Проблемы формирования благоприятной среды реализации молодежной политики в сфере предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 07.06.2019

Статья просмотрена: 196 раз

Библиографическое описание:

Береснева, Н. И. Проблемы формирования благоприятной среды реализации молодежной политики в сфере предпринимательства / Н. И. Береснева, Д. М. Вдовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 231-234. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60146/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье рассматриваются проблемы в реализации молодежной политики в сфере предпринимательства, описывается значение развития предпринимательской активности среди молодежи в контексте формирования среды для развития предпринимательства, а также формулируются рекомендации для её улучшения.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, молодежная политика, молодёжь, малый и средний бизнес, поддержка предпринимательства, среда развития предпринимательства.

Формирование государственной системы, способствующей созданию благоприятных условий для самореализации молодого бизнес-сообщества в контексте астабильной быстроменяющейся экономической, правовой и политико-общественной внешней среды, становится одним из важнейших приоритетов, обеспечивающих присутствие субъектов молодёжного предпринимательства в крае и стране в целом, что обусловлено особой ролью бизнеса в пополнении резерва регионального и федерального бюджета, создании новых рабочих мест (как следствие — решение проблемы молодежной безработицы), повышении доли малого и среднего бизнеса в общем объеме экспорта и ВВП, что способствует переходу к интенсивному экономическому росту, основанному на ресурсосбережении. На повестке перехода России на путь развития инновационной экономики, приоритета знаний, поддержки интенсивных способов воспроизводства, а также формировании экологической чистой среды проживания, основой российского экспорта по-прежнему остаются топливно-энергетические товар, «удельный вес которых в структуре экспорта в январе-апреле 2017 года — 64,1 %, когда как доля малого и среднего бизнеса в общем объеме экспорта составляет лишь 6 %» [3]. При этом доля малого и среднего предпринимательства в России на 2017 г. в общем объеме ВВП составляет, по данным Росстата, 21,9 %, для сравнения: доля малого и среднего бизнеса в ВВП в развитых странах держится на отметке в 50–60 % (в США он составляет около 50 %, в Великобритании — 51 %, в Нидерландах — 63 %) [2].

На наш взгляд, стоит выделить условия, которые негативно влияют на создание благоприятной среды для активизации деятельности молодежи в сфере предпринимательства, формируя почву для разрастания вышеуказанных проблем, а также разработать пути рекомендации по их устранению:

Проблема 1. Активное использование и обращение к сочетанию «молодежное предпринимательство» в различных сферах жизни как экономической, политической, таки общественной, однако отсутствие регламентации молодежного предпринимательства и выделения его в отдельный институт в рамках нормативно-правового регулирования, несмотря на то что поддержка молодых бизнес-сообществ является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Это в свою очередь препятствует формированию адекватной и стабильной деловой этики, а также этики ответственности у молодых предпринимателей, приводя к состоянию, которое Н. Н. Зарубина называет «аномией», которая характеризуется «утратой нравственных универсалий их всеобщей значимости; «короткой жизнью» ценностно-нормативных образцов и соответствующая им “краткосрочность” социальных отношений, жизненных стратегий; распространением виртуальной реальности, симулякров и симуляций» [1]. Хотя предпринимательство является той формой деятельности, которая сопряжена с проявлением ответственного отношения между всеми субъектами данной практики и может стать институтом, формирующим индивидуальные жизненные смыслы молодежи вкупе с приоритетными общественно значимыми вопросами.

Рекомендации:

  1. Создание устойчивой правовой базы, регулирующей молодежное предпринимательство, продолжение работы над «дорожными картами» Национальной предпринимательской инициативы;
  2. Сокращение принятия (или предварительная адаптация) налогово-правовых приказов, формирующих отторжение со стороны предпринимателей, а также затрудняющих предпринимательскую деятельность. Ярким примером подобного действия можно считать введение онлайн-кассы с 1 февраля 2017, которое спровоцировало создание дополнительных статей расходов для бизнеса, что затруднительно, учитывая довольно высокую ценовую категорию требуемой аппаратуры и сумм на оказание услуг, особенно для микропредприятий, к которым в основном и относится молодежное предпринимательство;
  3. Упрощение сферы документооборота, позволяющее сократить время оказания государственных услуг;
  4. Здесь же можно обратить внимание на осуществление прозрачных частных инвестиций в молодежный бизнес, гарантированности надежности данных взаимоотношений в сфере права (для инвестора и инвестируемого).

