Состояние ФГОС в области развития навыка самоорганизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 октября, печатный экземпляр отправим 19 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 19.05.2019

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Тураев, М. Д. Состояние ФГОС в области развития навыка самоорганизации / М. Д. Тураев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 515-517. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59249/ (дата обращения: 01.10.2022).



«В поисках путей совершенствования жизни, повышения эффективности общественного производства и личного успеха представители бизнес-сообщества обращают своё внимание к самоорганизации, определяя её как одно из наиболее востребованных в ближайшем будущем качеств личности». [1, с. 88]

Согласно словарю-справочнику по возрастной и педагогической психологии, самоорганизация — деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга. [2] Самоорганизация показывает нам, насколько человек является зрелым для того, чтобы активно создавать себя как личность.

Основной особенностью подросткового возраста является проявление мощного подъема жизнедеятельности и глубокой перестройки всего организма. В этот период протекает не только физическое развитие человека, но также и интенсивное формирование личности, наблюдается энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Притом, говоря о возрастных особенностях психики, то они отличаются широкой вариативность, основой которой являются разные индивидуальные варианты конкретных условий жизни и деятельности обучающегося, его воспитания и обучения.

Сущность самоорганизации заключается в умении создавать благоприятные условия вокруг себя для полноценной жизнедеятельности, умение расставлять приоритеты. Для того, чтобы стать самоорганизованным необходимо иметь высокий интеллект, силу воли, уметь контролировать свои эмоции и сиюминутные желания и так далее. Внутри любой социальной группы также происходит самоорганизация. Это становится возможным благодаря правильному распределению социальных ролей. В группах подростков самоорганизация зависит и от умения взаимодействовать между собой. И поскольку подростки только учатся это делать, они ищут и познают себя, возможны проблемы с самоорганизацией.

Образовательные учреждения играют большую роль в развитии навыка самоорганизации и воспитании взаимоотношений в группах подростков. В зависимости от типа учебного учреждения существуют различные методы развития данного навыка. Главным в формировании навыка самоорганизации является педагог. От его способности организовать учебный и внеклассный процесс зависит уровень сформированности самоорганизации у подростков. Кроме этого, педагог должен активно взаимодействовать с родителями. Сформировать навык самоорганизации у подростков можно путём организации внеклассных мероприятий, в том числе различных секций и кружков, организации дней самоуправления, поощрение вне учебных достижений, в том числе спортивных и так далее.

Следует обратить внимание на то, как обстоит ситуации в РФ с нормативно-правовой базой, регулирующей сферу деятельности учебных учреждений. Одним из важных нормативно-правовых актов являются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Из 12 существующих приказов Минобрнауки о ФГОС, регулирующих деятельность образовательных учреждений. Для полноценности затронем три приказа Минобрнауки ФГОС начального (1–4 класс), основного (5–9 класс) и среднего (10–11 класс) общего образования.

Так в пункте 19.6 3 главы ФГОС начального общего образования развитие навыка самоорганизации входит в перечень планируемых результатов реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [3, с. 18].

Пункт 10 2 главы ФГОС среднего общего образования говорит о том, что навык самоорганизации является следствием результата изучения дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся. [4, с. 24]

При изучении ФГОС очень странным выглядит, что в стандартах среднего общего образования не заложено развития навыка самоорганизации. Это является крупным пробел в развитии навыка самоорганизации у подростков 5–9 классов. Единственное, что можно было бы соотнести с развитием навыком самоорганизации, написано в 10 пункте 2 главы ФГОС основного общего образования.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. [5, с. 6–7]

Таким образом, сегодня приоритетным для развития навыков самоорганизации в учебных учреждениях будет создание проработанной и обновлённой нормативно-правовой базы. И если судить по последним данным, то обновления уже начинают появляться. Так Минпросвещения в течении месяца проводило общественное обсуждение с привлечением 5000 экспертов по проекту новых ФГОС. [6]

Литература:

