Изучение сущности и трактовок понятия имиджа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 06.06.2019

Статья просмотрена: 7406 раз

Библиографическое описание:

Зубова, В. А. Изучение сущности и трактовок понятия имиджа / В. А. Зубова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60173/ (дата обращения: 25.04.2024).



Понятие «имидж» в научную литературу ввели Зигмунд Фрейд и Кеннет Болдуинг. З. Фрейд популяризировал это понятие, выведя его из сферы научной психологии, так как издавал журнал с одноименным названием. Однако широкую известность термин не приобрел. В деловой оборот термин «имидж» ввёл в 60-е годы ХХ века американский экономист К. Болдуинг.

В России это понятие стало широко использоваться в 90-е годы ХХ века, когда появился спрос на профессиональное формирование имиджа государственных деятелей, актеров, спортсменов [5, с. 4].

Слово «имидж» переводится как «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Этот перевод отражает одно из значений термина, а именно: «имидж» как внешне наблюдаемый образ. Однако, в настоящее время этот термин чаще используют в значении: образ — представление — репутация; что подтверждается анализом литературы [1, с. 12].

Справочные издания трактуют понятие «имидж» как «целенаправленно формируемый образ» [9, с. 229]; как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ» [8, с. 134]; как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью» [12, с. 56]; как «мысленное представление чего-то, ранее видимого… конкретного или абстрактного, сильно напоминающего …в представлении о другом» [13, с. 771].

Панасюк А. Ю. понимает под имиджем образ человека, который возникает у других людей [6, с. 9].

Петрова Е. А. считает, что имидж «функционирует как образ-представление, в котором соединяются внешние и внутренние характеристики объекта, его социальные роли и функции, взаимодействие в семантическом поле культуры с иными категориями сознания, включенность в менталитет» [7, с. 27].

Нефедова И. и Власова Е. характеризуют имиджа как «проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей» [4, с. 13].

Бороздина Г. В. рассматривает имидж как стратегическую модель поведения человека в конкретной ситуации с целью достижения определенной цели [2, с.245]. Использование таких моделей связано с проблемами, возникающими в общении.

Маркина В. М. считает, что основным в имидже является возможность передать через определенные имидж-сигналы информацию о себе, о своих истинных, глубинных (профессиональных и личностных) устоях, планах, идеалах, деяниях [4, с. 15].

В экономической и политической литературе понятие имидж часто определяется как «репутация», «обобщенный портрет личности или организации». Исследователи данных областей знаний часто подчеркивают эмоционально-волевую составляющую данного понятия. Например, экономист К. Болдинг считал имидж структурой, которая моделирует поведение человека [10].

Рассмотрев взгляды различных исследователей, можно утверждать, что не смотря на исследование феномена имиджа различными отраслями научного знания, точного определения данному понятию пока не найдено.

Имидж — понятие многогранное. С одной стороны, это результат жизнедеятельности человека, с другой имидж можно рассматривать как средство управления жизненной перспективой. Имидж — явление целостное, включающее в себя и внешний, и внутренний (профессиональные, личностные и нравственные качества) образ [4, с. 37].

Однако, понятия «имидж» и «образ», несмотря на кажущуюся схожесть, существенно отличаются друг от друга (табл. 1) [3, с. 42].

Таблица 1

Отличие имиджа от образа

Имидж

Образ

Специально спроектированный и целенаправленно внедряемый образ предмета или явления.

Основная цель создания и поддержания имиджа — формирования благоприятного отношения к предмету или явлению.

Представление о предмете или явлении возникающее произвольно у группы людей или индивида.

Сложившийся образ может быть и позитивным, и негативным.

Имидж предназначен для того, чтобы создавать определенную реакцию окружения.

Содержание имиджа изменчиво и зависит от пола, возраста, уровня образования и воспитания, профессии и должности, от территориального местоположения организации учреждения (город, деревня, филиал за границей), культуры предприятия и многих других факторов [4, с. 37].

Можно выделить ряд характеристик имиджа:

– имидж не бывает изолированным, он всегда включен в своеобразный «пакет» имиджей, позволяющий реализовывать его функции, особенно функцию психологической защиты. Число имиджей зависит от пола (женщины имеют большее разнообразие типов имиджей), возраста (наибольшее число имиджей у человека наблюдается в возрасте социализации), уровня мировоззрения личности и потребностью ее в личностной самореализации;

– имидж имеет тенденцию утраты адаптивности (так называемый «износ имиджа»), если не контролируется его эффективности и не прикладываются усилия к корректировке;

– отбор реальных имиджей осуществляется по таким критериям, как самоощущения; признание имиджа приемлемым группой; по факту достижения с помощью данного имиджа намеченных целей;

– многоуровневая система имиджей относительно автономна в рамках отдельной группы, выражая при этом различные стороны межличностного общения и групповых норм;

– для формирования имиджа необходим не только индивидуальный социальный опыт, но врожденные психологические особенности, направленные на копирование образцов, отрицание неудачных стереотипных выборов и переход к творчеству. Психологическими механизмами формирования имиджа является воля и переход от восприятия к воле Таким образом, в имидже переплетаются онто- и филогенез [11, с. 32].

