Проведение SWOT-анализа в учреждении дополнительного образования с целью выявления уровня методического сопровождения педагогического процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 04.06.2019

Статья просмотрена: 12633 раза

Библиографическое описание:

Соловьёва, О. В. Проведение SWOT-анализа в учреждении дополнительного образования с целью выявления уровня методического сопровождения педагогического процесса / О. В. Соловьёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 390-392. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60072/ (дата обращения: 25.04.2024).



В условиях постоянно меняющейся экономической ситуации и изменений в образовательной среде учреждения дополнительного образования являются такими же участниками рыночных отношений, как и коммерческие структуры. В настоящий момент в своей деятельности учреждения дополнительного образования активно используют функции менеджмента и стратегического управления. Для эффективной работы образовательного учреждения необходимо совершенствование всей системы управления, это касается не только экономической деятельности, но и образовательной, хозяйственной и системы кадров. Анализ — это инструмент управленческой деятельности, который подразумевает комплексное изучение работы учреждения с целью объективной оценки результатов и дальнейшего развития. Анализ предшествует принятию управленческих решений и позволяет обосновать их на основе фиксации и обработки данных. Для образовательного учреждения важно вовремя проанализировать информацию об образовательной отрасли, рынке труда и образовательных услуг выявить имеющиеся проблемы и противоречия, определить причины их возникновения, увидеть имеющиеся преимущества, обозначить круг конкурентов.

Одним из механизмов эффективной работы учреждения дополнительного образования является анализ внутренней среды, целью которого является определение возможностей, на которые оно может опираться в своей деятельности, а также выявление и устранение недоработок.

SWOT-анализ проводился в ходе проектной сессии в МАУ ДО «ВГ ДДТ» с помощью «мозгового штурма», при полном участии (в различных группах) всех сотрудников образовательного учреждения (180 человек). Причем, очень важно, что в нем приняли участие сотрудники вспомогательных подразделений, например АХЧ, от которых в значительной степени зависит развитие образовательного учреждения. По тем направлениям деятельности, которые непосредственно связаны с оказанием услуг внешним клиентам (обучающиеся, родители, другие образовательные организации, и т. д.) были привлечены представители.

При проведении SWOT-анализа в МАУ ДО «ВГ ДДТ» участники проектной сессии смогли посмотреть на свою организацию, встающие задачи и проблемы «взглядом со стороны». В таблице № 1 представлены результаты SWOT-анализа деятельности МАУ ДО «ВГ ДДТ», далее в описании проведено сопоставление данных анализа внутренней и внешней среды учреждения, оказывающие влияние на деятельность организации. Таких факторов было огромное количество. Мы выбрали лишь те, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность образовательного учреждения.

Таблица № 1

Рабочая таблица оформления результатов SWOT-анализа на примере муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Владивостокский городской Дворец детского творчества» (далее— МАУ ДО «ВГ ДДТ»)

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Устойчивая репутация и имидж.

2.Широкий спектр образовательных услуг. Многообразие событий.

1.Отсутствие четко сформулированного направления стратегического развития.

Сильные стороны

Слабые стороны

3.Реализуются индивидуальные и групповые программы обучения.

4.Более высокое качество услуг по сравнению с конкурентами.

5.Достаточная материально-техническая база, в целом соответствующая действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

6. Вариативность режима работы.

7.Высокие достижения воспитанников.

8.Мотивация учащихся.

9.Сплоченность и работоспособность некоторых членов коллектива.

10.Укомплектованность педагогическими кадрами.

11.Достаточный уровень квалификации педагогических работников.

12. Хорошее расположение (центр города).

13. Лояльность и поддержка финансовая и стратегическая со стороны учредителя (управление по работе с учреждениями образования администрации города Владивостока). Гранты выигрывали дважды.

14. Переход из МБОУ в МАУ.

2.Недостаток ключевых навыков и компетенций (слабый менеджмент).

3.Слабый бренд.

4.Слабый анализ образовательного рынка.

5.Отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности.

6.Недостаточная информированность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг о преимуществах обучения в МАУ ДО «ВГ ДДТ». Мало программ для детей среднего и старшего возраста.

7.Недостаточная работа по повышению качества образования.

8.Профессионально-педагогическая компетентность некоторых преподавателей, несмотря на опыт, не соответствует современным требованиям. Старение коллектива/мало молодых.

9.Недостаточно высокая инициативность, активность, самостоятельность и ответственность (эффективность) сотрудников.

10.Недостаточно высокий уровень мотивации сотрудников.

11.Отсутствие современной инфраструктуры. Устаревшая МТБ.

12. Отсутствие методической поддержки со стороны учредителя (отдел дополнительного образования).

13. Недостаточная нормативно-правовая база.

14. Отсутствие методического сопровождения педагогического процесса.

15. Отсутствие методической службы.

16. Слабое финансирование (недостаточное, нестабильное, неэффективное). Отсутствие механизмов привлечения средств. Низкие зарплаты педагогов.

