме того, складывается мнение, что выстрелы осуществляются практически сразу с возникновением цели, что крайне быстро для неопытного человека.

На первоначальном этапе обучения при осуществлении классических (медленных) стрелковых упражнений для достижения точного выстрела, следует при нажатии на спусковой крючок сконцентрировать взгляд на целике с мушкой. Мишень в таком случае будет немного «размыта». Для поддержания ровной мушки в прорези целика стрелок, зачастую прицеливается «ведущим» глазом, закрывая второй глаз. Это может помочь стрелку нацеливаться на формирование линии прицеливания, при этом с другой стороны такой подход уменьшает обзор.

Следует отметить, что в случае усиленной работы зрительного анализатора при прицеливании его двигательные и световоспринимающие механизмы в короткие сроки устают, в связи с чем падает его работоспособность. Если опираться на практику, то усиленная работа зрительного анализатора может быть только в течение небольшого периода времени, далее чёткость изображения на сетчатке понемногу падает. Таким образом, стрелок не должен слишком долго осуществлять прицеливание, потому что по окончанию 10–15 секунд глаз перестанет выделять неточности, и стреляющий, рассчитывая на правильность наведения оружия, не заметит собственных грубых ошибок в стрельбе [4]. В связи с этим при стрельбе из оружия нельзя «зацеливаться», а разумное время прицеливания с момента сосредоточения зрительного внимания на изображение цели и прицельной планки с мушкой должно быть равно от 5 до 10 секунд.

Для овладения техникой стрельбы стоит особое внимание уделить двигательным навыкам. Прямая связь развития физических качеств и этапов развития двигательных навыков является областью научных интересов теории и методики физического воспитания. Во время осуществления занятий по огневой подготовке эта взаимосвязь зачастую не учитывается. Как показывают современные исследования, «в жизни нет других средств, кроме физических упражнений, которые гарантировали бы необходимую физическую готовность организма к постоянно возрастающим требованиям умственной деятельности».

Если опираться на опыт служебно-профессиональной деятельности, то результативность стрельбы из боевого огнестрельного оружия не прямо взаимосвязана с физической развитостью стрелка, а может зависеть от развития его главных физических качеств, в том числе силы. Заблуждением является мнение, что отлично развитые силовые способности у сотрудника полиции способны компенсировать его психологическую, тактическую и другие области стрелковой подготовки. Для осуществления точного выстрела сотруднику полиции не нужно развивать максимально возможную для него силу мышц [5;50]. Следует только включить определенные группы мышц и с такими усилиями, чтобы их было достаточно для удержания оружия в необходимом положении (как при скоростной стрельбе, так и при медленной).

Для получения высоких результатов следует в первую очередь сформировать правильную, удобную стойку для стрельбы. Благодаря ей можно молниеносно менять расположение корпуса стрелка в любую сторону, что гарантирует устойчивое положение в случае требующегося выстрела снова. Ступни ног следует ставить на дистанции между собой на расстоянии ориентировочно в одну ступню между пятками, а между носками немного больше. Если не придерживаться данного условия и расставить ноги слишком широко, то поворачивать корпус будет сложнее, и стрелок может начать делать поводку ружья движением рук, а это приведет к промаху. Если же наоборот, ступни ног расположены крайне близко между собой, стрелок может потерять равновесие при поворачивании корпуса и в случае отдачи от первого выстрела.

Положение корпуса стрелка к плоскости стрельбы обязано быть расположено под углом около 45°. Ноги необходимо чуть-чуть согнуть в коленях. Корпус следует наклонить чуть вперед в сторону будущего выстрела. Подобная стойка предоставляет возможность расслабления всех мышц между выстрелами и гарантирует вероятность поражения целей лишь с помощью поворота корпуса в диапазоне 160–170° без лишения устойчивости [5;50].