Итак, с одной стороны имидж со временем может меняться, с другой, в данной конкретной ситуации это достаточно стабильная стереотипная социальная установка, ориентированная на интересы не только самой личности, но его окружения (например, имидж руководителя юридической фирмы и руководителя творческой художественной мастерской будут заметно различаться).

Таким образом, имидж как психологическая продукция является ценностным стереотипом, социальной установкой и идеалом.

Имидж выполняет определенные функции, которые можно разделить на две группы: ценностные и технологические. К ценностным функциям имиджа относятся [5, с. 36]:

  1. Личностно-возвышающая.

Правильно сформированный имидж позволяет подчеркнуть индивидуальную незаурядность и лучшие душевные характеристики личности.

  1. Субъективное предназначение ценностных функций имиджа.

Предполагает создание личного образа, который располагал бы к себе людей и облегчал общение с ними.

  1. Психотерапевтическая.

Положительный имидж позволяет человеку более легко и продуктивно общаться с людьми и с меньшими психофизическими усилиями добиваться жизненного успеха.

  1. Объективное предназначение ценностных функций имиджа.

Обаяние не всегда дается человеку от природы, тем не менее, оно необходимо для создания позитивного имиджа. В этом случае важно владение технологией самопрезентации, то есть умением расположить к себе, привлечь внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим внешним качествам.

К технологическим относят следующие функции [5, с. 37]:

  1. Социальная адаптация.

Правильно сформированный имидж позволяет быстро расположить к себе людей, стать «своим» в определенной социальной среде, и тем самым добиться наиболее продуктивных контактов.

  1. Высвечивание лучших личностно-деловых характеристик.

Правильно сформированный имидж подчёркивает наиболее привлекательные личные и деловые качества, обращая внимание окружения на профессионализм и вызывая при этом доверие и симпатию у людей.

  1. Концентрация внимания людей на себя.

Активность, неординарность и позитивный настрой, всегда ориентируют окружающих на продолжение общения и сотрудничества с таким человеком.

  1. Сглаживание или сокрытие негативных личностных данных.

Например, недостатки внешности путем подбора одежды, прически, макияжа, умения держаться в обществе можно значительно сгладить, или даже превратить в достоинства.

  1. Расширение возрастного диапазона общения.

Личность не должна замыкаться в своем возрастном имидже. Расширить круг контактов и успешно заниматься профессиональной деятельностью в разновозрастных социумах поможет использование современных средств общения, соблюдение тенденций моды [5, с. 39].

Литература:

  1. Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие / Л. К. Аверченко — Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — с. 12;
  2. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник./ Г. В. Бороздина — М.: ИНФРА-М, 2002. — 295 с;
  3. Бухаркова О. В. Имидж лидера: Технология создания и продвижения. — СПб.: Речь, 2007. — 222 с;
  4. Волкова В. В. Имиджелогия: Учебно-методическое пособие / В. В. Волкова — Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. — 168 с;
  5. Квеско Р. Б. Имиджелогия: учебное пособие / Р. Б. Квеско, С. Б. Квеско. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. — 116 с;
  6. Панасюк А. Ю. Я — ваш имиджмейкер и готов сформировать Ваш профессиональный имидж / А. Ю. Панасюк — М.: Дело, 2004–240 с;
  7. Петрова Е. А. Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития в России // Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. — М.: РИЦ «Альфа», 2003. — с. 27–30;
  8. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с;
  9. Современныйсловарь иностранных слов:/Изд-во «Рус. яз”..- Ок. 20 000 слов.- М.: Русский язык,1997.- 740 с;
  10. Спичева Д. И. Феномен имиджа в современных научных исследованиях / Д. И. Спичева // Электронный ресурс. Режим доступа: http://pr.tsu.ru/articles/139. Дата обращения: 9.05.2015;
  11. Федоров И. А. Имидж как программирование поведения людей / И. А. Федоров. — Рязань: Новое время,1997. — 235 с;
  12. Benton R. E., Woodword G. C. Politikal Communikation in Amerika. N. V. Praeger, 1985, p. 56;
  13. The Randon. House Dictionary of English Language. N. Y., 1973, p. 711.
Основные термины (генерируются автоматически): имидж, сформированный имидж, ценностная функция имиджа, образ, представление, функция, число имиджей.