  1. Шемереко, А. С. Формирование способности к самоорганизации у старшего дошкольника / А. С. Шемереко, В. Э. Черник // Учёные записки Забайкальского государственного университета. — 2019. -№ 1. — С. 88–97
  2. Гамезо М. В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / ред. М. В. Гамезо. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — С. 127
  3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. От 22.09.2011 № 3257) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» — URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=nach (дата обращения 10.05.2019)
  4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 413 (ред. от 29.12.2014 № 1645) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» — URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=sred (дата обращения 10.05.2019)
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1984 (ред. от 29.12.2014 № 1644) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» — URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=osnov (дата обращения 10.05.2019)
  6. Российская газета — URL: https://rg.ru/2019/05/14/novye-proekty-shkolnyh-standartov-ocenili-bolee-piati-tysiach-ekspertov.html (дата обращения 15.05.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): развитие навыка самоорганизации, самоорганизация, общее образование, группа подростков, начальное общее образование, основное общее образование, познавательная деятельность, умение.


Похожие статьи

Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение...

Все эти качества объединяет общее понятие — самоконтроль. На основании проведенного исследования разработано и проводится

Библиографическое описание: Галкина М. В. Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение в личностно-профессиональном...

образовательный процесс, умение, общее образование...

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность, социальный опыт, современное образование, воспитательный процесс, основное общее образование, личностный результат обучения...

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

Ориентация содержания современного образования на развитие и формирование личностных качеств учащихся, а также опыта осуществления учащимися различных видов деятельности (учебной, познавательной, практической, творческой), определили актуальность...

Модель формирования предметных компетенций учащихся...

Ключевые слова: предметные компетенции, модель, учащиеся, основное общее образование, цель, задачи, подходы, принципы

Созданная модель даёт целостное представление о формировании предметных компетенций учащихся в системе основного общего...

Готовность к самообразованию как ключевое личностное качество...

Образование, учеба и молодежь, «умения учиться» определены как одни из ключевых компетентностей в ЕС. Дать ученикам не только знания и не столько знания, а прежде всего сформировать у них умение и навыки самообразовательной деятельности, умения...

Формирование учебной деятельности младших школьников

2004г. Питаренко «Приёмы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников» Начальная школа 2005г. № 9.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования, приводящие к образованности и компетентности ученика в определенной сфере.

Средства и методы формирования универсальных учебных...

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют, как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности...

Актуальность самостоятельной работы школьников...

Образование уже сейчас должно дать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы...

Похожие статьи

Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение...

Все эти качества объединяет общее понятие — самоконтроль. На основании проведенного исследования разработано и проводится

Библиографическое описание: Галкина М. В. Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение в личностно-профессиональном...

образовательный процесс, умение, общее образование...

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность, социальный опыт, современное образование, воспитательный процесс, основное общее образование, личностный результат обучения...

Отличие самостоятельной деятельности учащихся от...

Ориентация содержания современного образования на развитие и формирование личностных качеств учащихся, а также опыта осуществления учащимися различных видов деятельности (учебной, познавательной, практической, творческой), определили актуальность...

Модель формирования предметных компетенций учащихся...

Ключевые слова: предметные компетенции, модель, учащиеся, основное общее образование, цель, задачи, подходы, принципы

Созданная модель даёт целостное представление о формировании предметных компетенций учащихся в системе основного общего...

Готовность к самообразованию как ключевое личностное качество...

Образование, учеба и молодежь, «умения учиться» определены как одни из ключевых компетентностей в ЕС. Дать ученикам не только знания и не столько знания, а прежде всего сформировать у них умение и навыки самообразовательной деятельности, умения...

Формирование учебной деятельности младших школьников

2004г. Питаренко «Приёмы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников» Начальная школа 2005г. № 9.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования, приводящие к образованности и компетентности ученика в определенной сфере.

Средства и методы формирования универсальных учебных...

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют, как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности...

Актуальность самостоятельной работы школьников...

Образование уже сейчас должно дать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы...

Задать вопрос