Проблема 2. Плюрализм подходов к субъектному отношению поддержи молодежного предпринимательства на государственном уровне, а также множественность структурных элементов поддержки предпринимательства. На данный момент программные механизмы поддержки предпринимательства среди молодежи реализует Министерство экономического и социального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство образования и науки. Получает так, что каждое ведомство занимается регулированием программ только в своей сфере, когда как вопрос создания предпринимательской среды носит комплексный характер, реализуемый на основе межведомственного взаимодействия и социального партнёрства. В Пермском крае программы осуществляются по заказу краевого Министерства промышленности, предпринимательства и торговли (в том числе программа «Ты-предприниматель», курируемая Росмолодёжью. Это также влияет на распределение бюджета, как известно, в молодежной сфере, собственно и в поддержке молодежного предпринимательства, сохраняется курс на остаточное финансирование.

Рекомендации:

  1. Создание структурно-иерархической схемы субъектов, занимающихся поддержкой молодежного предпринимательства (малого и среднего бизнеса в целом) для выявления «фиктивных» лишних элементов, что позволит убрать лишнюю административную нагрузку, а также четко сформировать ответ на «куда идти?» у предпринимателей;
  2. В идеале — сформировать отдельную ветвь, занимающуюся вопросами молодежного предпринимательства с отдельным бюджетом;
  3. Осуществление взаимодействия между структурами на основе межведомственного взаимодействия и принципов социального партнёрства.

Проблема 3. Дисбаланс в видах предприятий, то есть преобладание микропредприятий (95 %, а также нерегистрируемые самозанятые) в количественном составе малого и среднего предпринимательства, спровоцированное существующими препятствиями (административными, налоговыми нагрузками, а также затратами на масштабирование своего дела) в возможности перехода микробизнеса в разряд малых и средних предприятий. Поэтому число средних предприятий, которые ввиду своих признаков могут быть инициаторами создания большего количества рабочих мест, а также формировать весомые налоговые и страховые поступления в бюджет, остается крайне малым. На наш взгляд, главной подпричиной сложившейся ситуации может является ограниченность финансовой поддержки субъектов молодежного предпринимательства. Так, гранты в рамках программы «Ты-предприниматель» равны 120, 80 и 50 тысяч рублей, то есть для более состоявшегося бизнеса, которому нужны инструменты для масштабирования и поиска новых каналов сбыта и реализации данные суммы крайне малы, а для только стартующих предпринимателей возникает противоречие: с одной стороны, для микробизнеса цифры адекватны; с другой стороны, критерии участия и победы в конкурсе не позволяют пробиться проектам с нуля, получить максимальные баллы для победы крайне сложно, эксперты отдают свой голос уже работающим предприятиям.

Рекомендации:

  1. Создание площадок поиска каналов инвестирования для молодежи помимо целевых грантов, например, подобных «Ярмарке инвестиций»;
  2. Распределение финансирования проекта с учетом специфики проекта, разделение конкурса на тематические блоки, так как среди участников бывает преобладает социально-ориентированный бизнес, его резонно перенаправлять в конкурс «Социальное предпринимательство» (это в частности касается программы «Ты-предприниматель») или же классифицировать проекты по разным основаниям, что поможет подходить к распределению средств бюджета адекватно;
  3. Поэтапное получение средств на реализацию проекта в соответствии с паном реализации, а не всей суммы сразу, в особенности это касается стадии расширения и преодоления барьеров перехода от микро к малым и средним предприятиям, однако здесь также стоит пересматривать проблему ограниченности объема грантового финансирования. Также поэтапное финансирование может исключить риски «выживаемости» бизнес-проекта (на данный момент сколько предприятий открывается, столько же и закрывается), поэтому расширение объема финансирования будет не столь критичным;
  4. Формирование комиссии экспертов конкурса грантов, а также сотрудников бизнес-инкубаторов, фондов поддержки бизнеса, технопарков и прочих структур с учетом критерия существующего опыта предпринимательской деятельности, так как осуществлять диалог и взаимодействие проще в паре предприниматель-предприниматель. Это формирует доверительный климат, а также формирует взаимодействие в реальной плоскости, особенно если предприниматель-наставник практикующий;
  5. Работа с уровнем притязаний молодых предпринимателей, который в основном формирует среда, что особенно сложно с уральскими и сибирскими территориями.