Похожие статьи

К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения

В настоящее время большинство компаний и учреждений уделяют большое внимание стратегическому управлению собственным имиджем. Результаты исследований западных ученых свидетельствуют о взаимосвязи позитивного имиджа компании и финансовых...

Основные тенденции, сдерживающие формирование и развитие...

имидж, корпоративный имидж, имидж организации, компания, внешний имидж, позитивный имидж, образ, корпоративная культура, внутренний имидж, тотальная коммуникация. Формирование имиджа оптово-розничных торговых сетей как...

Особенности управления формированием имиджа...

В терминологическом словаре — справочнике имидж определяется как «распространенное представление о характере объекта, которое направленно на сформированный образ или представление, дающий носителю имиджа с помощью ассоциации и дополнительными...

Основные составляющие имиджа организации с позиции...

Имидж организации проанализирован, как внутренний имидж компании. Анализируются основные составляющие внутреннего имиджа организации. Представлены результаты пилотажного исследования, направленного на оценку представления об имидже организации...

Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля...

Имиджу как психическому образу присущи общие черты. Исходя из общих характеристик имиджа, его типов и функций были сформированы общие модели имиджа организации, которые имеют похожую структуру. – внешняя атрибутика; – имидж руководителя и его команды.

Теоретические аспекты определения имиджа высшего учебного...

Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно...

Основные компоненты, этапы и средства формирования имиджа...

Раскрыв понятие имиджа организации, его задачи, функции и структуру, далее целесообразно описать основные компоненты, этапы и средства формирования имиджа организации, которые необходимо комплексно учитывать при формировании контента и разработке сайта...

Имидж педагога как составляющая профессиональной...

Имидж – это инструмент, помогающий выстраивать отношения с людьми. Имидж педагога – сложившийся стереотип образа в представлении учащихся, коллег, социального окружения. В развитии личностно-педагогического имиджа и индивидуального стиля педагогической...

Имидж как фактор успешности в бизнесе | Статья в журнале...

Имиджу как психическому образу присущи общие черты: – имидж является идеальным объектом, который возникает в сознании людей; его

Исходя из общих характеристик имиджа, его типов и функций были сформированы общие модели имиджа организации, которые...

Похожие статьи

К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения

В настоящее время большинство компаний и учреждений уделяют большое внимание стратегическому управлению собственным имиджем. Результаты исследований западных ученых свидетельствуют о взаимосвязи позитивного имиджа компании и финансовых...

Основные тенденции, сдерживающие формирование и развитие...

имидж, корпоративный имидж, имидж организации, компания, внешний имидж, позитивный имидж, образ, корпоративная культура, внутренний имидж, тотальная коммуникация. Формирование имиджа оптово-розничных торговых сетей как...

Особенности управления формированием имиджа...

В терминологическом словаре — справочнике имидж определяется как «распространенное представление о характере объекта, которое направленно на сформированный образ или представление, дающий носителю имиджа с помощью ассоциации и дополнительными...

Основные составляющие имиджа организации с позиции...

Имидж организации проанализирован, как внутренний имидж компании. Анализируются основные составляющие внутреннего имиджа организации. Представлены результаты пилотажного исследования, направленного на оценку представления об имидже организации...

Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля...

Имиджу как психическому образу присущи общие черты. Исходя из общих характеристик имиджа, его типов и функций были сформированы общие модели имиджа организации, которые имеют похожую структуру. – внешняя атрибутика; – имидж руководителя и его команды.

Теоретические аспекты определения имиджа высшего учебного...

Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно...

Основные компоненты, этапы и средства формирования имиджа...

Раскрыв понятие имиджа организации, его задачи, функции и структуру, далее целесообразно описать основные компоненты, этапы и средства формирования имиджа организации, которые необходимо комплексно учитывать при формировании контента и разработке сайта...

Имидж педагога как составляющая профессиональной...

Имидж – это инструмент, помогающий выстраивать отношения с людьми. Имидж педагога – сложившийся стереотип образа в представлении учащихся, коллег, социального окружения. В развитии личностно-педагогического имиджа и индивидуального стиля педагогической...

Имидж как фактор успешности в бизнесе | Статья в журнале...

Имиджу как психическому образу присущи общие черты: – имидж является идеальным объектом, который возникает в сознании людей; его

Исходя из общих характеристик имиджа, его типов и функций были сформированы общие модели имиджа организации, которые...

Задать вопрос