Защита прав обучающихся в высших учебных заведениях в национальном праве Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 08.06.2019

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Гайдай, Д. С. Защита прав обучающихся в высших учебных заведениях в национальном праве Российской Федерации / Д. С. Гайдай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 438-440. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60122/ (дата обращения: 25.04.2024).



Актуальность исследования заявленной темы обусловлена неоспоримой значимостью института образования в жизни каждого человека, общества, государства и человечества в целом. Так, в Декларации, принятой в 1998 г. на Всемирной конференции ЮНЕСКО, посвященной проблемам развития высшего образования, отмечалась особая значимость знаний как ресурса человеческой цивилизации, без которого «невозможен какой-либо устойчивый прогресс в отношении мира, уважения прав человека и основных свобод; решающую роль в развитии этих качеств играет образование» [1]. Процессы мировой глобализации затронули в том числе и российскую сферу образования, которая за последние десятилетия претерпела значительные изменения, связанные, прежде всего, с присоединением России к Болонскому и Копенгагенскому процессам, направленным на создание единого европейского образовательного пространства. Это еще раз подталкивает специалистов к необходимости рассмотрения и анализа нормативно-правовой базы законодательных актов, регулирующих сферу образования, и акцентирует важность дальнейшего развития института образовательного права в Российской Федерации, что, свою очередь, будет являться залогом успешного существования и развития нашей страны в качестве развитого демократического государства.

Несомненно, что одним из важнейших этапов личностного и профессионального развития гражданина выступает процесс получения им высшего образования в системе образовательных организаций соответствующего статуса. Основой правового регулирования и защиты прав лиц, обучающихся в системе образовательных организаций высшего образования, выступает, в первую очередь, Конституция Российской Федерации, ч.1 статьи 43 которой закрепляет право каждого на образование [2]. В свою очередь, ч.3 этой же статьи устанавливает право любого гражданина на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Необходимо отметить, что положения данной статьи Конституции перекликаются по своему смыслу с общепризнанными нормами международного права в сфере образования, такими, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Важнейшим нормативно-правовым актом в области российского образовательного права является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, который полно и всесторонне определяет каждый аспект образовательного процесса в Российской Федерации — от юридической терминологии до полномочий органов государственной власти в сфере образования [3].

Также вопросы регулирования и защиты прав обучающихся в системе образовательных организаций высшего образования частично регламентируются федеральным законом «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 № 51-ФЗ, федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ и иными актами. Значительную долю среди последних занимают постановления Правительства Российской Федерации и приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, а также законы, принятые субъектами Российской Федерации на местном уровне. Нормы подобного характера также содержатся и в отдельных отраслях российского права: например, глава 26 Трудового кодекса РФ, определяющая «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования».

Несмотря на имеющуюся перечисленную правовую базу, уровень осведомленности обучающихся в высших учебных заведениях об их правах и обязанностях остается довольно низким. В связи с этим, нередким является нарушение таковых как со стороны учебных заведений в целом, так и отдельными педагогическими работниками, в частности. По этой же причине сравнительно не распространены и обращения со стороны обучающихся за защитой своих прав в органы, осуществляющие управление в сфере образования, и непосредственно в суды [5, с. 58].

Способы защиты нарушенных прав в сфере образования, в том числе, в ходе получения высшего профессионально образования, по мнению М. В. Смирновой, могут быть условно разделены на две категории: это внесудебные действия (досудебное урегулирование, привлечение общественности, административные типы защиты) и защита нарушенных прав в суде [5, с. 59–61]. На практике чаще всего преобладает первый, досудебный путь защиты нарушенных образовательных прав граждан. Говоря о втором способе действий, специалисты отмечают, что наиболее часто судами Российской Федерации рассматриваются дела о нарушении права на поступление в высшее учебное заведение на внеконкурсной основе, о получении законной отсрочки от военной службы в связи с обучением, о незаконном отчислении, о причинении морального вреда и иные [5, с. 64–67]. Практика судов общей юрисдикции свидетельствует о сравнительно невысокой активности обращения обучающихся в суд за защитой своих образовательных прав, за исключением жалоб в суд на действия администрации общеобразовательных учреждений. Этот факт вступает в противоречие с нарушениями, которые фиксируются при проверке деятельности высших учебных заведений. Среди таковых В. В. Спасская называет дискриминацию граждан при поступлении в вуз (например, лиц с ограниченными возможностями здоровья); введение незаконной оплаты оформления документов; проведение вузами платных конкурсов и олимпиад для выпускников общеобразовательных учреждений, результаты которых рассматриваются как результаты вступительных испытаний и др. [6, с. 65]. Тем не менее, статистика свидетельствует о тенденции увеличения обращений обучающихся в судебные органы с целью защиты образовательных прав, что говорит не только о развитии правовой культуры населения, но и об актуализации проблемы совершенствования законодательства в области образования.

Еще одним аспектом рассматриваемой темы является осуществление государственного контроля и надзора за обеспечением законности в сфере образования органами исполнительной власти субъектов РФ. Надзорная деятельность реализуется как в отношении соблюдения требований, установленных российским законодательством в области образования, так и в контроле качества образования — «соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям» [4].