Стрелок обязан держать правой рукой ружье за шейку приклада таким образом, чтобы указательный палец серединой первой фаланги способен был осуществить нажатие на спусковой крючок. Левая рука держит ружье за цевье. В подобной стойке стрелок благодаря положению своего корпуса заранее «прицелился» в необходимом направлении, не коснувшись прикладом своего плеча.

Правильное прицеливание является одним из основных факторов точного выстрела. Оно является крайне сложным процессом, где основная роль отводится зрительному анализатору и участвуют биомеханические особенности строения тела стрелка и его личные психофизиологические свойства. Например, при стрельбе из штатного оружия основную роль при осуществлении выстрела играет именно зрительная сторона процесса прицеливания — чёткость восприятия глазом контуров прицельной планки, мушки и точки прицеливания на мишени, что зависит от фазы нажатия на спусковой крючок, в то время как двигательные способности стрелка отводятся на задний план.

При стрельбе навскидку прикладывание ружья к плечу зачастую происходит вместе с поводкой ружья. Зачастую прикладку ружья необходимо осуществлять во время поворота корпуса стрелка. Правильная прикладка ружья вместе с правильной стойкой гарантирует наведение ружья туда же, в каком направлении смотрят глаза стрелка. До прикладывания ружья к плечу стрелок обязан держать его таким образом, чтобы вес ружья равномерно расходился между правой и левой руками. Каждый стрелок определяет это индивидуально с помощью подбора положения левой руки на цевье в процессе пробных прикладок. Когда стрелок отыскал необходимое положение левой руки, необходимо удержать держать цевье в том же месте при любых условиях [4].

При прикладывании ружья необходимо для начала вскинуть его вперед и вверх, а далее с помощью обеих рук зафиксировать прикладом к плечу в плечевую впадину. При вскидывании ружья правое плечо немного поднимается вверх, голова немного склоняется вперед. Касаясь прикладом плечевой впадины, гребень приклада обязан прижиматься к щеке под правой скулой. Следя за стрельбой опытного стрелка, можно отметить, что он выбрасывает ружье вперед и вверх и без проблем прикладывает его к плечу и щеке. Одновременно с этим он поворачивает корпус и смотрит в точку направления выстрела. Как только ружье приложено, его стволы на автомате фиксируются в направлении взгляда стрелка, и он осуществляет выстрел.

При этом встречаются следующие распространенные ошибки:

− Протаскивание приклада к плечу из-под мышки, что приводит к торможению прикладывания и не гарантирует постоянства прикладывания в одно и то же место — плечевую впадину; в итоге необходимо подправлять прикладку, из-за чего стрельба навскидку не получается;

− Стрелок прикладывает ружье к плечу чересчур низко, из-за чего ему становится необходимым значительно наклонять голову для того чтобы щека легла на гребень приклада; подобная привычка у части охотников в короткие сроки фиксируется, что затормаживает прикладку, усложняет стрельбу навскидку; даже тренеры говорят: «Хороший стрелок прикладывает ружье к щеке, плохой — щеку к ружью»;

− В некоторых ситуациях стрелок осуществляет выстрел до того момента, как гребень приклада коснется щеки. Хоть подобное направление в стрельбе навскидку и имеется, но все же не рекомендуется его делать, потому что для такого варианта необходим устойчивый навык стрельбы и владения ружьем, что требует опыта. Неопытный охотник обязан осуществлять выстрел лишь после касания щекой гребня приклада, потому что в таком случае мы получаем четко зафиксированное расположение стволов ружья, нацеленных в направлении взгляда стрелка. Вся картина во время выстрела фиксируется нечетко и запоминается труднее. Лишь когда стрелок, который стреляет с правого плеча, командным является левый глаз, требуется либо закрывать его, либо учиться стрельбе с левого плеча [1;164].