Проблема 4. Отсутствие информационного взаимодействия между федеральными, региональными и местными структурами, что приводит к созданию ситуации, при которой ниже стоящие уровни не подключаются к передаче данных далее к предпринимательскому сообществу. Исходя из итогов мониторинга «Опоры России» об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, существует «низкая информированность о существующих мерах государственной поддержки; только 35 % предпринимателей слышали о существовании каких-либо программ» [4].

Рекомендации:

  1. Перемещение ответственности за развития молодёжного предпринимательства в регионы, что позволит формировать программы с учетом специфики территорий, а также сократить путь передачи информации о мерах поддержки;
  2. Развитие «молодежных» каналов информирования, региональный мониторинг осведомленности о мерах поддержки предпринимательства с учетом сегментации на разные группы молодежи;
  3. Работа с таким явлением, как «инфоцыганство», формирование обоснованных критериев экспертов в сфере молодежного предпринимательства для минимизации искаженной подачи информации.

Проблема 5. Создание положительного образа мер государственной поддержи и власти в целом (фактор доверия), что провоцирует нежелание молодежи пользоваться возможностями данных механизмов, считая их нерентабельными, а также взывающими внешний административный излишний контроль и ответственность за невыполнение условий их получения, что, соответственно, отпугивает молодых предпринимателей, а также сформировывает пласт нерегистрируемого бизнеса.

Рекомендации:

  1. Работа с таким явлением, как «инфоцыганство», формирование обоснованных критериев экспертов в сфере молодежного предпринимательства;
  2. Брендирование, создание привлекательной «упаковки» мер государственной поддержки для молодых людей;
  3. Объединение и установление связей коммерческих бизнес-сообществ с государственными структурами поддержки молодежного предпринимательства.

Проблема 6. Искаженное восприятие предпринимательской деятельности, что может блокировать предпринимательскую активность молодого человека как в семье, так и за ее пределами (в школе и других социальных институтах).

Рекомендации:

  1. Развитие технологий обучения «маленьких» предпринимателей;
  2. Популяризация личности предпринимателя в доступном для молодёжи формате, уже в школе нужно формировать имидж предпринимателя.

Проблема 7. Неопределённость предела риска предпринимательской деятельности. Часто бывает сложно пересказать успешность проекта ввиду частых изменений внешней среды, отсюда сложно вывести степень ответственности молодого человека в условиях туманности, что его, соответственно, отпугивает. Предприниматель должен являться тем человеком, который должен указывать куда двигаться компании и подчиненным, но сам зачастую оказывается в ситуации неясности.

Рекомендации:

  1. Расширение использования формата «как не надо» (ошибки- это нормально, но лучше учиться на чужих) в обучении и презентации предпринимательской деятельности;
  2. Развитие наставничества в предпринимательской среде.

Отсюда вытекает важность создания среды обитания-экосистемы взаимодействия и жизнедеятельности молодых предпринимателей, которая должна основываться не сколько на реализацию новых инструментов государственной поддержки, а сколько на формировании восприятия молодым человеком данных мер как полезных и эффективных. Создание доверительного климата для объединения государственных структур, бизнес-сообществ, экспертов, образовательных структур и самих молодых предпринимателей с целью нахождения и решения больных зон в предпринимательской сфере, а также трансляции предпринимательской системы взглядов, поощряющих ответственное отношение к окружающему сообществу и умение делать осознанный выбор. Таким образом, в формировании благоприятной среды для активизации предпринимательской деятельности молодых людей стоит учитывать не только монетарные факторы, которые безусловно также являются базой для старта проекта, но и нефинансовые категории, имеющие наибольший с психологической точки зрения тормозящий эффект. На наш взгляд, очень важно работать с такими явлениями как уровень притязания личности, который тесно связан со средой, в которой проживает молодой человек. Ситуация аномии, сложившаяся в обществе в последнее время, не должна искажать и вводить в состояние неопределенности и абсурдности происходящего сознание молодежного сообщества.

Литература:

  1. Зарубина Н. Н. Молодежь в условиях аномии: кто примет ответственность за будущее России? // «Общественные науки и современность» № 2 2016. С.52–63. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2018/11/18/1251870800/52–63_Zarubina_.pdf (режим доступа: 07.05.2019)
  2. Росстат посчитал долю малого и среднего бизнеса в России — 22 % от ВВП // Сайт журнала «Секрет фирмы» службы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://secretmag.ru/news/rosstat-poschital-dolyu-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-22-ot-vvp-05–02–2019.htm (дата обращения: 14.03.2019).
  3. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-апрель 2017 года// Официальный сайт Федеральной Таможенной службы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=26590&Itemid=198 (дата обращения: 14.03.2019).
  4. Александр Калинин: Корпорация малого и среднего предпринимательства (МСП) — инструмент решения проблем бизнеса// Официальный сайт «Опоры России». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://oporabryansk.ru/actual/ (режим доступа: 07.05.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): молодежное предпринимательство, предпринимательская деятельность, государственная поддержка, доля малого, молодой человек, проблема, рекомендация, создание, среднее, Российская Федерация.