Возможности

Угрозы

1.В получении образовательных услуг заинтересованы обучающиеся, родители, работодатели.

1.Близкое расположение прямых конкурентов.

Возможности

Угрозы

2.Возможность расширения спектра образовательных услуг, открытие новых профилей и направлений обучения, в соответствии с запросами населения и работодателей.3.Привлечение опытных квалифицированных кадров.

4.Возможность использования интернет–ресурсов для рекламы МАУ ДО «ВГ ДДТ».

5.Возможность эксплуатации новых технологий.

6.Создание «Кванториума».

7. Возможность оказывать платные услуги.

8. Возможность обучения специалистов (гранты, кадровый резерв).

9. Возможность родителей оплачивать расходы, связанные с поездками на фестивали, конкурсы, олимпиады, соревнования.

10. Одаренные дети.

11. Сетевые формы взаимодействия.

2.Ужесточение конкуренции между действующими на рынке образовательных услуг образовательными учреждениями дополнительного образования детей.

3.Неблагоприятные демографические изменения, вызывающие сокращение спроса на образовательные услуги.

4.Снижение спроса на образовательные услуги из-за изменения потребностей и вкусов потребителей.

5.Отсутствие субсидий краевых, федеральных.

6.Частая смена мэров и губернаторов.

7.Отсутствие финансирования командировок, стажировок, поездок на фестивали, конкурсы, олимпиады, соревнования.

8. Отсутствие работы с одаренными детьми.

9. Отсутствие одаренных детей.

10. Большое количество детей из социально незащищенных слоев населения.

Результаты SWOT-анализа показывают, что в целом МАУ ДО «ВГ ДДТ» обладает потенциалом, необходимым для развития и совершенствования образовательной деятельности. Есть сильные стороны: профессиональные педагоги, которые могут осуществлять обучение молодых сотрудников; информационный сайт, как площадка для взаимодействия с обучающимися, родителями, партнерами, территориальная доступность учреждения, успешное участие отдельных педагогов и проектных команд в грантовых конкурсах. Но существует и ряд слабых сторон, одной из которых является отсутствие методического сопровождения педагогического процесса учреждения. Как видно из SWOT-анализа проблема решается с помощью возможностей, которые мы выявили: участие в обучении (на деньги гранта), стажировки для сотрудников, проведение проектных сессий, подбор новых кадров, возможность для педагога разработать, защитить и реализовать модульную программу, усиление мотивации педагогов.

Кроме того, при использовании интернет-ресурсов у учреждения появляется дополнительная возможность принимать участие в вебинарах и конференциях, обучающих программах, конкурсах профессионального мастерства. Возможность расширения спектра образовательных услуг в соответствии с запросами населения и работодателей, посредством изучения общественного мнения, мотивации учащихся, использования современных технологий, привлечения квалифицированных преподавателей

Результат данного SWOT-анализа дает невысокую оценку методов управления организацией, говорит о слабой организационной структуре, наталкивая нас на возможность реструктуризации, в результате которой в учреждении появится методическая служба, в состав которой войдут методический отдел, методический совет, городское методическое объединение по дополнительному образованию. Данный анализ создает информационную основу для реализации и других функций управления, таких как, целеполагание, планирование, организация и контроль, выявляет предпосылки и сдерживающие факты развития образовательного учреждения и, как следствие, указывает на необходимые преобразования в педагогическом, материальном и организационном, методическом обеспечении образовательного процесса. Все это дает возможность разработать направления по совершенствованию деятельности образовательного учреждения.

Построение модели методического сопровождения педагогического процесса на основе данных SWOT-анализа позволит перевести «слабые стороны» и «возможности» в раздел «сильные стороны» и постараться по возможности компенсировать «угрозы», на которые образовательное учреждение не в состоянии повлиять.

Из SWOT-анализа, приведенного в таблице № 1, могут следовать такие стратегические направления в проектировании методического сопровождения педагогического процесса МАУ ДО «ВГ ДДТ», как: создание долгосрочной программы развития кадрового потенциала учреждения, предусматривающей организацию регулярного повышения квалификации в области новых информационных технологий, регулярные стажировки, изучение новых педагогических технологий, повышение образовательного уровня методистов и педагогов (обучение в ВУЗах, получение дополнительного образования, соискательство на ученые степени, участие в грантовых конкурсах, конкурсах профессионального мастерства), развитие коммуникативных навыков через тренинги, использование международного опыта для повышения качества обучения; улучшение имиджа образовательного учреждения через регулярное оповещение широкой общественности об успехах обучающихся, о научно-методической работе сотрудников, развитие образовательных программ, рассчитанных на взрослое население, проведение работы по включению образовательного учреждения в международные проекты, разработка новых образовательных программ, основанных на исследовании рынка труда; развитие платных образовательных и прочих услуг для различных категорий населения, проведение работы по привлечению дополнительных источников финансирования.