Когда обнаруживается цель, то стрелок обязан сконцентрироваться на ней полностью. Одновременно с этим оценивается расстояние до цели, направление ее полета, рассчитывается упреждение. Как только будут ясны данные условия, что осуществляется во время прикладки ружья (конечно же без любых математических расчетов), стрелок концентрирует взгляд на точке перехвата цели с помощью дробового снопа. В это время цель продолжает находиться в зоне видимости охотника. Если стрелок не сделает этого, то может промахнуться, потому что не получится упреждения. Прицельную планку (стволы) стрелок видит крайне расплывчато. Отличные стрелки, концентрируя внимание на цели, утверждают, что они совсем не замечают стволов, но конечно же это не так. Они замечают стволы так как при правильной прикладке они располагаются в зоне видимости стрелка, однако в порыве увлечения они не обращают на них внимания, поэтому у них может сложиться подобное впечатление [2;9].

Таким образом, стрелок обязан успеть выстрелить, пока цель расположена в области действительного поражения. Новичок обязан научиться стрелять быстро даже когда имеется время на выделение цели. Когда начинается выцеливание, поводка затормаживает, дичь исчезает из поля зрения и как итог — закономерный промах. Если с самого начала обучения стрелок делает быстрые выстрелы и промахивается, это можно исправить. Как обычно говорят, сначала лучше промахнуться в хорошем стиле стрельбы, чем попасть в плохом. Отрицательные привычки закрепляются и избавлять от них становится сложнее в будущем.

Для получения высоких результатов в стрельбе необходимо следующее:

− Упражнения, которые будут направлены на развитие силовой выносливости мышц спины и плечевого пояса (для роста устойчивости системы «человек–оружие»);

− Упражнения, которые будут направлены на рост статической силы мышц предплечья (для развития хвата оружия одной рукой);

− Упражнения, которые позволят достичь дозированных мышечных усилий указательного пальца на спусковой крючок при статическом напряжении мышц предплечья.

Силовая подготовка помогает развивать и совершенствовать у стрелка необходимые для стрельбы навыков и умений:

− Навык расслаблять и напрягать в нужный момент те группы мышц, непосредственно участвующие в производстве выстрела;

− Способность к правильному дыханию (задержка дыхания, полувдох, полувыдох и т. д.);

− Навык четко и согласованно осуществлять движения, с быстрой реакцией на меняющуюся обстановку.

Литература:

  1. Бобровик А. П., Любаков А. А. Методологические особенности обучения сотрудников полиции стрельбе из боевого огнестрельного оружия, существенно влияющие на результативность стрельбы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 1(73). 2017. С.161–165
  2. Васильченко Е. И. Техника выполнения прицельного выстрела//Эпоха науки. № 6. 2016. С.7–10
  3. Великий В. Монокулярная и бинокулярная стрельба: паттерны прицеливания (ч.3). 2014. [Электронный ресурс]: http://gunshub.ru/posts/63-monokulyarnaya-i-binokulyarnaya-strelba-patterny-pritselivaniya-ch-3
  4. Константинов Ю. Учимся стрелять быстро и точно. 2017. [Электронный ресурс]: https://www.ohotniki.ru/weapon/smoothbore/article/2017/06/16/648399-uchimsya-strelyat-byistro-i-tochno.html
  5. Нерубенко, А.С., Попов, А.В., Кадуцкий, П. А. Технические и тактические действия, повышающие эффективность выполнения упражнения 5 стрельбы из пистолета. / Нерубенко, А.С., Попов, А.В., Кадуцкий, П.А. // Журнал: Проблемы правоохранительной деятельности. № 4. 2014. С. 49–51.
Основные термины (генерируются автоматически): бинокулярное зрение, стрельба, стрелок, спусковой крючок, выстрел, гребень приклада, левая рука, дыхательная пауза, зрительный анализатор, плечевая впадина.


Похожие статьи

Психологические факторы повышения результативности...

Ключевые слова: стендовая стрельба, стрельба на круглом стенде, мишень, визуализация, идеомоторная тренировка, зрительно-мысленная репетиция выстрела, работа без патрона (холостая тренировка), спусковой крючок, одиночная мишень, дуплет.