Похожие статьи

Проблемы развития молодежного предпринимательства

Перечислены формы поддержки молодежного предпринимательства на региональном уровне. Ключевые слова: молодежное предпринимательство, причины незаинтересованности, формы поддержки предпринимательства. В современном мире молодым людям не просто...

Основные проблемы и развитие молодежного...

Предпринимательство — это деятельность, основная цель которой получение прибыли. В Постановлении Верховного Суда РФ от 3 июня 1993 года «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» было впервые...

Молодежное предпринимательство как фундамент развития...

малое и среднее предпринимательство, молодёжное предпринимательство, главные

молодежное предпринимательство, предпринимательская деятельность, Приморский

Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого...

Молодёжное предпринимательство в Ростовской области...

Молодёжное предпринимательство в Ростовской области: состояние, проблемы развития и направления государственной поддержки.

молодежное предпринимательство, предпринимательская деятельность, бизнес, малый бизнес, федеральный уровень, основа...

Государственная поддержка предпринимательской...

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственная поддержка, малый

Предпринимательская деятельность — это деятельность, направленная

Формы поддержки малого и среднего предпринимательства РФ можно рассмотреть в ФЗ № 209

Проблемы малого бизнеса в России | Статья в журнале...

«Проблемы дальнейшего развития малого предпринимательства в России остаются в

В данной статье оценивается текущая государственная поддержка малого бизнеса в

предпринимательская деятельность, предпринимательская среда, формирование...

Роль государственной поддержки в развитии малого...

В статье рассмотрены основные меры государственной поддержки деятельности малых и средних предприятий, а также их влияние на экономику региона и страны. Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса...

Актуальные проблемы государственной поддержки развития...

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью...

Молодежное предпринимательство — будущее развитой...

малое и среднее предпринимательство, молодёжное предпринимательство

Молодежное предпринимательство — весьма сложный сектор, который требует

Развитие форм государственной поддержки инвестиционной деятельности малого предпринимательства.

Похожие статьи

Проблемы развития молодежного предпринимательства

Перечислены формы поддержки молодежного предпринимательства на региональном уровне. Ключевые слова: молодежное предпринимательство, причины незаинтересованности, формы поддержки предпринимательства. В современном мире молодым людям не просто...

Основные проблемы и развитие молодежного...

Предпринимательство — это деятельность, основная цель которой получение прибыли. В Постановлении Верховного Суда РФ от 3 июня 1993 года «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» было впервые...

Молодежное предпринимательство как фундамент развития...

малое и среднее предпринимательство, молодёжное предпринимательство, главные

молодежное предпринимательство, предпринимательская деятельность, Приморский

Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого...

Молодёжное предпринимательство в Ростовской области...

Молодёжное предпринимательство в Ростовской области: состояние, проблемы развития и направления государственной поддержки.

молодежное предпринимательство, предпринимательская деятельность, бизнес, малый бизнес, федеральный уровень, основа...

Государственная поддержка предпринимательской...

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственная поддержка, малый

Предпринимательская деятельность — это деятельность, направленная

Формы поддержки малого и среднего предпринимательства РФ можно рассмотреть в ФЗ № 209

Проблемы малого бизнеса в России | Статья в журнале...

«Проблемы дальнейшего развития малого предпринимательства в России остаются в

В данной статье оценивается текущая государственная поддержка малого бизнеса в

предпринимательская деятельность, предпринимательская среда, формирование...

Роль государственной поддержки в развитии малого...

В статье рассмотрены основные меры государственной поддержки деятельности малых и средних предприятий, а также их влияние на экономику региона и страны. Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса...

Актуальные проблемы государственной поддержки развития...

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью...

Молодежное предпринимательство — будущее развитой...

малое и среднее предпринимательство, молодёжное предпринимательство

Молодежное предпринимательство — весьма сложный сектор, который требует

Развитие форм государственной поддержки инвестиционной деятельности малого предпринимательства.

Задать вопрос