Как мы видим, данная методика позволяет оценивать и прогнозировать как составляющие факторы внутренней среды образовательного учреждения (систему управления, методы обучения, персонал, личная эффективность сотрудников, их мотивацию, экономическую и финансовую деятельность), так и факторы внешней макро и микросреды образовательного учреждения (потребители, конкуренты, партнеры, общественное мнение). Своевременно проведенный анализ позволит образовательному учреждению с полной отдачей использовать возможности, смягчить угрозы и их последствия, или превратить их в благоприятные возможности.

Литература:

  1. Малошик Максим Владимирович Ключевые моменты СВОТ-анализа развития отрасли культуры г. Улан-Удэ до 2030 года // Интерактивная наука. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-momenty-svot-analiza-razvitiya-otrasli-kultury-g-ulan-ude-do-2030-goda (дата обращения: 10.04.2019).
  2. Васильева Вера Викторовна Методы диагностики стратегического потенциала организации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-diagnostiki-strategicheskogo-potentsiala-organizatsii (дата обращения: 10.04.2019).
  3. Фаэй Л., Рэнделл А. Курс МВА по стратегическому менеджменту. / Л. Фаэй, А. Рэнделл. — Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
  4. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». — 4-е изд., стер. — М.: Омега- Л., 2010.
  5. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2008.
  6. Актуальные стратегии поведения родителей на рынке услуг дополнительного образования. Информационный бюллетень. — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. — 36 с. — (Мониторинг экономики образования; № 18 (117)).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, дополнительное образование, возможность, методическое сопровождение, сторона, услуга, внутренняя среда, методическая служба, общественное мнение, педагогический процесс.


Похожие статьи

Проектирование организационно-методического сопровождения...

Проектирование организационно-методического сопровождения педагогического процесса в учреждении дополнительного образования.

Образовательная среда учреждения дополнительного... Дополнительное образование детей – новое педагогическое явление...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

Статья посвящена изучению методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках внедрения федеральных государственных стандартов. Ключевые слова: методическое сопровождение...

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством...

Образование — это процесс передачи определенной общественно значимой информации

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении представляет собой

Таким образом, методическая работа существенно влияет на качество и эффективность...

Алгоритм определения уровня учебно-методического...

В контексте решения задач создания единого образовательного пространства, объединения усилий формального и неформального, основного и дополнительного образования вопрос об учебно-методическом обеспечении образовательных программ, безусловно, актуален.

Образовательная среда учреждения дополнительного...

Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование

Психологическим проблемам сопровождения детства и деятельности учреждений

Образовательную среду учреждения дополнительного образования детей составляют три...

Сущность методического сопровождения педагогов...

В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллектива...

Практические аспекты организации работы службы...

– Положение о методическом объединении службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса

Одна из первоочередных задач службы — это создание психолого-педагогический консилиум образовательной организации, который...

Система научно-методического обеспечения подготовки...

Образовательная среда — совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых

Казанова Т. П., научно-методическое обеспечение системы качества образования понимает

Создание научно обоснованных системы методической работы и методического обеспечения...

Деятельность методической и психологической групп...

Учебно-методическая группа занимается организацией учебного процесса и научно-исследовательской работы со школьниками и обеспечивает его методическое сопровождение (разработка образовательных программ, тематических планов и т.д.). Деятельность службы...

Похожие статьи

Проектирование организационно-методического сопровождения...

Проектирование организационно-методического сопровождения педагогического процесса в учреждении дополнительного образования.

Образовательная среда учреждения дополнительного... Дополнительное образование детей – новое педагогическое явление...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

Статья посвящена изучению методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках внедрения федеральных государственных стандартов. Ключевые слова: методическое сопровождение...

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством...

Образование — это процесс передачи определенной общественно значимой информации

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении представляет собой

Таким образом, методическая работа существенно влияет на качество и эффективность...

Алгоритм определения уровня учебно-методического...

В контексте решения задач создания единого образовательного пространства, объединения усилий формального и неформального, основного и дополнительного образования вопрос об учебно-методическом обеспечении образовательных программ, безусловно, актуален.

Образовательная среда учреждения дополнительного...

Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование

Психологическим проблемам сопровождения детства и деятельности учреждений

Образовательную среду учреждения дополнительного образования детей составляют три...

Сущность методического сопровождения педагогов...

В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллектива...

Практические аспекты организации работы службы...

– Положение о методическом объединении службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса

Одна из первоочередных задач службы — это создание психолого-педагогический консилиум образовательной организации, который...

Система научно-методического обеспечения подготовки...

Образовательная среда — совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых

Казанова Т. П., научно-методическое обеспечение системы качества образования понимает

Создание научно обоснованных системы методической работы и методического обеспечения...

Деятельность методической и психологической групп...

Учебно-методическая группа занимается организацией учебного процесса и научно-исследовательской работы со школьниками и обеспечивает его методическое сопровождение (разработка образовательных программ, тематических планов и т.д.). Деятельность службы...

Задать вопрос