Таким образом, подводя итог, можно выделить следующие проблемные моменты в правовом обеспечении образовательных прав обучающихся в высших учебных заведениях. Прежде всего, это низкий уровень правовой грамотности обучающихся, зачастую не имеющих элементарного представления о своих базовых правах и о способах их защиты; несовершенство законодательной техники, большое количество оценочных понятий в тексте законодательных актов и «размытость» формулировок, приводящая к возможности широкой трактовки «буквы» закона; широкий отраслевой разброс правовых норм (административное право, гражданское право, трудовое право кодекс и др.), регулирующих вопросы образовательного права и огромное количество подзаконных актов в этой сфере, что, в свою очередь, сильно затрудняет ориентирование в данном вопросе не только специалистов, но и, прежде всего, лиц, не обладающих юридическим образованием.

Литература:

  1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Париж: Всемирная конференция ЮНЕСКО 05.10.1998–09.10.1998 «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=6958#09708102801882239.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. Cт. 4398.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 31 декабря 2012 г. № 5976 (303).
  4. Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования: Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 № 164 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 12.
  5. Смирнова М. В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственном общеобразовательном учреждении // Публично-правовые исследования. Т.1. М.: Центр публично-правовых исследований. 2006. С. 58–68.
  6. Спасская В. В. Обеспечение защиты прав граждан в сфере образования (по материалам судебной и правоприменительной практики) // Современное право. 2007. № 8. С. 65.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сфера образования, высшее образование, защита, область образования, суд.


Похожие статьи

Российская Федерация, сфера образования, высшее...

Конституция РФ относит вопросы образования и воспитания к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч. 1 ст. 72) [1]. Это означает возможность правового регулирования сферы образования на федеральном и региональном уровнях.

высшее образование, Россия, Российская Федерация...

Российская Федерация, сфера образования, высшее образование, отношение, область образования, образование, образовательная организация, государственная политика, Россия, Болонский процесс.

Соотношение российского и международного законодательства...

Соотношение российского и международного законодательства в области образования. Автор: Богданов Даниил Александрович.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, высшее образование, область образования, образование...

образование, Российская Федерация, Россия, образовательное...

Российская Федерация, высшее образование, образование, Всеобщая Декларация, область образования, Европейская конвенция, профессиональное образование, международный уровень, Международный пакт...

Современная система высшего образования Российской...

Сфера образования в последние десятилетия стала одним из основных направлений развития ведущих стран мира. Постоянно меняющиеся экономические условия, быстро развивающиеся процессы глобализации способствовали незамедлительному «запуску» ряда...

Российская Федерация, сфера образования, УК РФ, коррупция...

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания...

Реализация субъективного публичного права на дошкольное...

муниципальное управление, сфера образования, образование, РФ, общее образование

РФ, область образования, образование, профессиональное...

Закрепляя права на образование, Конституция Российской Федерации устанавливает различные подходы к получению...

Российская Федерация, сфера образования, высшее...

Соглашения по сотрудничеству в сфере образования заключаются и на двустороннем уровне: например, соглашение между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования (1998 г.); Соглашение между...

Юридические аспекты защиты прав обучающихся | Статья...

Проблема защиты прав обучающихся имеет много граней. В этой сфере, скорее, больше вопросов, чем ответов. Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получал образование в соответствии с установленными стандартами и требованиями...

Похожие статьи

Российская Федерация, сфера образования, высшее...

Конституция РФ относит вопросы образования и воспитания к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч. 1 ст. 72) [1]. Это означает возможность правового регулирования сферы образования на федеральном и региональном уровнях.

высшее образование, Россия, Российская Федерация...

Российская Федерация, сфера образования, высшее образование, отношение, область образования, образование, образовательная организация, государственная политика, Россия, Болонский процесс.

Соотношение российского и международного законодательства...

Соотношение российского и международного законодательства в области образования. Автор: Богданов Даниил Александрович.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, высшее образование, область образования, образование...

образование, Российская Федерация, Россия, образовательное...

Российская Федерация, высшее образование, образование, Всеобщая Декларация, область образования, Европейская конвенция, профессиональное образование, международный уровень, Международный пакт...

Современная система высшего образования Российской...

Сфера образования в последние десятилетия стала одним из основных направлений развития ведущих стран мира. Постоянно меняющиеся экономические условия, быстро развивающиеся процессы глобализации способствовали незамедлительному «запуску» ряда...

Российская Федерация, сфера образования, УК РФ, коррупция...

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания...

Реализация субъективного публичного права на дошкольное...

муниципальное управление, сфера образования, образование, РФ, общее образование

РФ, область образования, образование, профессиональное...

Закрепляя права на образование, Конституция Российской Федерации устанавливает различные подходы к получению...

Российская Федерация, сфера образования, высшее...

Соглашения по сотрудничеству в сфере образования заключаются и на двустороннем уровне: например, соглашение между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования (1998 г.); Соглашение между...

Юридические аспекты защиты прав обучающихся | Статья...

Проблема защиты прав обучающихся имеет много граней. В этой сфере, скорее, больше вопросов, чем ответов. Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получал образование в соответствии с установленными стандартами и требованиями...

Задать вопрос