Инновационные методики обучения стрельбе из автомата

− постановка затыльника приклада и контроль усилия нажима приклада в плечо

Технически грамотная обработка спускового крючка и контроль стрелком всех элементов техники производства выстрела из автомата позволит обучающемуся избежать неточной стрельбы.

Психологическая подготовка стрелка | Статья в журнале...

− тренировка периферийного зрения стрелка, заключающаяся в преодолении негативной индивидуальной реакции — туннельного видения

С выстрелом происходит так же, только вместо «желтого цвета» можно устроить просмотр сюжета, где ловкий стрелок поражает цель.

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Зрительный анализатор человека может воспринимать окружающие объекты как одним глазом — монокулярное зрение, так и двумя глазами — бинокулярное зрение.

Часто даже в старшем дошкольном возрасте эти дети не различают правую и левую руку, не могут найти в...

Методика обучения огневой подготовке сотрудников...

В статье рассмотрена методикаобучения огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. В своей работе сотрудникам полиции постоянно приходится применять специальные средства и огнестрельное оружие.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

- После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха и т. д.

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза.

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка из штатного...

При подготовке спортсмена стрелка, тренерский состав сталкивается с многочисленными факторами, влияющими на выполнение точного выстрела.

В стрельбе правильность восприятий располагается на важном месте в достижении высоких результатов.

К вопросу об инновациях в огневой подготовке сотрудников...

В статье рассматриваются вопросы применения инноваций в огневой подготовке сотрудников силовых структур, анализируется процесс применения боевого оружия для оптимальной организации процесса педагогического воздействия при обучении стрельбе.

Взаимовлияние нарушений статики и остроты зрения в спорте

Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере.

Решающее и основное сходство зрения и осязания И.М.Сеченов видел в двигательном поведении руки и глаза: "Идёт ли речь о контурах...

Похожие статьи

Психологические факторы повышения результативности...

Ключевые слова: стендовая стрельба, стрельба на круглом стенде, мишень, визуализация, идеомоторная тренировка, зрительно-мысленная репетиция выстрела, работа без патрона (холостая тренировка), спусковой крючок, одиночная мишень, дуплет.

Инновационные методики обучения стрельбе из автомата

− постановка затыльника приклада и контроль усилия нажима приклада в плечо

Технически грамотная обработка спускового крючка и контроль стрелком всех элементов техники производства выстрела из автомата позволит обучающемуся избежать неточной стрельбы.

Психологическая подготовка стрелка | Статья в журнале...

− тренировка периферийного зрения стрелка, заключающаяся в преодолении негативной индивидуальной реакции — туннельного видения

С выстрелом происходит так же, только вместо «желтого цвета» можно устроить просмотр сюжета, где ловкий стрелок поражает цель.

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Зрительный анализатор человека может воспринимать окружающие объекты как одним глазом — монокулярное зрение, так и двумя глазами — бинокулярное зрение.

Часто даже в старшем дошкольном возрасте эти дети не различают правую и левую руку, не могут найти в...

Методика обучения огневой подготовке сотрудников...

В статье рассмотрена методикаобучения огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. В своей работе сотрудникам полиции постоянно приходится применять специальные средства и огнестрельное оружие.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

- После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха и т. д.

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза.

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка из штатного...

При подготовке спортсмена стрелка, тренерский состав сталкивается с многочисленными факторами, влияющими на выполнение точного выстрела.

В стрельбе правильность восприятий располагается на важном месте в достижении высоких результатов.

К вопросу об инновациях в огневой подготовке сотрудников...

В статье рассматриваются вопросы применения инноваций в огневой подготовке сотрудников силовых структур, анализируется процесс применения боевого оружия для оптимальной организации процесса педагогического воздействия при обучении стрельбе.

Взаимовлияние нарушений статики и остроты зрения в спорте

Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере.

Решающее и основное сходство зрения и осязания И.М.Сеченов видел в двигательном поведении руки и глаза: "Идёт ли речь о контурах...

Задать вопрос